Интервью о профессии: писатель
Интервью с Мариэттой А. Роз
(писатель)
– Расскажите о себе. Кем вы работаете? Как долго?
– Я пишу книги и работаю в Областной детской библиотеке. На данный момент занята произведением «Отбрасывающий тень» из цикла «Хроники Эльсидории», книги из этой серии можно найти в интернет-магазинах. В библиотеке работаю вот уже пять лет, а пишу достаточно давно.
– Почему вы выбрали эту профессию?
– Может показаться, что профессии писатель и библиотекарь тесно связаны, но изначально я об этом не думала. В библиотеку попала случайно, после того, как в 2010 году закрылся канал, на котором работала. Поскольку вся журналистика на тот момент трещала по швам, идея резко сменить деятельность имела смысл, поэтому я пошла в детскую библиотеку. Там как раз была вакансия, меня сразу взяли.
Пишу я, наверное, всю жизнь, но именно профессионально – уже лет так 10-8. Можно сказать, что раньше просто набивала руку и тему. Писательство и библиотека не противоречат друг другу, даже в чем-то помогают. Я очень рада, что библиотека не отнимает столько времени, как телевидение.
– Довольны ли вы своим выбором? Не было мыслей прекратить свою писательскую деятельность?
– Если бы меня что-то не устраивало, то давно бы прекратила. Я же не дерево.
– Чем вы увлекаетесь кроме писательства?
– Мои увлечения крайне разнообразны! Начнем с того, что у меня три собаки и две кошки, 77 уровень в одной фермерской игре, стопка книг, которые надо прочесть, и несколько сериалов на компьютере, которые надо посмотреть.
– Как семья относится к вашей работе?
– Преимущественно позитивно, потому что иначе я просто не буду их кормить.
– Есть ли у вас какие-то привычки, связанные с процессом написания книг?
– Масса привычек! Творческий процесс – штука непрерывная. Ты идешь, спишь, ешь, моешься, а в голове крутятся диалоги и сцены. Иногда это сопровождается мимикой и жестикуляцией. Одно время я носила с собой блокнотик и ручку, но сейчас есть диктофон на телефоне. Я люблю включать музыку, когда пишу, у меня даже есть «флешка» с множеством клипов, которые иногда включаю на телевизоре, потому что на компьютере неудобно.
– Чем вы вдохновляетесь?
– Всем: книгами, людьми, идеями, фильмами, погодой, музыкой и просто жизнью.
– Как вы боретесь с «творческой хандрой», так называемым отсутствием вдохновения?
– Я с ней не борюсь. «Творческая хандра» – это повод сделать паузу. Сходить в кино, почитать, посмотреть сериал, поиграть с собаками, поклеить обои. Я уверена, что если не пишется – значит, мозг еще не придумал, как развивать идею, и нечего его торопить.
– В каком жанре написаны ваши книги?
– В разных, потому что в одном – это скучно. Конечно, преимущественно я пишу фантастику и фэнтези, но у меня есть и вампиры, и попаданцы, и боевик, и любовь, и даже ужасы.
– Почему вы решили работать под псевдонимом?
– Во второй половине девяностых годов в Новосибирске выпускался «Город Золотой», это литературное приложение к молодежной газете «Рост». Его тут же заполнили ролевики своими необычными стихами, сказками и песнями, естественно, все под игровыми именами – редакция ничего дурного в этом не усмотрела. Мне захотелось чего-то такого же, так и появилась Мариэтта А. Роз. Позже «Город Золотой» закрылся, я перестала публиковаться под этим именем, и чтобы оно не пылилось, пристроила в «Хроники Эльсидории». Когда встал о публикации первой книги «Человека с глазами волка» в Екатеринбурге, внезапно выяснилось, что в писательской среде есть полные мои тезки. Быть одной из нескольких совершенно не хотелось, поэтому я вытащила старый псевдоним и теперь с ним не расстаюсь.
– Трудно ли было освоить профессию писателя? С какими трудностями вы сталкиваетесь в вашей работе?
– Освоить профессию было весьма непросто. Сейчас основная трудность - это многозадачность. Современный писатель должен не просто придумать и написать книгу, а еще умудриться как-то донести ее до читателя. По идее, конечно, этим должны заниматься издатели, но на практике, если доверить этот вопрос им, то книга благополучно покроется пылью на полках магазина, посему на меня возлагаются еще и задачи пиара. Ситуация усложняется тем, что я – независимый автор, так что на мне вопросы редактуры, корректуры, оформления и верстки.
– Какое образование нужно получить писателю?
– Филологическое. Я окончила новосибирский педагогический институт по специальности учитель русского языка и литературы, училась в школе журналистики Анатолия Сокова, также закончила высшие библиотечные курсы. В общем, у меня сугубо гуманитарная направленность.
– Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?
