Статья «Использование игровых технологий для повышения мотивации на уроках в начальной школе»
Повышение активности ребенка в процессе обучения остается одной из важнейших задач современной педагогики. Это качество характеризуется высоким уровнем мотивации в усвоении знаний и умений, что в наше время встречается достаточно редко. Активность такого рода может быть вызвана при помощи целенаправленных педагогических воздействий. Один из способов такого воздействия является применение игровых технологий. Понятие «игровых технологии» включает достаточно большую группу методов и приемов организации учебного процесса. Нестандартные уроки , с нетрадиционными методиками проведения, необычные по замыслу и организации, гораздо больше нравятся учащимся ,чем обычные будничные занятия.
Использование дидактических игр.
Дидактические игры можно широко использовать, как средство обучения, воспитания и развития учащихся. Игры формируют быстроту реакции, логическое мышление, смекалку, умение сопоставлять, делать выводы, запоминать. Игры на уроках используются для решения комплексных задач: усвоения нового материала, формирование необходимых умений и навыков, развитие творческих способностей. В игре воссоздаются определенные условия, вид деятельности, ситуации, проблемы в которых ребенок может проявить себя , опираясь не только на знания , полученные на уроках математики , но и на свой жизненный опыт. Игра включает моменты соревнования, дает возможность участникам самоутвердиться , проявить себя в нестандартной ситуации.
Коллективные игры в классе разделяются по дидактическим целям урока.
1.) Обучающие игры.
В процессе такой игры учащиеся получают новые знания, умения , навыки.
2.) Контролирующие игры
. Это игры, дидактическая цель которых., проверить ранее полученные знания, повторить и закрепить пройденный материал.
3.) Обобщающие игры применяются при проверке результатов обучения.
Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс , направляя творчество детей в нужную сторону. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые являются средством побуждения к математической деятельности, а так же к ее стимулированию. Игра может охватывать какую то часть учебного процесса , объединенного общим содержанием. На уроке реализация игровых приемов и ситуаций происходит следующим образом. Дидактическая цель ставится перед учениками в виде игры. Дети достаточно легко вовлекаются в игровую деятельность, и чем она разнообразнее, тем интереснее для них. Учебная деятельность учащихся подчиняется ее правилам. Материал урока используется, как средства игры. В учебный процесс вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. Применение игровых приемов способствуют активизации умственной деятельности учащихся.Дидактическая игра имеет четко поставленную цель обучения. В этом ее отличие от игры вообще.
Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила игры, дидактические задачи, оборудование, результат игры.
Игровой замысел заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в процессе урока, он часто выступает в виде вопроса, загадки, и выражен как правило уже в названии игры. Он придает игре познавательный характер, предъявляя к участникам игры определенные требования в отношении знаний.
Правила игры определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, они должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей класса и создавать условия для проявления самостоятельности , настойчивости, мыслительной активности учащихся. Правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива. Они способствуют созданию на уроке рабочей обстановки.
Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся , дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания для достижения цели игры..
Дидактическая игра имеет определенный результат, Это прежде всего решение поставленной учебной задачи. Для учителя результат игры является показателем уровня достижения учащихся.
Учитель руководит игрой , направляет ее ход в нужную сторону, активизирует учащихся, поддерживает интерес к игре, приходит на помощь к слабым учащимся .Он хорошо знает психологические и личностные особенности своих учеников и на этом основании вносит индивидуальные изменения в ход игрового процесса .
«Сделать учебную работу настолько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву- одна из труднейших и важнейших задач дидактики.» К.ДУшинский.
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Формирование познавательного интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьника чувства удовлетворения от своих достижений.
В первые годы обучения все интересы младшего школьника развиваются очень заметно, особенно познавательный интерес, жадное стремление узнать больше, интеллектуальная любознательность. Сначала появляются интересы к отдельным фактам, изолированным явлениям (1-2 классы), затем интересы, связанные с раскрытием причин, закономерностей, связей и взаимозависимостей между явлениями. Если первоклассников и второклассников чаще интересует, «что это такое?», то в более старшем возрасте типичными становятся вопросы «почему?» и «как?». С развитием навыка чтения складывается интерес к чтению определенной литературы, у мальчиков быстро формируется интерес к технике. С 3 класса начинают дифференцироваться учебные интересы.
Проблема развития познавательного интереса младших школьников не имеет однозначного решения, по причине ее многофакторности. М.Н. Скаткин утверждает, что на развитие познавательного интереса младших школьников влияет и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и материальная база школы, и, наконец, личность учителя .
При формировании познавательного интереса младших школьников при выполнении разного рода заданий важно учитывать внутреннюю и внешнюю его стороны. Но так как учитель не может в полном объеме воздействовать на мотивы, потребности личности, то необходимо сосредоточить внимание на средствах обучения и, следовательно, учитывать внешние условия.
Предметом познавательного интереса младших школьников являются новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению.
