Презентация «Использование мнемотехники, мнемотаблиц в работе с детьми по развитию речи дошкольников»

2
0
Материал опубликован 8 November 2023

Предварительный просмотр презентации

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 369 ГОРОДА ДОНЕЦКА» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ, МНЕМОТАБЛИЦ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Подготовила: Воспитатель ясельной «А» группы Шапочка И.Г. Донецк, 30.11.2023 г.

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Актуальность – значение мнемотехники для дошкольников обусловлено тем, что в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что предмет или явление находится в поле зрения ребенка. Если он попытается выучить и запомнить что-то, не подкрепленное зрительным образом, что-то абстрактное, ему не следует рассчитывать на успех.

Задачи: Учить пересказывать художественные произведения. Развивать образную память детей, ее различные виды, психические процессы (мышление, внимание, воображение); Формировать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умения сравнивать, выделять существенные признаки. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации). Обогащать словарь детей. Побуждать детей к общению друг с другом. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для улучшения адаптации в современном обществе. Цель: совершенствовать процесс становления связной речи дошкольников, используя в совместной и самостоятельной деятельности приёмы мнемотехники.

Очень важно, чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим. Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ней повышают и создают устойчивый интерес у детей к занятиям.

Что такое мнемотехника? «mnemonikon» – искусство запоминания Древнегреческая богиня памяти Мнемозина Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.

Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду Маленький словарный запас Неумение согласовывать слова в предложении Нарушение звукопроизношения Неспособность правильно регулировать темп и громкость речи Неспособность построить монолог

Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники сокращает время обучения и одновременно решает следующие речевые задачи: обогащение словарного запаса, составление рассказов, пересказ художественной литературы, отгадывание и загадывание загадок, заучивание стихов.

Мнемоквадрат Мнемодорожка Мнемотаблица Мнемотехника строится от простого к сложному:

Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения.

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т.п.) Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенку легко воспроизводить текстовую информацию.

Последовательность работы с мнемотаблицами: 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап: После кодирования осуществляется пересказ сказки, рассказа по заданной теме, или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Для малышей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: заяц – трусишка, волк – хищник, лиса – рыжая.

Для детей старшего дошкольного возраста схемы желательно использовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Мнемотаблицы для обучения составления рассказов

Составление описательных рассказов по лексическим темам

Заучивание стихотворений

Отгадывание загадок

Проговаривание чистоговорок

Я знаю точно: «Ребёнок мыслит образами» К.Д. Ушинский «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю» Конфуций

ВЫВОД: Использование мнемотехники открывает перед педагогами огромные возможности для творчества как в учебной деятельности, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка. Это позволяет детям легко и быстро усваивать сложный материал. Освоение приемов работы с мнемотаблицами помогает развитию основных психических процессов – памяти, внимания, творческого мышления, а также сокращает время, необходимое для освоения связной речи у детей дошкольного возраста. Занятия с использованием мнемотехники всегда интересны не только детям, но и педагогу. Мнемотехника помогает сделать процесс проще, интереснее и креативнее.

Все вышеперечисленное – это лишь отдельные виды занятий детей для развития речи. Можно сказать, что мнемотехнику можно использовать и на других занятиях, например, в таких областях, как когнитивное развитие и художественно-эстетическое развитие. Многофункциональная мнемотехника. Можно сказать, что мнемотаблицами не ограничиваются все работы по развитию связной речи у детей. Это, прежде всего, первоначальная, наиболее значимая и эффективная работа, поскольку использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, запоминать и воспроизводить ее.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации