12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Коптева Татьяна Ивановна18
5

Использование лэпбука на уроках литературного чтения как один из приёмов работы с художественным текстом

Коптева Татьяна Ивановна учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №6 г.Шебекино Белгородской области»



Использование лэпбука на уроках литературного чтения как один из приёмов работы с художественным текстом

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.

Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме?

Одним из способов достижения этой цели образования может стать использование на уроках технологии создания лэпбука. Этот приём работы всегда сопровождается повышенной активностью детей, формирует умение работать в группе. Применяется при закреплении и обобщении учебного материала или в проектной деятельности.

Что такое лэпбук? «Лэпбук» в дословном переводе с английского значит «наколенная книга». Это книжка-раскладушка или самодельная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, в которой собирается материал по какой-то определенной теме. Ее можно положить на колени и рассмотреть. Это итоговый результат совместной работы на какую-либо тему, в которой они закрепляют, систематизируют изученный материал, выбирая для этого удобные и понятные для себя заголовки, рассказы, иллюстрируя их, придумывая для них разные конвертики - секретики, миникнижки - гармошки, окошки, дверки. Это творческая работа, которая предусматривает, кроме закрепления материала, такой важный момент как коллективная творческая деятельность, умение работать в команде, где дети сами распределяют роли, выбирают лидера, составляют план деятельности, выбирают или придумывают формы подачи материала. Лэпбук можно использовать как на уроке (если позволяет тема и время), так же и во внеурочной деятельности, организовав работу по группам, парам, индивидуально (кому как больше нравиться). Можно задать в качестве творческого домашнего задания. Поэтому большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома, но при консультации с учителем. А само создание лэпбука необходимо осуществлять в рамках учебного занятия, чтобы было видно работу каждого члена группы или ученика в отдельности, чтобы у одноклассников была возможность поделиться друг с другом своими открытиями.

Создание лэпбука, процесс очень захватывающий и происходит в несколько этапов:

Выбор темы.

Составление плана будущего лэпбука (что мы хотим поместить в эту папку). Необходимо определиться, какие подтемы вы хотите раскрыть — это и будет содержание мини-книжечек. Лучше начать с 5−7 пунктов (книжек), но вообще здесь нет ограничений.

Подготовка материала, который соответствует теме (поиск, распечатка иллюстраций и дидактического материала. Здесь незаменимым помощником является Интернет. Формы представления информации могут быть любые (стихи, мнемотаблицы, рисунки, загадки, таблицы, лабиринты, дидактические игры, составление рассказов по картинкам и т.д.) И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини–книжках, книжках–гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм и цветов, карточках, разворачивающихся страничках и т. д.

Создание лэпбука в натуральную величину, оформление (вырезаем детали, приклеиваем на свои места, наполняем кармашки материалом и можно пользоваться).

Лэпбук - отличный способ выполнить самостоятельную исследовательскую работу, а также он может быть еще и формой представления итогов проекта.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Лэпбук позволяет формировать у детей умение находить нужную информацию среди множества источников. Для учащихся лэпбук - это возможность рассмотреть, изучить, повторить учебный материал в занимательном виде, поэтому они часто с большим интересом рассматривают их на переменах, выполняют задания, содержащиеся в лэпбуках других детей. На мой взгляд, лэпбук позволяет сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти каждого ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках и внеклассных занятиях по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои знания по какой-либо теме.

В итоге совместной работы учителя, родителей и учеников на уроках литературного чтения в 1 классе был создан лэпбук по сказке «Петух и собака», а во 2 классе был создан лэпбук «Шарль Перро «Кот в сапогах»». Учащиеся разбились на группы, где каждая группа выбрала для себя творческое задание. Помощниками ребят были родители. После выполнения все творческие работы были собраны и оформлены в папку.

Лэпбук Сказка «Петух и собака» 1 класс


t1693842804aa.jpgt1693842804ab.jpg


Лэпбук «Шарль Перро «Кот в сапогах» 2 класс


t1693842804ac.jpg t1693842804ad.jpg






Лэпбук воспринимается учащимися как «сокровище», к которому им интересно возвращаться вновь, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Мною было проведено анкетирование среди учащихся. По результатам анализа анкет, видно, что детям такая работа (создание лэпбука) нравится, они с желанием и интересом принимают в ней участие. Такая работа им не только интересна, увлекательна, но и положительно влияет на их успеваемость.

Таким образом, лэпбук отвечает требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде:

информативен;

полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания;

пригоден к использованию одновременно группой ребят;

обладает дидактическими свойствами;

является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

его структура и содержание доступны возрасту;

обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.

Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.


Литература:

1.Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС//Проблемы и перспективы развития образования: Материалы VI международной научной конференции.– Пермь: Меркурий, 2015

2. Блохина Елена, Лиханова Тамара. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч. 2015. №4. С. 29–30.

3. Пироженко Татьяна. Лэпбук «Золотая осень» // Дошкольное образование. 2014. №11; 12

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.