– Целеустремленность, въедливость и стрессоустойчивость. Можно сколько угодно мечтать о гениальном романе, который я когда-то напишу, но пока не сядешь его писать день за днем, строка за строкой – никакого романа не будет. Роман – это цель. Конечно, целью может быть и получить престижную литературную премию, стать классиком, но для начала надо просто дописать этот роман. Поэтому цель и планирование.
Для меня каждая история – это литературная задача, которая требует определенного комплекта знаний и навыков. Умения выбрать нужное и убрать ненужное, отточить, заточить, отполировать, решиться на эксперимент. Это называется въедливость, потому что надо во всё это въесться, как червяк в яблоко.
Ждать, что все будут тебя хвалить – глупо. Все хвалить не будут, обязательно кто-нибудь напакостит, а если книга удалась, так еще критиканы сбегутся, даже если их рецензии будут не обоснованы, управу не найдешь. С издательствами тоже сложно вести переговоры, подавляя в себе желание сделать с редактором что-нибудь нарушающее закон. У писателя должны быть железные нервы.
– Что самое интересное в вашей работе?
– Если обобщать, то видеть книжный процесс от А до Я. Я пишу книги, знаю, как они издаются, реализовываются, попадают в библиотеки, там их читают или не читают. Плюс возможность общения с совершенно разными людьми.
– Кем вы мечтали быть в детстве? Сбылась ли эта мечта?
– Как ни банально, я мечтала стать писателем.
– Насколько ваша работа полезна для страны?
– А насколько вообще полезен любой труд? Я не буду говорить про рабочие места, налоги и культуру потребления, потому что любой труд важен и полезен, если сделан качественно и с душой. Вообще, говорить о пользе культурного продукта достаточно сложно, потому что у некоторых этот продукт может вызвать несварение. Но! давайте не будем забывать, что толпу делает народом именно культура, а в ней есть масса процессов, в которые категорически нельзя вмешиваться, потому что культура должна быть разной. Ведь все люди разные! У всех свои культурологические потребности, но в итоге все сведется к одному знаменателю, причем само собой, без вмешательства из вне. Конечно, должны быть те, кто творит этот культурный процесс, я про писателей, художников, актеров, режиссеров, скульпторов и прочих творческих личностей. Наш труд делает нас народом.
– Приносит ли профессия писателя хороший доход?
– В современных рыночных условиях автор едва на хлеб зарабатывает. По сути, сейчас книги пишут только фанатики, для которых писательство сродни наркотику. Во всем мире только авторы уровня Стивена Кинга могут сидеть дома и строчить целыми днями, остальные пишут в свободное от работы время. Хотя мне грех жаловаться, «пустых» месяцев у меня не бывает, правда, они и не настолько полные, чтобы я ушла из библиотеки.
– О чем бы вы хотели предупредить человека, который собирается стать писателем?
– Во-первых, денег не будет, скорее всего, вообще. Потому что конкуренция. А поскольку есть конкуренция, нужно постоянно работать над собой. Надо много читать, много общаться, постоянно обновлять впечатления. Еще надо много учиться,иначе рискуешь попасть под конвейер издателей и перемолоться там в труху. Также надо быть готовым, что сразу не повезет, что окружающие буду похихикивать. Самое главное – как раз то, о чем обычно не говорят – это то, что талант не так уж важен. Важно упорство, трудовая дисциплина и желание достичь лучшего, без всего этого любой талант быстро ломается.
– Как вы видите профессию писателя в будущем?
– Честно, подозреваю, что мы будем узнавать друг друга в толпе по дергающимся векам, наркоманским мешками под глазами и по диким воплям: «ПОМОГИТЕ», едва на горизонте замаячит что-то белое, пусть даже это будет носовой платок. Потому что чем дальше в лес, тем больше знать и уметь нужно – это не только к писателям, к представителям любой профессии относится.
– Кому бы вы могли порекомендовать профессию писателя?
– Порекомендовать? Всем. Творчество – классная штука. Вот, к примеру, оттоптали тебе ногу в автобусе, ты этого нахала запомнил и вечером в книге ему голову открутил – сразу легче стало. Хотя, конечно, это не профессионально, но я же не требую, чтобы все, кто пробует себя в творчестве, были профессионалами, да и не всем это нужно. Но то, что выплеснутые на бумагу отрицательные эмоции уходят навсегда – это факт.
– Опишите профессию писателя в нескольких предложениях. Что она значит именно для вас?
– Я, конечно, понимаю, что от меня ждут правильных и пафосных слов. Но я скажу, что проще разгружать вагоны, чем писать книги. Проще колоть орехи лбом, чем сочинять рассказы. Но не писать – просто невозможно.
Орфография и пунктуация автора сохранены
Участник Всероссийского конкурса для школьников «Самые разные профессии-2016»