Использование активных приемов и методов обучения на уроках русского языка в начальной школе
СЛАЙД 1
В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Сегодня мы поговорим о мнемотехнике.
СЛАЙД 2
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. СЛАЙД 3 И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги).
СЛАЙД 4
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит налету».
Для младших школьников приемы мнемотехники – настоящая палочка-выручалочка. Они помогают ребенку отдохнуть от скучного материала, от долгого сидения без движений.
СЛАЙД 5
Память многих учеников не приспособлена к «простому запоминанию». Зато эта память очень яркая и образная у детей начального звена.
Пользуясь этим, мнемотехника придумывает для правил и слов свои правила – «неправильные». Делается это с помощью ассоциаций, благодаря им и начинает работать эмоционально – образная память ребенка. Ярким примером из детства может служить определение Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно - В этой фразе собраны 5 слов, где не пишется «Т» между «С и Н».
СЛАЙД 6
С давних времен на Руси использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью.
СЛАЙД 7
А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю;
Г (глагол) Д (добро) Е (есть) - письменность есть добро;
Р (рцы) С(слово) Т(твердо) – произноси слово твердо.
СЛАЙД 8
Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание, улучшает запоминание информации.
Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка позволяет обеспечить высокий уровень запоминания орфограмм в словах, написание которых не проверяется правилами. Изучаемая орфограмма превращается детьми в знакомый образ, связанный с лексическим значением слова. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминанать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п.
Мы рассмотрим некоторые приемы и методы мнемотехники , применяемые на уроках русского языка в начальной школе.
СЛАЙД 9
Прием фонетической ассоциации.
Приемом фонетической ассоциации дети составляют предложения со словарными словами, которые созвучны по звучанию с другими словами в предложении.
Костя пришел в костюме.
Павел носит пальто.
Мебель из ели.
Я вышел на улицу и увидел много лиц.
На завтрак рак.
Пенал моют пеной.
Купите мальчику газировку в магазине.
Прием графической ассоциации.
СЛАЙД 10
Мнемотехника преследует своей целью подмену абстрактных объектов на визуальные представления. Для упрощения запоминания, происходит связывание объектов с имеющимися в памяти графическими образами.
Мнемоническое запоминание проходит следующие этапы: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти. Данный метод не только развивает разные виды памяти у детей, но и учит их развитию образного мышления.
Следующие виды мнемотехники может использовать учитель на уроке русского языка для того, чтобы ученик запомнил графическое начертание словарных слов:
- метод графических ассоциаций («рисунок»);
- «кроссворд»;
- рисунок из слов.
СЛАЙД 11
Метод графических ассоциаций («рисунок»)
Необходимо выписать словарное слово на отдельный лист, а непроверяемую орфограмму обозначить графически – с помощью рисунка, который подкреплён ассоциативными связями с конкретным объектом.
СЛАЙД 12
Например, для запоминания непроверяемой безударной гласной «О» в словарном слове «ягода», мы делаем подмену. Букву «О» заменяем на яркий, красочный рисунок клубники (или другой ягоды округлой формы), которая своим внешним видом напоминает ученику букву «О» (рис. 1). Происходит связывание двух графических образов в один, и как следствие, запоминание словарного слова.
Рис.1. Метод графических ассоциаций
СЛАЙД 13
СЛАЙД 14
«Кроссворд»
Приём мнемотехники «кроссворд» подразумевает, что учащийся записывает словарное слово по горизонтали и делит его на буквы, как в кроссворде. Далее необходимо придумать ассоциацию для непроверяемой орфограммы и записать новое ассоциативное «проверочное» слово в кроссворд (по вертикали). Для более надежного закрепления образа, можно дополнить этот кроссворд рисунком по теме. Например, для запоминания безударной гласной «А» в слове «завод» можно использовать ассоциацию – «фабрика». В этом слове мы чётко слышим верное написание «опасной» буквы. Графическое оформление этих слов в кроссворд показывает ученику синонимичную связь данных понятий, следовательно, и подобие начертания при письме (рис. 2).
Рис.2. «Кроссворд»
СЛАЙД 15
Рисунок из слов
Вспомните, как сейчас проходит работа над ошибками в словарных словах. Наверняка, учитель просит ребёнка прописать данное словарное слово три, пять, а может и десять раз. Насколько это эффективно? Ответ неоднозначный. Мнемотехника же предлагает прописать это словарное слово, но с одним условием: с помощью этого слова необходимо создать рисунок. Например, с помощью слова «стакан» нарисую объект – стакан. Наполню его молоком, с помощью слова «молоко» (рис. 3).
Рис.3. Рисунок из слов
СЛАЙД 16
Прием поиска слова в слове.
Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв.
Блокнот – в слово входит слово БЛОК, т.е. несколько листов бумаги.
Пирог - с пирогом можно устроить настоящий ПИР.
Столица - СТО знакомых лиц в столице.
Горизонт- гори, зонт!
Облако- на облаке лак.
Соловей- соловей поет соло.
СЛАЙД 17
В каждом слове спряталось живлтное, насекомое или птица. Найди эти слова. Дети находят: утка, мышь, лев, баран, конь, муха и т.д.
СЛАЙД 18
Одна из разновидностей задания «Найди слово в слове».
СЛАЙД 19
Прием «Ударь по ударению».
Один из приемов запоминания правильного произношения сложных слов – запоминание небольших стихов, подсказывающих ученику правильное ударение.
Например:
«Я сегодня так устал!
Пробежал один квартал! »
Со временем стих может забыться, но ассоциативная связь «устАл - бежАл - квартАл» останется.
СЛАЙД 20
Другие примеры:
«Это просто некрасИво - огород зарос крапИвой»
«На столе лежит футлЯр, в нем пилу забыл столЯр»
ДоговОр украл вор !
КаталОг - взгляни на потолок!
Печь дровами обеспЕчь!
СЛАЙД 21
У ФЕклы –свЕкла!.
Вот, вот - водопровОд! (газопровод,нефтепровод)
СЛАЙД 22, 23, 24
Обучающиеся могут и самостоятельно придумать свои стихи для запоминания, в этом случае не стоит бояться использования детьми просторечных или разговорных конструкций.
СЛАЙД 25
Приём « Словарные слова ,которые любят счет».
ПрИмИтИвный – три гласные И подряд.
КАрАндАш – три гласные А подряд.
СЛАЙД 26
Приём “Чепушина”.
Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.
Г - горох
О - огурец
Р - ребята
О - огород
Д - девочка
Затем из этих слов составляют мини-текст или отдельные предложения.
Используя этот приём, мы повторяем изученные слова и знакомимся с новым, развиваем кругозор и словарный запас. Идёт развитие творческих способностей.
СЛАЙД 27
9. Похожий прием «Создание рассказа».
Учитель заранее выбирает слова на одну орфограмму. Не рекомендуется выбирать более семи слов, так как такой объем сложней будет запомнить. Перед обучающимися ставится вопрос: Что общего между всеми этими словами? Что общего у них в написании?
- Погода
- Дорога
- Корова
- Мороз
- Коньки
- Сорока.
- Собака
Запоминаемая орфограмма - безударная гласная «о» в корне слова. Обучающимся предлагается составить и прочесть небольшой рассказ, в котором присутствовали бы все эти слова. Рассказ может быть забавным и даже фантастическим, детям проще будет запомнить орфограмму.
СЛАЙД 28
Вывод.
Ассоциативные методы обучения многообразны, они базируются, в первую очередь, на принципах наглядности, доступности и систематичности, позволяют перейти от непосредственных детских ощущений и восприятий через их анализ и синтез – к представлениям и понятиям. Данные методы, несмотря на кажущуюся несерьезность, не являются несостоятельными и имеют своих сторонников, особенно среди педагогов-новаторов.
Результатами работы данного метода являются:
Творческая активность детей;
Раскрепощение личности каждого ребёнка;
Создание ситуации успеха;
Обогащение словарного запаса;
Развитие логического мышления;
Улучшение памяти учащихся;
Приобретение опыта работы в группах, в парах, самостоятельно;
Усиление мотивации в обучении.
Сорокина Светлана Валерьевна