Пояснительная записка к презентации
Программа школы ремесел
(с дополнениями приложения)
«Интерьерная стилизованная авторская кукла из полимерной глины»
Составитель НожнинаМ.И.
Кукла по природе беззащитна.
Она в твоей, только в твоей власти.
Только от тебя зависит — будет ли она дышать, жить…
г.Ангарск
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………..2
Цели и задачи………………………………………………………………………………………………………………..3
-История возникновения куклы, кукла-предмет культа…………………………………………………………………..4
-Кукла-произведение искусства…………………………..
-Кукла-игрушка………………………………………………………………………………………………………………….7
-Авторская кукла……………………………………………………………………………………………………………….9
-Развитие творческой активности кружковцев…………………………………………………………………………….9
-Особенности методики……………………………………………………………………………………………………….9
-Краткая программа курса…………………………………………………………………………………………………….10
-Материалы……………………………………………………………………………………………………………………..12
-Все о полимерной глине……………………………………………………………………………………………………..13
-Соблюдение мер предосторожности………………………………………………………………………………………15
-Изготовление каркаса………………………………………………………………………………………………………..15
-Лепка куклы: голова, руки, ноги, роспись лица, -подставка, костюм…………………………………………………………………………………………………………………….…20-24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………26
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………..27-65
ВВЕДЕНИЕ
Искусство – это интереснейшее явление в истории общества, имеющее огромное значение в развитии не только отдельно взятого человека, но и общества в целом. Оно представляет собой наиболее полную форму эстетического осознания окружающего мира.
Искусство разнообразно. Это разнообразие необходимо для воплощения всех идей, чувств и мыслей человека. Искусство поражает нас своими возможностями.
Количество видов искусства необъятно. Каждый имеет свою специфику, ставит перед собой задачи и определяет средства и приемы для их решения.
Меня заинтересовало и увлекло такое направление как авторская кукла.
Игрушка, кукла – одно из самых ярких отражений человеческой истории и культуры – близка и понятна каждому.
Этот своеобразный вид художественного творчества в современной жизни приобретает все больше поклонников, коллекционеров, да и просто любителей создавать авторскую куклу.
В современном мире люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, подсознательно тянутся к прекрасному.
Еще в детстве кукла заинтересовала меня как игрушка, потом простой интерес перерос в серьезное увлечение, возможно, дело всей жизни. У меня появилось желание открыть волшебный мир интерьерной авторской куклы.
Авторская кукла. Казалось бы все очень просто. Вот ежит на столе ворох красивых разноцветных лоскутков. Здесь и шелк, и парча, и ситец. Рядом нитки, тесемки, кружева, россыпи бисера…А еще есть целая палитра красок. Просто дух захватывает от этой красоты! Возьмем глину, слепим голову, руки, ноги, подберем нарядные ткани и сошьем костюм – получится красивая кукла.
Но я не хочу делать просто красивые работы! Я хочу придумывать историю каждой куклы, хочу участвовать в ее судьбе: ведь за недолгое время работы над новым персонажем его жизнь переплетается с моей.
Мысль, идея образ…Это то, с чего все начинается. Это первоначальный импульс к сложной и кропотливой работе над созданием художественной композиции, которую приятно называть авторской куклой. На мой взгляд, кукла как самостоятельное произведение искусства должна быть наполнена содержанием. Тайный смысл, который художник вкладывает в каждую свою работу, создает для каждой куклы свою уникальную историю, придает ей неповторимую, характерную окраску и позволяет автору в полной мере донести до зрителя свою мысль.
Идея, как правило, приходит внезапно. Ее появление невозможно запланировать – это нечто мимолетное и в то же время мгновенно заполняющее все уголка сознания.
Мы живем в огромном мире, полном людей, событий, явлений. Наблюдая за всем, что тебя окружает, нередко подсознательно отмечаешь различные сюжеты, истории, связанные с людьми, а иногда и просто природные явления, которые заставляют о чем- то задуматься. Если присмотреться, увидишь, что жизнь таит в себе бесчисленное множество интересных, причудливых форм и образов. Важно лишь уловить тот, что ближе всего твоей душе, тот, что заставит тебя забыть обо всем и сосредоточиться на воплощении мысленного образа.
Авторская кукла – довольно молодой вид искусства и, к сожалению, современные авторы не уделяют ему должного внимания в школьном образовании.
Цель программы - реализация творческой активности через воплощение выбранного образа путём создания авторской куклы.
Изготовить интерьерную куклу.
Узнать больше исторических фактов связанных с интерьерной куклой.
Задачи программы:
Сформирование у учащихся знания об истории авторской куклы; приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для реализации декоративно-прикладной деятельности; формирование индивидуального стиля при изготовлении куклы.
Развитие творческой активности путём самостоятельной постановки и решения творческой задачи (реализации задуманного образа); активизация образного мышления и творческого поиска ребёнка посредством освоения различных технологий изготовления куклы.
· Ознакомиться с историей создания интерьерной куклы;
· Провести подготовку к созданию кукол;
Интерьерная кукла - это новый интересный, волшебный мир искусства; ,где можно развить творческие и художественные способности. Эта программа имеет следующее значение:
Узнавать новое – это всегда интересно!
Делать игрушки – это всегда радостно!
Изготавливать их своими руками – это всегда полезно!
Дарить радость другим - это всегда значимо!
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КУКОЛ
В 13-14 в. в. производство кукол сосредоточилось в руках мастеров-кукольников, которых называли коропластами. В конце15 в. кукол стали одевать.
В 1619 г. в Нюрнберге начинается производство гипсовых кукол. Такие куклы были очень хрупкими, но, зато, учитывая скромную стоимость исходного материала, получались дешёвыми .
И это же время в Париже кукольники образовали отдельный цех и стали изготавливать дорогие деревянные куклы, обряженные в драгоценные одежды.
В 16 столетия в Европе появляются восковые куклы, они не относились к числу массовых изделий. Над каждой куклой работало до 70 человек.
Позже появились автоматические куклы. Они конечно, не являлись детскими игрушками и служили утехой для взрослых.
На заре 18 столетия в Германии был раскрыт секрет получения фарфора. Начали изготовлять фарфоровые куклы.
Иногда игрушка ребенка становится его судьбой. Из мальчика - любителя оловянных солдатиков вырастает военный, или в маленькой девочке, пеленающая крошечного пупса, прорастает создательница семейного счастья. Считается, что кукла, созданная своими руками с любовью может стать оберегом.
Редкий человек может оставаться равнодушным, глядя на куклу или игрушку. Особенно если это не массовый поточный фабричный пошив, а текстильная игрушка, авторская кукла в единичном экземпляре. Ведь в процессе работы обдумывается каждая деталь, каждый штрих, каждая бусинка и пуговка, характер куклы. В игрушку, сделанную своими руками, с любовью, вкладывается частичка души мастера.
Интерьерная кукла ручной работы, Handmade – это оригинальный подарок. Виды кукол разнообразны.
Тильда – это слово вы, наверняка, неоднократно слышали. Первая кукла Тильда была изготовлена молодой норвежской мастерицей Тоне Финангер.
Наивные, насквозь натуральные, простые в исполнении, теплые, милые домашние Tilda быстро завоевали всю Европу.
Сейчас всеобщая любовь к Тильдам все растет, и нас продолжают радовать зубная фея, неуклюжие вислоухие зайцы и кролики, смешной лось, летящий кот, Мишка, Хозяюшка, купальщица и трогательные ангелы.
Куклы из полимерной глины, текстильные игрушки.
Кукла – предмет культа.
На протяжении тысячелетий человек неразрывно связан с этими таинственными и загадочными существами: куклы встречали человека при рождении и сопровождали его в загробный мир, жили во дворцах и храмах, в залах знатных вельмож и в лачугах бедных крестьян. Куклам посвящено много песен и стихов, для них шили самые смелые наряды и доверяли сокровенные тайны.
Первая кукла, по мнению исследователей (археологов, искусствоведов), связанны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Самая древняя функция фигурок, изображающих живых существ, ритуальное. Созданные по образу и подобию человека, куклы служили посредниками между миром людей и духов. Им поклонялись, приносили жертвы, просили о заступничестве, с их помощью пытались причинять вред врагам. Первыми ритуальными куклами были примитивные фигурки из сучьев и корней, позже из обожженной глины. Брать в руки изображение людей дозволялось только старейшинам рода, посвящённым во все тонкости магических обрядов.
За шестнадцать столетий до нашей эры в древнем Египте жрецы при помощи кукол разыгрывали мистерии, посвященные Осирису и Изиде, а фараонов и богатых вельмож сопровождало в мир иной огромное количество фигурок рабов, которые и за чертой смерти должны были трудиться на своего господина.
У самых примитивных племен кукла олицетворяла собой мертвое тело которое хоронили после похорон реального покойника, чтобы не дать ему возможность вернуться на землю и причинить вред живущим. Позднее возник обычай после смерти кого либо из членов семьи изготовлять деревянную куклу, которая становилась вместилищем души покойного: ей подносили пищу со своего стола и ухаживали как за живым человеком. Надежды на урожай соединялись с верой помощь умерших предков. И сейчас еще африканские племена используют в обрядах кукол, как изображение мертвых. Они свято верят в то, что особым образом изготовленные подвижные и не подвижные фигурки помогают душе в загробных странствиях.
Как известно, у многих народов культы смерти и плодородия неразрывно связанны между собой. И нет ни чего удивительного в том, что одни и те же атрибуты кочуют из культа в культ, приобретая дополнительные символические значения. Так, кукла, начавшая свой путь среди людей как мрачный атрибут погребального ритуала, постепенно приняла иное обличие.
По всей Земле возникли обряды, связывавшие куклу с культом женского плодородия. Во многих африканских племенах есть обычай дарить девочки, достигшей возраста половой зрелости, особую куклу – ее полагается бережно хранить до рождения первого ребенка. Как только ребенок родился, молодая мать получает в подарок от своей матери еще одну куклу – и так далее. Примечательно, что фактически идентичные обычаи известны у народов Крайнего Севера.
Алтайцы передают по наследству по женской линии тряпичных кукол, олицетворяющих духов предков – женщин. Такие куклы называются «энекелер», что означает «бабушка». Их берегут, почитают и оберегают от мужчин – по поверью, не только прикосновение, но даже взгляд мужчины способен оскорбить «бабушку» и накликать беду на весь род.
А юные жительницы древней Эллады и Рима, наоборот, получали кукол в подарок только до тех пор, пока их считали детьми. Да и сами эти куклы изображали именно детей разного возраста – от грудных младенцев до пяти-шестилетних карапузов. Сделанные из терракоты или искусно вырезанные из слоновой кости, эти игрушки служили тем же целям, что и их современные «потомки» - маленькие римлянки и гречанки учились ухаживать за малышами. И только на кануне свадьбы невеста расставалась со своей терракотовой или костяной подружкой, принося ее в жертву на алтарь Венеры…
Издревле люди верили, что куклы могут защитить от злых сил, принять на себя болезни и беды человека, принести ему счастье.
Куклы – обереги выполняли защитную роль, им не когда не рисовалось лицо, так как наши предки считали, что вмести с лицом они получают и душу.
Еще до рождения ребенка мать готовила ему куклу, которую клали в колыбельку, чтобы она охраняла ее от недобрых сил. С ней ребенок рос, учился ходить, произносил первые слова. Когда не мог долго уснуть, мама клала ему в кроватку свернутую из лоскутков куклу - Бессонницу – берегиню, оберег малыша. Куклы передавались в семьях из поколение в поколение.
Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения.
Появились и другие куклы – чучела, которых приносили в жертву разным богам. У каждой куклы было свое имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило.
Во многих культурах кукла используется для магических обрядов, считается, что магия с использованием кукол самая сильная и не обратимая. Как правило, кукла олицетворяет дух покровителя или человека на которого совершают магический обряд. Для шаманских ритуалов, используются куклы – дух и кукла – реципиент, парой используется кукла с двумя ликами. В магии Вуду, колдун из воска изготавливает куклу и протыкает ее иглами, при этом человек которого изображает кукла испытывает страшные муки.
В средневековой Европе католическая церковь негативно относилась к куклам. Такое резкое их неприятие было вполне обосновано – рукотворные изображения людей, издревле являвшиеся ритуальными предметами, нашли свое применение в магических обрядах средневековых ведьм и колдунов.
Однако, куклу использовали не только для того, чтобы навредить, но и для того чтобы исцелить, например: на Ближнем Востоке шаманы лечили переломы с помощь кукол, для этого изготовлялась кукла с переломанной конечностью и над этой куклой читали заклинание и выпрямляли или наращивали конечность, потом куклу дарили пациенту и конечность быстро срасталась.
В Африканских племенах шаманы делали кукол из глины и воска, и лечили сначала куклу, видь считалось, что при лечении шаманы открываю дверь в иной мир и духи, привлеченные слабостью больного, не навредили ему.
В Восточной Европе применялся оригинальный способ лечения больных для этого делали куклу без лица из соломы или тряпок и внутрь зашивали уголь или осиновую чурочку. После этого куклу клали в постель больного, а как только болезнь переходила на куклу, ей рисовали лицо и торжественного сжигали.
Более поздним проявлением использования кукол в обрядах были христианские кукольные представления. Со средних веков и до наших дней они широко распространены в Европе. Куклы принимаю участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников. Также у католиков принято устраивать около каждой церкви подобие Вифлеемских ясель обычно, персонажи этого библейского сюжета – куклы в человеческий рост, снабженные примитивными механизмами, позволяющие имитировать движения. Европейская рождественская традиция через Украину и Белоруссию пришла и в Россию воплотившись в кукольном вертепе. Вертеп – переносной маленький кукольный театр, с двумя сценами, расположенными одна под другой. Верхняя сцена – вифлеемские ясли, нижняя – дворец царя Ирода. С вертепами устраивали представления на ярмарках для простого люда, позже вертепы перекочевали в дома зажиточных горожан. Представления проходили при свете свечей и сопровождались церковным пением.
Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с культами и обрядами.
Кукла – произведение искусства.
Когда кукла перестала быть частью культов и обрядов она обрела новую функцию – эстетическую.
Судьба и предназначение куклы породили бесконечное многообразие ее видов и форм. Но есть куклы, чья функциональность и практическая польза не имеют значение; они живут по законам высокого искусства, запечатлев в себе глубокий смысл, красоту и выразительность форм. Эти куклы, подлинные произведения искусства, задумываются и рождаются, подобно живописи или музыке, и главное в их природе – художественный образ. Именно художественные авторские творения способны расширить обыденные представления о месте и роли куклы.
Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды. С этой целью во Франции создают прекрасный пандор, которые были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров. Позже, в 60 годы XIX века пандоры переродились в манекен (голландское слово, означающее «мужчина»).
В середине XX века – века новых технологий и синтеза искусств – появляется новый жанр искусства, странный и загадочный, - художественная кукла. Эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают своей неигрушечной глубиной. К настоящему времени этот вид искусства полностью сформировался, обрел собственные направления и течения, имеет своих классиков и авангардистов.
На сегодняшний день можно сказать, что в России происходит настоящий кукольный бум. У нас существуют удивительные, не на кого не похожие художники авторской куклы.
Так что же такое авторская кукла? Википедия следующим образом отвечает на этот вопрос «Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Может иметь портретное сходство с определенным человеком (портретная кукла), свой набор одежды и миниатюрных аксессуаров, быть изготовленной подобно монолитной скульптуре, цельной или иметь шарнирные суставы (Bjd): такой кукле может быть придана практически любая эмоциональная поза.
Авторская кукла предназначена скорее для созерцания…»
Умение создавать кукол, воплощая в них нереализованные детские фантазии и сказочные мечты – редкий дар. Создание куклы – процесс трудоемкий и долгий.
Мир авторской куклы – это своеобразная мастерская, где создаются самые необычные и удивительные образы. Кукла может быть не только подобие человека, в ее природе заложена способность делать то, что человеку не доступно.
Современные художники уже создают работы, которые можно с большим трудом отнести к куклам, несмотря на их кукольную технологию. Скорее их можно назвать фигурами, объектами. Их нельзя отнести к бутафории, скульптуре малых форм или одетой скульптуре. Они слишком подробны, отточены, ювелирны. Тема авторской художественной куклы только начала звучать на российской сцене.
Авторская кукла в России берет свое начало в среде профессиональных художников. Живописцы, скульпторы, дизайнеры, художники театра и кино, ювелиры, мультипликаторы, декораторы нашли в искусстве авторской куклы способы самовыражения и реализации. Именно поэтому художественный уровень российских кукол очень высок. Уже позднее, когда это стало популярно, появилось множественно кукольников-любителей, среди которых иногда рождаются настоящие профессионалы.
Каждая кукла – неповторимое произведение искусства, кропотливая работа, требующая от художника не только полета фантазии, но и солидного мастерства скульптора, знаний анатомии и огромного терпения. Она уникальна не только тем, что сделана в единственном экземпляре. Частица души художника живет в кукле, превращая ее в настоящее произведение искусства.
Кукла – это не просто кусок пластмассы с нейлоновыми волосами, кукла – это месяцы напряженной работы, во время которой руками мастера создается неповторимый образ. «Каждая кукла рассказывает свою сказку и для каждого человека она своя!» (Макарусь Е.В.).
Кукла – игрушка.
Кукла – воплощение мира детства, когда все вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо.
История куклы-игрушки началась очень давно, развивалась и продолжает развиваться бурными темпами в наше время. Однозначно только одно: игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой, с помощью которой у ребенка формируется ум, физические и нравственные качества.
С куклой ребенок общается, как с другом или как с врагом. С ней он может проигрывать любую ситуацию – ссора с врагом из детского садика, урок, встреча с друзьями, свадьба. Нет ни чего более завораживающего, чем подглядеть за ребенком, играющим с куклами, и подслушать его лепет – в котором отражаются все уроки, полученные за день.
Психологи утверждают, что ребенок отожествляет себя с куклой. Она вводит в детский мир новые смыслы, может усилить или скрыть реальный образ, помочь выдумать и надеть первую в жизни психологическую маску. Фрейдисты вообще говорят, что, играя с куклой, человек работает с архетипом, называемым Тенью. «Тень» - это то, что сам человек в себе не видит и не хочет признавать.
Когда появились игрушки? Можно предположить, что игрушки почти ровесники человечества. Археологи до сих пор находят в раскопках древних становищ различные фигурки с изображением животных и людей. Однако многие ученые считают, что это вовсе не игрушки неандертальцев, а предметы культа.
Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме новорожденному дарили погремушки. Постукивая ими, матери и кормилицы напевали колыбельные песни.
За XVIII век было создано необыкновенное количество механических кукол, особенностью которых является их способность к движению и даже к самодвижению. Это и знаменитая «Музыкантша» Анри-Луи Жаке Дроза, «Песец» и «Рисовальщик» Пьера Жаке Дроза, механические животные и др.
Однако в XIX столетии большая наука охладела к механическим игрушкам – автоматам. Прямые потомки этих шедевров – механические заводные игрушки – простые, неприхотливые и общедоступные, не только не утратили своей популярности, но и стали сходить с фабричных конвейеров тысячами и десятками тысяч и до наших дней доставляют радость малышам.
Очевиден тот факт, что чем спокойнее время, тем больше игрушек у детей. Когда кузнецам не нужно было ковать копья, они мастерили оловянных солдатиков. Наверняка в будущем игрушки, которыми играют наши дети, значительно «поумнеют». Через год – другой знакомые всем с детства плющевые мишки, куклы и солдатики будут взаимодействовать с компьютерами и учиться играть в новые игры, подобранные специально для каждого ребенка. Дети будут сами задавать дизайн своих игрушек и совершенствовать их. Игрушки будут собирать информацию о вашем ребенке, плачет ли он, смеется ли, взволнован. В конце концов, не исключено, что дело дойдёт до того, что игрушки обретут искусственный интеллект и станут надежными нянями нашим детям.
Вместе с появлением человека на земле появляется и его потребность к творчеству. Глядя на работы народных умельцев, не перестаешь восхищаться: яркими пятнами горят самотканые ковры и салфетки, традиционные женские наряды и украшения, туески, шкатулки, обереги, игрушки. Кукла — игрушка обычно изображает человека или животное. Однако кукла-игрушка может не изображать, а только обозначать какое-либо настоящее или воображаемое (фантастическое) существо. Например, для ребенка, который скачет верхом на прутике (палке), этот прутик обозначает его коня.
Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений.
Первое - детская игрушка в виде фигурки человека.
Второе - в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом)
Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост (словарь С.И. Ожегова).
Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства.
Куклы как детские игрушки возникли (вернее превратились в кукол из изображений духов, божков и т. д. или наоборот) еще в доисторические времена. По форме они были довольно примитивными, а изображали и/или обозначали внешность людей или иных живых существ.
В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Так же в некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека, нарекали определенным именем.
Авторская кукла
Особым направлением современного прикладного творчества является создание авторской куклы. Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Может иметь портретное сходство с определѐнным человеком (портретная кукла), свой набор одежды и миниатюрных аксессуаров, быть изготовленной, подобно монолитной скульптуре, цельной или иметь шарнирные суставы такой кукле может быть придана практически любая эмоциональная поза.
Авторская кукла предназначена скорее для созерцания. Для изготовления авторской куклы существует огромное количество специализированных материалов, разработаны технологии и популярные методики. Авторские куклы подразделяются на множество жанров (например, характерная реалистичная кукла, фантазийная кукла, "кукла без куклы" и т.д.), техник исполнения (например, горячий и холодный пластик, фарфор, текстильные куклы) и по назначению (коллекционные, интерьерные и т. д.).
Кроме того, изготовление кукол – это всегда отличный подарок, и вы вполне сможете найти себя в области сувенирной продукции.
Авторская кукла - это уникальное создание, которое является единственным в своем роде, и неповторимым произведением автора. У каждого мастера свой почерк, который легко узнается по совокупности характерных черт его произведений.
Развитие творческой активности кружковцев.
Творческий поиск наиболее интересного решения художественного образа, усовершенствование первоначального варианта, желание изменить его, сделать лучше, интересней, внести что-то свое отличают настоящего художника от исполнителя. Поэтому, постоянно развивая интерес учащихся к творческим занятиям, руководитель кружка стремиться выбрать такую форму их проведения, при которой представляется возможность самостоятельного творческого подхода к заданию.
Следует поощрять смелость в поисках новых форм и декоративных средств выражения художественного образа, проявление детской фантазии и изобретательности. Предоставляя школьникам как можно больше самостоятельности, руководитель кружка вместе с тем должен направлять творческую деятельность кружковцев, тактично помогая им в выполнении поставленных задач, развивая у них способность к самостоятельной творческой активности.
В данной программе мы остановимся на изготовлении куклы из полимерной глины.
Особенности методики
Обучаемые должны знать:
1. Понимать значения терминов: кукла, каркас и др.
2. Знать приемы работы с полимерной глиной, технологию обработки материала.
3. Знать историю авторской куклы, ее применение.
4. Знать особенности декоративно-прикладного искусства по изготовлению авторской куклы из полимерной самозатвердевающей глины.
5. Знать современное направление своего мастерства.
Обучаемые должны уметь:
1. Уметь различать понятия народная кукла и авторская кукла.
2. Уметь пользоваться инструментами (иглами, стеками, ножницами и
т.д).
3. Уметь работать с пластикой, самостоятельно выполнять по образцу.
4. Уметь передавать в кукле единство образа.
5. Уметь выполнять куклу в соответствии с выполненным ранее эскизом.
В конце обучения Лучшие работы воспитанников коллектива участвуют в выставке. Участие в различных конкурсах позволит увидеть работы других авторов, сравнить со своими работами – это даёт импульс к творческому росту, развивает фантазию.
Краткая программа курса:
- Авторская кукла, знакомство. Виды пластика и технологии работы с ними.
- Вспомогательные инструменты и технология работы с ними.
- Создание образа будущей куклы.
- Лепка головы: заготовка головы из фольги, формирование головы.
- Работа над пластикой головы: скулы, нос, глаза и т. д.
- Формирование мимики (смех, плач).
- Роспись лица куклы.
- Волосы: поклейка волос, формирование прически.
- Работа над пластикой рук: пластика кистей рук, формирование задуманного жеста.
- Работа над пластикой ног: лепка заготовки, пластика пальцев ног (ноги в туфельке).
- Создание каркаса куклы. Расчёт размера каркаса относительно головы. Изготовление проволочного каркаса.
- Сборка куклы: соединение и закрепление, формирование позы.
- Одежда для куклы.
16 часов .Продолжительность каждого занятия 4 часа.
Следовательно, порядок работы над куклой можно определить следующим образом:
1.Определить, как будет выглядеть кукла.
2.Определить какой должна быть кукла
3.Определить размеры куклы.
4.Выполнить эскиз куклы.
5.Выбрать материал для изготовления всей куклы или отдельных ее частей.
6.Изготовить голову куклы
-изготовить основу;
-определить линию глаз (выбрать глаза либо готовые, либо сделать их самим);
-вылепить рот, нос, щеки, подбородок;
-создать овал лица;
-выполнить затылочную часть;
-вылепить шею;
-высушить готовую голову куклы.
7.Роспись головы:
-тампование в два слоя;
-роспись глаз;
-роспись губ.
8.Создание прически:
-приклеивание волос;
-создание прически.
9.Приклеивание ресниц.
10.Лепка рук и ног куклы:
-выбрать материал для каркаса рук и ног;
-связать каркас рук и ног куклы;
-вылепить руки и ноги.
11.Изготовить каркас и подставку для куклы:
-выбрать материал для каркаса куклы;
-определить центр тяжести куклы;
-связать каркас куклы из проволоки;
-выбрать материал для подставки куклы;
-изготовить подставку и закрепить в ней каркас куклы;
-проверить пропорциональность каркаса.
12.Изготовление туловища куклы.
13.Сборка куклы.
14.Создание костюма куклы.
Для создания куклы размером 40 - 45 см с неподвижными суставами необходимо выполнить эскиз.
На эскизе прорабатываем подробно такие детали, как черты и выражение лица, прическа, костюм, поза куклы, декорации (если они необходимы). Рисуя в эскизах будущую куклу, определяем наиболее точное решение задуманного образа, подбираем детали и пытаемся представить ее общий вид.
Для работы над куклой нам понадобятся:
- полимерный пластик –паперклей, ладол, фимо.
- ткань, иглы, нитки
- клей, влажные салфетки
- папье – маше или синтепон.
- проволока с латунным покрытием сечения 2,5 – 3 мм для каркаса
- тонкая проволока
Плоскогубцы, клей момент, фольга
- пассатижи, кусачки, ножницы, нож с острым лезвием.
- стеки, ластики
- кисти круглые (№ 1), спонжи
- акриловые и темперные краски или акриловые.
- акриловый лак
- абразивная шкурка мелкой зернистости (№ 1000 и более)
Куклу изготавливаем по деталям: голова, руки и ноги отдельно. Работу над будущей куклой начинаем с головы.
Все о полимерной глине:
Полимерная глина открывает неисчерпаемые возможности для создания аксессуаров и сувениров. В частности, куклы из полимерной глины своими руками – это настоящее творчество сродни живописи или архитектуре. При этом сделать красавицу из этого материала или другую игрушку не так сложно, как может показаться на первый взгляд.
Полимерная глина (также, пластик или пластика) — пластичный материал для лепки небольших изделий (украшений, скульптур, кукол и др.) и моделирования, затвердевающий при нагревании до температуры 100—130 °C (в зависимости от производителя). Иногда полимерной глиной называют самозатвердевающие массы для моделирования и создания цветов.
Полимерная глина — это пластичная масса, по внешнему виду и на ощупь напоминает пластилин, обладает характерным запахом. Пластичность материалу обеспечивают пластификаторы, которые улетучиваются при нагревании материала до температуры 100—130 °C (в домашних условиях изделия «выпекают» в духовке). В процессе температурной обработки в материале происходит необратимый процесс полимеризации с образованием поливинилхлорида. Отвердевшие изделия могут быть раскрашены акриловыми и прочими красками, склеены между собой и с другими материалами.
Все полимерные глины содержат основу из ПВХ и один или несколько видов жидких пластификаторов. Пигменты могут быть добавлены к прозрачной основе, чтобы получить требуемый цвет, вместе с малыми количествами каолина, белого фарфора или других прозрачных компонентов там, где требуется прозрачность. Слюда может быть добавлена, чтобы создать перламутровый или металлический эффект.
В начале 1930-х, в Германии Фифи Ребиндер разработала и выпустила глину, которую назвала Фифи Мозаик. Глина была предназначена для изготовления голов кукол. В 1964 году Ребиндер продала формулу этой глины Эберхарду Фаберу (Eberhard Faber), который «развил» её во всемирно известную в настоящее время марку ФИМО (Fimo).
В то же время другие производители разрабатывали продукт, очень похожий на Фимо. в конце 1950-х, в Аргентине итальянка Моника Рэста использовала глину, которая называлась Лиммо (Limmo). Лиммо также была разработана немецкой компанией, но не Эберхардом Фабером.
В те времена пластика использовалась для кукол, и моделирования миниатюр для КУКОЛЬНЫХ ДОМОВ (Doll’shouse). Поскольку пластика получила широкое распространение, то её можно было купить в игрушечных магазинах. Пьер Воулкос заказывал пластику Фимо из магазина в Германии в 1970. Тони Хаджес, который жил в Европе, еще будучи ребенком открыл для себя Фимо, Кэтлин Дастин познакомилась с Фимо, когда ходила в колледж за границей.
В начале 1970-х семья по фамилии Шауп, которая эмигрировала в США из Германии в 1950 году, получила рождественскую посылку от бабушки. Внутри находилась упаковка Фимо. Миссис Шауп была очарована этой пластикой, стала лепить из неё орнаменты, фигурки и вскоре люди стали интересоваться у неё, где она достала эту пластику. Тогда безработный в тот момент муж миссис Шауп решил заняться импортом пластики в США. В 1975 году организованная им компания «Эксент Импортс» начала свою работу по импорту Фимо в США. Мистер Шауп демонстрировал магазинам все, что можно было делать с этой пластикой и организовал продажи.
Как только популярность пластики стала расти, другие американские компании, включая «Ди’с Дэлайт» в 1970 и «Американ Арт Кампани» (АМАСО) в 1980 г. стали импортёрами немецкой полимерной глины.
Обжиг
Не секрет, что обжиг отнюдь не всегда является финальной частью процесса изготовления изделий из полимерной глины. Чтобы придать вашей работе законченный вид, иногда нужна шлифовка и покрытие лаком. Конечно, вы можете использовать запеченное изделие безо всякой последующей обработки. И для некоторых проектов наилучшим вариантом будет, как раз, ничем необработанная поверхность.
После обжига, изделия можно полировать, шлифовать, покрывать красками и лаком. Получение очень гладкой поверхности – это весьма кропотливая работа, которая требует многократной шлифовки разными видами наждачной бумаги. Покрытие лаком, так же, требует определенного времени, т.к. время его полного высыхания около 24 часов. С красками тоже не всегда все обстоит просто: не все виды красок подходят для работы с пластикой, и придется не раз поэкспериментировать, чтобы добиться нужного результата.
Одно из огромнейших достоинств полимерной глины это то, что ее можно запекать при невысокой температуре (около 130 градусов С). Это означает, что вам не нужна специальная печь для обжига. Для этих целей может прекрасно служить любая кухонная печь.
Печь для обжига
Полимерная глина неприхотлива в плане обжига. Для работы подойдет любая кухонная печь, например духовка или печь для тостеров. Желательно, чтобы печь постоянно поддерживала одну и ту же температуру. Печь для тостеров не настолько хорошо поддерживает температуру как духовка, потому что для регулировки температуры ее нагревательные элементы то включаются, то выключаются. Это может привести к перегреву пластики, и в результате мы получим подгоревшую или треснувшую глину. Однако, многие полимерщики находят такую печь вполне подходящей для их работы. Производители пластики предупреждают, что ее не следует запекать в микроволновой печи, но некоторые полимерщики проводили эксперименты по варке полимерной глины в воде в микроволновке и на обычной плите. Важно помнить, что никогда не следует запекать глину в микроволновке или на плите в кастрюле без погружения ее в воду. Это приведет к ее перегреву и выделению вредных испарений.
Варежки и прихватки Не забудьте воспользоваться варежками или прихваткой при извлекании изделий из печи. Ваши руки – это ваш самый полезный инструмент, и не стоит пренебрегать прихваткой, чтобы нечаянно их не обжечь. |
|
Поверхность для запекания В качестве поверхности для запекания вы можете выбрать несколько предметов. Если у вас есть небольшая керамическая плитка, то вы можете положить изделия из пластики прямо на нее и поместить все в печь. Любая неглубокая тарелка или разделочная доска так же подойдет в качестве поверхности. Однако, помните, если поверхность для запекания неровная, то на полимерной глине отпечатается ее текстура. Таким образом, если изделие из пластики лежит на гладкой поверхности (плитка, стекло, металл), то место соприкосновения изделия с поверхностью станет гладким и глянцевым. Если это нежелательно, то вы можете подложить чистый лист бумаги. |
В домашней духовке
Как правильно запекать полимерную глину в духовке: электрическая или газовая духовка вполне подходят для того, чтобы запекать в них полимерную глину. При выпекании, как говорилось ранее, важна точная температура, поэтому нужно выставлять температуру рекомендованную производителем.
Процесс запекания в духовом шкафу
- Предварительно нужно изготовить изделия. Устелить противень или же подготовленную пластину бумагой и выложить на нее заготовки.
- Затем следует поместить изготовленные изделия в уже подогретую духовку.
- Если имеются разные по толщине изделия, то в процессе выпекания можно безбоязненно извлекать уже готовые детали, другие при этом не пострадают.
После запекания все поверхности духовки нужно тщательно вымыть для того чтобы в дальнейшем ее можно было использовать для приготовления еды. Полимерная глина при нагревании выделят неприятный схожий с горелым пластиком аромат. Для того чтобы скрыть последствия обжига и уменьшить запах используют пищевой рукав для запекания. Выполненные работы кладут на посуду или поверхность для запекания, затем помещают во внутрь рукава. Рукав завязывают з двух сторон. Через этот материал запах не проходит, поэтому духовку мыть не приходится.
Соблюдение мер предосторожности
Любая полимерная глина по время запекания выделяет токсичные вещества, вредные для здоровья. Поэтому в комнате, где запекается пластика, обязательно должна быть открыта форточка. Духовку после запекания полимерной глины нужно хорошо вымыть. А чтобы не допустить распространения вредных веществ в помещении, запекать изделия можно в специальных контейнерах, которые герметично закрываются. Никогда об этом не забывайте!
Перед тем как обжигать изделие из полимерной глины, необходимо тщательно ознакомиться с инструкцией к ней, т.к. каждый вид этой глины имеет свою оптимальную температуру обработки.
В общем же технология обжига стандартна:
- Прогреть духовку до 275 градусов
- Затем помещаем поделку внутрь и обжигаем из расчета 20 мин на каждые 6 мм толщины изделия
Прежде чем приниматься делать каркас и лепить куклу, обязательно нужно придумать ее образ, какая она будет, ее мимика, поза, детали. Желательно нарисовать карандашом, что бы было нагляднее и удобнее в последующем изготовлении. Для начинающих проще будет сделать придуманного сказачного героя: лешего, домового, бабу ягу итд. Где не требуются анатомическая лепка головы и туловища, а можно поимпровизировать!!
Делайте чертеж, продумывайте образ куклы. Подумайте, какого она будет размера, какие у нее будут особенности. Убедитесь, что у вас есть все необходимые материалы.
Изготовление каркаса куклы
Каркас – это основа куклы, и от недостатков в его конструкции идут дальнейшие проблемы. Делая куклу, никогда не нужно забывать о замысле. Для того чтобы не переделывать все заново необходимо все тщательно продумать.
Сначала необходимо подобрать проволоку, которая будет одновременно и гибкой и прочной:
-либо так называемая «вязальная» проволока, в сечении она бывает разная, но оптимальный вариант – 2,5 – 3 мм – она достаточно гибкая для того, чтобы хватало сил закрутить ее в нужных местах, но не пружинящая и не ломкая;
-либо – медная проволока диаметром 2,5 мм. Она не ломается даже при большом усилии, достаточно гибкая, но ее беда в том, что она пружинит. Это может привести к поломке пластического верхнего слоя. Но в целом и этот вариант достаточно подходящий;
-либо гибкую и прочную проволоку с латунным покрытием, сечением 2,5 – 3 мм – она достаточно гибкая для того, чтобы хватало сил закрутить ее в нужных местах, но не пружинящая и не ломкая.
Для куклы размером 40 -45 см выбираем гибкую и прочную проволоку с латунным покрытием сечением 2,5 – 3 мм, так как обычные медные, алюминиевые проволоки не подойдут.
Далее вяжем «скелет» куклы.
Узлы вяжем покрепче, неподвижность креплений важна для лучщей устойчивости конструкции.
Если кукла сидит, стоит или пусть даже висит, ее центр тяжести продумываем до мелочей. Потому что прекрасно сделанная кукла, которая не хочет стоять, это грустное зрелище. Поэтому, помня о том, что кукла – это игрушечный человечек – вспомним, где у человечка находится центр тяжести? В области таза. Именно там и утяжеляем куклу, а в случае если кукла стоит без подставки, то также увеличиваем ступни. И даже если кукла прикреплена к какому-то помосту, все равно голова не должна быть чересчур тяжелой. И вся тяжесть куклы должна как бы стекать книзу. Устойчивость куклы также можно усилить с помощью каких –то дополнительных элементов (ствола дерева, посоха в руке, другой фигуры рядом).
