Интерактивное занятие «Школа толерантности»
Пояснительная записка к презентации
Интерактивное занятие "Школа толерантности"
Цель: Формирование толерантного отношения к окружающим
Задачи:
- ознакомить с понятием «толерантность», его толкованием;
- дать понятие:
что такое национальность, ее виды.
- Приветствие в разных странах (тренинг)
- Игра «Мы разные но мы едины»
Участники: обучающиеся ОУ ВСГО 5-6 классов
Методы и приемы обучения: информационный и поисковый приемы, прием взаимного просвещения; рефлексия.
Оборудование: компьютер, проектор, фото, распечатки материалов для рабочих групп.
Время проведения: 45 мин.
1.Организационный момент.
Педагог: - Добрый день! А что это значит?
Значит, день был по-доброму начат,
Значит, день был по–доброму прожит,
Он умножит счастливые дни…
- Создадим хорошее настроение. Найдите, молча глазами соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и вам.
2.Сообщение темы и цели.
(Слайд № 1) Педагог: Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Педагог: Встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга. Слово толерантность в словарях мы не встретим, но оно всё чаще и чаще звучит с экранов телевизоров. Для русского языка слово толерантность относительно новое. Толерантным считают человека, который умеет общаться и принимать другого таким, какой он есть, может избежать конфликтных ситуаций.
(Слайд № 2 ) Педагог: Послушайте внимательно легенду и проанализируйте.
Легенда
Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:
- Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал :
- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:
- Посмотри, как красив твой черный брат. Он черный как южная ночь, и в ней подобно звездам, сияют глаза его…
Затем мудрец обратился к чернокожему :
- А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его – цвета солнца..
Негр и белый устыдились своего спора и помирились.
А мудрец думал о будущем. И представилась им такая картина … Кружатся в веселом хороводе , танцую и распевая песни, белые, черные и желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга и перекрывают звуки музыки и песен чей то молодой голос:
Как хорошо, что мы все разные! А то жить было бы скучно!
Вопросы к учащимся: Как вы считаете, были ли толерантными в момент спора герои легенды?. В чем суть проблемы? Как бы вы вели себя в такой ситуации, каким термином можно охарактеризовать их поведение?
(Слайд № 3) Работа с определением. «Что такое толерантность?»
Толерантность – уважение, принятие людей, какими бы отличными от нас они не были.
А как вы понимаете, что значит быть толерантным?
Ответы учащихся :(Быть толерантным – уметь ладить с другими людьми, жить в обществе без конфликтов, проявлять терпимость к чужому мнению.)
(Слайды № 4,5 ) Работа с определениями «эмпатия», «интолерантность»
Педагог: «Эмпатия» - эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого человека, отклик на чувства другого, а также как сопереживание – переживание человеком тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой.
«Интолерантность»- это непринятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми. Проявляется это через конфликтное, агрессивное поведение.
(Слайд № 6) Дидактическая игра «Волшебная лавка»
Для реализации данной игры необходимы карточки с такими определениями как:
- терпение
- любовь
- сопереживание
- доброжелательность,
- милосердие
- прощение
- доверие
Ход игры
Педагог: Если эти качества вам нужны, купите их у меня в волшебной лавке. Выберите то, которого вам не хватает. Моя лавка необычна тем, что взамен вы даёте не деньги, а те человеческие качества, которые вам больше не нужны.
Продаются: терпение, чувство юмора, сопереживание, доброжелательность, чуткость, доверие и.т.д…
Вопросы учащимся при покупке данных качеств:
Педагог:
- Зачем вам это качество?
- В каких ситуациях вы будете его использовать (хотите быть…)?
- Покупайте…Что, какое качество отдадите взамен
Дети выбирают.
Итог. Составление правил толерантного человека. (записывается на доске)
(Слайды № 7-11) Работа с определением « Национальность»
Педагог: Национальность это принадлежность человека к определенной группе людей, у которых есть:
1.Своя страна.
2. Свой язык.
3.Своя история развития государства.
4. Своя культура.
5. Свои традиции.
Так же национальность играет биологическую роль. Например, немцы казахи или англичане, которые живут постоянно в России – их национальность остается прежней. Как это понимать? Да очень просто! если я родилась в России, в паспорте или свидетельстве о рождении у меня будет написано что я русская, но, Мой дедушка и его родители когда то жили в Польше, которая является другой страной, где присутствовали: Свой язык, свои обычаи, и.т.д. Соответственно мои родовые корни, моя кровь получается из Польши. Отсюда вывод, пусть я и гражданин России, но национальность у меня Польская.
Домашнее задание для детей: Поговорить с родителями, и узнать есть ли у вас в роду другая национальность.
