Интервью о профессии: психотерапевт по работе с зависимостями
– Как называется Ваша профессия (должность)?
– Я психолог, гештальт-терапевт. Специализируюсь на работе с семейными, супружескими проблемами, сексуальными нарушениями и пищевыми зависимостями, личностными кризисами и травмами.
– Как долго Вы работаете по этой профессии (должности)?
– По профессии работаю больше трех лет. Начала работать, когда училась на пятом курсе университета (в центре снижения веса).
– Почему Вы выбрали эту профессию?
– Психологом я мечтала стать еще с 9 класса. Я интуитивно понимала многие процессы, которые происходят в отношениях между людьми, мне всегда хотелось узнать еще больше.
– Довольны ли Вы своим выбором?
– Несомненно. Я очень люблю свою работу и рада, что помогаю своим клиентам улучшить их жизнь.
– Когда Вы решили выбрать специализацию?
– Когда я училась на 2-ом курсе, поняла, что того, что преподают в университете, недостаточно, поэтому параллельно пошла обучаться гештальт-терапии (это направление неклинической психотерапии) в Московский гештальт институт.
– Чтобы заниматься психотерапией зависимостей этих образований достаточно?
– У меня 3 специализации: семейная психотерапия; психотерапия зависимостей; психотерапия сексуальных нарушений. Каждая вызвала личный интерес, хотелось разобраться в себе. Известно, лучше усваивается информация, на которую человек откликается личным опытом.
– Сложно ли было освоить Вашу профессию? Чтобы специализироваться по психотерапии зависимостей необходимо дополнительное образование?
– Работа тем и интересна, что учиться приходится постоянно. Первое образование – Смоленской государственный университет (психолог, преподаватель), второе – Московской гештальт институт (гештальт-терапевт), там же получила специализации (отдельные программы с сертификатом).
– На этом Ваше образование закончилось?
– Нет. Сейчас учусь в аспирантуре по клинической психологии в Российском государственном университете им. А.И. Герцена. Осенью пойду учиться в Белорусский гештальт институт на тренера и супервизора.
– Почему необходимо так много учиться?
– Могу с уверенностью сказать, что качество моей работы очень зависит от полученного образования. Все полученные мною знания, с успехом применяются на практике.
– Помимо профильного образования, чтобы стать хорошим психотерапевтом, нужны еще какие-то условия?
– Стать хорошим психотерапевтом непросто. Я прошла личную терапию, чтобы разбираться в себе и не проецировать свои проблемы на клиента; письменно описала более 200 терапевтических сессий, прошла более 50 супервизий, получила 3 специализации.
– Какие особые качества и навыки нужны для того чтобы стать специалистом в этой области?
– Важно уметь разделять свои проблемы и проблемы клиента. Уметь грамотно обращаться со своими чувствами и чувствами клиента; постоянно отслеживать 3 вещи: что происходит с тобой, с клиентом и в отношениях между вами. Эти наблюдения – инструмент для работы.
– С какими видами зависимостей Вы чаще всего работает?
– Чаще всего я работаю с пищевыми и эмоциональными зависимостями (зависимость от человека). Но на данный период большую часть моих клиентов составляют люди с проблемами в принятии себя и в отношениях в паре (женщина-мужчина).
– С людьми, какого возраста, Вам чаще всего приходится работать?
– Поскольку я сама еще достаточно юная, то в основном ко мне обращаются люди в возрасте от 16 до 35 лет.
– При работе с зависимостями в чем заключается Ваша работа?
– На терапии мы помогаем человеку Осознать – то есть увидеть реальность, разобраться в механизмах, которые приводят к проблемам, найти ресурсы, чтобы сделать жизнь более счастливой. Клиент получает новый опыт и отрабатывает новые стратегии поведения.
– Может ли помочь психотерапевт, если клиент этого не хочет?
– Менять что-то или нет в своей жизни – клиент решает сам. Когда он осознает, чего на самом деле хочет, видит пути удовлетворения своей потребности и имеет навыки преодоления сопротивления, у него не возникает вопросов о том, как поступить.
– Всегда ли Вам удается помочь?
