Интегрированный урок в 9 классе на тему «Михаил Васильевич Ломоносов – великий Просветитель России».
ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Елец»
Интегрированный урок
в 9 классе на тему «Михаил Васильевич Ломоносов – великий Просветитель России».
Выполнила:
Учитель русского языка
Клевцова Т.В.
Тема: «Михаил Васильевич Ломоносов – великий Просветитель России».
Цель: создавать условия для ознакомления с творчеством М.В. Ломоносова.
Задачи:
учебная – формировать у детей представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
развивающая – развивать кругозор, умение делать выводы, коммуникативные способности;
воспитательная – воспитывать в детях чувства гордости, восхищения, уважения к своей Родине.
познавательные: осознавать познавательную задачу; читать, извлекая нужную информацию;
коммуникативные: участвовать в общей беседе;
регулятивные: планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
личностные: развивать самостоятельность, умение работать в группе
воспитывать любовь к родному языку.
Форма урока:
Интегрированный урок с использованием ИКТ.
Оборудование урока: презентация; фотографии и портреты М.В. Ломоносова; выставка книг; музыкальные записи.
Оформление урока:
на доске тема урока, эпиграфы; портреты; выставка книг по данной теме.
Методические приемы: доклад обучающихся, прослушивание музыкальных произведений, разгадывание кроссворда, взаимооценивание.
Опережающие задания:
Весь класс был поделён на 3 группы, которые выполняли свои проекты.
План проекта:
краткий рассказ по биографии М.В. Ломоносова;
работа со словарями;
презентации и показ её на уроке.
Ход урока:
«Соединяя необыкновенную силу воли
с необыкновенной силой понятия,
Ломоносов обнял все отрасли просвещения.
Жажда науки была, сильнейшей страстью
сей души, исполненной страстей».
А. С. Пушкин.
I. Мобилизующий момент.
Учитель: Добрый день, ребята! Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
Дети: Да!
Учитель: Тогда вперед! Для того чтобы сегодня нам успешно выполнить все задания необходимо проделать ряд упражнений и начнем мы со зрительной гимнастики.
Зрительная гимнастика.
Интеллектуальная разминка.
Коррекционная строка (собрать её).
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»
(Объясните фразу) Слайд 1.
С этим утверждением нельзя не согласиться, потому что оно выражает историческую закономерность: люди, позабывшие о своем вчерашнем дне, не смогут учитывать его уроки и развиваться. В таком случае у них не будет прогресса, и день завтрашний ничем не будет отличаться от дня сегодняшнего.
Разгадать ребус. (Кому принадлежат эти строки) М.В. Ломоносов.
Слайд 2.
О ком будем говорить сегодня на уроке?
Правильно, будем говорить о человеке, который внес огромный вклад в развитие российской науки.
А 2021 год объявлен чего? Годом науки и технологии.
Зачем необходима эта тема?
Каждый человек должен знать и изучать прошлое своей Родины. А еще в 2021 году исполняется 310 лет со дня рождения М.В. Ломоносова.
II. Актуализация опорных знаний.
Ломоносов сделал открытия в различных науках. А в каких мы сейчас с вами узнаем.
Открытия в области литературы, поэзии:
разработал правила грамматики русского языка, составил книгу “Российская грамматика”;
Открытия в области физики:
сконструировал термометр;
Открытия в области химии:
составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;
Открытия в области астрономии:
открыл атмосферу на планете Венере;
Открытия в области географии:
разработал приборы для морского кораблевождения;
Открытия в области геологии:
теория о возникновении металлов и минералов;
Открытия в области истории:
закончен 1-ый том Российской истории.
Ломоносов – художник:
изготовил 40 мозаичных картин; в том числе “ Полтавскую битву”;
(Слайд №4-8).
