Статья на тему «Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе с детьми ОВЗ» (1–4 классы)

1
0
Материал опубликован 27 February

Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе с детьми ОВЗ

Бакатович Диана Эдуардовна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ «Перспектива»

Г. Новосибирск

 

В настоящее время остро встает вопрос о формировании творческой личности младшего школьника. В современном мире очень важно чтобы дети смогли самостоятельно реализовать свою учебную деятельность. Это является одной из главных задач, провозглашенных в концепциях ФГОС. Для достижения этой задачи необходимо развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ребенка. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья, так как, им больше всего требуется усилий для самостоятельной работы. Дети с ОВЗ более утомляемы и испытывают определенные сложности в школьной деятельности.

На помощь учителю в данном вопросе приходит использование в образовательный процесс новых информационных технологий обучения. Сейчас уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) особенно используют в начальной школе с детьми ОВЗ и не только. Благодаря этим технологиям у детей преобладает интерес к формам и приемам познавательной деятельности, а не к содержанию и самому процессу. Они позволяют более интересно и наглядно обучить какому-либо материалу, т. к. у младших школьников начинают работать все процессы познания. Поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше иллюстративного материала. Наглядность повышает усвоение изучаемого материала. Они помогают детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.

В работу ИКТ входит использование компьютера, интерактивной доски, мультимедийные программы и проектор, видео- и аудиотехники. И с появлением сначала компьютера, а потом интерактивной доски в классе, в традиционную схему «учитель — ученик — учебник» вводится новое звено — компьютер.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:

 развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

 овладевать практическими способами работы с информацией;

 развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

Это способствует:

осознанному усвоению знаний учащимися;

активизировать познавательную деятельность учащихся;

 проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

 индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Особенностью использования информационно-коммуникационных технологии в работе с детьми с ОВЗ является, развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников, улучшение восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости. Благодаря возможностям использования ИКТ на уроках можно построить индивидуальный план обучения для детей с ограниченными возможностями. Применение ИКТ должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка — игру, а задания носить игровой, занимательный характер. Тем самым ребенку с ограниченными возможностями будет проще усваивать материал.

Использование компьютера может быть органично включено в любой этап урока — во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля знаний, умений и навыков. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть разными: от нескольких минут до полного цикла. Наиболее популярными формами представления учебного материала являются презентации, образовательные ресурсы интернета, видеоматериалы, интерактивные игры, тренажеры, тесты. Особенностью использования презентации на уроках является сжатость информации и передача изображений или аудио. Что помогает сделать урок более познавательным. Интерактивные игры нравятся детям своей доступностью, яркостью и игровой формой. На образовательных сайтах Интернета, можно найти любую информацию, дидактические материалы и рабочие листы по урокам и темам.

В своей работе я использую в основном интерактивные игры, тренажеры и видеофрагменты. Так как класс состоит из детей с ОВЗ, в основном с расстройством аутистического спектра, ИКТ является незаменимой частью учебной деятельности. Как показывает практика, в рамках традиционного урока с включением ИКТ появляются неограниченные возможности для индивидуальной и дифференцированной работы. Они повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать новые формы и методы обучения. Помимо презентаций и обучающих программ, я использую таблицы, схемы, карточки, кроссворды, на интерактивной доске. Она помогает лучше сфокусировать внимание учеников. У детей проявляется высокая мотивация к изучению материала.

На основании функционального значения выделяют, восемь типов компьютерных средств, используемых в обучении на основании (по А В. Дворецкой):

1.Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства, как PowerPoint или OpenImpress. Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации. Применение презентаций расширяет диапазон условий для креативной деятельности учащихся и психологического роста личности, развивая самостоятельность и повышая самооценку.

2.Электронные энциклопедии – являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. Для создания таких энциклопедий используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например, HTML. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями:

-они обычно поддерживают удобную систему поиска, по ключевым словам, и понятиям;

-удобная система навигации на основе гиперссылок;

-возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.

3.Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt.

4.Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

5.Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить эксперименты в “виртуальной лаборатории”. Главное их преимущество – они позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п. Главный недостаток подобных программ – естественная ограниченность заложенной в них модели, за пределы которой обучаемый выйти не может в рамках своего виртуального эксперимента.

6.Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.

