12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Маргарита Анатольевна Чаркова51
Россия, Пензенская обл., Никольск, Пензенская область
3

Применение технологий «Инновационные технологии на уроках литературного чтения в начальной школе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №4" города Никольска

Инновационные технологии на уроках литературного чтения в начальной школе с использованием приемов и методов технологии критического мышления

(из опыта работы)

Чаркова Маргарита Анатольевна
 учитель начальных классов
 высшей квалификационной категории
 МБОУ СОШ №4
 г. Никольск
 Пензенская область

Никольск

2018 г.


 

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Китайская мудрость.

«Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, - все, что может сделать учитель, это указать дорожки». Р. Олдингтон


 

Современная российская школа находится в сложном периоде поиска. В настоящее время возникает очень много вопросов и споров по поводу организации учебной деятельности. Как бы мы ни изощрялись, урок, придуманный Яном Амосом Коменским 400 лет назад, остаётся! Существуя несколько столетий, урок не мог трансформироваться. Урок, проведённый в школе, является показателем определённой культуры.

Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего. Вопрос качества, а значит, современности урока волнует всех. Учёные замечают: «Чем выше интерес и активность учеников на уроке, тем выше и результат занятия». «Эффективность» в переводе с латинского – «эфектос» означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий, т.е. полезность для развития каждого ребёнка. Способность к самоорганизации в решении учебных задач, прогресс в личностном развитии, умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий – основные критерии деятельности учеников на современном уроке.

В основе нового стандарта образования лежит системно - деятельностный подход, основой которого стало давно известное, но сегодня открываемое заново учение российского ученого Льва Выготского об активной роли учащихся в процессе «построения» знаний. Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Дети «открывают» новые знания сами, в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Преимуществом данного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями. Системно- детельностный подход на уроках осуществляется через анализ жизненных ситуаций и моделирование, посредством использования активных и интерактивных методик обучения, участия в проектной, исследовательской деятельности, через вовлечение учащихся в оценочно-дискуссионную, игровую, рефлексивную деятельность, что обеспечивает свободный поиск подхода к решению учебной задачи.

Системно-деятельностный подход, как педагогическая технология, может использоваться на любом предмете. Для достижения учеником желаемых целей и результатов в системно-деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков:

Урок открытия нового знания; 2. Урок рефлексии; 3. Урок построения системы знаний; 4. Урок развивающего контроля.

Важной характеристикой системно - деятельностного подхода в работе педагогов является то, что он осуществляется на различных этапах урока. На этапе самоопределения к учебной деятельности и актуализации знаний создается проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем. На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности. На этапе включения нового знания в систему и повторения используется индивидуальная работа, организуется индивидуальная ликвидация пробелов в знаниях учащихся на основе самоконтроля и взаимоконтроля. Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности.

Конечно же, хочется, чтобы урок был интересным, ведь интересный урок – это активизация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и взаимодействие друг на друга. Что может помочь сделать урок ярким, эмоциональным, способным вовлечь каждого ученика в процесс самостоятельного поиска, возбудить у учеников интерес к предмету, желание познания? Как научить школьника работать самостоятельно и в коллективе, высказывать свою точку зрения и учитывать чужую, размышлять и задавать вопросы? Получить ответы на эти вопросы и достичь высоких результатов помогают методы критического мышления. Что такое «критическое мышление»? Это мышление активное, конструктивное, самостоятельное и…список можно продолжить.

На своих уроках я очень часто использую вышеперечисленные приемы и методы работы. Стараюсь построить урок таким образом, чтобы ученики самостоятельно определили тему урока. Создаю проблемные ситуации, прошу сделать вывод и задавая наводящие вопросы направляю ребят на главные цели урока. Учебный труд, как и всякий другой, интересен еще и тогда, когда он разнообразен. Можно привести множество примеров использования приемов, методик, технологий преподавания на уроках математики, русского языка и окружающего мира. Но считаю, что особое внимание в начальной школе стоит уделять урокам литературного чтения. Литературное чтение – важнейшее звено в развитии младших школьников.   Основная цель уроков литературного чтения - помочь ребёнку стать читателем: обогатить читательский опыт, развить читательский интерес, подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы.

Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературного чтения сводилась к формуле «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации, её использованию. Задача учителя – развивать у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы учащихся, служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, но и являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.

Практика показывает, что эффективность и результативность обучения школьников читательской грамотности зависит от продуманного алгоритма работы на уроке. Нетрадиционные приемы, стратегии и принципы обучения, такие, как: управляемое чтение, диспут и дискуссия, управляемое воображение, обучение в диалоге, новые формы педагогического общения «учитель-ученик», «ученик-учитель», «ученик-информация» и др. оказывают благоприятное воздействие на развитие читательской активности. Учитель вправе корректировать эту систему в соответствии с темой урока, целевыми установками, уровнем подготовленности класса. На формирование читательской грамотности влияет выразительное чтение вслух текстов разных типов, жанров и стилей. Использую разные виды чтения: просмотровое, ознакомительное, углубленное. Для этого использую различные приёмы: чтение слоговых таблиц в 1 классе, про себя, хором, по рядам; речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной интонацией (Прочитай весело, задорно, с вопросительной интонацией, утвердительно, удивленно или скороговоркой, разным темпом (ускоренным, замедленным, усилением темпа, переходом на шёпот).

Для развития концентрации внимания использую следующие упражнения:

«Осмысленное чтение с отвлекающим эффектом». Учащиеся получают различные печатные тексты. Хорошо читающий ученик читает рассказ. В это время все ребята вычёркивают заданные буквы в своих текстах, строго двигаясь по строке слева направо. Одновременно они внимательно слушают ученика, чтобы затем ответить на вопросы.  Затем проводится взаимопроверка вычеркнутых букв и фронтально производится проверка осмысления текста по вопросам.

«Ловушка». Читаю текст и пропускаю одно слово или заменяю некоторые слова. Дети должны услышать и вставить слово, или подобрать слова, подходящие по смыслу.

Предлагаю детям восстановить логическую последовательность текста. Учащиеся получают в конверте отрывки рассказов, статьи из газет и журналов, разрезанные на смысловые части или на предложения. После чего восстанавливают логическую последовательность теста. Такой вид работы провожу как индивидуально, так и в парах и по группам.

Сформировать сознательного читателя-ребенка – совсем непростая задача, стоящая перед начальной школой. Но прежде чем книга «заговорит» с ребенком, он должен «оценить» её. Вот на этом этапе применяю прием антиципации (догадки, мысленного предвосхищения). Применяется на этапе подготовки к восприятию литературного произведения, в ходе первичного восприятия текста. Например, перед чтением рассказа Н. Носова «Федина задача». задаю такой вопрос «Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чём он?» Это важный момент подготовительного этапа, способствующий повышению активности и осознанности детей при работе с новым произведением – предопределение учащимися содержания произведения по его названию, иллюстрации, фамилии автора и новым словам, с которыми дети знакомятся до чтения произведения. После прочтения произведения происходит бурное обсуждение прочитанного. Проверка правильности предположений детей тесно сливается с проверкой первичного восприятия, во время которого ученики не только высказывают впечатления о прослушанном произведении, но и проверяют свои прогнозы. Задавая вопросы по ходу чтения, вовлекаю детей в процесс «вчитывания» в текст. Этот приём учит вниманию к слову. В данном случае показываю, что из себя представляет «диалог с автором».

Очень часто использую тексты, разработанные по стратегии чтения с прогнозированием (остановками), или управляемого чтения. Стратегия управляемого чтения - одна из стратегий диалогового обучения. Сущность стратегии заключается в общении с текстом, в использовании особых приемов постижения изучаемого материала. Одной из ценных сторон данной стратегии является формирование умения «включать» воображение при изучении разных предметов. Управляемое чтение можно рассматривать как один из путей развития зрительного и эмоционального читательского воображения, формирования личностного отношения к тексту. Цель управляемого чтения - формирование у учащихся умения самостоятельно ставить вопросы, и находить ответы на них в самом тексте. Тексты для этой работы печатаются заранее с остановками (разрывами). Остановки делаются в тех местах, где у читателя может возникнуть предположение, вопрос. Вопросы и задания после чтения фрагмента текста, сформулированные учителем, должны побуждать учащихся к действию, выдвижению гипотезы, ставить их в активную позицию, возбуждать внимание и познавательный интерес, создавать условия для соотношения получаемой информации с уже имеющимися знаниями и жизненным опытом; создавать свою версию ответа и направленно искать при дальнейшем чтении ее подтверждение или опровержение.

