Статья «Интеграция детей с ОВЗ в пространство общеобразовательной школы МОУ СОШ №2 г. Усть-Кут»
Идея адаптивной школы опирается на один из главных принципов государственной политики в области образования: общедоступность образования, адаптивность системы к уровням развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Коллектив МОУ СОШ №2 города Усть-Кута работает в режиме развития по программе: «Адаптивная школа как пространство самореализации личности, ориентированной на успех».Значительный опыт работы педагогов школы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обусловил участие педагогического коллектива в инновационном проекте «Обеспечение доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья» в рамках областного мегапроекта «Развитие инновационного потенциала субъектов региональной образовательной деятельности как условие достижения нового качества образования в рамках президентской инициативы «Наша новая школа»» В статье представлен опыт работы школы по разработке и практической реализации проекта: «Интеграция детей с ОВЗ в пространство общеобразовательной школы» как одного из модулей программы развития школы в рамках констатирующего эксперимента.
В последнее время на фоне снижения общего количества детей, растет число нездоровых психически и физически незрелых детей, которые нуждаются в специализированной помощи врачей, педагогов и психологов. Увеличивается запрос на предоставление образовательных услуг в условиях общеобразовательной школы детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Коллектив МОУ СОШ №2 города Усть-Кута работает в режиме развития по программе: «Адаптивная школа как пространство самореализации личности, ориентированной на успех». Идея адаптивной школы опирается на один из главных принципов государственной политики в области образования: общедоступность образования, адаптивность системы к уровням развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
Школа старается максимально адаптироваться к обучающимся с их индивидуальными способностями и потребностями, в отличие от традиционной школы, стремившейся приспособить ребенка к своим требованиям. Развитие адаптивной образовательной среды ориентировано на дифференцированное включение ребенка в систему школьного образования в зависимости от его особенностей, состояния здоровья и обеспечивает адаптацию к интеллектуальным и физическим нагрузкам, социальное и профессиональное определение школьника.
Ежегодно в период адаптации первоклассников выявляются дети, имеющие проблемы в развитии через изучение медицинских карт обучающихся, бесед с родителями, организованного наблюдения, логопедического обследования. Педагогом-психологом определяется группа «риска» детей. Она отслеживается по двум диагностическим методикам:
1. Диагностико-прогностический скрининг (Е. Екжанова).
2. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе Л.М.Ковалёвой.
Обе методики позволяют оценить с достаточно высокой степенью надёжности у детей уровень развития зрительно-двигательных навыков, фонематического слуха, внимания, сформированности навыков самоконтроля, планирования и организации к произвольной деятельности.
Анализ полученных в ходе обследования результатов показывает, что выделяются три группы детей из общего числа.
1-я группа – коэффициент дезадаптации (далее по тексту КД) от 0% до 14%,
в эту группу входят хорошо адаптированные дети.
2-я группа – КД от 15% до 30%, свидетельствуют о средней степени
дезадаптации.
3-я группа – КД выше 30%, это «группа риска», в ней мы выделяем две подгруппы:
Подгруппа А, где КД 31%-40% - это серьёзная степень дезадаптации.
Подгруппа Б, где КД 41% и выше, это дети, как правило, нуждающиеся в консультации психоневролога.
Третью группу (подгруппа А, подгруппа Б) мы называем «группа риска». У таких детей в начале учебного года наблюдаются множественные нарушения в различных сочетаниях. Без целенаправленной работы с данными детьми учителя, психолога, социального педагога в контакте с родителями, иногда ещё логопеда и психиатра, практически невозможно надеяться на успешную адаптацию.
Поэтому обучающиеся определённой нами группы «риска» проходят через процедуры психолого-медико-педагогического консилиума (школьный уровень), консультации детского врача психиатра (городской уровень), и психолого-медико-педагогической комиссии (областной уровень, далее ПМПК).
По итогам ПМПК родителям обучающихся предлагается лечение психофизических отклонений; при согласии родителей (лиц, их заменяющих) обучение на дому, дублирование программы, обучение ребенка в классах СКК VII вида и VIII вида.
При серьёзных физических и психических отклонениях в здоровье родителям детей с проблемами в развитии предлагается оформить инвалидность.