В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны. Работы ученого в области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики и психологии заложили основы для развития этих наук. Он создал первую в России научную химическую лабораторию, организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке морских плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути. Многогранен не только талант Ломоносова как ученого - энциклопедиста, но и удивительна сама его личность, отличавшаяся постоянным стремлением к научному поиску, неутолимой жаждой знаний, упорством и бескорыстием в науке, самоотверженной любовью к своей стране, к своему народу, «радением за распространение наук в Отечестве», 54 года прожил.
III. Сообщение темы урока.
Как вы уже поняли по сегодняшним заданиям наш урок будет посвящён жизни и творчеству Михаила Васильевича Ломоносова.
Ученик читает. В соседстве двух морей, на родине метели,
Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден;
Снегами полюса он встречен у купели,
И пышным Севера сияньем озарен.
(Сообщение ученика) Михаил Васильевич Ломоносов родился неподалёку от города Холмогоры 8 декабря в 1711 году в деревне Мишанинской, (сегодня это село Ломоносово) Архангельской губернии Холмогоровского уезда в семье беломорского крестьянина – рыбака. С детских лет он рыбачил вместе с отцом. Много выпало испытаний на долю маленького Миши. Рос он пытливым и любознательным мальчиком. С детства любил наблюдать за северным сиянием. Всякий раз подолгу смотрел, задрав голову, удивлялся, восхищался, и в голове крутилась мысль: отчего это так?
(Сообщение ученика) В 19 – летнем возрасте тяга к знаниям привела его в Москву в славянско – греко – латинскую Академию, затем в Германию, Петербург. Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения. В числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Начал собирать свою библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так и современники. Для тех времен биография Михаила Ломоносова была весьма насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости у Ломоносова остается время на сочинение стихотворений.
(слайд 9) Динамическая пауза.
Сценка:
Михайло и ученики. Сценка. (Ведущие отступают в сторону. Входят мачеха и отец Ломоносова. Отец опирается на палку).
Мачеха( недовольно) Василий Дорофеевич, прими ты меры к сыну своему Михайле.
Отец. А что стряслось-то?
Мачеха. Да ты сам видишь, проку от него в доме никакого. Ничего не делает, только сидит да книжки свои читает. Станешь его укорять, а он уткнется в страницу, губы сожмет и молчит. Своенравный отрок да упрямый.
Отец. Права, ты конечно, только я уж и не знаю, как с ним поступить. Сама знаешь, я даже женить его хотел . Отыскал дочь у одного неплохого человека, да Михайло и слушать о свадьбе не пожелал, прикинулся больным.
Мачеха. А еще слухи ходят, будто он всех расспрашивает, принимают ли в Москве на учебу сыновей рыбацких.
Отец. Ох, неужто про Москву думать затеял?
Робко входит дьячок. Дьячок. Василий Дорофеевич, мне потолковать с тобой нужно. Мачеха. Говори, дьячок, чего тебе надо?
Дьячок. Василий Дорофеевич был я у твоего сына наставником. Превзошел меня Михайло по всем знаниям. Отпусти его с рыбным обозом в Москву.
Отец (ошарашено). Да о чем ты говоришь-то, дьячок, думай! Я думал, будет Михайло мне помощником, а ты просишь вовсе его отослать незнамо куда.
Мачеха. Пойдем, Василий Дорофеевич, женить парня надо, да и дело с концом. Семья, она от себя далеко не отпустит. Он тогда о Москве и не помыслит.(Уводит отца)
Вбегает Михаил Ломоносов.
Михаил. Ну что, удалось тебе уговорить тятеньку?
Дьячок. Нет, он и слышать о науке не захотел.
Михаил. Я так и знал. А тут еще мачеха поедом ест. Я и сам пробовал отпроситься, в ноги падал, но так ничего и не добился.
Дьячок и Михаил Ломоносов уходит.
Ведущий: Страстная жажда знаний побудила Ломоносова уйти из дома. В декабре 1730 из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Морозной ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел на себя две рубахи, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» и «Арифметику» и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Через три недели Ломоносов был в Москве, где он не знал ни одного человека.
