Интеллектуально-развлекательная игра «Числопанорама "Кто ближе. Профессии"»
Пояснительная записка
Игровые формы работы с обучающимися в последнее время становятся все более популярными. Интеллектуальные игры – это прежде всего игры, в которых успех достигается за счет умственных способностей человека. А развлекательная составляющая таких игр позволяет избежать переутомления, создавая условия для отдыха и создания позитивного настроения.
В работе с обучающимися интеллектуальные игры преследуют две ведущие цели: учебную и развивающую. Учебные цели направлены на получение новых знаний, проверку и обобщение имеющихся знаний и умений, расширение кругозора, мотивирование к самостоятельному получению знаний, изучению материала. Развивающие цели устремлены к разностороннему развитию обучающего: развитию логического мышления, творческих и коммуникативных способностей, сообразительности и наблюдательности, навыков работы в команде и отстаивания своего мнения, стратегического и тактического поведения в меняющихся условиях, активизации психических процессов и познавательного интереса.
Интеллектуально-развлекательная игра в работе с обучающимися – это прежде всего соревнование между детьми в эрудиции. Это активная форма обучения, которая позволяет проверить знания ребят в той или иной отрасли знаний и дает новые факты в интересной игровой форме. Качественные интеллектуальные игры состоят из игрового сюжета, вопросов, музыкального и художественного оформления. Интересные игры, остроумные, сложные и необычные вопросы заставляют обучающихся задуматься, проверить уровень своих знаний, стимулируют желание развивать свой интеллект с помощью самостоятельно изученного материала.
Интеллектуально-развлекательные игры востребованы детьми, так как они удовлетворяют их познавательные и социальные потребности:
- потребность в общении;
- потребность в проявлении самостоятельности;
- потребность в самореализации;
- потребность в творчестве;
- потребность в разностороннем развитии;
- потребность в отдыхе;
- потребность в самоутверждении, успехе, а также в связанном с успехом удовольствии.
Игра помогает не только заострить умственные способности, развить смекалку и умение мыслить логически, но и воспитывает чувство собственного достоинства и ответственности, дарит радость человеческого общения. Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного взаимодействия, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами, своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.
Чтобы интеллектуальная игра с обучающимися прошла успешно, необходимо соблюдать некоторые требования:
- игра должна быть интересной, увлекательной, воспитывать у обучающихся дух соперничества, учить не бояться конкуренции;
- игра не должна быть слишком сложной, чтобы обучающиеся не утратили любопытства, как и слишком легкой, на которую можно не обратить внимание. Должно быть сочетание посильности и определенной трудности - постепенное усложнение заданий;
- игра должна обеспечивать мыслительную, познавательную активность обучающихся. Для этого надо задействовать операции анализа, сравнения, сопоставления, обобщения, ведущие к активизации аналитической деятельности обучающихся;
- игра должна быть наградой и интересным моментом в жизни, а не наказанием;
- минимум зрителей – максимум задействованных;
- обучающиеся должны чувствовать, что их старания замечают, хвалят их умения и не ругают за ошибки или поражение;
- наличие четких правил, придерживаться которых следует, выполняя задания;
- наличие игрового сюжета или общей тематики;
- учитывать возрастные особенности обучающихся, степень сформированности их теоретического мышления;
- использовать двигательные упражнения при длительной игре как подсказки для поиска правильного ответа и профилактики утомления;
- применять парадоксальные вопросы для вызывания эмоциональных реакций;
- дополнительную привлекательность принесет использование игровых атрибутов (колеса, рулетки, волчка, чёрного ящика, жеребьёвки), ролей, жеребьевки;
- игра должна быть оптимальной по времени, не слишком затянутой.
Можно констатировать, что интеллектуально-развлекательная игра – это реальная деятельность, целенаправленно организуемая для отдыха, обучения и развития обучающихся, которая основывается на применении участниками игры своего интеллекта, эрудиции, умение нестандартно мыслить, применять знания, полученные на занятиях и добытые самостоятельно, в необычной для обучающихся ситуации.
Интеллектуально-развивающая игра может стать ценным средством организации профориентационной работы, вызывая интерес к вопросам профессионального выбора и построения профессионального будущего, развивая профориентационные компетенции обучающихся и активизируя их профессиональное самоопределение.
В данной методической разработке предложена методика проведения интеллектуально-развлекательной игры «Числопанорама «Кто ближе. Профессии» для обучающихся среднего и старшего школьного возраста и студентов средних профессиональных организаций.
Разработка состоит из сценария, раздаточных материалов и компьютерной презентации.