Проверяем пропорциональность, получившегося каркаса.
Чтобы придать объемные формы кукле, проволоку можно обмотать синтепоном или облепить папье - маше. Это зависит от того, какую вы хотите сделать куклу: легкую или стойкую твердую и неподвижную. Туалетная бумага один из самых благодарных и податливых материалов. Еще и недорогой и легкодоступный ).Бумага нужна самая обыкновенная, серая.
Я работаю и с синтепоном, и с синтепухом, и со шнуром. При использовании туалетной бумаги (далее ТБ) мне проще постепенно сформировать нужные объемы, процесс идет медленно, т.к. слои бумаги тоненькие, все ошибки сразу легко поправить. В зависимости от ширины бумажной полоски меняется и задействованное рабочее пространство. Использование ТБ дает достаточно плотное тело, но податливое для изменения позы. Да и проткнуть тушку иглой при желании возможно (допустим, при оформлении одежды или креплении аксессуаров).
Если же нужна совершенно жесткая конструкция, то тело из ТБ можно прогрунтовать ПВА. Иногда после обмотки ТБ финальным слоем я использую обыкновенный медицинский бинт, который грунтую разведенным ПВА. ТБ можно комбинировать с обмоткой синтепоном. В общем, креатив всегда приветствуется ))).
- Сначала я подготавливаю материал: отрываю полосы туалетной бумаги длиной около метра. Часть полос откладываю в сторону, часть складываю пополам несколько раз и разрываю посередине (именно разрываю, а не разрезаю, мне нужны рваные края, чтобы элементы обмотки плавно переходили друг в друга и не было резких обрывов формы). Желательно внешние края бумаги тоже сделать рваными, хотя бы пару мм оборвать произвольно. Я забыла это сделать и была не права ). Часть полос рву на 3 части, часть – на 4. Теперь, когда материалы готовы, можно приступить к работе. Берем каркас, 2 подготовленных цельных отрезка ТБ, сминаем каждый отрезок в комок, заполняем одним комком грудину будущей куклы, вторым – тазовую область. Делаем это, чтобы не было пустот внутри тела и оно не «гуляло». Заполняем довольно плотно, при необходимости фиксируем нитками.
- Начинаю обмотку я с талии куклы. Мотаю цельными отрезками ТБ в одном направлении. Довольно плотно. Если нужно, фиксирую нитками, когда перехожу с одного куска ТБ на другой.
- Далее крест-накрест обматываю плечи несколько раз, опять прохожусь по области грудной клетки. Сейчас я использую уже разорванные напополам обрывки бумаги. Фото:
- Обматываем ручки. В зависимости от размера куклы тут понадобятся отрезки ТБ либо разорванные на 3, либо на 4 части. Мотать начинаю сверху, захватывая плечо и грудную клетку (делаю один-два оборота по торсу, потом перехожу на ручку). Наматываю бумагу по спирали, плотно, натягивая бумагу в процессе обмотки. Главное не перестараться, чтобы не порвать бумагу ))). Доматываю до того места, где по моему замыслу начнется лепная часть руки, продолжаю обмотку в противоположном направлении. Важно, чтобы слои бумаги плотно прилегали друг к другу. Витки идут наискосок, слегка внахлест. Не забываем, что рука имеет определенный рельеф, обмотка должна его повторять. Мы не хотим получить две палочки по сторонам туловища. В местах расположения мышечной ткани количество слоев обмотки можно увеличить (пройтись бумагой туда-сюда несколько раз по одному месту). Всегда фиксируем нитками, если нужно. Не забываем о локтях. Если кукла статична, а ее ручка должна быть согнута, можно в области локтя примотать комок ТБ и нитками зафиксировать.
- Продолжаю работать с грудной клеткой. Приматываю комочки ТБ в районе груди лентами бумаги, фиксирую нитками. Формирую спинку аналогично, только вместо комков бумаги использую сложенный в несколько слоев отрезок ТБ. Обратите внимание на область лопаток, чтобы спина не оказалась слишком впалой или горбатой. Корректируем изгиб позвоночника, если нужно.
- Дальше работаю над нижней частью тела. Ножки формируются аналогично ручкам. У меня лепная часть ноги выше колена, поэтому оформляю только бедра. Если нужно сформировать ногу ниже колена, действуем аналогично работе над ручками. Не забываем про мышцы, коленки. Нога тоже не должна быть похожа на палочку. Хвостики бумаги фиксируем нитками, если требуется. Обматывая ножки, я, как и в случае с руками, начинаю с одного-двух витков по тазовой области. Это помогает лучшей фиксации бумаги. Так мы избежим прокручивания бумаги вокруг своей оси в уже намотанном состоянии. И не забываем, что бумага наматывается всегда в одном направлении на одной конечности. На другой конечности– лучше во встречном, но тоже все отрезки в одном направлении! Иначе каждый последующий отрезок бумаги будет стремиться размотать предыдущий и обмотка не получится плотной и жесткой.
- В заключение работаем с тазом. Формируем ягодицы, животик, паховую область. Где можно, используем комки бумаги, примотанные полосами и закрепленные нитками. Где не получается, просто продолжаем обмотку лентами ТБ шириной в полрулона или в треть. При обмотке захватываем верхнюю часть бедер, проводим бумагу между ногами куклы, обматываем бумагу вокруг талии.
- Смотрим внимательно на то, что получается и корректируем те области, которые нас не устраивают. Хвостики бумаги фиксируем нитками. Смотрим фото. Здесь кончики ТБ торчат, мне они не мешают, но их можно подклеить. Выглядеть тушка будет более эстетично.
- Обратите внимание, обмотка конечностей куклы книзу становится тоньше. Я делаю это намеренно. Во время примерки ручек-ножек я подкорректирую длину-ширину их обмотки. Мне проще нарастить недостающие объемы, чем уменьшать имеющиеся ))).
- Когда обмотка тела куклы бумагой завершена, я осуществляю финальную обмотку либо флористической лентой, либо бинтом с последующей грунтовкой разведенным ПВА или шликером, либо медицинским пластырем. Можно загрунтовать непосредственно тушку из ТБ. Здесь показываю обмотку флористической лентой. Цвет взяла яркий для контраста. Работать, конечно, лучше с тем цветом ленты, который присутствует в костюме. Или использовать телесные оттенки, можно белый. Проще производить обмотку в сторону расширения. То есть от талии – к тазу, от талии – к грудной клетке, от колена – к паху и т.д. Мотаем туго, но не перетягивая. Внахлест, слегка наискосок. Руки – опускаемся вниз, возвращаемся. Плечи – сначала крест-накрест, потом лентой проходим вокруг торса несколько раз. Корректируем положение тела, если нужно. Я руки не фиксирую прочно и не приматываю, позже буду искать нужную позу. Если положение куклы знаете наверняка, несколько раз плотно обмотайте плечевой сустав до неподвижности.
- Описывать это долго, а делать легко и довольно быстро. Для меня это один из наиболее приятных и медитативных этапов работы ))). Всегда можно поиграть с объемом и рельефами и на основании одного и того же каркаса получить совершенно разные кукольные тушки.
- То же самое можно проделать с синтепоном закрепляя его нитками и иглой, при этом так же формируя объема.
Изготовление :
Лепка головы куклы
Особенность изготовления куклы заключается в том, что ее голова должна иметь внутри каркас – основу, на которую накладывается полимерный материал. Этот способ экономит материал и облегчает вес головы куклы. Для каркаса используются проволока, папье-маше или фольга.
Лицевую часть делаем плоской, а затылочную – выпуклой. Намечаем височную область, надавливая большими пальцами на заготовку. На лицевой части основы намечаем линию глаз, учитывая при этом расстояние между глазами и приблизительный диаметр каждого глаза. Для этого на плоской стороне основы лица по центру чем-нибудь острым проводим крест. Примерно на высоте 0,5 – 0,8 см проводим линию параллельно горизонтальной. На этой линии, отступая на равные расстояния от середины, делаем инструментом или толстой палочкой два углубления – будущие глазницы. Расстояние между углублениями равно диаметру одного глаза, желательно это расстояние сделать чуть больше.
Готовые стеклянные глаза вклеиваем в глазницы, но можно использовать бусины или слепить их из пластика, можно сделать из полимерной глины и расписать в последующем..
В случае если глаза делаем из пластика, то необходимо скатать из него шарики. Затем вставить заготовки глаз в приготовленные глазницы на лицевой стороне основы и закрепить их кусочками пластика. Необходимо помнить о том, чтобы глаза смотрели в одном направлении.
На основу накладываем лепешку из пластика толщиной 5 мм, размером немного больше лица. Тщательно прикрепляем ее к основе из папье-маше или фольги и прижимаем края. Выражаем височную кость головы, надавливая в ее области большими пальцами, нащупываем глаза и очищаем их инструментом от пластика, одновременно формируя веки глаз.
Для лепки носа берем шарик пластика величиной чуть больше диаметра глаза. Затем формируем из него конус и крепим его к лицу.
Обозначаем переносицу и область над кончиком носа, оставляя посередине небольшое утолщение. Определяем форму крыльев носа, инструментом делаем носовые отверстия и перегородку носа.
Для лепки щек и подбородка накладываем необходимые кусочки пластика, аккуратно прижимая и примазывая их. Таким же образом создаем овал лица.
Далее скатываем из пластика шарик равный диаметру глаза и накладываем его на область рта. Линию рта определяем вверх от подбородка на 2/3 расстояния до носа.
Инструментом обозначаем фильтр, формируем верхнюю губу и прорисовываем линию рта.
Аналогично формируем нижнюю губу, уменьшив ее объем в уголках рта. Делаем небольшое углубление под нижней губой.
Увеличиваем объем пластика на лобной части лица и небольшим надавливание формируем надбровные дуги.
Осматриваем голову с разных сторон, проверяя симметрию слепленных частей, при необходимости корректируем объемы скул, подбородка, надбровных дуг.
Для затылка делаем лепешку и придаем ей форму затылка. Аккуратно примазываем и выравниваем швы.
Затем вылепливаем шею, уши и таким же образом соединяем их с головой.
При лепке шеи в нижней ее части, в месте прикрепления к мягкому туловищу, оставляем небольшой запас – паз для крепления заготовки.
Для ушей делаем шарик, равный 1,5 диаметра глаза. Режим его пополам. Из полученных половинок делаем заготовки для ушей.
С помощью инструмента прикрепляем их к голове, так чтобы кончик уха находился на уровне бровей, а его мочка – на уровне основания носа.
Проверяем симметрию головы.
Готовую заготовку головы запекаем, так чтобы голова в печку стояла, а не лежала на поверхности..
Роспись лица
Один из самых важных этапов работы над куклой – роспись лица. Безусловно, в кукле важны и образ, и скульптура, и костюм и многие другие детали, но кукла «оживает» лишь тогда, когда мы заглядываем ей в глаза. Можно использовать готовые глаза, или нарисовать их самим.
Рисуем глаза, брови, реснички можно нарисовать, а можно приклеить готовые, подрумяним щечки куклы. Для этого смешиваем на палитре цвет основного тона лица с красной краской для получения нужного оттенка щек.
Роспись глаз (если глаза из пластика или бусин). Глаза подготавливаем к росписи, сделав подложку из белой темперы, смешанной с клеем ПВА. Клей добавляем для удобства дальнейшей работы: теперь если неудачно нарисуем радужную оболочку глаза, то ее можно всегда смыть, не повредив подложку, и начать работу сначала.
Глаза покрываем подложкой в два слоя (первый слой должен полностью просохнуть). Это основа не только для радужки, но и для оттенков глазного белка. Он никогда не бывает однородно белым – ближе к уголкам глаз белки всегда темнее, а ближе к радужке его нужно высветить, придавая тем самым глазу объем. Затем прорисовываем слезные каналы – нижнее и верхнее веко внутри и в уголках глаз.
Теперь намечаем карандашом зрачки, точно зная куда будет смотреть кукла. Обводим контур радужки,0 для этого используем кисточку. Слегка прокрашиваем зрачки и прорисовываем риски радужки. Они могут быть разноцветными: сначала прорисовываем одним цветом, даем просохнуть, добавляем рисочки другого цвета и слегка размываем их, придавая объем. Теперь красим зрачок. Он никогда не бывает абсолютно черным и составляет не более 1/3 радужной оболочки. Оттеняем зрачок вокруг более темным цветом, чтобы глаз не выглядел темным.
При росписи глаз лучше иметь перед собой наглядный образец (увеличенные цветные фотографии глаз можно найти в любом журнале).
После того как радужка готова, подчеркиваем темным тоном тень на ней под веком. Само верхнее веко подчеркиваем натуральной, но более темной, чем основной фон краской. После того как глаза полностью расписаны, наносим блики на зрачок.
Ресницы приклеиваются после росписи лица. Обязательно после полного высыхания краски. Ресницы клеем тем же клеем, что и волосы.
Используем готовые ресницы, отмерив необходимую длину по верхнему веку. Аккуратно приклеиваем ресницы под верхнее веко в край. Для удобства работы можно воспользоваться иглой.
Приклеивание волос
В качестве волос для куклы лучше взять специальные – трессы. Они натуральные, мягкие и соответствуют масштабу куклы. Можно использовать шерсть ламы, длинношерстной овцы, горной козы и т.д. Их можно красить в любой цвет краской для волос или шерсти. Человеческие волосы используют крайне редко, т.к. они жесткие и толстые, плохо приклеиваются и смотрятся грубо. Чаще всего человеческий волос используется для парика.
Волосы внимательно просматриваем, чтобы в них не было остевых волос и колтунов.
При работе с готовым трессом накладываем его на голову, начиная от внешнего контура линии волос по кругу к центру.
Затем придаем прическе форму. Волосы можно подстричь, заплести в косу, завить с помощью разогретой металлической трубки.
Лепка рук
Для каркаса кистей рук можно использовать либо алюминиевую или медную проволоку меньшего диаметра – для ладошки, и для пальчиков – тонкую, по прочнейшую проволоку, для этого можно использовать проволоку из стальных тросиков (продаются в хозяйственных магазинах, строительных магазинах, рыбацких магазинах), либо стальную проволоку для плетения жестких конструкций из бисера сечением 0,5 мм.
Собираем кисти рук из стальной проволоки для плетения жестких конструкций из бисера, обматываем их нитью, придаем им нужное положение, в критических местах промазываем клеем для прочности и, ниткой приматываем к нашему основному каркасу за одну из торчащих проволочек. Проверяем точность изготовления каркаса руки, приложив его к голове. Длина кисти определяется расстоянием от подбородка до надбровных дуг, а ширина чуть меньше половины лица куклы.
Небольшими пластинами набираем объем пальцев. На область ладони накладываем 2 круглые пластины. Формируем ладонь и фаланги пальцев. Накладываем пластик и долепливаем предплечье.
Размер кисти рук куклы принято уменьшать. Иначе, они смотрятся не пропорционально большими. Длина готовой кисти руки определяется расстояние от подбородка до середины лба. Ширина кисти равна половине ширины лица.