Ежегодно в школе проводится экспертиза и подготовка пакета документов на обучающихся начальной школы, проходящих ПМПК. По итогам ПМПК родителям обучающихся предлагается лечение психофизических нарушений, обучение в специальных – коррекционных классах VII и VIII вида, обучение на дому, дублирование программы. При серьезных физических и психических отклонениях здоровья, родителям рекомендуется оформление инвалидности этим детям. С детьми, имеющими проблемы в развитии, в школе работают, 2 педагога – психолога, логопед, социальный педагог, педагог – дефектолог.
2009 2010 учебном году в школе обучалось 496 детей, из них 97 (19,5%)- с трудностями в развитии. Основная часть этой категории обучалась в 4 специальных коррекционных классах VII и 5 специальных коррекционных классах VIII вида. Часть обучалась инклюзивно, в общеобразовательных классах и на дому. В конце 2009 года, в микрорайон нашего ОУ переведено социальное учреждение «Сокол» - реабилитационный центр временного содержания детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
В 2010 – 2011 году из общего количества обучающихся – 491 человек, 119 (24%) составили дети с ОВЗ. Число специальных коррекционных классов увеличилось: СКК VII вида – 4, СКК VIII вида – 6 классов.
В 2011 – 2012 учебном году эта тенденция сохраняется. При составлении учебного плана общеобразовательного учреждения, было определено: общее количество обучающихся – 471 человек. Дети с ОВЗ – 124 (26%) человека, количество специальных коррекционных классов возрастает до 12, шесть СКК VII вида и соответственно шесть СКК VIII вида.
Сто двадцать четыре ребёнка (по данным школьного фельдшера) состоят на диспансерном учете, из них 66 это дети, имеющие проблемы в обучении и развитии.
В школе шестнадцать детей – инвалидов, из них десять посещают занятия в школе, а шесть получают образование в форме домашнего обучения (занятия, преподаватели проводят непосредственно по месту проживания).
У школьников процесс личного развития отягощен одним или несколькими неблагоприятными факторами биологического, социального, психологического и педагогического характера, которые снижают результативность образовательной деятельности и усугубляют проблему социальной и социально психологической дезадаптации ребенка. Отсутствие или несвоевременное осуществление специальной коррекционно – педагогической помощи может привести к серьезным и даже необратимым последствиям.
Педагогический анализ, проведенный на основе профессиональных затруднений педагогов по проблеме обучения детей с особыми образовательными потребностями, дают основание сделать вывод о том, что часть педагогов школы испытывают трудности психологического характера в процессе работы с данной категорией обучающихся. Учителям не хватает знаний в технологиях обучения и воспитания этих детей, так как перестают действовать традиционные способы решения образовательных задач на разных возрастных этапах. Не в полной мере скоординированы усилия специалистов по медико - психолого – педагогическому и социальному сопровождению ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Анализ исходного состояния проблемы и тенденция к осту обучающихся с ОВЗ в нашем ОУ, определили одно из приоритетных направлений и обусловили решение педагогического коллектива принять участие в региональном конкурсе проектов в номинации: «Обеспечение доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Название школьного проекта: «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в пространство общеобразовательной школы».
Ведущая идея: Обеспечение равного доступа к получению образования в образовательном учреждении и создание необходимых условий для социальной адаптации всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.
Цель: Построение в образовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Круг основных активных участников проекта: обучающиеся с проблемами в развитии, их родители, учителя, социальный педагог, педагог-организатор, фельдшер школы, педагоги-психологи, администрация школы.
Срок реализации: 2009-2014 годы
В работе по реализации проекта, выделяют следующие этапы и направления деятельности:
Первый этап (ноябрь 2009 год – август 2010 год) – проектный, целью данного этапа является анализ существующей ситуации в обучении детей с проблемами в развитии в школе, разработке проекта, определении приоритетных направлений, основных педагогических идей, подготовке условий для организации деятельности. Необходимо было сформировать пакет нормативных документов, организовать работу междисциплинарной команды специалистов (логопед, фельдшер, психолог, учителя предметники, администрация школы). Организовать курсы повышения квалификации учителей через систему дистанционных курсов и курсов повышения квалификации ИПКРО.