Содержание вопросов заслуживает особого внимания. Зачастую учитель пользуется фактологическими вопросами, требующими лишь воспроизведения ранее полученных фактических знаний. Такие вопросы связаны с усвоением терминологии, различных понятий, определенных фактов и исторических сведений, дат, имен и др. Несомненно, вопросы такого характера имеют важное значение и занимают определенное место на уроке. Иную функцию выполняют на уроках открытые вопросы. Это вопросы, проявляющие позицию учащихся, вопросы нравственного выбора, концептуальные вопросы, позволяющие анализировать, сравнивать, размышлять. Вопросы, которые я составляю для управляемого чтения, носят открытый характер. Проверкой того, является ли вопрос открытым, может служить реакция учащихся: если после ответа на вопрос одного ученика все остальные опускают руки и у них нет желания дать другой вариант ответа, то такой вопрос, скорее всего, является фактологическим. Открытый вопрос предполагает наличие различных ответов.

Идею системно – деятельностного подхода на уроках чтения позволяет реализовать достаточное количество творческих заданий. Дети пробуют свои силы в поэтическом творчестве, сочиняют небылицы и загадки, придумывают рассказы по иллюстрации и заданным вопросам, подбирают фразеологизмы, давая характеристику героям, учатся высказывать своё мнение…Учащиеся сравнивают содержание произведений (Например:1 класс по УМК «Школа России» русская народная сказка «Рукавичка» и сказка «Теремок», Сравниваются названия, героев и содержание сказок) Во 2 классе дети производят сравнение разных по жанру произведений. (Басни и сказки о животных.) Все данные дети фиксируют в таблице.

Приём «Кластер» - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди». «Грозди» - графический приём систематизации материала. Правила очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре – это наша тема, вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы, от планет – спутники. Система кластеров охватывает большое количество информации.

При обобщении разделов по программе очень хорошо подходит следующая стратегия: «Карта концепции». Она основана на ассоциативном мышлении, когда какая-либо идея способна вызвать и развить другую. Особенно результативно составление карты концепции в случаях, когда имеется большая информация. Составление плана концепции может быть предложено как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Учащимся предлагается тема, которую они знают хорошо или достаточно хорошо. Далее учащиеся составляют перечень слов, ассоциирующихся с темой. Записываются все слова, предложенные учениками, не исключается и не отвергается ничего. Может даже случиться, что вам предложат слова, никаким образом не связанные с темой, не отвергайте, запишите. Потом, во время работы, учащиеся сами придут к тому, что эти слова лишние. После того, как полностью составлен перечень слов, предложите ученикам разбить их на определенные категории по определенным связям. В процессе работы можно расширить ту или иную категорию, или даже изобрести новую, а можно от чего-то оказаться. На заключительном этапе этой работы учащиеся самостоятельно составляют карту концепции. Эта карта может выглядеть в виде таблицы, рисунков и т.д.

Главная задача представить схематично собственную концепцию данной темы, то есть прийти к новым знаниям в контексте знаний, уже приобретенных ранее. Не следует путать эту стратегию с разбивкой на кластеры, которая является лишь первой ступенькой к составлению карты концепции. Требуется не просто сгруппировать материал, но сгруппировать его в соответствии с собственной концепцией, установив сильные и слабые связи между различными частями информации. Другой сильной стороной стратегии является совместная работа учащихся. В процессе обучения дети ищут общения друг с другом. В общении легче возникают идеи, совершаются пусть маленькие, но доставляющие огромную радость открытия.

Пример составления карты концепции по теме «Творчество А.С Пушкина».

Первый этап: Задайте вопрос учащимся: «Что вы знаете о Пушкине?»

Второй этап: Учащиеся предлагают вам, например, перечень следующих слов:

Сказки, дуэль, няня, Гвидон, золотая рыбка, гений, старик, Дантес, царь Салтан, стихи, природа, Москва, Россия, Арина Родионовна, поэт, Петербург, Царскосельский лицей, Царское Село, театры, балы, с. Михайловское, береза, литература, ссылка, Болдино, кот ученый, кудри, калитка, деревня, смерть, любовь, Родина, просторы, старуха, корыто, трагедия, талант, свобода, гибель, Сибирь, Балда, Царь Салтан, золотой петушок и т.д.