Числопанорама – это викторина с числовыми ответами. Основной идеей игры является знакомство с фактами из профессиональной деятельности различных специалистов через поиск ответов, выраженных числами.
Цель игры: стимулирование познавательной активности и интеллектуально-творческой деятельности обучающихся через популяризацию интеллектуально-игровых форм досуга.
Задачи игры:
Образовательные:
- расширить кругозор обучающихся, повысить эрудицию;
- способствовать формированию представления о мире профессий, познакомить с различными фактами из профессиональной деятельности;
- повысить познавательный интерес к разнообразию профессионального мира;
Развивающие:
- развить логическое мышление, интеллектуальные и математические способности, креативность, внимательность, сообразительность и интуицию;
- развить коммуникативные навыки, умение работать в команде, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, формировать позитивную мотивацию на работу и общение в группе;
- создать условия для самореализации, возможности проявить себя и свои возможности;
Воспитательные:
- повысить интерес к интеллектуальным формам проведения досуга;
- воспитывать уважение к членам совей команды и соперникам, тактичность в общении, умение брать ответственность за свои действия и предложения;
- формировать интерес к выбору профессий, активизировать профессиональное самоопределение.
Ожидаемые результаты игры:
- повышение компетентности обучающихся в области знаний о профессиях, приобретение новых знаний;
- реализация потенциала обучающихся, повышение собственной значимости;
- развитие умения вести диалог, слушать собеседника, излагать и аргументировать свою точку зрения, работать в команде;
- формирование активной личностной позиции, уверенности в коллективном решении поставленных задач;
- повышение мотивации к интеллектуально-игровым формам досуга;
- развитие умения анализировать информацию, сопоставлять факты, логически мыслить в условиях ограниченности времени;
- повышение интереса к самообразованию и получению дополнительной информации;
- формирование положительного отношения к ситуации выбора профессии.
Количество участников: не менее двух команд (3-8 человек), оптимально 4-5 команд.
Контингент участников: обучающиеся среднего и старшего школьного возраста (6-11 классы), студенты средних профессиональных организаций.
Продолжительность игры: 45-60 минут
Условия игры. 1) Команда, которая дала правильный или максимально близкий к правильному ответ, получает 10 баллов. 2) Нельзя пользоваться подсказками и искать ответы в Интернете.
Правила игры. В игре 8 категорий по 5 вопросов в каждом. Ответами на все вопросы являются числа. Игра сопровождается презентацией, на которой записаны вопросы и ответы.
Перед игрой команды получают листочки для записи ответов. Если листочки одинаковые, то команды подписывают вверху название своей команды. Если каждой команде выдаются листочки своего цвета, то подписывать их не надо.
Вариант 1. «Последовательный». Ведущий зачитывает вопросы последовательно один за одним. У команд есть 20 секунд, чтобы обсудить и выбрать ответ. Ответ записывается на листочке, и один участник команды передает его жюри по окончанию 20 секунд (можно и раньше). Когда все ответы собраны, ведущий оглашает правильный ответ. Жюри объявляет, у какой команды/команд был правильный ответ или наиболее близкий к правильному, и она получает 10 баллов.
В данном варианте в презентации пропускается слайд № 3 со всеми категориями. Слайды презентации перещелкиваются один за другим.
Вариант 2. «Параллельный». С помощью любого способа жеребьевки выбирается команда, которая начинает первой. Далее ведущий определяет, в какой последовательности будут отвечать команды (по кругу, по рядам и т.п.). Ведущий открывает слайд № 3 со всеми категориями. Команда выбирает категорию и номер вопроса. У команд есть 20 секунд, чтобы обсудить и выбрать ответ. Ответ записывается на листочке, и один участник команды передает его жюри по окончанию 20 секунд (можно и раньше). Когда все ответы собраны, ведущий оглашает правильный ответ. Жюри объявляет, у какой команды/команд был правильный ответ или наиболее близкий к правильному, и она получает 10 баллов. Следующий вопрос выбирает команда в соответствии с определенной ранее последовательностью.
В данном варианте в презентации перед каждым выбором нового вопроса с помощью управляющих кнопок происходит возврат на слайд № 3 со всеми категориями.
Примечание. Вместо листочков можно использовать планшеты «Пиши – стирай», на которых буду записываться ответы. По окончанию 20 секунд все команды одновременно показывают свой вариант ответа.
Итоги. В течение игры жюри фиксирует баллы каждой команды. В конце игры подводятся итоги и определяются призеры (2 и 3 место) и победитель в соответствии с набранными баллами. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Оборудование и инструментарий. Помещение, где могут рассесться команды, столы и стулья для команд, стол, стулья и ручки для жюри. Если нет столов, командам можно дать планшеты, на которых они будут записывать ответы. Компьютер/ноутбук, проектор, экран, колонки, презентация с игрой. Если команд больше 5 – микрофон для ведущего. Бланк «Сводная таблица результатов» для жюри.
