12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Селифанова Юлия Владимировна25
Россия, Московская обл., Красногорск

 

 

 

 

Методическая разработка

«Использование кейс-технологий на уроках в начальной школе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Селифанова Юлия Владимировна,

учитель истории,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление


 



 

Аннотация 3

Введение 4

1. Теоретические основы кейс-технологии 5

1.1. Суть кейс-технологии 5

Требования к содержанию кейса 9

Структура кейса 10

Практическое применение кейс-технологии на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО 13

Применение кейса на уроке математики 13

Применение кейса на уроке литературного чтения 13

Применение кейса на уроке «Окружающий мир» в 3 классе 13

Применение кейса на уроке окружающего мира. 13

Применение кейса во внеурочной деятельности на занятии «Мои первые открытия» 14

Заключение 14

Приложение №1 15

Приложение №2 21

Приложение №3 22

Приложение №4 24

Приложение №5 25


 


 


 


 


 


 

Аннотация

 

Методическая разработка «Использование кейс-технологий на уроках в начальной школе» предназначена для использования в начальных классах.

Данная разработка помогает решить проблему, как научить младшего школьника работать с информацией, а также освоить практические навыки, используя метод кейсов, ситуационные задачи активного проблемно-ситуационного анализа, основанного на обучении путём решения конкретных кейсов. Данный метод желательно использовать с самого раннего возраста.

Кейс-технология – это один из методов, который помогает развивать способность исследовать различные проблемы и находить пути их решения. Вырабатывать способность правильно структурировать информацию закладывается у обучающихся в начальной школе, что позволяет при дальнейшем обучении получать новые знания в сотворчестве учителя и ученика.

Кейс-технологии отвечают государственному стандарту нового поколения, отличительной особенностью которого является компетентностно-деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. В разработке по использованию кейс-метода раскрывается алгоритм проведения мероприятий, как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Кейс – технология - это ещё одна технология, которая наряду со всеми будет развивать способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Актуальность проблемы: интерес к активным методам обучения вызван потребностью пересмотреть урок с позиции эффективности применения интерактивных методов обучения, включая кейс-технологию. Без применения на уроках современных педагогических технологий, трудно обеспечить такую ключевую компетенцию образования, как научиться работать с информацией, тем самым добывать самостоятельно знания.

Требования к современному образованию являются необходимостью в поиске и внедрении новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.

Кейс-технология в настоящее время используется недостаточно широко в начальной школе. Кейс-метод позволяет обогащать ребёнка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, их обогащать и развивать творческий потенциал ребенка. И самое главное это то, что кейс-метод позволяет связать теоретические знания с реальной жизнью. Кейсы используются с целью что-то узнать, выполнить, открыть что-то новое.

Проблема внедрения кейс-метода в практику образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:

первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;

вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.

 

Введение

Концепция модернизации российского образования поставила перед общеобразовательной школой ряд задач, одна из которых – формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Современное обучение требует от педагога четкого понимания того, какие ключевые и квалификационные качества личности необходимы выпускнику общеобразовательной школы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает умение педагога составлять ориентировочную основу деятельности - совокупность сведений о деятельности, которая включает описание предмета, средств, целей, продуктов и результатов деятельности. От педагога требуется научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни.

Ученик в процессе обучения должен не только усваивать отдельные друг от друга знания и умения, но и овладевать ими в комплексе.

В связи с этим меняется, точнее, по-иному определяется система методов обучения, среди них метод проектов, компьютерное моделирование, деловые игры и т.д.

Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает возможность для размышления, и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету.

Восприятие информации – важный этап усвоения материала, от него зависит правильное формирование понятий, осознание их сути. При использовании ИКТ на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. При активном обучении обычно используются разные технологии. Кейс-технология-это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Кейс-технологию ещё называют методом анализа ситуаций.

Существуют различные обозначения данной технологии обучения, хотя это различия в нюансах.

Цель: способствовать развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою.

Задачи:

научить детей, как индивидуально, так и в составе группы анализировать информацию;

сортировать информацию для решения задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения;

выбирать оптимальное практическое решение и формировать программы действий.

Теоретические основы кейс-технологии

Модернизация образования в Российской Федерации принципиально меняет позицию учителя. Задачей учителя является мотивация учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Необходимо организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Современное общество нуждается в молодых людях, имеющих своё мнение и умеющих своё мнение отстоять, принять ответственное решение. Выслушать и проанализировать информацию, поступающую из разных источников. Поэтому учитель часто обращается к кейс-технологии.

Суть кейс-технологии

Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Кейс-метод выступает и специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом лабораторно-практического контроля и самоконтроля. Это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций.

В нем дается наглядная характеристика практической проблемы и демонстрация поиска способов её решении. Наконец, по критерию практичности он представляет собой чаще всего практически-проблемный метод.

Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем. Собственный практический опыт обучаемого лишь предпосылка для начала поиска новой информации, условие для его анализа и получения иных результатов, диагностика и прогнозирование которых позволяют улучшить ранее имеющийся опыт.

Анализ конкретных учебных ситуаций - метод обучения, предназначенный для выбора наилучших из возможных решений. Кейсы базируются на реальном фактическом для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией - осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей - навыки групповой работы.

Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел и выработать практическое решение. При анализе ситуации выявляются ключевые проблемы, генерируются альтернативные пути решения, производится оценка и выбор оптимального решения для дальнейшего формирования программы действий.

При применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты:

обучаемые получают коммуникативные навыки;

развиваются презентационные умения;

формируются интерактивные умения, позволяющие эффективно

взаимодействовать и принимать коллективные решения;

учащиеся приобретают экспертные умения и навыки;

обучаемые учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы.

Кейс-технология - это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Однако главное его предназначение - развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, другими словами научиться работать с информацией. Ситуационные задачи могут быть связаны с проблемами прошлого, настоящего и даже будущего времени.

Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.

Метод выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе и взаимный обмен информацией.

Метод интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.

Метод выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии идет процесс разрешения имеющейся проблемы посредством совместной деятельности, тогда как в кейс-методе идет формирование проблемы и путей ее решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.

Концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха». В нем предусматривается деятельность по активизации школьников, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений обучаемых. Именно достижение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, формирования устойчивой позитивной мотивации, наращивание познавательной активности.

Суть «кейс - технологии» заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче обучающимся.

Технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе.

А так как отличительной особенностью технологии обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы, и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики [6].

На уроках лучше организовывать работу в малых группах по 4-6 человек.

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Кейсы для урока могут быть представлены в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа.

Кейс-технология предполагает значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции учащихся в процессе обучения.

Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебных карт, правил, рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя.

Результатом работы кейс – технологии являются работы учащихся в виде презентаций (в начальной школе).

Виды заданий для кейсов:

Пересказ - демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

Планирование и проектирование - разработка плана или проекта на основе заданных условий.

Творческое задание - творческая работа в определенном жанре создание стихотворения, видеоролика.

Оценка - обоснование определенной точки зрения.

Разные исследования - изучение различных явлений, открытий, фактов на основе он-лайн источников.

В классификации кейсов выделяют такие виды: практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Учителя начальных классов в своей работе могут использовать практические кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.

Для учащихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описана личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения.

Кейс-технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:

анализировать информацию;

сортировать ее для решения заданной задачи;

выявлять ключевые проблемы;

генерировать альтернативные пути решения и оценивать их;

выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Требования к содержанию кейса

В кейсе рассматривается конкретная ситуация, в описание которой включаются случаи, факты, решения, имевшие место в течение определённого времени. Эти ситуации могут отражать как комплексную проблему, так и частную задачу.

Виды пакетов кейсов в обучении:

вводный кейс (осведомлённость о наличии проблемы, ситуации, явления, границы рассматриваемого предмета);

предоставление информации (знаний по теме или проблеме), в зависимости от предмета может быть более или менее детализированным;

стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределённости и решать проблемы с преобладанием комплексных, необусловленных факторов);

исследовательский кейс (схож с групповым и индивидуальным проектом, анализирует определённую ситуацию или проблему, а результаты этого анализа представляются в форме изложения); - кейс, имеющий целью развитие определённых навыков (закрепляет, тренирует использование полученных знаний, навыков на примере реальных ситуаций, в зависимости от характера навыков может быть более или менее детализированным, объёмным).

Структура кейса

Кейс - это головоломка, части которой нужно сложить, чтобы получить внимание.

Кейс должен заключать в себе проблему, которую следует всесторонне изучить, проанализировать и предложить определенное решение, обоснованное рядом условий и критериев.

Кейс- это не просто качественное описание ситуации, это информация, изложенная таким образом, чтобы читатель погрузился в ту же самую ситуацию, что и сам создатель кейса.

Можно выделить различные виды кейсов:

практические (отражают реальные жизненные ситуации);

обучающие (направлены на развитие образовательных курсов);

научно-исследовательские.

Комплексный (модульный) кейс содержит, как правило, большой (20 и более страниц) объём информации, первичных данных, образцов документов, видеороликов, компьютерных программ и т. п.

Кейс-иллюстрация содержит небольшой объём данных, может использоваться для подтверждения, иллюстрации изучаемой темы.

Кейс - практическая задача содержит небольшой или средний объём информации о реальной ситуации, на основе которой слушатели должны выполнить задание по теме.

Технология организации деятельности по методу кейсов. Класс делится на такое количество групп, чтобы последние состояли из 4-6 человек. Каждая команда выбирает руководителя. На нём лежит ответственность за организацию работы групп, распределении вопросов между участниками и окончательные решения. После завершения работы модератор делает доклад или сообщение о результатах выполненной работы своей группы. Подведение итогов работы над темой остается за учителем.

Структура обучения методом кейсов

Действия преподавателя (до занятия)

Действия школьника (до занятия)

Подбирает кейс.

Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки школьника.

Разрабатывает сценарий занятия.

Получает кейс и список рекомендаций.

Индивидуально готовится к занятию.

Во время занятия:

Организует предварительное обсуждение кейса.

Делит класс на группы.

Руководит обсуждением кейса в группах, обеспечивая их дополнительными сведениями.

Во время занятия:

Задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.

Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие. 3. Принимает решение или участвует в принятии решения.

После занятия:

Оценивает работу школьников.

Оценивает принятые решения или поставленные вопросы.

 

 

 

Очень важный этап - это создание “ситуации успеха”. Каждый ученик на определённом этапе индивидуально решает задачу, не испытывая при этом никаких затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими результатами.

Кейс даёт возможность учитывать индивидуальные особенности учащихся, а также их интересы. Тем самым повысить заинтересованность, замотивировать в предмет. Этот метод направлен на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС нового поколения начального образования.

В начальной школе кейс-метод можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Кейсы можно давать как с единой проблемой индивидуально, так и группам. Группы лучше не больше 4-6 человек. Преимущества метода:

1.Активная учебно-познавательная деятельность учащихся.

Возможность работы группы на едином проблемном поле.

Возможность выработки навыков простейших обобщений, возможность знакомства с реальной жизнью.

Вырабатывает навыки ораторского мастерства, умение вести себя в большой аудитории.

Получают навыки презентации.

Дети не боятся принимать решения.

Акцент обучения переносится не на овладение готовыми знаниями, а на его выработку.

Есть и недостатки у этого метода: чрезмерное увлечение ситуационным анализом может привести к тому, что все знания будут сводиться к знанию множества ситуаций без определённой системы. Больших системных знаний не будет.

Лучше использовать кейс-метод время от времени. Например, на этапе знакомства с темой или на завершающем этапе, так как уже есть какие-то знания по теме. Это полезно и связано с жизнью.

Пошаговый план создания кейса

В начале нужно ответить на три вопроса:

Для кого и чего пишется кейс?

Чему должны научиться дети?

Какие уроки они из этого извлекут? После этого процесс создания кейса будет иметь вид:

Цель обучения.

Структурирование учебного материала.

-Выбор организационных форм, методов и средств обучения.

Результаты, возможные при использовании «Кейс-метода»: Учебные

Усвоение новой информации.

Освоение метода сбора данных.

Освоение метода анализа.

Умение работать с текстом.

Соотнесение теоретических и практических знаний. Образовательные

Создание авторского продукта.

Образование и достижение личных целей.

Повышение уровня коммуникативных навыков.

Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем.

Действия учителя в кейс – технологии:

создание кейса или использование уже имеющегося;

распределение учеников по малым группам (4-6 человек);

знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

организация презентации решений в малых группах;

организация общей дискуссии;

обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации; 7) оценивание учащихся учителем.

 

Работа ученика с кейсом:

этап - знакомство с ситуацией, её особенностями;

этап - выделение основной проблемы;

этап - предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

этап - анализ последствий принятия того или иного решения;

этап - решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.



Практическое применение кейс-технологии на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО Применение кейса на уроке математики

Кейс по разделу «Куб и его изображение» .

Содержание кейса дано в приложении №1.

2 класс кейс по теме: «Прямоугольник. Квадрат».

Содержание кейса представлено в приложении №2. -Кейс по теме «Площадь прямоугольника.

Содержание кейса представлено в приложении №3.

Применение кейса на уроке литературного чтения

Кейс по сказке «Колобок» в 1 классе

Данный кейс поможет ответить на вопрос «Как уберечь себя от беды?»

Содержание кейса представлено в приложении №4.

 

Применение кейса на уроке «Окружающий мир» в 3 классе

 

Кейс по теме: «Как мы воспринимаем окружающий мир».

Работа над кейсом позволит не только закрепить имеющиеся знания о своём организме, но и расширить их, научит бережней относиться к своему здоровью и здоровью близких людей.

Содержание кейса представлено в приложении №5.

 

 


 

Применение кейса на уроке окружающего мира.

 

Кейс по теме «Достопримечательности города».

Данный кейс позволит лучше узнать свой город, расширит знания о его достопримечательностях. Приобретённые умения позволят детям быть экскурсоводами.

Кейс по теме «Я живу на улице героя»

Работа над кейсом даст возможность узнать больше информации о названии улиц, на которых живут дети. Кейс направлен на патриотическое воспитание подрастающего поколения.

 


 

 

Применение кейса во внеурочной деятельности на занятии «Мои первые открытия»

 

Кейс позволяет практически применить знания.

Кейс «Как приготовить пиццу»

 


 

 

Кейс «Моя детская площадка»

Данный кейс поможет развить архитектурные способности детей.

 

 


 

Кейс «Что я знаю о спортсменах России»

Материал кейса направлен на выявление любимых видов спорта, на расширение знаний о знаменитых спортсменах России. Полученные знания помогут вести ЗОЖ.

Заключение

Современное общество все чаще называют информационным. Для человека одним из самых важных умений сегодня становится умение работать с информацией. И образование сегодня все больше ориентируется не только на полноту сообщаемых сведений, но и на умение добывать информацию, осмысливать ее, преобразовывать, извлекать из нее необходимые знания, интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Умение извлекать, структурировать, анализировать и порождать новую информацию на основе получаемых сведений характеризует то, что можно называть «информационной культурой личности». Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека и выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование.

Были решены следующие задачи:

изучен теоретический материал о кейс – методе;

определены пути и условия применения кейс – метода на уроках и внеклассных мероприятиях в начальной школе;

выявлены уровни сформированности ключевых компетентностей при применении кейс – метода с учащимися;

разработаны учебные, научно – методические и дидактические материалы.

Кейс-метод наряду с другими активными методами обучения, может эффективно применяться уже в начальной школе. При этом учебный процесс существенно отличается от традиционного обучения и требует правильной организации, а это необходимо для реализации образовательных программ.

Использование технологии кейс-обучение в групповой форме:

формирует у учащихся умение высказывать свои мысли, ставить вопросы к тексту;

развивает мыслительную деятельность учащихся;

способствует применению на практике полученных знаний; - учит предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему.

Метод кейс-обучение в групповой форме способствует:

активизации деятельности учащихся на уроках;

развитию познавательной деятельности;

лучшему запоминанию изученного материала;

развитию коммуникативных действий (умению слышать, слушать и понимать партнёра, согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию, оказывать поддержку друг другу).

Данные качества младшему школьнику необходимы не только в учебной деятельности, но и в жизни.

 

 









Приложение №1

Кейс по теме «Куб и его изображение»

Вид кейса: обучающий

Тип кейса: исследовательский кейс

Содержание кейса

Задание: Мы с вами живем в мире, который неразрывно связан с геометрией. Нас окружает много предметов, которые подчиняются правилам геометрии: наш дом, любимые игрушки, вещи , которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Изучить куб.

Задача – рассмотреть изображение куба, основные свойства куба и научиться изображать куб.

Проблема: к какому виду геометрических фигур можно отнести куб.

Для решения проблемы учащиеся должны:

-рассмотреть модель куба;

выяснить, из каких геометрически фигур построен куб;

как называются стороны куба (грани), отрезки (ребра, вершины

свойства куба;

научиться выполнять чертёж куба.

Цель: организовать исследование объекта, сбор и изучение информации о кубе.

