12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Конечная Жанна Павловна194
«Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце» В.А. Сухомлинский
Россия, Иркутская обл., Иркутск
1

Статья на тему «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников»


 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Конечная Ж.П., воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад №145

Современные условия реализации задач дошкольного образования ориентированы на всестороннее развитие личности каждого ребенка, создание условий для его самореализации, выявление творческого потенциала. Детский сад предоставляет возможности проявления инициативности ребенка в вопросах освоения окружающего пространства. Нетрадиционные техники рисования как нельзя лучше позволяют ребенку проявить свои интересы в самореализации, к тому же, они дают прекрасную возможность психологической релаксации и разрядки.

Отличительной особенностью нетрадиционных техник является первичность освоения способа рисования с последующим соотнесением образа. Происходит непосредственное знакомство с материалами изодеятельности. Здесь отслеживается и первичное экспериментирование при освоении материала, способов его нанесения, анализа полученного изображения. Конечный продукт возникает не сам по себе, а на основе синтеза ассоциативного мышления и изобразительной деятельности. В любом случае, речь идет о развитии творческих способностей ребенка.

Хочется отметить необходимость параллельного накопления базовых сенсорных представлений, знакомства с сенсорными эталонами цвета, формы, величины, это положительно скажется на общем интеллектуальном уровне развития ребенка. Конкретных возрастных ограничений нет, данные техники интересны тем, что осваивать их можно с самого раннего возраста. Ориентируясь на известную методику М.В. Гмошинской «Художники в памперсах», осваивать нетрадиционные техники рисования можно на первом году жизни. Родители рисуют ладошками и пальчиками одновременно с ребенком, проговаривая вслух названия краски, как правило, вначале используют не более двух красок. Краски не совсем обычные: подкрашенные пюре, красители используются только пищевые. Постепенно вводим мелки, обычные и восковые, мягкие фломастеры, штампы, кисточки.

Таким образом, нетрадиционные техники рисования являются стартовыми установками для развития творческих способностей ребенка. Тем более что все необходимые материалы и оборудование для этого есть и в детском саду и дома. Остается только педагогам дошкольных учреждений подробнее ознакомить родителей с многообразием выбора средств в мире изобразительного творчества. Принцип работы один – от простого к сложному, и обязательно необходимо словесное пояснение выполняемых действий, пояснение процесса рисования, рассматривание и обсуждение конечного продукта. Рассмотрим наиболее распространенные техники.

Один из наиболее простых приемов нетрадиционного рисования - это стекание-растекание краски без особых приспособлений. Толстой кисточкой, смоченной в подкрашенной воде синего цвета, проводим полосу на листе бумаги, затем этот лист ставим в вертикальное положение и наблюдаем за процессом стекания краски: «Это дождик пошел, кап-кап ».

Массу позитивных эмоций вызывает также техника рисования на основе кляксографии. Произвольно ставится клякса, взрослые помогают видоизмениться, растечься на листе бумаги. В процессе поиска и сравнения изображение соотносится с наиболее подходящими и знакомыми объектами, ищется предполагаемый конечный продукт деятельности, образ. При желании клякс может быть несколько, они могут быть разного цвета, можно дорисовать отдельные элементы кисточкой, мелками, фломастерами, если есть желание и осуществляемая дорисовка приведет к усилению ожидаемого эффекта узнавания.

Два этих способа могут применяться совместно, преобразуясь в один - кляксографию с использованием трубочки. В этом случае для кляксы потребуется больше воды, а ребенок берет трубочку и дует на кляксу. Работу можно осуществлять в двух направлениях: целевое создание конкретного образа, и соотнесение полученного результата с наиболее подходящим объектом. Самые популярные объекты – звездочка, солнышко, травка, снежинка, цветочки, бабочки.

Очень красочно и ярко выглядят работы, выполненные с использованием поролона. Можно использовать как кусочки, так и посудные губки небольшого размера. Процесс подготовки к рисованию поролоном, как правило, различается в подготовке бумаги, фона для работы. Рисовать можно как на сухом листе бумаги, так и на мокром, эффект будет различным. Один и тот же предмет, нарисованный на разном фоне, будет смотреться по-разному. Желательно это обсудить и сравнить вместе с ребенком.

В старшем возрасте, ориентировочно в 3-4 года, можно познакомить детей с техникой рисования мылом. Данная техника предполагает умение пользования простым карандашом при рисовании контура рабаты.Здесь жеконтур предполагаемого изображения прорисовывается мылом, затем легким касанием наносится краска. Использовать для нанесения можно и широкие кисточки и поролон. Усложнением данной техники является рисование мылом в другом его агрегатном состоянии: жидкой мыльной пеной. После высыхания окрашенных пузырей на листе останутся красивые изображения, при желании работа может быть усложнена и дополнена дорисовками отдельных элементов.

Техника набрызга и рисования щеткой предполагает как самостоятельное использование щеток (самые распространенные, конечно, зубные щетки), так и совместно с трафаретами. Снег, звездочки, салют, капли дождя в этой технике смотрятся очень живописно. Данная техника чаще применяется как средство декорирования, а для создания более конкретных образов рекомендуем познакомиться с отпечатыванием. Использование отпечатков позволяет создать совершенно неожиданные изображения. Способов отпечатывания несколько: накладывание листа бумаги на цветовое пятно, использование и тканевых отпечатков, например, тюли с крупным рисунком, отпечатка бумажного комка.

Все вышеназванные техники доступны для совместного творчества, вызывают радость, интерес, позволяют ребенку получить возможность ознакомления с вариантами использования изобразительных средств. Фантазируя, соотнося предполагаемый образ и процессуальное действие, ребенок, получает возможности творческого роста и самовыражения. Он учится передавать свои ощущения в фантазийных этюдах под влиянием творческих порывов. Используя и импровизируя с изобразительными материалами, видоизменяя изображения, которые лишены конечной статичности, ребенок начинает верить в свои способности, так как он может реализовывать их по своему усмотрению. Педагог может пойти дальше - постепенно научить ребенка комбинировать несколько видовтехник. Комбинирование проводится уже в старшем дошкольном возрасте, так как предполагает более глубокий анализ сложной поэтапной работы.При этом желательно избежать довольно распространенной ошибки – чрезмерного увлечения нетрадиционными техниками рисования, всему свое время и место.

Для успешного освоения и самостоятельного использования в своем творчестве нетрадиционных техник рисования необходимо создать в группе условия для развития. Необходимые материалы должны быть в зоне свободного доступа, а также у ребенка, как у автора работы, должна быть возможность для практического применения работы. Юный художник должен получать признание. Мы рекомендуем в группе выделить место для выставки работ, а также провести работу с родителями, научить их восхищаться работами своих детей, так как все гении нуждаются в поддержке.

Литература:

1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «издательство Скрипторий 2003», 2010.-72 с.

2.Лыкова А.И. Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки»: учебно-методическое пособие.- М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.-144 с.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.