После категориального анализа составляется карта концепции, которая может выглядеть так:

Все записанные ранее слова распределяются по подходящим категориям.

Т-схема - Графический организатор для представления аргументов и контраргументов. Позволяет классифицировать, оценивать, систематизировать информацию. Схема состоит из бинарного вопроса или вопроса, на который могут быть даны противоположные ответы, и двух колонок, отражающих отношения противопоставления: «да» - «нет», «достоинства» - «недостатки», «за» - «против», «плюс» - «минус», «черное» - «белое» и т.д. Схема помогает учащимся подготовится к дискуссии, обсуждению.

Шаги составления Т-схемы:

1. Сформулировать и записать бинарный вопрос.

2. Под вопросом разделить лист тетради на две части (две колонки). В одной записать «да», в другой- «нет» и т.д.

3. Не занимая никакую позицию, записать одинаковое количество аргументов) доводов, доказательств, фактов) в каждую колонку.

4. Обсудить записи в парах.

Например:

Лягушка-путешественница:

Достоинства                                           Недостатки

1.

2.

3.


 

Приём таблица «ЗХУ» (Знаем, хотим узнать, узнали)

Литературное чтение, 3 класс, «Л. Н. Толстой «Лев и собачка».

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать.

- Произведение «Лев и собачка» написал Л. Н. Толстой

- Это рассказ;

- Главные герои, судя по иллюстрации, стали друзьями;

- Внешность, жесты, повадки;

- Отношения;

- Обстановка, в которой находились;

- Поведение;

- Поступки;

 

Одним из любимых методов у моих учеников стал «Зигзаг» или «Мозаика». Складывание общей картинки из отдельных фрагментов (пазлов). Это прием обучения сообща. Чтение текста учащимися по частям т проработка всего текста в малой группе. Ситуация, когда ученик учит ученика. В подготовительную деятельность учителя входит подбор текста, разбивка его на части. Затем учащиеся объединяются в малые группы (3-4 человека). Количество человек в группе должно соответствовать количеству частей, на которые разделен текст. Каждый член группы прорабатывает свою часть текста. Те учащиеся, которые работали с одной и той же частью текста в разных группах, после прочтения его индивидуально, собираются в одну группу, чтобы еще глубже проработать свою часть и продумать пути его представления в своей «родной» группе. После возвращения всех участников в «родные» группы ученик учит ученика, то есть знакомит со своей частью текста. После такой работы все члены группы должны хорошо усвоить текст целиком.

Для осмысления и резюмирования информации, требующим точного отбора языковых средств отлично подходит написание «Даймонда». Данный прием является примером дальнейшего развития стратегий критического мышления. Даймонд – это своеобразное стихотворение, которое пишется по определенным правилам. В переводе с английского обозначает «бриллиант», так как готовое стихотворение напоминает бриллиант по своим очертаниям. Даймонд может состоять из семи или девяти строк. В начальной школе наиболее актуально использовать даймонд из семи строк. В любом даймонде первая и последняя строчка представляет собой существительные антонимичные друг другу.

1 строка – существительное

2 строка – два прилагательных, описывающих это существительное

3 строка – три глагола, относящихся к этому существительному

4 строка – четыре существительных: два из них относятся к первому существительному, два - ко второму или смысловая строчка, относящаяся и к первому и ко второму существительному

5 строка – три глагола, относящиеся ко второму существительному

6 строка – два прилагательных, описывающих второе существительное

7 строка – существительное – антоним

День 

 яркий, радостный

 сияет, обогревает, обнадеживает 

 рассвет, солнце, тени, закат 

 охлаждает, настораживает, приближается

 загадочная, темная 

 Ночь.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить учащимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Также положительно растет динамика техники чтения, развивается речь младших школьников. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса. Отсутствие же интереса у школьников, является показателем серьезных недостатков в организации обучения.

Стремитесь к тому, чтобы ваши уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Предоставьте детям возможность стать активными участниками, а не пассивными слушателями. Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски!

Опубликовано


Комментарии (2)

, 14.06.18 в 20:23 0Ответить Пожаловаться
Маргарита Анатольевна, спасибо за материал, буду коллегам рекомендовать.
Маргарита Анатольевна Чаркова, 15.06.18 в 07:53 0Ответить Пожаловаться
Наталья Николаевна, буду рада, если пригодится в работе! Спасибо за отзыв!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.