Безымянный и указательный пальцы короче среднего пальца на полфаланги. Указательный палец, часто бывает, короче безымянного. Мизинец короче безымянного на целую фалангу
Проверяем точность изготовления кисти руки, приложив ее к голове.
Накладываем небольшие кусочки пластика на область нижних суставов пальцев. Придаем форму тыльной стороне кисти. Инструментом определяем границы ногтевых пластин, формируем суставы пальцев. Сравниваем слепленные пальцы со своими, устанавливая их в том же порядке.
Набираем объем ладони, накладываем пластик у основания пальцев, большого пальца и с противоположной ему стороны ладони.
Набираем необходимый объем предплечья, установив руку для удобства работы на жесткую проволоку. Прикрепляем кусочек пластика на область выпуклости конца плечевой кости.
Аналогично лепим вторую руку. Сушим их. Готовые руки крепим к основному каркасу.
Лепка ног
Прежде чем приступить к лепке ног, определяемся с их постановкой. Каркас ног куклы выполняем из папье-маше. Его делаем короче ступни в готовом виде на длину пальцев.
Одной из технологических особенностей ступни куклы является то, что она в готовом виде должна быть несколько меньше, т.е. ее длина определяется размером отрезка от подбородка до середины лба, а ширина равна ширине ладони.
Набираем на каркас необходимый объем пластика. Проверяем размер ступни.
Для придания подъема ступне крепим пластик на его область. Вылепливаем ахиллесово сухожилие, внешнюю часть стопы, внутреннюю часть слегка приподняв ее.
Вылепливаем лодыжку, прикрепив к ней два маленьких кусочка пластика.
Набираем необходимый объем подошвы стопы, приложив пластик на область подушечек стопы.
Делаем разметку пальцев стопы, разрезаем заготовку по намеченным линиям. Инструментом скругляем кончики пальцев, делаем небольшие ямочки в основании между пальцами, определяем границы ногтевых пластин. Определяем границу основания пальцев и подушечек ступни. Вылепливаем подушечки пальцев. Большой палец ноги слегка поднимаем вверх, а остальные пальцы слегка сгибаем в средних фалангах. Формируем рельеф берцовой кости. Лепим икроножную мышцу. Аналогично лепим вторую ногу. Сушим их. Готовые ноги крепим к основному каркасу.
Изготовление подставки для куклы
Подставка должна быть достаточно тяжелой, чтобы удерживать куклу в задуманном положении крепко на плоскости. Изготавливаем подставку из алебастра, но можно использовать гипс, гипсокартон.
Изготовить подставку можно из нескольких слоев гипсокартона, склеенных между собой или отлить в форме из гипса. Для удобства работы в подставке просверливаем дырочку и временно вставляем в нее куклу, которую позже вклеим туда достаточно сильным клеем.
Изготовление костюма куклы
Существуют два варианта создания кукольной одежды: снимаемая и неснимаемая. В первом случае костюм можно менять по своему усмотрению, а во втором – одежда крепится к кукле раз и навсегда. Используем второй способ создания кукольной одежды.
Для начала делаем замеры и выкройки, подбираем подходящую по цвету и фактуре ткань, выкраиваем из нее платье для куклы и сшиваем его. В кукольном костюме все элементы обрабатываются тщательно и аккуратно, в том числе изнаночные швы и невидимые глазу детали.
Итак, кукла готова. Вот она живет своей жизнью, у нее уже есть характер.
Несмотря на то, что все в этой кукле – от сотворившего ее художника, она не просто его частица и копия, а совершенство самостоятельный образ.
Попробуйте добавить различные аксессуары, это может быть мебель, животные, еда для кукол. Все зависит от фантазии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
· Работа способствует концентрации внимания, сосредоточенности процессом для получения желаемого результата.
· Кукла развивает творческое воображение, художественный вкус.
· Изготовление кукол учит усидчивости, терпению.
· Работа совершенствует мои трудовые умения, формирует культуру труда.
· Готовые изделия радуют глаз и поднимают настроение.
· Радуйте себя и своих близких необычными куклами ручной работы
Декоративно-прикладное искусство содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия. Одним из видов декоративно-прикладного творчества является кукла.
. Кукла рассматривается как артефакт, отдельно взятое, конкретное культурное и художественное явление.
В результате проведенного исследования были получены следующие выводы:
-кукла «по праву рождения» сопряжена с архаическим сознанием и, эволюционируя параллельно с человеком, несет в себе эти архаические «воспоминания», которые порой неожиданно проявляются в современном контексте;
-она являет собой вид искусства, представляет собой изобразительную художественную форму. В процессе рассмотрения куклы как произведения искусства учитывались свойства ее конструкции (статичность или подвижность, мягкость, пластичность или жесткость – в случае обладания динамическими возможностями, степень уподобленности человеку, «анатомичность» и т.д.). С одной стороны, кукла есть сама по себе «код человека», типизация образа – неотъемлемая характеристика ее эстетической природы, с другой стороны, мера условности облика куклы, ее характер находится в зависимости от культурной парадигмы, в контексте которой рождается та или иная кукла;
Кукла – это не хобби, не развлечение. Это полноправный художественный жанр. Авторские куклы живут по законам высокого искусства, запечатлевая в себе высокий смысл, и выразительность форм. Они задумываются и рождаются подобно живописи или музыке. Но главное в их природе – художественный образ, душа – живая и сострадающая.
На сегодняшний день, авторская кукла – это молодой вид творчества. Но тысячи людей в нашей стране и за рубежом уже открыли его для себя.
Судьба куклы изменчива. Жизнь ее многообразна. Ей предстоит долгое путешествие. Пока жив род человеческий, будет жить и кукла.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аксенова М. Куклы мира. /Ананьева Е., Евсеева Т. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 184 с.: ил. (Самые красивые и знаменитые).
2.Генсинская Н. История одной куклы. М.: ООО «Дизайн Кора»,2006. – 81 с.: ил.
3.Генсинская Н. Кукла из пластика. Частные уроки. Ж.: Кукольный мастер № 2, 2003. – 29-33 с.: ил.
4.Генсицая Н. Основы кукольной скульптуры. /Клен Н. – М.: ООО «Дизайн Кора», 2009. – 88 с.: ил. (Серия «История одной куклы»).
5.Егупец О. Кукла из паперклея. М.: ООО «Дизайн Кора», 2004. – 46 с.: ил.
6.Жерядина М. Эскиз как отдельная форма кукольного мастерства. Ж: Кукольный мастер № 8, 2005. – 28-29 с.: ил.
7.Захаревская Р. История костюма: От античности до современности. М.: РИПОЛ классик, 2006.- 288 с.: ил.
8.Комиссаржевский Ф. История костюма. М.: Астрель: АСТ: Люкс, 2005.-336 с.: ил.
9.Крестова Н. Роспись кукольного лица. Частные уроки. Ж: Кукольный мастер № 7, 2005. -35-37 с.: ил.
10.Кунина Е. Характерные куклы из полимерных масс. М.:ООО «Дизайн Кора», 2006. -64 с.: ил.
11.Мызина И. Характерная кукла. Ж: Кукольный мастер № 2, 2003. -37-39 с.: ил.
12.Панина Н. Постиж: непостижимая красота. Частные уроки. Ж: «Кукольный мастер» № 1 2010. – 48-49 с.: ил.
13.Тищенко Л. Путешествие на моноцикле. Частные уроки. Ж: «Кукольный мастер» № 1 2011. – 34-35 с.: ил.
Интернет ресурсы:
http://kukloteka.ru/catalog/kukly-iz-goryachego-plastika
http://stranahandmade.net/lepka/kak-lepit-kuklu-iz-polimernoj-glin
Работы Ножниной М.И.
Работы учениц "Школы ремесел"
Потамошнева Наталья Алексеевна