Главное в системе работы по развитию познавательного интереса младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство радости, интереса. Уроки математики с использованием презентации проходят интересно и не утомляют детей, доставляя им полезные упражнения для ума, развивая наблюдательность, уча самостоятельно делать выводы. Ребенок младшего школьного возраста — любознательная, думающая, наблюдающая, экспериментирующая личность.
В развитии познавательного интереса младших школьников можно выделить несколько этапов. Первоначально он проявляется в виде любопытства — естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее. Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного занятия, но не переносится на другие занятия. Это неустойчивый, ситуативный интерес.
Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае воспитанник обычно активен на занятии, задает вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, конструирует приборы, самостоятельно проводит опыты и т. д. Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадет. Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие.
Таким образом, познавательный интерес младших школьников представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности.
Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности младших школьников и может играть значительную роль в структуре их личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:
-уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);
-характером (многосторонними, широкими интересами, локальными-стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого);
-местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием;
-своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера);
-связью с жизненными планами и перспективами.
Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность младших школьников.
Развитие познавательных интересов прямо зависит от организации учебной работы. Поэтому учителю необходимо ориентироваться на закономерности развития познавательных интересов младших школьников, помнить, что развитие идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению. Для развития познавательных интересов важно соблюдать принцип: чем младше учащиеся, те нагляднее должно быть обучение и тем большую роль должно играть активное действование. Для младшего школьного возраста наиболее эффективным средством для развития познавательных интересов является использование игровых технологий,
3. Игровые технологии как средство развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
Чуть позже возникло такое понятие как игровая технология или что означает в нашем понимании процесс реализации игры.
В структуру игровой технологии как деятельности ограничено входят целеполагание, планирование, реализации цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. В структуру игровой технологии как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно- рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:
а)в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
б)как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
в)в качестве технологии занятия или его фрагмента( введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
г)как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница» и т.д.) .
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы ( КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.
Таким образом, рассмотрев теоретические основы использования игровых технологий как средство развития познавательных интересов младших школьников, можно сделать выводы:
1. Познавательные интересы – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.
2. В младшем школьном возрасте развитие познавательных интересов имеет свои особенности. Познавательный интерес как мотив учения побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Развитие познавательных интересов младших школьников должно происходить в доступной для них форме, то есть через применение игр, использование игровых технологий.
3. Занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов младших школьников. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.
Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий
С детьми экспериментальной группы начали проводить занятия, направленные на развитие познавательных интересов через использование игровых технологий на уроках русского языка. Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Поэтому для проведения эксперимента провели комплекс занятий с использованием игровых технологий. Помимо проведения уроков в игровой форм, также на других уроках применяли различные игровые ситуации и упражнения.
Рассмотрим некоторые из игр на уроках русского языка на формирующем этапе эксперимента.
I. «Выбери три слова» (Игру можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.
I |
рыбка |
вьюга |
чулок |
II |
подъезд |
склад |
ворона |
|
дубки |
варенье |
чучело |
|
съемка |
град |
ворота |
|
гриб |
ручьи |
чум |
|
подъем |
клад |
воробей |
II . Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
огород |
парк |
море |
школа |
столовая |
зоопарк |
гря-ки |
доро-ки |
пло-цы |
кни-ки |
хле-цы |
кле-ка |
кали-ка |
бере-ки |
фла-ки |
обло-ки |
пиро-ки |
марты-ка |
реди-ка |
ду-ки |
ло-ки |
тетра-ка |
сли-ки |
тра-ка |
морко-ка |
ли-ки |
остро-ки |
промока-ка |
голу-цы |
реше-ка |
Задания: Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
Составить предложения, используя данные слова.
III . Игра « Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
жыил |
ански |
кьоинк |
лыжи |
санки |
коньки |
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово. Например:
Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
IV. Игра « Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
Игровые приемы.
1. Найди «лишнее слово»
Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.
МАК |
РОМАШКА |
РОЗА |
ЛУК |
КОШКА |
СОБАКА |
ВОРОБЕЙ |
КОРОВА |
БЕРЕЗА |
ДУБ |
МАЛИНА |
ОСИНА |
КОРОВА |
ЛИСА |
ВОЛК |
МЕДВЕДЬ |
Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?
2. Детям очень нравятся такие задания, как:
Заменить словосочетания одним словом:
- промежуток времени в 60 минут,
- военнослужащий, стоящий на посту,
- ребенок, любящий сладкое,
- очень смешной фильм.
Распредели слова на две группы.
Найди родственные слова. Выдели корень.
Закончи предложения:
У Ромы и Жоры есть …………. Однажды они пошли …………. Вдруг из кустов…………….. Потом ребята долго вспоминали как……..
Составь рассказ по опорным словам:
зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.
Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.
Виды игр на уроках математики.
Деловая игра.
Игры такого вида создают модель жизненной ситуации или отношений. Примерами учебных деловых игр могут являться такие игры, как «Банк», «Строитель», «Магазин», «Почта». «Конструкторское бюро», « Научно-исследовательская лаборатория», «Рационализаторский отдел».