 

Класс делится на 4 группы, каждая группа получает задачу.

группа– рассмотреть стороны куба, просчитать их и выяснить какой фигурой является грань куба (воспользоваться материалом учебника с. 23

№62)

группа–рассмотреть вершины куба, просчитать их и выяснить сколько ребер выходит из вершины (воспользоваться материалом учебника с. 23№62)

группа–рассмотреть стороны куба, просчитать их и выяснить какой фигурой является грань куба, определить все ли грани куба равны между собой (воспользоваться материалом учебника с. 23№62)

группа––рассмотреть куб, выяснить, что является ребром куба?

просчитать их и выяснить сколько ребер выходит из вершины (воспользоваться материалом учебника с. 23№62)

 

РАБОТА С КЕЙСОМ:

Задание и тема занятия «Куб и его изображение» озвучивается обучающимся на уроке.

Кейс предоставляется ученикам непосредственно на занятии. Вопросы для обсуждения:

Какие фигуры называются многоугольниками?

На какие группы можно разделить многоугольниками?

-Назовите свойства прямоугольника, четырехугольника, квадрата?

Что их всех объединяет?

Что необходимо учитывать при выборе материалов?

 

t1711034367aa.jpg

 

Посмотрите на чертёж. Что изображено на чертеже? (Фигуры)

Какая фигура лишняя и почему? (Круг – он без углов, треугольник – у него 3 угла, ромб – нет прямых углов)

Какие геометрические фигуры остались? (Прямоугольник и квадрат)

Работа в группах. Затем организуется работа в подгруппах по поиску решения поставленной проблемы. Группам предлагается оформить карточку задание.

Обсуждение. На следующем этапе организуется обсуждение вариантов решений в группах. Каждая из групп поочередно работает над заданием. Все выводы заносит в таблицу.

Вывод. Преподаватель совместно с учащимися делает выводы, опираясь на презентованные группами варианты решений, подводятся итоги занятия.

Практическая часть. Учащиеся выполняют индивидуально чертёж.

Рефлексия. В завершение проводится рефлексия.

Суть кейс-технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор и их передаче обучающимся.

Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов. Результаты выполненных проектов должны быть завершенными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, в реальной жизни.

Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Работа по кейс - технологии формирует у школьника универсальные учебные действия, такие как обретение первичного опыта работы с информацией самостоятельно; работать по алгоритму; самоконтроль и промежуточная диагностика; рефлексия.

 

 

 

 

Группа 1

ответы

 

рассмотреть стороны куба, просчитать

(воспользоваться материалом учебника с.

23№62)

 

1

Сколько сторон у куба

 

2

Грань куба - это

 

3

Все ли грани куба равны

 

Вывод:

Отметить на рисунке цветными карандашами грани куба

 

t1711034367ab.gif

 

 

Группа 2

ответы

 

рассмотреть стороны куба (воспользоваться материалом учебника с. 23№62)

 

1

Сколько рёбер у куба

 

2

Сколько ребер выходит из вершины

 

3

Что является ребром куба

 

 

Вывод:

 

Вывод:

Отметить на рисунке цветными карандашами рёбра куба

 

t1711034367ac.gif

 

 

 

Группа 3

ответы

 

рассмотреть стороны куба, просчитать их и выяснить какой фигурой является грань куба, определить все ли грани куба равны между собой

 

1

Сколько сторон у куба

 

2

Грань куба - это

 

3

Все грани куба-

 

Вывод:

Отметить на рисунке цветными карандашами стороны куба

 

t1711034367ac.gif

 

 

 

Группа 4

ответы

 

рассмотреть куб и выяснить, что является ребром куба? просчитать их и выяснить сколько ребер выходит из вершины

 

1

Сколько ребер куба

 

2

Ребро куба - это

 

3

Ребра куба между собой

 

Вывод:

Отметить на рисунке цветными карандашами ребра куба

 

t1711034367ac.gif

 

 

Критерии оценок работы групп

 

 

Наименование критерия

балл

 

балл

Работа по карточке

 

 

Правильно дан ответ на вопрос №1

 

1

 

Правильно дан ответ на вопрос №2

 

1

 

Правильно дан ответ на вопрос №3

 

1

 

 

 

 

Активность работы всех членов группы

 

1

 

Четкость и грамотность математического языка

 

1

 

Правильно сделан вывод

 

1

 

Соблюдение регламента

 

1

 

Штрафные баллы (нарушение правил ведения дискуссии, некорректность поведения и т.д.)

 

-1

 

Итого

 

 

 

 

Критерии оценок работы групп.

 

Наименование критерия

балл

 

балл

Работа по карточке

 

 

Правильно дан ответ на вопрос №1

 

1

 

Правильно дан ответ на вопрос №2

 

1

 

Правильно дан ответ на вопрос №3

 

1

 

 

 

 

Активность работы всех членов группы

 

1

 

Четкость и грамотность математического языка

 

1

 

Правильно сделан вывод

 

1

 

Соблюдение регламента

 

1

 

Штрафные баллы (нарушение правил ведения дискуссии, некорректность поведения и т.д.)

 

-1

 

Итого

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Конверт 1.

t1711034367aa.jpg

Посмотрите на чертёж. Что изображено на чертеже? (Фигуры)

Какая фигура лишняя и почему? (Круг – он без углов, треугольник – у него 3 угла, ромб – нет прямых углов)

Какие геометрические фигуры остались? (Прямоугольник и квадрат)

Вывод 1 группы: прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые;

 

Конверт 2.

t1711034367ad.jpg

Обведите замкнутой линией все прямоугольники на чертеже.

Обведите замкнутой линией все квадраты на чертеже.

Что вы заметили? (Что квадраты находятся внутри множества прямоугольников). Почему? (Это тоже прямоугольник)

Вывод 2 группы: квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны имеют одинаковую длину.

 

 

 

 

Приложение №3

Кейс по теме: «Площадь прямоугольника»

Цель: обобщить и закрепить знания о площади прямоугольника

Содержание кейса

Директор сельского клуба для молодёжи решил отремонтировать пол в зале для торжественных церемоний. Размеры такие: длина зала 20 м, а ширина 10 м. В таблице приведены цены на строительные материалы «Стройкомплект». Вычислите, какую сумму потратят на ремонт пола.

 

Таблица 1. «Стройкомплект». Цена за 1 кв. м.

 

Керамогранит Паркет Ламинат Кафельная плитка

400р 450р 500р 430р

 

Инструкция по выполнению:

Вычислить площадь пола по формуле (S= a*b).

Найти информацию о цене материала в таблице цен «Стройкомплект». 3. Вычислить сумму, которую потратят на ремонт пола.

 

Вам необходимо составить смету расходов по выполнению ремонта класса.

Условия таковы:

Необходимо подсчитать комплект материала и вычислить его стоимость. Надо отремонтировать класс к новому учебному году: побелить потолок, покрасить 3 стены (одну стену занимают окна), настелить линолеум, установить плинтус.

Размеры класса:

длина – 8м;

ширина – 6м; высота – 3м.

Расход материала:

1л побелки на 3м2 потолка; 1 л краски на 4 м2стены.

Стоимость материала:

1 банка побелки ёмкостью 4л стоит 450 руб.;

1 банка краски ёмкостью 3л стоит 1050 руб.;

2линолеума стоит 500 руб.;

1м плинтуса на потолок стоит 180 руб.; 1м плинтуса на пол стоит 210 руб..

Какова стоимость всего материала, необходимого для ремонта класса?

Работа по поиску поставленной проблемы организована в 4 группах. Учащимся надо выполнить необходимые расчёты. Работа по группам с использованием кейс-метода.

Результаты заносятся в таблицу, подсчитываются баллы в каждой группе.

Обсудить выполнение задания.

Кейс № 1.Iгруппа находит стоимость материала для ремонта потолка:

6*8 = 48(м2) – площадь потолка.

48:3 = 16(л) – количество побелки в литрах. 3) 16:4 = 4(б.) – количество банок.

4) 450*4 =1800(руб.) – стоимость побелки.

 

Кейс № 2. II группа находит стоимость материала для ремонта стен:

8*3 + (6*3)*2 = 24 + 36 = 60(м2) – площадь 3 стен.

60:5 = 12(л) – количество краски в литрах.

12:3 = 4(б.) – количество банок.

1050*4 =4200(руб.) – стоимость краски.

 

Кейс № 3. III группа находит стоимость материала для ремонта пола:

6*8 = 48(м2) – площадь пола.

500*48 = 24000(руб.) – стоимость линолеума.