Второй этап (сентябрь 2010 год- август 2013 год) – практический (поисково – преобразовательный), цель второго этапа, реализация проекта, внесение коррективов в план работы. Второй этап более продолжительный и поэтому делится на отдельные блоки:
- образовательный (разработка индивидуальных маршрутов обучающихся, организация работы практикумов, консультаций для родителей по организации развития и обучения детей, проведение семинаров, разработка спецкурсов по допрофессиональной подготовке, выбору профессий);
- коррекционно – развивающий (ранняя профилактика различных отклонений в развитии ребенка, психологическое сопровождение образования детей с различными нарушениями и отклонениями в развитии, выявление и изучение причин, мешающих успешному развитию и общению школьников с целью оказания своевременной помощи; снижение уровня тревожности у родителей; приобщение педагогического коллектива, учащихся и их родителей организации психологически безопасной среды для детей с ОВЗ);
- здоровьесберегающий (мониторинг состояния здоровья детей с ОВЗ; консультации родителей по вопросам организации рационального питания, режима дня; тренинги по снятию нервно – психического перенапряжения; организация работы специальной медицинской группы по физической культуре для детей с ОВЗ; мероприятия по профилактике заболеваний);
- воспитательный (включение обучающихся с ОВЗ в общешкольные КТД, акции, спортивные соревнования, творческие конкурсы наравне с их сверстниками; участие в творческих конкурсах; профилактика отклоняющегося поведения; разработка воспитательных программ для детей с ОВЗ).
Третий этап (сентябрь 2013год – сентябрь 2014 год) – рефлексивно обобщающий, целью данного этапа является обобщение позитивного опыта реализации проекта (анализ и систематизация материалов проекта, предоставление результатов на педагогическом совете).
Данный проект востребован всеми участниками образовательного процесса, так как дети с особенностями в развитии нуждаются в своевременной квалифицированной помощи специалистов; родителям необходимо получить необходимые знания по развитию и воспитанию своих детей, а также психологическую поддержку, уверенность в том, что и у « особенного» ребенка есть будущее; педагоги смогут повысить профессиональную компетентность и уровень личной готовности к работе с данным контингентом обучающихся. Новизна проекта заключается в создании целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья через взаимодействие трех составляющих: ребенок с ОВЗ, родители ребенка, команда специалистов.
Опираясь на основные принципы развития, заложенные в концепции модернизации Российского образования в основу нашего проекта положены принципы, отраженные в высказывании доктора психологических наук, профессора А.Г. Асмолова: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Принцип «индивидом рождаются» признает за ребенком право на существование его таким, каков он есть; признание человека как высшей ценности, ее уважение вне зависимости от успехов, развития, положения, способностей.
Принцип «личностью становятся» предполагает, что педагоги максимально содействуют развитию способности каждого ребенка осознавать свое «Я» в окружающем мире, производить осмысленный выбор своих действий и решений, предвидеть их последствия для своей судьбы и других людей. «Индивидуальность отстаивают» - предполагает процесс формирования личности ребенка у него появляется позитивное отношение к социально – культурным ценностям, на основании которых он способен выстроить свои жизненные позиции, позволяющие наиболее полно реализовать себя.
Ведущей идеей нашего проекта является обеспечение равного доступа к получению образования в образовательном учреждении и создание необходимых условий для социальной адаптации всеми без исключения детьми, независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей. Цель проекта: построение в образовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Количество педагогических работников, реализующих проект: 43 педагога, 92% педагогического коллектива. С августа 2010 года, школа является школой – лабораторией по теме проекта, что подтверждается сертификатом, выданным в соответствии с приказом Министерства образования Иркутской области от 02.11.2009 № 835 – мпр и распоряжением Министра образования Иркутской области от 03.06.2010г. № 376. Создана команда, временный научно – исследовательский коллектив (ВНИК), который был назван «Возможность». Руководителем проекта на уровне ОУ назначена заместитель директора по УВР – Кантерук В. И., на уровне УО УКМО - специалист районного методического кабинета Панина И.Ю.