1 ученик: Гляньте, какой дядя пришел с нами учиться! Ну и здоровый!
2 ученик: Дядь, достань воробушка!
Михайло приподнял одного из них за шиворот и, стараясь быть серьезным, проговорил:
Михайло: «Что с тобой сделать? На крышу забросить?».
1 ведущий. Больше над ним не смеялись, а как стал отвечать, на него будто на чудо стали смотреть.
1 ученик: Да он лучше учителей всё знает!
2 ученик: Посмотри, как умно говорит!
(Сообщение ученика)
Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодезия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт» и многие стихотворения Ломоносова.
В 1754 году он разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.
(Сообщение ученика) Большой вклад Ломоносов внес также в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей. Ломоносов очень любил искусство. Он увлёкся мозаикой - составлением картин из кусочков цветного стекла. Он выполнил около 40 мозаичных картин. С некоторыми из них вы сейчас познакомитесь.
Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 (15) апреля 1765 года и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.
(слайд 10)
(Ученик читает стихотворение Н.А. Некрасова «Школьник»). Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок -
Невеселая дорога...
Эй! садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь...
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь...
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.
Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый -
Не робей, не пропадешь!…
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете –
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете –
Сон свершится наяву!
IV. Продуктивная обработка информации.
Итак, продолжаем разговор о Ломоносове.
В самых различных областях раскрылся талант Ломоносова.
Благодаря ему, в русский язык вошли новые слова. А вот какие, попробуйте собрать эти слова из частей.
Работа учащихся в парах. (Дети собирают слова из частей)
Словарная работа.
БАРОМЕТР- прибор для измерения атмосферного давления.
ФОРМУЛА – комбинация знаков, выражает символическое высказывание.
ТЕРМОМЕТР- прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и так далее.
АТМОСФЕРА- газовая оболочка небесного тела.
- Ребята, а человечество сейчас использует эти понятия? Действительно, эти слова нам так хорошо знакомы, что никто не задумывается о том, что пришли они в нашу речь, благодаря Ломоносову (слайд 11)
Подводя итог нашей работе, каждой группе необходимо составить синквейн о Ломоносове.
2 группа. Слова для справок: знаменитый, учился, Ломоносов, великий, открывал, работал, делал открытия в разных областях науки, ученый.
1 существительное Ломоносов
2 прилагательных Великий Знаменитый
3 глагола Учился Работал Открывал
Фраза Делал открытия в разных областях науки
Вывод Учёный
Слайд 12.
V. Итог урока.
Ломоносов был разносторонним человеком и сделал открытия в разных областях науки, стал великим учёным. А в каком направлении пошли бы вы?
Представим себе сюжет из сказки, когда вы стоите перед большим камнем и на нём написаны пути-дорожки в разных направлениях: спорт, программирование, здравоохранение, образование, искусство, строительство, торговля, транспорт, обслуживание, другое. Какую дорожку выбрали бы вы?
1. В каких отраслях науки сделал открытия М.В. Ломоносов? (области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики и психологии заложили основы для развития этих наук.)
2. Какие черты характера помогли Ломоносову добиться таких успехов? (Наблюдательность, упорство, трудолюбие, выносливость, любознательность). Кроме того – блестящие способности и огромная тяга к учению, знаниям.
3. Востребованы ли знания эти в современном жизни?
Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место в развитии отечественной и мировой науки и культуры. Разработанные им проекты и открытия в различных отраслях научных знаний не утратили своей актуальности и востребованы в современном обществе.
Д/З. Как назвал Ломоносова А. С. Пушкин и почему?
Если вам понравилось на уроке возьмите веселый смайлик, если нет – грустный.
Литература: https://obrazovaka.ru/alpha/l/lomonosov-mixail-vasilevich-lomonosov-mikhail-vasilyevich