Видео – «Национальность»
(Слайды № 12-16) Работа с определение «Приветствие в разных странах мира»
Приветствие- это первое правило этикета, ведь именно с него начинается любое общение. Разные народы приветствуют друг – друга по разному. Хай! Хэлло! Ассолом – алейкум ! или родное привет.
- Жители Тибета при встрече правой рукой придерживают шляпу, а левую приставляют к уху, Буд то прислушиваясь; желая оказать особые знаки уважения, высовывают язык;
- В Полинезии при приветствии люди трутся носиками и гладят друг друга по
- Некоторые северные народы России так же приветствуют дорогих гостей не рукопожатием а потиранием носами .
- Эскимосы при встрече слегка постукивают друг друга кулаком по голове и плечам или треплют друг друга по щекам.
- Жители Коми приветствуют друг друга со словами - «Видза олан» что означает, здорово ли ты живешь?
- Самым забавным по сей день является приветствия австралийский аборигенов и африканских племен некоторые могут плюнуть в вас в знак глубокого уважения.
- ЕВРЕЙ при встрече скажет «МИР ВАМ!»
- КИТАЕЦ «спросит ел ли ты?»
Нам привычны привет и здравствуйте. А раньше, еще три века назад люди встречали друг друга словами «ГОЙ ЕСИ» «ИСПОЛАТЬ ВАМ!» Это былинное приветствие согласно словарю означает БУДЬ ЗДОРОВ! А ИСПОЛОТЬ переводится как СЛАВЬСЯ!. Можно привести много примеров, но следует помнить об одном, что приветствие – это одно из правил этикета – составная часть внешней культуры общества т.е. народа.
(Слайд № 17) «ИГРА ПРИВЕТСТВИЕ»
Педагог: предлагает присутствующим игру, в которой надо приветствовать друг друга так, как представлено на экране.
(Слайды № 18-25) Культура разных народов мира:
Педагог: На нашей удивительной и неповторимой планете есть огромное количество разнообразных стран; от самых крохотных государств, до больших. Но их различают не только размеры и географическое расположение – они населены народами, у каждого из которого есть свои уникальные обычаи, фольклор, народный календарь, традиции, культура.
У каждого народа есть свои обычаи и традиции, проявляющиеся в отношении к природе, устном народном творчестве, удивительных народных ремеслах, красоте одежды в законах гостеприимства .
А знаете ли вы?
Педагог: Давно известен такой обычай. Если гость окажется в кавказском селении, в доме горца и похвалит какую-то вещь, то как бы ни была она дорога хозяину, его честь не позволит не подарить ее гостю. Он даже обидится, если тот окажется от подарка.
У японцев не принято принимать гостей дома. Но если все-таки доведется это сделать, они долго будут извиняться за скромность стола, хотя на нем и будет изобилие всяких угощений.
В среднеазиатских республиках гостей нередко принимают во дворе, который является как бы частью дома.
А в турецких семьях гостей могут пригласить даже в баню, которая кроме основного своего назначения, выполняет роль своеобразного клуба, там беседуют, слушают певцов и рассказчиков, играют на различных инструментах и в шахматы.
Англичане не станут заботиться об обилии угощения, ограничатся только самым малым: они считают, что в гости ходят не для того, чтобы много и вкусно есть и пить, но чтобы приятно провести время за беседой с людьми, к которым чувствуют особое расположение.
(Слайд № 26-35) «Игра Ассоциация»
Ведущий показывает участникам различные предметы, а они должны сказать с каким народом каждый предмет вызывает ассоциацию.
Демонстрационный материал: Бубен, гусли, расписоной платок, унты, хлеб, ит.д.
(Слайд № 36) Итог. Повторение правил толерантного человека.
Для того, чтобы воспитать себя толерантным, необходимо самим относиться к окружающим людям толерантно. Давайте подумаем и попробуем вместе составить свод правил толерантного человека.
1. Не обижать окружающих.
2. Выслушивать мнения других и считаться с ними.
3. Уметь прощать обиды и просить прощения.
4. Уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов .
5. Нельзя унижать достоинство человека.
6. Не стоит заставлять человека с помощью силы делать то, что хочется вам.
Рефлексия: «Дерево толерантности» (творческое задание)
Наш коллектив – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.
Давайте вырастим наше собственное дерево толерантности. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наша группа, наш техникум, наш город, наша страна стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно более толерантными. А теперь приклеим их на дерево.
Возможные варианты:
·Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых.
·Не ссориться, стараться понять друг друга
·Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, привычки
·Больше общаться, узнавать друг друга
Уважать друг друга, стараться самому стать лучше
Благодарю всех за активное участие. Вижу, что классный час понравился, и я надеюсь, что он оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.