 

Кейс № 4. IV группа находит стоимость материала для установки плинтуса:

6*2 + 8*2 = 12 + 16 = 28(м) – периметр пола или потолка.

180*28 = 5040(руб.) – стоимость плинтуса на потолок. 3) 210*28 = 5880(руб.) – стоимость плинтуса на пол.

4) 5040 + 5880 = 10920(руб.) – стоимость плинтуса.

 

1800 + 4200 + 24000 + 10920= 40920 (руб.) – общая стоимость всего материала.

 

Подведение итогов в группах.

 

Приложение №4

По содержанию сказки «Колобок»

Содержание практического кейса: Как уберечь себя от беды?

1.Почему у сказки трагический конец?

2.Составьте памятку безопасного поведения колобка в лесу.

3.Придумайте свой конец для сказки и сделайте вывод, чему научит ваша сказка.

Итог работы: Создание памятки безопасного поведения

(по мнению детей)

Уроки, которая преподнесла сказка.

1.Быть послушным.

Не играть на подоконнике! Опасно!

Не разговаривать с незнакомцами.

4.Не быть хвастливым.

5.Читать сказки.

6.Не оставлять совсем маленьких детей дома одних.

 

Приложение №5

Окружающий мир 3 класс

Тема урока: Как мы воспринимаем окружающий мир.

Организация работы с кейсами.

- Представьте, что вы специалисты, изучающие органы чувств. Мы разделимся на 5 групп в соответствии с поставленными перед нами вопросами.

На столах у каждой группы имеется свой кейс с документами, которые нужно изучить. Вы проводите исследование по плану:

название органа чувств;

как он устроен;

3) что воспринимает;

4) как беречь.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

Оценивать работу группы мы будем по 5-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 15 до 10 баллов получают «5», 9 -7 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.

Группы, заработавшие менее 7 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.

 

Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

Итого

1-я группа

 

 

 

 

2-я группа

 

 

 

 

3-я группа

 

 

 

 

4-я группа

 

 

 

 

5-я группа

 

 

 

 

 

Кейсы.

t1711034367ae.gif

Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

Наш глаз устроен как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат.

 

Береги свои глаза

 

Чтобы глаза твои, дружок, На яркий свет смотреть нельзя – Могли на долго сохраниться, Тоже портятся глаза.

Запомни два десятка строк Телевизор в доме есть,

К тебе они взывают со страницы: Но, пожалуйста, не лезь

Глаз поранить очень просто – К самому экрану

Не играй предметом острым! И смотри не всё подряд, Глаза не три, не засоряй, А передачи для ребят.

Лежа книгу не читай;

 

Не рисуй, склонившись низко,

Не держи учебник близко,

И над книгой каждый раз

Не сгибайся как от ветра - От стола до твоих глаз Должно быть 40 сантиметров.

Я хочу предостеречь: Нужно всем глаза беречь.

Н.Орлов

Кейс №2.

 

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Оле…

Самый лучший на свете слушатель.

t1711034367af.jpg
 

Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее.

 

 

Берегите уши

Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.

Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.

Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, среди тишины.

Если почувствуешь боль в ухе или туда попадет соринка, обратись к врачу.

Кейс № 3. Загадки

 

Запах хлеба, запах меда, Запах лука, запах роз Различить поможет ...

 

За поляною — гора,

Под горою есть дыра,

А в горе — две печки

День и ночь жарою пыщут, То сопят, то ровно дышат.

Что же это за гора?

Дать ответ тебе пора!

Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.

Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, т.к. не могут определить некачественной пищи.

 

Чтобы сохранить обоняние

 

t1711034367ag.gif

Кейс №4.

Загадки

 

Всегда он в работе,

Когда говорим,

А отдыхает,

Когда мы молчим.

Всегда во рту,

А не проглотишь.

 

t1711034367ah.jpg

Язык – один из наших сторожей. Если ты ненароком возьмешь в рот чтонибудь противное или несвежее, язык тотчас донесет об этом мозгу, тот пошлет приказ мышцам рта, и ты, не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.

 

Кейс №5.

Загадки

Чтобы выглядеть моложе,

Крем хороший нужен ...

 

 

 

Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания.

Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, еще более важная ее задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, т.е. растяжимость.

Работа в группах

Учитель выступает в роли консультанта.

Презентация результатов

(Выступление учеников).

 

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 21.03.24 в 23:47 0Ответить Пожаловаться
Содержательно! Полезно! Интересно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.