Участниками ВНИК был создан и утвержден план деятельности, распределены обязанности членов ВНИК. Психологом школы, Тарасовой О.М. проведена первичная диагностика педагогического коллектива: «Определение готовности педагогического коллектива к рефлексивной деятельности в условиях эксперимента». Участниками реализации проекта были подготовлены и проведены: совещание педагогов школы, где проведено знакомство с проектом и основными направлениями деятельности по проекту; педагогический совет: «Организация образовательного процесса для детей с разными образовательными возможностями; проведены обучающие семинары: «Использование метода проекта в урочной и внеурочной деятельности» - подготовила и провела педагог - психолог школы Винокурова М.В., результатом стало активное участие педагогов и обучающихся в научно – практических конференциях школьного, районного, регионального и федерального уровня (в том числе обучающихся с ОВЗ), «Дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой» подготовила и провела заместитель директора по УВР Зоцына Ю.Ю., результатом стало использование педагогами дыхательных упражнений на физкультминутках и уроках физической культуры.
Реализуя проект, имея положительные результаты работы с обучающимися ОВЗ, педагогический коллектив представил накопленный опыт по созданию условий и организации образовательного пространства для заместителей директоров по УВР и педагогов работающих в специальных коррекционных классах. Участниками ВНИК были проведены два семинара: «Организация образовательного процесса для детей с разными учебными возможностями», «Создание благоприятных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ». Эти мероприятия получили хорошие отзывы и высокую рефлексивную оценку коллег.
Проводя анализ участия обучающихся в различных формах внеурочной деятельности, можно выделить шесть направлений, это общеинтеллектуальное, эстетическое, общекультурное, творческое, спортивно – оздоровительное, патриотическое.
Средняя численность обучающихся первой ступени в СКК 7 вида за 2010-2013 годы, составила 27 человек,из них приняли участие в:
-4 конкурсах федерального уровня: 25 обучающихся (93%);
-1 конкурсе муниципального уровня: 10 обучающихся (37%);
-8 конкурсах школьного уровня: общее число участия 192, то есть каждый обучающийся принял участие в 7 различных конкурсах.
Средняя численность обучающихся в СКК 7 вида на второй ступени за 2010-2013 годы, составила 33 человека.
Они приняли участие в:
-4 конкурсах федерального уровня: 30 обучающихся (91%);
-4 конкурсах муниципального уровня: 33 человека (100%); общее число участия 61, каждый ребенок принял участие дважды;
-9 конкурсах школьного уровня: 33 человека (100%), общее число участия 139; каждый принял участие в 4 мероприятиях.
Средняя численность обучающихся в СКК8 вида в 2010-2013 годах, составляет 59человек.
Они приняли участие в:
-4 конкурсах муниципального уровня: 13 обучающихся (22%);
-17 конкурсах школьного уровня: 59 человек (100%); общее число участия – 477.
Следовательно, каждый ребенок этой категории в среднем в течение этих лет ежегодно принимал участие более чем в 8 школьных конкурсах.
Итого, за этот период времени , 119 обучающихся с ОВЗ принимали участие:
-в 8 федеральных конкурсах: 55 человек (46%);
-в 5 муниципальных конкурсах: 84 человека (71%);
-в 34 школьных конкурсах: 119 человек (100%); общее число участия - 808.
Из этого следует, то каждый обучающийся в среднем за год принял участие:
-примерно каждый второй (50%) принял участие в конкурсах федерального уровня;
-3/4 обучающихся (71%) в муниципальных конкурсах;
-каждый обучающийся с ОВЗ принял участие более чем в 6 мероприятиях школьного уровня.
Итак, подводя итоги второго практического этапа эксперимента, можно отметить основные результаты опытно-экспериментальной деятельности коллектива МОУ СОШ №2:
-Создание нормативно-правовой базы проекта;
-Формирование пакета диагностических методик, для проведения мониторинговых исследований обучающихся, педагогов и родителей, участвующих в проекте;
-Проведение входящих (первичных ) мониторинговых исследований всех субъектов проектной деятельности;
-Формирование «медиаресурса» методического кабинета;
-Изучение теоретических основ по теме проекта и практическая деятельность (ряд методических и учебных мероприятий), направленная на определение основного целевого «вектора» каждого приоритетного направления проектной деятельности ОУ.
Наряду с положительными результатами, анализ экспериментальной деятельности по проекту позволил определить ряд проблем:
Внутренние проблемы:
-Невысокий уровень рефлексивной культуры части педагогов. Неумение осмысливать результаты собственной педагогической деятельности, предвидеть собственные успехи и предполагаемые сложности, затрудняют процесс построения и роста собственной личностной и карьерной траектории.