Разнообразие уроков зависит от фантазии учителя, многие формы можно почерпнуть из телевизионных игр. Примеры игровых форм уроков, факультативных занятий, внеклассных мероприятий: «В гостях у сказки», «Математическое путешествие», «Математический КВН», «Своя игра», «Умники и умницы», «Счастливый случай».
Ролевые игры
Такой тип игр характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов. В основе игры лежат целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации. Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разнообразными: пресс-конференция, дискуссия, путешествие и т.д. Примерами ролевых игр являются такие игры, как: «Кто быстрее», «Эстафета», «Найди ошибку», «Математическое лото» и др.
Занимательные задачи.
Это математические задачи с нестандартным решением. Такие задачи полезны при выработке навыков мышления, повышения интереса к предмету. К занимательным задачам отнесем и старинные задачи. Учащимся нравится рубрика «Страницы русской истории на уроке математики» или «Старинные задачи народов мира». Осуществляя на уроках межпредметную связь, учитель так же может включить в урок задачи, в которых учащиеся должны показать знания полученные по другим предметам: географии, биологии, истории города. Нестандартными заданиями можно назвать и математические ребусы и кроссворды. Домашнее задание на составление такого ребуса или кроссворда требует повторения большого количества учебного материала, а желание поставить в тупик одноклассников своим заданием придаст более творческий характер работам
Важная роль занимательных игровых упражнений на уроках состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.
Интерес к познавательной деятельности предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у детей сформировано одно из ведущих качеств личности – познавательная активность. Эта черта личности проявляется в направленности и устойчивости познавательных процессов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели. Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение. Поэтому мы старались поощрять детей во время выполнения заданий.
.
По дидактическим задачам занятия коллективные игры разделяются на обучающие, контролирующие, обобщающие.
Обучающая игра - игра, в которой дети приобретают новые знания. Тематическое занятие - кукольный спектакль «Правила дорожные знать каждому положено!».
Контролирующая игра – игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.
Игра «Лепим автопортрет» Необходимо самостоятельно подобрать цвета, определить форму каждого элемента фигуры человека, придумать сюжет и выполнить задание. Оценивают результат все обучающиеся - похож или не похож человечек на автора?
Обобщающие игры – игры, требующие интеграции знаний, способствующие установлению межпредметных связей, направленные на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.
Игра «Бумажное сердце» Задание: сложить фигуру-оригами. Запомнить последовательность, повторить в нескольких размерах. Придумать слова, характеризующие сердце (храброе, доброе, ледяное, заячье и т.п.) Написать на сердце имя того, кому оно будет подарено.
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нём может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для углубления их пространственных представлений.
Дети этого возраста отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием.
Я привела примеры только некоторых игр, используемых мною на занятиях, игры корректируются или заменяются другими в зависимости от особенностей поведения и уровня обученности детского коллектива.
Роль педагога в проведении игр на занятиях
- это активная позиция в игре (роль ведущего, члена жюри, помощника), поддержка инициативы и творческого подхода к игре обучающихся;
-влияние на взаимоотношения в игровой группе, распределение ролей;
-определение психоэмоционального состояния, как всей группы, так и отдельного ребёнка;
-корректирование правил, целей игры в зависимости от психоэмоционального состояния группы, индивидуальных особенностей детей;
Таким образом, в результате успешного применения поощрений развивается интерес к познавательной деятельности; постепенно увеличивается объем работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности; усиливается стремление к творчеству, дети ждут новых заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологических климат в классе: дети не бояться ошибок, помогают друг другу.
Можно описать некоторые изменения, происходящие в поведении детей за время проведения формирующих занятий. В начале дети не проявляли особого интереса к предлагаемому материалу и поиску различных способов обращения с ним. Предлагаемые детьми варианты были достаточно однообразны и не многочисленны. В середине формирующего эксперимента заинтересованность детей в предлагаемом им материале значительно возросла, они стремились найти разнообразные способы использования предлагаемого им материала, хотя это им не всегда удавалось. У детей появились попытки расширить предлагаемую им ситуацию. В конце формирующих занятий поведение детей существенно изменилось. Они стремились найти различные способы использования предлагаемого им материала и часто находили очень интересные.
Для того, чтобы определить, насколько эффективными были наши занятия с использованием игровых технологий, провели контрольное исследование.
Полученные данные позволяют сделать следующее выводы:
Построение занятий с применением игровых технологий с целью поддержания познавательной инициативы ребенка, ведет к развитию его познавательных интересов.
Проведённый эксперимент позволяет заключить, что познавательные интересы имеют свою зону ближайшего развития и формируются под влиянием педагога во время проведения занятия с использованием игровых технологий.
Таким образом, используя игровые технологии на занятиях в начальной школе, можно целенаправленно развивать познавательные интересы у детей младшего школьного возраста.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Ворс Ольга Владимировна