Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический университет» (ФГАОУ ВО «МАУ»)
Факультет Специальное (дефектологическое) образование
Кафедра психологии и коррекционной педагогики
ДОКЛАД
по дисциплине «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
на тему:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Выполнила студентка
1 курса направления подготовки
Специальное (дефектологическое) образование
Гостева Екатерина Дмитриевна
профиль: Логопедия
Мурманск
2023
Оглавление
1.1. Интернет-сервисы для логопедов 4
1.2. Использование интерактивных презентаций в работе учителя логопеда 5
Мы живём в эпоху глобализации, что делает развитие информационно-коммуникационных технологий одним из важнейших направлений науки. ИКТ проникли во все сферы деятельности человека, и образование не исключение. В современном обществе растёт уровень внедрения ИКТ в повседневную жизнь и большинство людей уже не представляют свою жизнь без интернета, смартфона, хотя только 30 лет назад общество даже не знала о таком. Только представьте, в России интернет появился 7 апреля 1994, первый смартфон в России был представлен в 2006 году, а сейчас почти все люди имеют это и считают уже привычной частью жизни. Современный педагог, в том числе, учитель логопед должен стремиться подстраиваться под изменения в обществе и находит инновационный подход к каждому ребёнку с помощью того, что ему интересно, в наше время это Информационно-коммуникационные технологии.
ИКТ – это совокупность методов аппаратных и программных средств сбора, хранения, обработки, передачи, представления информации, позволяющих расширить знания людей, повысить надёжность и оперативность управления и снизить трудоёмкость процессов использования информационных ресурсов [1].
Педагогам стало необходимо использовать инновационные технологии в процессе обучения и воспитания ребёнка. На данный момент у каждого специалиста в сфере образования должен быть такой принцип: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра», - так говорил американский философ и педагог Джон Дьюи.
В настоящее время существует много Информационно-коммуникационных технологий, которые может использовать в своей работе учитель-логопед:
Электронные книги.
Специальное программное обеспечение для онлайн-приложений или онлайн-деятельности.
Мультимедийные ресурсы.
Виртуальные обучающие платформы.
Виртуальная реальность.
Презентации.
Ребусы, изографы, анаграммы, кроссворды.
Тестовые оболочки.
Развивающие flash-игры.
Эти ресурсы помогают в кратчайшие сроки подобрать необходимый материал. Рассмотрим некоторые из них.
Лого Мир (https://vini.by/) – веб-ресурс, направленный как на методическую поддержку учителей-логопедов, так и на самостоятельное изучение материала детьми. На сайте присутствуют интерактивные тренажёры для детей, которые позволяют автоматизировать звуки.
Звуки речи (https://zvyki-rechi.ru/) – веб-ресурс, содержащий логопедические игры на автоматизацию звуков, на запуск речи, игры «Артикуляционная гимнастика» и игры на слуховое внимание. Часть контента доступна бесплатно. Стоимость доступа к дополнительным материалам составляет 300 рублей в месяц.
Шкатулка логопеда (https://shkatulkalogopeda.blogspot.com/) – веб-ресурс, который содержит огромное количество интерактивных игр, таких как определение единственного и множественного числа предмета.
Тренируй звуки (https://yandex.ru/games/app/194421) – онлайн-приложение для автоматизации гласных звуков. Приложение создано при поддержки фонда президентских грантов.
Учитель-логопед может предложить выполнить упражнение из онлайн-тренажёра на занятии или порекомендовать использовать данные сервисы дома для достижения лучшего результата.
Наглядность помогает ребёнку лучше воспринимать информацию, поэтому мультимедийная презентация – незаменимый помощник учителя-логопеда. С помощью Power Point можно создавать интерактивные викторины и игры [2]. В сети Интернет много готовых презентаций, которые может использовать учитель-логопед. Например, на сайте Логоша(https://logosha.com/prezentacii?ysclid=lpyc18kqn6539817114) размещены презентации для логопедических занятий.
Мультимедийные презентации год от года становятся все более востребованной и эффективной формой проведения логопедических занятий. Мультимедийные презентации имеют следующие преимущества [3]:
1) Информационная емкость. В одной мультимедийной презентации можно разместить большой объем графической, текстовой и звуковой информации.
2) Компактность. В качестве носителей для мультимедийной презентации могут быть использованы USB-носители.
3) Доступность. Достоинства презентации в том, что ее просто сделать. Картинки сканируются из книжек, либо ищутся в интернете, после чего вставляются как слайды.
4) Наглядность. Около 90 % информации поступает к нам через зрительный анализатор.
5) Мобильность. Для демонстрации нужен носитель информации и компьютер для демонстрации одному ребёнку и дополнительно проектор для демонстрации группе детей.
6) Интерактивность. При создании мультимедийной презентации можно создать интерактивное взаимодействие с пользователем, реагировать на действия пользователя.
К сожалению, не всегда использование мультимедийных презентаций возможно, ввиду отсутствия компьютерной техники и проектора в кабинете учителя-логопеда.
Информационно-коммуникационные технологии могут быть хорошим помощником в работе учителя-логопеда. Особенно полезно использование информационных технологий на этапе подготовки учителя-логопеда к занятиям. Большинство методических пособий доступны в электронном виде, что позволяет логопеду, не выходя из дома, ознакомиться с ними.
Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет [4]:
Повышает мотивацию ребёнка.
Позволяет применять индивидуальный подход к ребёнку.
Способствует развитию и совершенствованию навыков и умений ребёнка.
Помогает формированию и развитию навыков учебной деятельности.
Помогает представить материал более наглядно и оригинально.
Способствует лучшему запоминанию информации.
Несмотря на все достоинства, применение ИКТ на логопедических занятиях требует особого внимания, так как есть ограничения по использованию компьютера детьми и педагогом [5]. Не стоит забывать про соблюдение режима работы с компьютером. В 5-7 лет электронные устройства рекомендуется использовать не более 20 минут в день. В 7-11 лет (в период обучения в начальной школе) – по 20-30 минут. В 12-14 лет не более 45 минут. Важно не довести использования ИКТ на занятиях до зависимости у детей. Электронная техника может нанести вред и педагогу. В нормах СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 касательно времени провождения взрослых людей за компьютером установлено, что непрерывно за компьютером нельзя проводить более 2-х часов, далее необходимо делать 15-минутные паузы каждый час. Общее время, проведённое за компьютером взрослого в течение дня должно составлять не более 6 часов.
Таким образом, учитель-логопед должен взять лучшее от информационных технологий и минимизировать негативные последствия для здоровья воспитанников/учеников и своего собственного. Инновационные технологии, конечно, важное средство развития детей в творческом и интеллектуальном плане, но они не могут заменить педагога совсем, скорей, они являются его дополнением, помощником.
Байдикова О. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда //Символ науки. – 2019. – №. 7. – С. 52-53.
Ластовыря И. А., Чернышова С. А. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА //Современные технологии преподавания естественнонаучных дисциплин в системе общего и профессионального образования. – 2016. – С. 16-17.
Манжосова С. П. Эффективное использование ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда образовательного учреждения //Теория и практика образования в современном мире. – 2016. – С. 88-89.
Платонова О. П. и др. Использование ИКТ в работе учителя-логопеда групп компенсирующей направленности //ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ВОПРОСЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ. – 2013. – С. 58.
Рябцева Л. Л. Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения //Стратегии развития дошкольного и начального образования в эпоху модернизации. – 2023. – С. 243-247.