-«Старение» педагогического коллектива и как следствие, снижение мотивации к творчеству, к освоению новых и интересных форм методической и собственно педагогической деятельности, равнодушное отношение к перспективам личностного роста и перспективам развития ОУ.
-Слабая материально-техническая база образовательного учреждения, ограничивающая возможности работы с детьми с ОВЗ.
Внешние проблемы:
-Неготовность части учреждений дополнительного образования к работе с детьми с ОВЗ.
- Низкий материальный уровень большей части семей с детьми с ОВЗ и высокая стоимость платных образовательных услуг.
-Слабая возможность выбора дальнейшей образовательной траектории для обучающихся этой категории.
- Неготовность части родительского коллектива к совместной деятельности по образованию и сопровождению ребенка с ОВЗ –боязнь «клейма», осуждения общества и т.п.
Разработка и практическая реализация проекта, курсы повышения квалификации помогли педагогам проанализировать все знания, полученные в ходе проектной деятельности и понять систему в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Система заключается в следующем:
Психолого-педагогическая диагностика (проблема, актуальность, целеполагание)
Нормативно – правовая база
Педагогический коллектив
Ученический коллектив
Родители
1.Организация обучающих семинаров по вопросам работы с детьми с ОВЗ.
2.Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию.
3.Применение природосообразных стратегий и технологий обучения.
4.Взаимодействие с другими структурами социума для создания благоприятных условий.
1.Выявление и поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.Помощь обучающимся с ОВЗ в адаптации к школьной жизни успешной социализации и выборе дальнейшей образовательной траектории..
3.Контроль за развитием адаптивных качеств обучающихся с ОВЗ.
4.Поощрение.
5.Организация системы дополнительного образования.
1.Совместная практическая деятельность ребенка с ОВЗ, родителей и учителя.
2.Поддержка. консультативная помощь и поощрение родителей талантливых детей с ОВЗ.
3.Взаимодействие с другими структурами социума для создания благоприятных условий для адаптации и социализации детей с ОВЗ.
4.Информационная осведомлённость.
Мониторинг и диагностика
Результаты работы
Анализ результатов и постановка новой цели
Проект «Интеграция детей с ОВЗ в пространство общеобразовательной школы» реализуется по принципу констатирующего педагогического эксперимента. Что в данной дефиниции означает: метод познания, с помощью которого в естественных или искусственно созданных контролируемых и управляемых условиях, исследуется педагогическое явление, ищется новый способ решения задачи, проблемы;
Методология: эмпирические методы исследования предполагающие выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности, и позволяющие варьировать эти факторы с целью достижения оптимальных результатов
Стратегическое направление: «от практической деятельности к теоретическому осмыслению»; « метод проб и ошибок»; или « опытный путь познания»
И мы смеем надеяться, что этих «ошибок» будет не так много, а пробы окажутся по настоящему удачными!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Образование как расширение возможностей развития личности. А.Г. Асмолов. По материалам журнала «Вопросы психологии».
2. Здоровьесберегающие технологии. По материалам журналов «Здоровье детей», «Школьный психолог».
3. Г.К. Селевко. Воспитательные технологии. М.: 2005
4. О.Г. Прикот, В.Н. Виноградов. Управление современной школой. – Ростов-на-Дону, Изд-во «Учитель»2006 год Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль, 1997г.
5. Безруких М.М. Леворукий ребёнок в школе и дома.- Екатеринбург, 2003г. (серия «Психология детства: Практикум»).
6. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.- М., 1997г.
7. Кривцова С.В. Как научиться слушать друг друга.- Педология: новый век, 2001г. №4.
8. Макарьев И. Если ваш ребёнок левша.- СПб., 1995г.
9. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А. Как развивать внимание и память вашего ребёнка: Книга для детей и их родителей.- М., 1995г.
10. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет.- М., 2002г.
11. Подлиняев О.Л. Эффективная память: Учеб. пособие.- Иркутск, 2006г.
12. Снайдерс М.Ребёнок как личность.- М., 1997г.
13. Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки.- М., 1993г.
14. Шохор-Троцкая М. Не переучивайте левшу.- Наука и жизнь, 2002г., №8.
15. Тема номера: Левша.- Школьный психолог, 1999г., №7.
Федорова Людмила Ивановна
Винокурова Марина Валерьевна