Интегрированный урок по окружающему миру на тему «Как путешествует письмо?» (1 класс)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза И.Т.Краснова с. Большая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области
Интегрированный урок по окружающему миру « Как путешествует письмо»?( окружающий мир + технология)
Методическая разработка
Сорокина Наталия Михайловна 1 квалификационная категория
С.Большая Глушица 2022г.
Пояснительная записка
Вид: методическая разработка урока
Происхождение: модифицированная
Целевая аудитория: 1 класс
Цель: Познакомить с работой почты , видами почтовых отправлений.
Тип: Интегрированный урок.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с этапами путешествия письма, познакомить с работой почты, видами почтовых отправлений, научить оформлять почтовое отправление (письмо), уметь работать по алгоритму, складывание квадратной заготовки в разных направлениях;
Метапредметные:
познавательные УУД
Развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью;
формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию;
делать выводы и обобщения, развивать трудолюбие;
регулятивные УУД
Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
планировать свою деятельность на уроке;
оценивать правильность выполнения действия.
коммуникативные УУД
-уметь слушать и понимать сказанное, отвечать на вопросы.
-умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества.
личностные УУД
Формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат.
Формирование учебно-познавательных мотивов; учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.
Ознакомление с миром профессий
Развитие доброжелательности, внимания к людям
Объём: 2 урока
Используемые технологии:
Технология группового обучения( работа в микрогруппах-парах)
ИКТ технологии( демонстрация презентации)
Технология проблемного обучения( Постановка проблемного вопроса при формулирвании темы урока)
Технология трудового обучения.
Оборудование:
мультимедийное оборудование, презентация
письмо от Дедушки Мороза
учебник Плешакова "Окружающий мир", 1 класс
альбомная бумага;
ножницы, клей, кисточки, простой карандаш;
шаблоны развёртки.
Используемая литература:
А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 1 класса в 2-х частях.
https://clck.ru/32onPN
ХОД УРОКА
Орг.момент
-Прозвенел звонок весёлый.
Мы урок начать готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать
Мотивация учебной деятельности
-Наши друзья и помощники Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик недавно читали книгу. Один из героев этой книги пришёл к нам на урок. Кто же это? Давайте сложим пазл и узнаем кто же это.
(Это почтальон Печкин)
-Ребята, а в чём заключается работа почтальона?( Он разносит в почтовые ящики газеты, журналы, письма).
- Совершенно верно! Посмотрите в руках у Печкина письмо. От кого оно?( от Деда Мороза)
«Здравствуйте, дорогие ребята! А как вы учитесь, делаете ли добрые дела, слушаетесь ли родителей? 24 декабря я приду к вам на праздник – на новогоднюю ёлку. А вы пока готовьтесь к празднику: разучивайте песни и стихи. Принесу много подарков. Напишите мне письмо, кто какой подарок пожелает. Жду от вас ответа. Счастья и радости вам в Новом Году!
Ваш Дедушка Мороз»
-Ребята, напишем письмо? До праздника осталось совсем мало времени, надо поторопиться.
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.
А) Рассмотрим письмо Деда Мороза.
- Что такое письмо? Дедушка Мороз о чём нам сообщил? Кто из вас писал письмо и кому? О чём вы хотите сообщить? Что такое письмо? Где можно посмотреть точное определение? (В толковом словаре). (Письмо - написанный текст – сообщение, которое отправляется по почте. В письме можно сообщать о своих делах)
- Напишем мы письмо Дедушке Морозу, можно ли сразу отнести на почту? Что нужно, чтобы письмо смогло дойти до Деда Мороза?
Нет. Письмо должно быть в конверте с маркой. А зачем?
-Марка-это проездной билет письма, оно оплачивает его путешествие. Марки бывают разные: большие и маленькие, цветные и простые. Марки бывают очень красивыми и интересными.
Какие цифры вы видите на нижнем левом углу конверта ?
Это почтовый индекс. Слово означает "указатель". "Индекс" – состоит из 6 цифр: первые три цифры - это код города, ещё три - номер почтового отделения. Пишут индекс особыми цифрами, потому что индекс расшифровывает машина.
Чтобы правильно написать индекс, вы должны смотреть на образец.
-Найдите на левом верхнем углу слова "От кого?", «Откуда?». Здесь вы напишете адрес отправителя. А кто такой отправитель?
("Отправитель" - это тот, кто отправляет письмо.) В нашем случае – это мы.
- Найдите в нижнем правом углу слова «Кому, куда?» Здесь вы напишете адрес адресата. А кто такой адресат?
("Адресат" - это тот, кто получает письмо. Кому оно адресовано" – Дед Мороз)
- На конверте указывается адрес: имя, фамилия, название города, улица, дом, квартира, почтовый индекс.
Когда наше письмо будет готово, его можно отправить в путь.
В) Проблемный вопрос. Куда отправить письмо? И как оно путешествует?
- А нам надо это знать? Если мы не будем знать письмо наше может потеряться по дороге.
- Кто занимается рассылкой писем? (Российская почта) А кто доставляет почту? (почтовые работники)
Теперь отгадывайте загадки, это будет для вас подсказкой. (Дети по очереди отгадывают загадки, а на доске поочередно открываются окошечки).
1 загадка
Я синего цвета
Вишу на стене
И много приветов
Хранится во мне. (Почтовый ящик)
2 загадка
Все вести
Собрались вместе. (Мешок с письмами)
3 загадка
На столе на видном месте
Собирают вести вместе.
А потом его жильцы
Полетят во все концы. (Письма на столе)
4 загадка
Что за птица
Песен не поет
Гнезда не вьет
Людей и груз везет? (Самолет)
5 загадка
Полотно, а не дорожка
Конь не конь – сороконожка
По дороге той ползет
Весь обоз один везет. (Поезд)
6 загадка
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне… (Почтальон)
7 загадка
Дома из жести,
А жильцы в них – вести. (Почтовые ящики)
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.
Работа в паре. Определение последовательности в работе почты.
- Все эти предметы участвуют в путешествии письма. Сейчас у себя на парте вместе со своим соседом по парте расположите их в той последовательности, как путешествует письмо (парная работа)
1 ученик на доске определяет последовательность каждого этапа. Все остальные сравнивают со своими схемами. Какие мы молодцы. У кого всё правильно? Теперь объясним, как это происходит. Я начинаю, а вы подсказываете… (хором)
Комментарий учителя: на стене на видном месте висит синий почтовый ящик. В щёлку ящика опускает письмо отправитель. Каждый день письма вынимают. Подставит п. работник мешок, щёлкнет замочком - письма попадают в мешок. Их доставляют в почтовое отделение. Все письма на почте разбирают по адресам. На каждом письме ставят штамп с датой отправления. Потом письма отправляют в самолётах, в почтовых вагонах, на пароходах. Оттуда развозят по почтовым отделениям. Самые большие почтовые отделения называются ПОЧТАМТ. Самый большой почтамт Москвы находится на Казанском вокзале. За одни сутки там сортируют 3 миллиона писем. После это письма разносятся и развозятся по адресам почтальоны и разбрасывают их по почтовым ящикам. Так он попадают к адресату.
6. Работа с учебником.
- Заглянем в почтовое отделение. Наряду с письмами там есть и другие вещи. Они совсем не похожи на письмо. Как же они называются? О них написано в учебнике, давайте прочитаем.
Работа с учебником Плешакова "Окружающий мир", 1 класс.
Открытка – открытое письмо. Её отправляют, когда кого – то надо поздравить с праздником или с днём рождения.
Посылка - упакованная вещь в коробке, которая отправляется по почте. Там могут быть подарки, гостинцы.
Бандероль - небольшая вещь в бумажной обёртке, которая отправляется по почте. Там могут быть книги, небольшие подарки.
65 стр. Кого ещё мы видим на рисунке учебника? Какое отношение имеют голуби к почте? Выступление детей: голуби – почтальоны, бутылка – почта, гонец.
Вывод: что нового узнали? В далёком прошлом были почтальоны? Кто их заменил?
А быстро ли такое послание попадало к адресату? (нет)
Ребята, а в современное время, как еще можно отправить письмо, чтобы письмо быстро доходило? (по интернету, по электронной почте)
-Кто из вас пользуется такими письмами, поднимите руку.
Выводы: Кто отправляет письмо? (отправитель) Кто получает? (адресат) Кто доставляет почту в любую точку страны? (почтовые работники)
Читают по учебнику. Повторяет 1 ученик.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Практическая работа над проектом
- Начинаем работать над проектом.
Ребята, времени у нас так мало, а мы еще даже не начали писать ответ Дедушке Морозу. Поэтому работаем по парам.
Мы сегодня склеим конверты , в который вы положите и отправите свои письма.
Показ образца.
-Посмотрите на конверт. Он сделан на основе развертки.
-Что такое развертка?
(Развертка – развернутая на плоскости поверхность изделия.)
-Какую форму имеет развертка?
-Назовите части конверта
-Какую форму имеют клапаны конверта?
У меня на столе лежит бумага: картонная, копировальная, оберточная, альбомная. Как вы думаете, какая бумага подойдет для изготовления конверта?
Объясните свой выбор.
-Рассмотрите этапы работы по изготовлению конверта.(слайд)
-Назовите, с чего мы начнем работу?
- Какой первый этап работы?
-Что потом будем выполнять?
-Затем какой этап работы будем выполнять?
-Теперь, что будете делать, после того как загнете боковые клапаны?
-Перед нанесением клея обязательно подложите лист бумаги, чтобы не склеить основание конверта.
-И после этого, что нужно будет сделать?
-Итак, мы разобрали наш план работы. Посмотрите на слайд.
План работы:
Обвести шаблон развертки.
Вырезать обведенную деталь.
Загнуть боковые клапаны.
Нанести клей на боковые клапаны и загнуть нижний клапан.
Загнуть верхний клапан.
Какие инструменты нам понадобятся при выполнении работы? (слайд)
Как правильно подготовить рабочее место?
Вспомним правила работы с ножницами и клеем. Я буду показывать картинки, вы называете правило (слайд ).
Для того чтобы работа получилась у вас хорошей, нужно соблюдать ряд условий.
Условия работы:
- четко обведен шаблон;
- аккуратно вырезана развертка;
- нет следов клея на изделии;
- соблюдена последовательность работы.
-Приступайте к изготовлению конверта.
(После изготовления конвертов целесообразно предложить учащимся выполнить творческое задание «Напиши письмо».)
- Ребята, а теперь на листочках напишите свои новогодние пожелания, положите в конверт и заклейте его.
- Заполним с вами от кого письмо и кому оно адресовано.
Итог урока
Сегодня, ребята, мы узнали как путешествует письмо, познакомились с трудом работника почты. Труд почтальона очень нужный, но тяжелый. Поэтому на почте работает много почтальонов.
С. Я. Маршак так писал о почтальоне:
Честь и слава почтальонам, утомленным, запыленным.
Честь и слава почтальонам с толстой сумкой на ремне!