Если команды будут писать ответы на листочках: небольшие листочки по количеству вопросов для каждой команды, можно использовать цветную бумагу – для каждой команды свой цвет. Ручки на команду.
Если команды будут использовать планшеты «Пиши-стирай»: для каждой команды планшет, специальный маркер.
Структура интеллектуально-развивающей игры «Числопанорама «Кто ближе. Профессии»
Приветственное слово ведущего
Представление команд и жюри
Ознакомление с правилами игры
Игра «Числопанорама «Кто ближе. Профессии»
Подведение итогов
Награждение победителей, призеров и участников
Рефлексия
Сценарий интеллектуально-развлекательной игры «Числопанорама «Кто ближе. Профессии»
1. Вступительная часть
(Заранее расставляются столы, подготавливается презентация. На столах у команд заранее лежат листочки для ответов и ручки или планшеты).
Ведущий: Добрый день, уважаемые участники сегодняшнего мероприятия. Сегодня мы предлагаем вам принять участие в интеллектуально-развлекательной игре «Числопанорама «Кто ближе. Профессии».
Сейчас вам необходимо разбиться на команды, выбрать капитана в каждой команде и придумать название команды. (Название команд фиксируется в сводной таблице результатов и передается жюри).
Хотим мы или нет, нравится нам это или нет, но числа окружают нас везде. Это различные даты: день нашего рождения и наших родных и близких, памятные для нас даты и даты из истории, даты встреч. Это ПИН-коды и цифровые пароли; номер дома и квартиры в адресе; номер автомобиля; номера телефона; время на часах, счет в любой игре и т.п. Особенно важны числа при обращении с деньгами: в магазине, банке. Числами мы пользуемся при счете предметов, денежных единиц, отсчитывании времени, календарных дней.
Без чисел нам было бы очень тяжело и даже неинтересно жить. Без них все смешается и спутается. Жизнь очень усложнится. В отношениях между людьми появится много трудностей: начиная с опозданий на работу, различные встречи и заканчивая международными конфликтами. Попробуйте сами некоторое время не пользоваться числами. Это просто невозможно! Числа имеют очень большое значение в повседневной жизни.
Не стоит забывать, что числа необходимы для очень многих профессий и специальностей. Да, наверное, ни в одной профессии нельзя без них обойтись.
Цель нашего мероприятия: интересно и с пользой провести досуг, немного размять мозговые клеточки и проверить интуицию. А также расширить кругозор в области профессий и познакомиться с различными фактами из разных областей профессиональной деятельности.
Наша игра не зря называется «Числопанорама «Кто ближе. Профессии». Все вопросы будут каким-то образом касаться самых различных профессий и ответом на все вопросы будут исключительно числа.
В игре представлено 8 категорий из разных отраслей человеческой деятельности. В каждой категории по 5 вопросов. Вам будут зачитываться вопросы, они же будут дублироваться на экране. На обдумывание каждого вопроса дается 20 секунд.
Ваша задача дать правильный ответ или близкий к нему. Команды, которые дадут правильный ответ получают 10 баллов. Если правильного ответа не будет, то 10 баллов получает команда, ответ которой наиболее близкий к правильному. Поэтому, если вы даже не знаете точный ответ, то можете поразмышлять и предположить, а какое число может быть наиболее близким к точному. В игре важны ваши знания, умения логически размышлять, а иногда и интуиция.
У вас на столе лежат листочки для ответов. Подпишите вверху каждого листочка название вашей команды (если используются цветные листочки, то подписывать не надо). По истечении 20 секунд или раньше вы должны написать ответ на этих листочках и отдать их жюри. Выберите в команде самого быстрого человека, который будет относить листочки.
Вариант 1. Вопросы будут зачитываться вам по порядку.
Вариант 2. Команда, избранная первой, выбирает категорию и номер вопроса. Далее право выбора будет у следующей за ней командой и так далее, пока все команды не получат право выбора. Потом все повторится.
Когда все ответы будут собраны, вы узнаете правильный ответ. Жюри объявит, у какой команды/команд был правильный ответ или наиболее близкий к правильному, и она получает 10 баллов.
Важное правило игры – не пользоваться подсказками и Интернетом. Поэтому прямо сейчас просим все мобильные устройства положить на центр стола или убрать в сумки / отдать сопровождающему. Если команда будет замечена в использовании Интернета, она получит предупреждение и у нее будут сняты баллы.
Побеждает команда, которая по окончанию игры наберет больше всего баллов.