7.Электронные учебники и учебные курсы – объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация), затем проставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента). Часто на этом этапе учащемуся доступен также электронный справочник/энциклопедия по изучаемому курсу, и в завершение он должен ответить на набор вопросов и решить несколько задач.

8.Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре.

На начальном этапе работы информационные технологии вводились на уроках усвоения новых знаний, когда необходимо использовать большое количество наглядного материала.

Затем информационные технологии стали вводиться на обобщающих уроках, когда важно не только систематизировать знания и умения учащихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы, необходимых для изучения последующих тем или курсов. При приобретении мобильного компьютерного класса появилась возможность использовать компьютер для проведения лабораторных работ и экспериментов.

В образовательном процессе компьютер может быть как, объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса. Но сегодня определились, по крайней мере, еще три функции: компьютер как средство общения, компьютер как инструмент в управлении, компьютер как развивающая среда. В образовательном процессе важно одновременное использование всех этих направлений. Существование и взаимодействие всех их одновременно не только в образовательном, но и в воспитательном процессе приводит к желаемому результату, который ставится обществом перед школой.

В результате использования информационных технологий стала наблюдаться динамика качества знаний учащихся, повышение мотивации учебной деятельности.

Информационные технологии в воспитательной системе школы используются по следующим направлениям:

1. Организация внеклассных мероприятий, общешкольных праздников и концертов, библиотечных уроков, классных часов, творческих игр.

2. Проектная деятельность.

3. Установление контактов и общение учащихся и педагогов в режиме онлайн с ровесниками и коллегами из других школ и городов.

4. Выпуск школьной газеты, которая создается в кружке юных журналистов, издание буклетов.

5. Кружок по компьютерной графике и анимации.

Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения в сети Интернет, дистанционного обучения, повышается их социальный статус. Использование ИКТ в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации младших школьников, соответственно наблюдается рост их достижений.

В условиях школы, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Это позволит сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно эффективным, а также откроет новые возможности образования не только для самого ребенка, но и для педагога.

Таким образом, информационные технологии позволяют развить помимо внимания младших школьников, еще и познавательную активность. Все учащиеся нуждаются во внимании и заботе со стороны учителя: и те, которые не проявляют особой заинтересованности в учении, и те, кто внешне производит благополучное впечатление и, казалось бы, не нуждается в особой поддержке. Поэтому во многом от умения педагога зависит, сумеет ли воспитанник проявить себя в учебной деятельности или предпочтёт только отсидеться на уроке. Но чтобы заинтересовать ученика учитель использует на уроках и внеурочных занятиях информационные технологии. Целесообразность которых определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и средств обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, социализация обучаемого.

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

Акимова М.К., Козлова В.Т. Диагностика умственного развития детей. - СПб: Питер,2006. - 240с.

Аствацатуров, Г.О., Кочегарова, Л.В. Эффективный урок в мультимедийной образовательной среде // Директор школы. -2015.- 176 с.

Бессчастная Е. И. Как я работаю над техникой чтения своих учеников // Начальная школа. 2008. № 9. 76 c.

Битянова М.Р. Организационно-содержательные модели деятельности школьного психолога// Школьный психолог. -2003.- №32.- С.1-16.

Большой толковый психологический словарь. Т.1. /АО/; Пер. с англ./ Ребер Артур. - ООО Издательство АСТ; Издательство Вече, 2010. - 592с.

Борисоглебская Н.И. Основы психологической диагностики детей дошкольного возраста. М.: Гуманитарное образование. 2003.

Брыксина О.Ф. Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе [Текст]: учебник для вузов / О.Ф. Брыксина, Е.С. Га- ланжина, М.А. Смирнова. — М.: Академия, 2015. — 208 с.

Бурлакова А. А. Суровцева И. В. Компьютер на уроках в начальных классах. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс. До и После. – 2007. - №7. – С. 30 – 32.

Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др.- М.: Академия,2002. - 416с.

Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. С.П.-б.: Дом Михайлова. Изд-е 3-е. 2010.

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. - 2-е изд., перераб, и доп.- М.: «Ось-89»,2003. -224с.

Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре, психологической науке и обыденном сознании. - Ростов н/ Д: Мини Тайп,2005.

Васильева, О. П. Применение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе /О. П. Васильева // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 115 - 120.

Василюк Ф.Е. Риск соприсутствия//Школьный психолог. -2004.- № 22.- 27-29 c.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации