Выступление на тему «Использование рабочих листов на уроке в начальной школе как средство активизации младших школьников»

5
0
Материал опубликован 27 February

1 слайд

Добрый день, уважаемые коллеги.

Современная образовательная среда требует новых подходов в организации учебно-воспитательного процесса. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями (УУД) создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться.

Уметь учиться в современных обстоятельствах – это способность правильно подбирать виды и формы своей учебной деятельности, рассчитывать только на свои силы и способности; применять инновационные средства и методы получения информации; развивать, вырабатывать, проявлять и обоснованно защищать собственное мнение, применять полученные умения в неопределенных жизненных ситуациях.

Одной из основных образовательных задач, решаемой современной школой, является обучение школьников работе с различными источниками информации. Современный урок должен быть интересным и содержательным для учеников с разными образовательными возможностями. Одной из продуктивных форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке является использование рабочих листов, которые учитель может предложить ученику на различных этапах урока.

2 слайд

Набрав в 2022-2023 учебном году 1 класс, я столкнулась с ведением нового курса «Разговоры о важном». При реализации данного курса моими коллегами были созданы рабочие листы по темам курса. Наблюдая за своими первоклассниками, я увидела их заинтересованность и увлеченность в работе с листами. Структурированные задания, красочность листов и их наполненность, все это вдохновило меня на работу с этими дидактическими средствами.

Идея использования рабочих листов понравилась мне, и я попробовала самостоятельно разрабатывать рабочие листы к урокам и параллельно изучать опыт коллег по использованию данной техники. Мои профессиональные предпочтения повлияли на выбор темы по самообразованию.

Слайд 3

Актуальность данной темы обусловлена преимуществами «Рабочего листа» как эффективного инструмента обучения младших школьников.

Цель – обосновать эффективность применения «Рабочих листов» приобучении младших школьников.

Американский психолог Роберт Ганье выделял 8 когнитивных процессов, представленные вашему вниманию на слайде (Слайд 4), которые необходимо пройти любому человеку для того, чтобы хорошо запомнить информацию. Все эти события обучения целиком содержатся в структуре урока открытия новых знаний.

Проанализировав имеющуюся информацию, я пришла к выводу о том, что «Рабочий лист» является таким инструментом, который отражает в себе все когнитивные процессы и полностью отвечает требованиям ФГОС НОО.

Слайд 5

Что же такое «Рабочий лист»? Рабочий лист - дидактическое средство организации учебной деятельности ученика по итогам изучения материала, этапа, тематического блока или урока в целом. В нём прописаны задания с указаниями, как и что следует сделать, может содержатся теоретический материал в формате саммари (краткое изложение). Учитель сам делит учебный материал на несколько логически завершенных частей в зависимости от цели урока, предъявляет ученику наглядную структуру урока в виде листа, который в результате его работы будет проанализирован и заполнен. 

Ученики могут работать как в индивидуально, так и в паре,  что помогает социализации обучающихся, формирует коммуникативные компетенции младших школьников.

Слайд 6

Основная цель рабочего листа – это предложить учащимся возможность активного и практического изучения учебного материала.

Главной задачей рабочего листа является обучение ребенка, учить его учиться и показать, что сам процесс обучения может быть интересным и, если ученик приложит некоторые усилия, то он не только добьется результата, но и испытает радость от процесса обучения, то есть от понимания и от собственных успехов.

Слайд - не читать!

Слайд 7

Преимущества рабочих листов:

Соответствие требованиям ФГОС - вариативность обучения (более глубокое изучение темы), формирование метапредметных универсальных учёных действий;

Индивидуальный подход (оформление рабочих листов не привязано к учебнику, можно использовать любимых персонажей , разнообразные задания);

Наполнение портфолио (здесь можно оформить срезы или контрольные работы, использовать в качестве оформления читательских дневников);

Разнообразие форм учебной деятельности (рабочие листы предполагают различные варианты заданий с включением элементов текстовых квестов или игр);

Возможность многоразового использования (листы можно заламинировать, чтобы использовать в разных классах);

Лучший способ запоминания (за счет возможности визуализации информации).

Слайд 8

Иногда за основу беру рабочие листы, разработанные учителями, и делаю корректировку листов, учитывая психологические и индивидуальные особенности учеников своего класса.

С помощью этого дидактического средства я приучаю детей к работе с различными информационными полями ( в рабочем листе это блоки разного размера, цвета, в котором дети вписывают или вклеивают информацию).

Младшим школьникам нравятся задания с картинками, так им понятнее и легче работать, поэтому я создаю рабочие листы с использованием текстов, рисунков, таблиц. Создавая рабочий лист с картинкой, можно использовать следующие задания: найди соответствие; раскрась; подпиши; соедини.

Задания рабочего листа могут дополнять и иллюстрировать материал уроков, на которых изучаются наиболее сложные темы, что позволяет расширить информационное пространство урока, а также сделать процесс усвоения материала более эффективным. Кроме того, заполнение листа непосредственно по ходу урока позволяет сразу теоретические знания переводить в практическую форму.

Слайд 9

Сначала это были очень простые задания, направленные на повторение учебного материала. Листы использовала только на итоговых уроках для обобщения.

В настоящее время рабочие листы стали неотъемлемой частью моей работы, использую их на различных видах уроков и на разных предметах.

Слайд 10

Иногда за основу беру рабочие листы, разработанные учителями, и делаю корректировку листов , учитывая психологические и индивидуальные особенности учеников своего класса.

Для детей младшего школьного возраста особенно интересны листы, где нужно раскрасить, найти общее, соединить необходимые элементы, найти соответствия, разгадать кроссворд, найти и раскрасить слова в облаке слов, восстановить последовательность. 

Слайд 11

Применение рабочих листов на уроках литературного чтения позволяет учащимся более детально познакомиться с писателями, поработать с текстами, рассмотреть иллюстрации к сказкам и самостоятельно записать название произведений, которые знает ребёнок.

На уроке музыки ребята рабочая с рабочими листами, ребята могут проявить творчество и нарисовать свои ощущения от какой-либо мелодии. Рассмотреть и подписать музыкальные инструменты, разучить песню. Всё эти задания можно разместить на рабочем листе.

Слайд 12

Так как предмет окружающий мир интегрируется с различными учебными дисциплинами, мне хочется преподнести ребятам информацию в интересном и эстетичном формате. На этапе объяснения нового материала по окружающему миру использование рабочих листов позволяет мне повышать интерес учеников к изучаемой теме.

Сегодня на уроке вы могли это наблюдать.

После заполнения рабочие листы можно накапливать в портфолио ученика, тем самым отслеживать продвижение по предмету, как индивидуально, так и всего класса.

Слайд 13

На занятиях внеурочной деятельности использую рабочие листы по различным направлениям и темам. Например рассматривая тему «Мир профессий, детям очень интересно заполнять , изучать, знакомиться с новой информацией про сферы деятельности человека при помощи заданий в рабочем листе. На кружке «Акварелька», мы не просто нарисовали портрет мамы, но и с помощью рабочего листа сделали её информационный портрет ( написали что любит мама, какая она, нарисовали букет и тд.).

В ближайших моих планах продолжать разработку и усовершенствование своих навыков по созданию интересных и качественных рабочих листов. Считаю, что «Рабочий лист» является эффективным инструментом в работе учителя, который помогает решать множество задач в рамках системно-деятельностного подхода и помогает детям понять, что учёба и открытие новых знаний – это увлекательно и интересно.


Презентация к выступлениюPPTX / 7.52 Мб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации