Статья «Использование электронных образовательных ресурсов в работе педагога-психолога при реализации коррекционно-развивающей программы для детей с ОВЗ»
Использование электронных образовательных ресурсов в работе педагога-психолога при реализации коррекционно-развивающей программы для детей с ограниченными возможностями здоровья
Статья адресована педагогам-психологам образовательных учреждений. Будет полезна: учителям, применяющим на своих занятиях электронные образовательные ресурсы, учителям, работающим в дистанционном формате.
Ключевые слова: дистанционное обучение, формы и методы работы с применением ДОТ, электронные образовательные ресурсы.
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигается задача создания условий для развития личности каждого ребенка в соответствии с его психическими и физическими особенностями, возможностями и способностями 1.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционная форма обучения является огромным преимуществом. Учебный процесс адаптирован к их конкретным нуждам. Они могут виртуально общаться с педагогом и сверстниками в онлайн режиме, не испытывая при этом неудобства, скованности. Следовательно, благодаря телекоммуникационным и информационным технологиям происходит интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество 2.
Коррекционно-развивающая работа с применением дистанционных образовательных технологий направлена на развитие и коррекцию познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной и регуляторной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений, для успешного освоения образовательной программы ребенком с ограниченными возможностями здоровья.
Схема 1 – Методы и формы работы педагога-психолога с применением ДОТ
Дистанционная модель обучения на ступени получения детьми начального и общего образования является инновационной. Обучение организовано с использованием комплекта оборудования:
компьютер;
колонки;
микрофон;
сканер;
принтер.
Занятия проводятся в режиме реального времени на платформе «Сферум».
Данное материально-техническое обеспечение, позволяет создавать адаптивную образовательную и коррекционно-развивающую среды – возможность обучения детей-инвалидов в дистанционной форме.
Схема 2 - Основные достоинства дистанционной формы обучения
Как педагог-психолог, в своей я работе я использую следующие электронные образовательные ресурсы при проведении дистанционных занятий:
Презентации.
Презентации повышают интерес к предмету, развивают умственную активность. Я думаю, что ребёнок не только воспринимает информацию, но и запоминает, когда видит на экране.
Тренажёры.
Благодаря компьютерному тренажеру ученик может в удобном ему режиме за более короткое время и меньшие затраты достичь цели. В зависимости от целей конкретного занятия «Тренажер» можно использовать по-разному.
Flash-анимация на занятиях – это небольшой ролик, в котором помощью подвижных изображений, схем, подписей и дикторского текста изложен фрагмент изучаемого материала.
Flash — анимация используется в качестве наглядного материала на занятии, повышая мотивацию ученика, давая ему возможность провести самостоятельные действия с материалом на экране.
Видеофрагменты.
Например, работа с притчей. Можно вместе прочитать, можно прослушать текст, а можно и посмотреть видео – это помогает заинтересовать ребёнка, помогает максимально воспринимать текст, он становится легче для восприятия.
Использование интерактивного образовательного ресурса LearningApps.org.
Позволяет в интересной для учащихся форме, а именно, игре знакомиться, изучать и повторять необходимый материал. В данном ресурсе учитель может создать интерактивные задания разных направленностей (загадки, пазлы, собери слово или предложение, реши кроссворд, ответь на вопросы викторины и т.д.).
6. Развивающие компьютерные игры, которые в первую очередь направлены на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Данные игры удобнее всего использовать в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
Отобранные электронные образовательные ресурсы помогают организовать занятие, при котором каждый ученик имеет возможность овладевать материалом на своем уровне, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей.
Электронные образовательные ресурсы при дистанционном обучении помогают организовать занятие так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке. Особенно это важно при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Литература
Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. И.Ю. Левченко, И.В. Евтушенко, И.А. Никольской. — М.: Национальный книжный центр, 2013. — 336 с.
Насырова Э.Ф., Муллер О.Ю. Технологии работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в условиях дистанционной формы реализации дополнительных общеразвивающих программ: учебно-методическое пособие.– Сургут, 2019. – 57 с.