За ходом проведения игры внимательно будет следить жюри, оно же будет заниматься подсчетом баллов. Позвольте представить наше жюри: _______________ .
Итак, если всем понятны условия, то мы можем начинать.
2. Основная часть
(На экране появляются вопросы. Ведущий их зачитывает, после чего включается секундомер на 20 секунд. Когда команды дали ответ, ведущий сообщает правильный ответ, а жюри называет команду/команды, которая заработала 10 баллов).
Ведущий: Напоминаем, на обдумывание вопроса у вас есть 20 секунд. Ответы не выкрикивайте, чтобы не подсказать соперникам правильный ответ или не навести их на правильные размышления.
Вопросы и ответы Категории вопросов:
|
Ведущий: Все вопросы загаданы. Пока жюри обрабатывает результаты, попрошу вас высказаться, понравилась ли вам игра. Какой факт вам запомнился?
Ведущий: Итак, жюри готово огласить результаты сегодняшнего состязания. И слово предоставляется ___________________________
(Награждение участников. Фотосессия)
3. Заключительная часть
Ведущий: Мы искренне поздравляем победителей сегодняшней интеллектуально-развлекательной игры «Числопанорама «Кто ближе. Профессии». Мы надеемся, что в такой интересной форме вы смогли почерпнуть для себя что-то новое и полезное! До новых встреч!
Ответы для жюри
Спорт
1. Сколько точек на кубике игральных костей? 21
2. Под каким номером играл Майкл Джордан? 23
3. Каков рекорд по количеству красных карточек в одном футбольном матче? 36
4. Сколько игроков, если объединить футбольную, бейсбольную и команду регби? 35
5. Сколько спортсменов было в Олимпийской сборной России в Сочи в 2014 году? 225
Музыка
6. Сколько раз Майкл Джексон попадал в книгу рекордов Гиннесса? 13
8. Сколько тональностей в музыке? 30
8. Сколько соберется музыкантов, если объединить трио, септет и квинтет? 15
9. Сколько струн у арфы? 46
10. Сколько было музыкантов в самом большом оркестре (2021 г.)? 12098
Природа
11. Сколько глаз у обыкновенной мухи? 5
12. Сколько суток курица высиживает цыплят? 21
13. На сколько градусов могут поворачивать голову совы? 270
14. Сколько химических элементов в таблице Менделеева на сегодняшний день? 118
15. Сколько лет разлагается обычная пластиковая бутылка из PET пластика? 400-500
Вопросы от математиков
16. Сколько раз цифра 3 используется в записи двузначных чисел? 19
17. Сколько нулей в секстиллионе? 21
18. Древнерусская единица счета - ТЬМА - это сколько? 10000
19. Сколько сантиметров составляет одна тысячная часть километра? 100
20. Какова вероятность в группе от 60 чел., что у двоих совпадет день рождения? 99%
География и космос
21. Сколько суток составляют високосный год? 366
22. Сколько секунд длился первый полет Юрия Гагарина? 6480
23. Какова длина в километрах самой длинной реки в Европе – Волги? 3530
24. Сколько женщин-космонавтов участвовали в орбитальных космических полётах? 72
25. Какова численность населения самого маленького государства в мире? 1000
Литература и языки
26. Сколько лет спала Спящая красавица в сказке Шарля Перро? 100
27. Самый короткий в Европе алфавит у итальянцев. Сколько в нем букв? 21
28. Сколько строчек в «Сказке о Золотом петушке» Александра Пушкина? 224
29. Сколько лет спал Илья Муромец? 33
30. Сколько выпущено мультфильмов про трех богатырей студией «Мельница»? 12
Медицина
31. Сколько значков на таблице, с помощью которой проверяют зрение? 69
32. Сколько часов длилась самая длинная операция в хирургии? 96
33. Какая группа крови обозначается АВ? 4 группа
34. Сколько костей в скелете взрослого человека? 205-208
35. Самая низкая температура зафиксирована у человека, которого смогли спасти? 13,7
Напоследок
36. Сколько колонн у Большого театра в Москве? 8
37. Сколько деталей в самом большом наборе LEGO на 2023 год? 11695
38. Сколько метров имеет самый длинный хот-дог в мире? 203
39. Сколько человек в 2023 году набрали 100 баллов по ЕГЭ по двум предметам? 456
40. Сколько лет в 2023 году исполняется городу Смоленску? 1160
Сводная таблица результатов
Дата: ____________________________ Место: ____________________________________
Ведущие, жюри: ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
№ п/п |
Название команды |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Итого |
Место |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Числопанорама "Кто ближе. Профессии"PPTX / 23.98 Мб