– По-разному. «Волшебной таблетки» у меня нет, клиентам приходится проделывать большую работу над собой, а я, исходя из своего уровня осознанности, знаний, опыта и умений, помогаю им в этом процессе.
– Каким образом к Вам попадают люди с проблемами зависимости: самостоятельно обращаются, родные приводят, направляют другие организации?
– Обычно родственники приводят зависимых не к частным психотерапевтам, а в клиники. Ко мне люди обращаются самостоятельно.
– С какими трудностями Вы сталкиваетесь в Вашей работе?
– Бывает, я затрудняюсь в интерпретации того, что происходит с клиентом, тогда я обращаюсь за помощью к супервизору – более опытному психотерапевту, который помогает разобраться в ситуации и разработать стратегию работы с клиентом.
– Хватает ли Вам терпения в работе?
– Я никогда не задавалась вопросом о терпении, потому что мне очень интересно работать.
– Что самое интересное в Вашей работе?
– Мне любопытно слушать истории людей. Каждый новый клиент предлагает загадку, касающуюся его жизни, в которой произошел сбой. Мне нравится искать разгадку: где этот сбой, почему он произошел, как восстановить всю систему так, чтобы она удовлетворяла человека.
– Общение с клиентами приносит Вам радость?
– Конечно. Самое большое удовольствие – это когда у клиента начинается прогресс. В такой момент я испытываю счастье, потому что понимаю, что была причастна к этим событиям, не зря столько развивалась в профессии, не зря проживаю жизнь.
– Сколько часов в день вы работаете?
– График зависит от того, когда клиентам удобно встретиться. В среднем я работаю 3-5 часов в день преимущественно во второй половине дня. Иногда веду групповые занятия, они проходят в вечером, тогда количество часов увеличивается.
– То есть Вы сама себе хозяйка?
– Мне очень нравится, что я сама себе устанавливаю временные границы, могу сделать выходной в будний день или наоборот занять свободные выходные. Так что каждый мой рабочий день не похож на предыдущий.
– Сбылась ли Ваша детская мечта о будущей профессии? Если «нет», то почему вы поменяли свое желание?
– Я хотела быть журналистом, но в 9 классе поняла: мое призвание – психотерапия. Я мечтала о красивый кабинет с мягкими креслами, что я буду, как в американских фильмах, принимать клиентов и помогать им решать проблемы. Мечта сбылась!
– Вы не пожалели, что не стали журналистом?
– Мечта стать журналистом не осталась в стороне: я публикую статьи о психологии в научных журналах, веду блог в Интернете. Мечтаю написать книгу о пищевых нарушениях и приложу для этого все силы!
– Считаете ли Вы свою профессию полезной и важной?
– Безусловно, считаю. Я не могла бы заниматься тем, во что не верю, что не приносило бы пользу мне и другим людям.
– Ценят ли окружающие Вашу работу?
– Некоторые люди, узнав, кем я работаю, относятся к моей профессии скептически, но стоит мне немного рассказать о работе, они соглашаются, что это важное дело. К сожалению, информация о том, чем занимается психолог, очень размытая в российском сознании.
– Если не секрет, приносит ли Ваша работа хороший доход?
– Работая около 10 часов в неделю, я зарабатываю больше, чем мои коллеги – школьные психологи, работающие 8 часов 5 дней в неделю. Но, чтобы так зарабатывать, нужно было получить дорогостоящее образование. Важно сформировать клиентскую базу.
– Кому бы Вы могли порекомендовать свою профессию и направление специализации?
– Всем, кому это интересно. В нашей профессии иначе и не удерживаются. Как только начинаешь скучать, теряешь энергию, тут же количество клиентов уменьшается. А специализацию поменять никогда не поздно.
– О чём Вы бы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессиюкак у Вас и выбрать такую же специализацию?
– Желаю найти в себе силы, чтобы разобраться со своими страхами и трудностями. Я знаю много психологов, которые отлично владеют техническими приемами, понимают клиентов, но из-за своих переживаний не могут воплотить все свои знания и навыки в работе.
Дерзайте и не стесняйтесь просить о поддержке у коллег и супервизоров!
Орфография и пунктуация автора сохранены
Участник Всероссийского конкурса для школьников «Самые разные профессии-2016»