12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Алексеевна Макарова150
Высшее образование и активная жизненная позиция
Россия, Московская обл., Раменское
2

Использование мультимедийных и цифровых технологий в целях повышения мотивации обучающихся в процессе обучения английскому языку в средней школе

Использование мультимедийных и цифровых технологий

в целях повышения мотивации обучающихся в процессе обучения английскому языку в средней школе


«Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…»

К. Д. Ушинский.


«Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». Английская пословица.


В современном мире изучение английского языка становится жизненной необходимостью, это дает человеку возможность расширить кругозор, позволяет окунуться в историю, культуру и традиции другой страны. Но для этого необходимо приложить немало усилий, поэтому изучение английского языка начинается ещё в школе. Однако нередко учитель сталкивается с проблемой отсутствия достаточной степени мотивации обучающихся.

В работах исследователей А. А. Алхазишвили, И. А. Зимней, Н. М. Симоновой, занимавшихся психологическими аспектами мотивации, было выявлено несколько трактовок понятия мотивации как психолого-педагогического явления:

- внутреннее состояние человека, которое побуждает его совершить какие-либо действия, чтобы удовлетворить потребности. [8, с. 24]

- совокупность побуждений, вызывающих и определяющих активность [1, c. 183]

- психологический процесс, преобразующий внешние воздействия во внутреннее побуждение

Таким образом, под мотивацией стоит понимать совокупность внешних и внутренних движущих сил, «стимулов», побуждающих человека к реализации тех или иных влечений и потребностей через действия или поведение.

В связи с этим возникает необходимость поиска и использования помимо традиционной и не всегда эффективной схемы «учитель-учебник-ученик» дополнительных методов и приемов для повышения мотивации обучающихся к овладению английским языком.

Среди множества современных возможностей применение именно информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках английского языка стало достаточно эффективно влиять на проблему низкой степени мотивации школьников. [13, с. 71-73]

Термин «информационная технология» как технология сбора, обработки, хранения и распространения информации с помощью компьютерных и телекоммуникационных средств впервые был применен в 1958 году в статье Х. Ливитта и Т. Уислера, которая была опубликована в журнале Harvard Business Review. [2, с. 77]

В настоящее время под информационно – коммуникационными технологиями в педагогике обычно понимается комплекс учебно-методических материалов, программ, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, форм и методов их применения для совершенствования деятельности педагогов.

Наиболее часто применяемыми в процессе обучения английскому языку ИКТ являются мультимедийные и цифровые технологии. К ним относятся:

- электронные учебники, пособия и словари

- цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) и различные варианты образовательных ресурсов сети Интернет

- видео и аудио материалы, презентации

- исследовательские проекты

- DVD диски с наглядным материалом (постеры, плакаты)

Перечисленные инструменты помогают педагогу формировать у учащихся устойчивую мотивацию, повышать скорость и качество овладения учебным материалом, активизировать способности, использовать современный аутентичный материал и дополнительные современные ресурсы, повышать эффективность учебного процесса, давать учащимся основы самостоятельной работы в поиске и применении информации, способствовать повышению интереса к предмету. Образовательная эффективность мультимедийных и цифровых технологий объясняется возможностью комбинированного представления информации в различных формах: текст, звук, видео, двух- и трехмерная графика, другие. Это обеспечивает возможность интенсификации обучения и повышения мотивации за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации. [9, с. 204–206.]

Использование мультимедийных и цифровых технологий помогают учителю английского языка погрузить обучающихся в естественную языковую среду, предоставить обширные возможности изучения и запоминания новых речевых оборотов. Несомненно, потребуется время на подготовку к уроку, но результат превзойдет ожидания. [11, с. 14]

Самым доступным средством мультимедийных технологий на сегодняшний день признается электронный учебник. Он содержит структурированный и систематизированный материал, логично изложенный и исполненный на высоком художественном уровне. Среди его преимуществ по сравнению с печатным аналогом можно выделить следующее:

- удобство использования

- возможность обновления

- автоматизация учебного процесса

- увеличение скорости предоставления образовательной услуги

- полнота передаваемой информации.

Наряду с этим, на сегодняшний день в образовательных учреждениях активно внедряется применение цифровых образовательных ресурсов и платформ (ЦОР), с помощью которых, учитывая уровень языковой подготовки учащихся, можно реализовать принцип дифференцированного подхода в обучении английскому языку. Центром деятельности здесь является обучающийся, который, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель же выступает в роли помощника, консультанта, который стимулирует активность, инициативу, самостоятельность. При этом использование ЦОР исключает возможность появления такого барьера, как страх перед ошибкой: компьютер, не нарушая личностного развития ребенка, стимулирует мотивацию к изучению английского языка, таким образом, создавая позитивный фон для до­стижения успеха.

Среди популярных ЦОР можно выделить:

- Российскую электронную школу (РЭШ) - государственная образовательная платформа с интерактивными уроками по школьному курсу с 1 по 11 класс по всем предметам. За основу взяты специально разработанные авторские программы, которые соответствуют ФГОСам и примерной основной образовательной программе общего образования. В наличии также имеются упражнения и проверочные задания, которые могут быть использованы для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.

- LECTA - российская цифровая образовательная платформа для образовательных организаций, педагогов и обучающихся. Содержит электронные формы учебников и сервисы, направленные на отработку практических навыков и умений обучающихся. Одно из преимуществ сервиса — наличие готовых материалов к конкретным учебникам. С помощью данной платформы есть возможность создавать собственные планы уроков (технологические карты) и презентации к ним. Платформа также предоставляет готовые тренажеры, кроссворды, схемы, таблицы, фотографии, иллюстрации, озвученные слайд-шоу, 3D-изображения, видео, мультимедийные элементы, интерактивные ссылки. Все это поможет сделать процесс обучения познавательным и увлекательным

- LearningApps.org – сервис, позволяющий самостоятельно создать или использовать уже готовые электронные интерактивные упражнения для объяснения нового материала, для закрепления, тренинга и контроля.

- Online Test Pad - универсальный конструктор, благодаря которому есть возможность создавать тесты, задания, задачи, кроссворды, сканворды опросы, логические игры, диалоги. Данный сервис можно использовать как цифровой инструмент формирующего и итогового оценивания. [7, с. 60-69]

Самым простейшим, но не менее эффективным средством является использование презентаций, а также аудио- и видеофрагментов на уроках английского языка, которые значительно опираются на визуализацию, что ведёт к лучшему усвоению материала. Учитель может добавлять фотографии, таблицы, схемы, выделить важные элементы при помощи шрифта, цвета или размера, усиливая эффект воздействия. [6, с. 130].

Наиболее сложной в организации и проведении является исследовательская проектная деятельность. Проектно-исследовательская деятельность является современной, продуктивной и личностно-ориентированной технологией, которая позволяет обучающимся качественнее усвоить материал. Роль учителя на таком уроке сводится к корректировке путей решения поставленных задач.

Влияние использования вышеупомянутых технологий в обучении давно занимаются многие известные психологи и педагоги (Уваров А. Ю., Трайнев В. А., Советов Б. Я., Андреев А. А., Медуница Т. Н., Довгопол И. И., Дзюбенко А. А., Григорьев С. Г., Волосова А. В. и др.). Роль информационно-коммуникационных технологий в обучении обсуждалась также в ряде работ Энтина С. Б., Федина О. В., Соболева С. Ю., Мурашова Л. Д., Короткова Н. А., Каменева Т. А., Захарова Т. Л., Берил С. И., Гайдаржи Г. Х. и др. Все исследователи отмечают значимость информационно-коммуникационных технологий в педагогике. [3, с. 179]

В большинстве случаев использование мультимедийных и цифровых технологий оказывает положительное влияние на интенсификацию труда педагогов, а также на эффективность обучения обучающихся и их мотивацию. Но на фоне положительного эффекта от внедрения данных технологий, во многих случаях их использование никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях такое использование имеет негативный эффект:

- свертывание социальных контактов, сокращение социального взаимодействия и общения, индивидуализм

- трудность перехода от знаковой формы представления знания на страницах учебника или экране дисплея к системе практических действий, имеющих логику, отличную от логики организации системы знаков.

- при одновременной демонстрации информации разных типов присутствует рассеивание внимания и невозможность уследить за логикой потока информации

- чрезмерное использование мультимедийных и цифровых технологий зачастую лишает обучающихся достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на английском языке

- чрезмерное использование мультимедийной и цифровой технологии негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.

Но все же эффективное использование мультимедийных и цифровых технологий возможно при соблюдении следующих критериев:

- необходимо обладать качественной материальной базой - компьютеры, программы, принтер, сканер, стабильный высокоскоростной Интернет и т. д.

- высокий уровень информационной культуры учителя как система личностно-профессиональных качеств, отражающих значимое проявление профессионализма по организации и осуществлению педагогической деятельности в условиях высокотехнологической образовательной среды

- информационная культура учащихся - качественный уровень общения ученика в информационном пространстве с целью решения определенных задач. Проходя определенный уровень знаний в информационном пространстве в сопровождении педагога, учащийся обретает навык и мотив самостоятельно обращаться к различным источникам информации

- необходимый педагогический опыт- учитель должен владеть всем арсеналом традиционных и современных методик и учет возрастных и психологических особенностей учащихся, учитель должен заинтересовывать обучающихся актуальными темами и методическими приёмами, характерными для возраста его учеников

- использование игровых возможности в сочетании с дидактическими

- использование мультимедийных и цифровых технологий не более 20 минут

- использование мультимедийных и цифровых технологий должно предполагать перерывы на гимнастику зрительного аппарата. [14]

Соблюдение вышеперечисленных критериев не только будет благоприятно сказываться на усилении мотивации при обучении английскому языку, но и сохранит здоровье всем участникам образовательного процесса.

В заключении хочется подчеркнуть, что перечисленные технологии, предпринимаемые для решения проблемы низкой мотивации к обучению английскому языку, могут успешно с ней справиться, а также расширить знания обучающихся и развить навыки самостоятельной и творческой работы при условии, что учитель будет правильно варьировать и адаптировать эти технологии в соответствии с критериями их использования, целями уроков, их задачами и психолого-педагогическими особенностями обучающихся. Но все же никакие новейшие мультимедийные и цифровые технологии не смогут заменить на уроке учителя. Никто не заменит его в качестве образца для подражания при отработке навыков, как нет и альтернативы живой работе в парах и группах на уроке. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребенка может только учитель. Лишь учитель своим личным обаянием и высоким профессионализмом сможет создать на уроке психологически комфортную обстановку и мотивировать обучающихся к процессу познания.


Список литературы.

1. Алхазишвили, А.А. Теория и практика обучения устной речи на иностранном языке, учеб. пособие для яз. вузов и фак. - Тбилиси: Ганатлеба, 1984. - 224с., с.180.

2. Андреев А. А. Введение в Интернет-образование. - М.: Логос, 2013. - 77 с.

3. Андресен Б. ИКТ и мультимедиа в образовании - М.: Дрофа, 2014. - 221 с.

4. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., «Педагогика», 1972. С. 30-57

5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1997. -224 c.

6. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АРКТИ, 2003. 192 с., с. 130

7. Голованова, Е.В. Цифровые инструменты / Е. В. Голованова - М.: Изд-во Синергия, 2018. - № 9. - С. 60-69

8. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М. : Просвещение, 1991. - 219; - Библиогр, с. 24

9. Мансурова А. А. Роль информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранного языка в школе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2016. — № 12(66). — С. 204–206.

10. Сарычева Л. В. Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования: (внедрение ФГОС нового поколения в практику обучения иностранному языку): учеб. пособие / М-во образования Моск. обл., Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Моск. гос. обл. ун-т - Москва: МГОУ, 2014. - 160 с

11. Семенова, Ю.И. Использование мультимедийных программ в обучении английскому языку в средней школе / Ю. И. Семенова // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. - 2016. - №. 3. - 14 с.

Электронные ресурсы:

12. Астафьева О. Н. Информационно-коммуникативная компетентность личности в условиях становления информационного общества [Электронный ресурс]. URL: http://gigabaza.ru/doc/86387.html , дата обращения: 01.02.2023

13. Калентьева И. Н. Использование ИКТ на уроках английского языка как способ повышения мотивации обучающихся в средней школе // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. С. 71-73. — [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14691 / дата обращения: 01.02.2023.

14. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», 2006-2023 г., [Электронный ресурс] URL: https://50.rospotrebnadzor.ru/290 , дата обращения 02.02.2023.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.