12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лилия2943
Мое педагогическое дело реализуется через вдохновение всех фибр моей души.
Россия, Башкирская респ., Стерлитамак

     Основными направлениями моей коррекционно-педагогической работы при организации обучения являются различные методики и техники. Перечислим некоторые из них.

 

Нетрадиционная техника рисования.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Включение в работу с умственно отсталыми детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают его каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки мятую бумагу или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно- логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей.

Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:

1.рисование пластилином – определяем контуры рисунка, наносим пластилин мазками на поверхность

2. рисование ладошками - техника рисования: гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на чистом листе.

3. рисование печатками и различными предметами – я решила попробовать изготовить самодельные печатки. Они могут быть самых разных форм и размеров- всё зависит от того материала,из которого печатка сделана. Для печатки необходима коробка и наполнитель-губка.

Коробкой может быть всё: пластиковые упаковки из-под йогуртов,крышки из-под шампуней ,пластиковые мыльницы и т.п.

Вырезаете по форме коробки губку(нпр.для мытья посуды) и вклеиваете вовнутрь.

4. рисование восковыми мелками и свечой - Техника рисования. На поверхность листа нанести рисунок восковыми карандашами. Затем раскрасить рисунок акварелью.

5. рисование мятой бумагой - Техника рисования. На листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.

6. тычок жесткой полусухой кистью - Техника рисования. Нарисовать карандашом или фломастером контур рисунка. Затем  жесткой кистью набираем гуашь разведенную до густоты сметаны( опускаем вертикально в гуашь). Лишнюю краску промакиваем на салфетке. Наносим краску на контур вертикальными движениями, оставляя след от кисти . Получается эффект " пушистой шерстки".

7. рисование ватными палочками;

8. кляксография с трубочкой - Зачерпнуть пластиковой ложечкой (пипеткой) краску, вылить (капнуть) её на лист бумаги, делая небольшое пятно (капельку). Коктельной трубочкой выдуваем кляксу снизу вверх в разные направления так, что бы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. Недостающие детали дорисовываются карандашами или красками.

 

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

На этапе планирования урока «физкульминутка» предлагаю ребенку провести аурикулярный массаж. Как лечебное средство массаж был известен еще в глубокой древности. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.

Аурикулярный массаж. Так называется массаж ушных раковин. Он показан детям с самого раннего возраста. Он усиливает концентрацию внимания и улучшает интеллектуальные способности. Рекомендуется массировать по порядку четыре области ушной раковины: противокозелок, треугольную ямку, место перехода ножки завитка в восходящую часть, воронку. При этом используются такие приёмы массажа: разминание, растирание, поглаживание. Научить ребёнка  выполнять движения массажа в определённой последовательности Вам поможет небольшое шуточное стихотворение.

Взяли ушки за макушки.

Взяли ушки за макушки     (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули…                         (несильно потянуть вверх)

Пощипали…                                (несильные нажимы пальцами, с постепенным 

Вниз до мочек добежали.         продвижением вниз)

Мочки надо пощипать:        (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять…       (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём  (провести по краю уха, слегка сжимая большим и

И к макушкам вновь придём.        указательным пальцами) 

 

Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга.

В коррекционной педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальцевые игры и упражнения.

Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Например, в твоем доме, конечно, живут карандаши. Посмотри, как их много и какие они разные: длинные, короткие, тонкие, толстые, круглые, шестигранные, разноцветные… Ты рисуешь карандашами замечательные картинки — яркие и веселые. А что еще умеют делать карандаши? Правильно, карандаши в твоих руках умеют раскрашивать предметы на рисунках, обводить контур, штриховать, писать буквы и цифры. А знаешь ли ты, что карандаши могут играть с твоими пальчиками? И это очень полезные игры. Ведь ты, учишься красиво и аккуратно писать в тетрадке. Нужно, чтобы твои пальцы стали ловкими, подвижными и умелыми. Возьми свои карандаши и поиграй с ними. Веселый Карандаш желает тебе успехов!

Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Методика синквейн, применяемая в коррекционной работе по развитию речи у детей с общим недоразвитием речи, способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом, при условии системной, ежедневной работы в данном направлении.

Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк:

1-я строка — название синквейна,
2-я строка — два прилагательных,
3-я строка — три глагола,
4-я строка — фраза на тему синквейна,
5-я строка — существительное.

 

Цель данного приема «Синквейн»:

- обогащение активного словаря учащихся.

 

 

Лексическая тема « Овощи».

Картофель

нужный, шишковатый,

садим, ухаживаем, собираем.

Желанного гостя угощаем.

Вторым хлебом называем.

  Свёкла

 вкусная, сладкая,

 режут, варят, трут.

В овощные блюда кладут.

Из свёклы делают сахар.

 

     Ценность данной технологии состоит в том, что она способствует формированию  речевой  компетентности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию.

 

Лексическая тема « Животные».

Корова

большая, пёстрая,

мычит, идёт, жуёт.

Молоко людям даёт.

Корова - домашнее животное.

Медведь

косолапый, бурый

охотится, переваливается, ревёт..

В спячке лапу сосёт.

Зимой в берлоге живёт.

Коза

рогатая, домашняя,

бодает, резвится, мекает.

По полянке бегает

У  козы  -  полезное молоко.

 

Практика работы с умственно отсталыми детьми с системным недоразвитием речи показывает, что нетрадиционные методы преодоления нарушения речи, а в частности, дают положительные результаты только при систематическом использовании того или иного метода.

 

На уроках мною используется следующий практический материал, направленный на развитие речи:

Лексическая тема: «Игрушки»:

 

«Шарик» Надуваем быстро шарик, он становится большой, Вдруг шар лопнул, воздух вышел – Стал он тонкий и худой.

 

Рисование замкнутой кривой линии «Шарик»

 

Игры с игрушками: «Покажи игрушку», «Что изменилось?», «Собери пирамидку».

 

«Игрушки спрятались»(На столе, под стулом, за цветком).

 

Лексическая тема: «Домашние птицы»:

 

«Уточка в пруду». В тазик налить тѐплой воды, пустить в неѐ резиновую уточку и дуть на неѐ, стараясь вызвать движение.

 

Упражнение для пальчиков: «Курочка клюѐт зѐрнышки». (ко-ко-ко)

 

«Чудесный мешочек» (коробочка): Положить в мешочек (коробочку) 3-4 игрушки домашних птиц, предложите ребенку доставать по 1 игрушке, вызывать звукоподражания.(ко-ко-ко, га-га-га).

 

Из разноцветных кубиков строим вместе с ребѐнком домик для зверей.

 

«Кто больше?» предложите ребѐнку расставить игрушки по размеру (от самого большого до самого маленького и наоборот)


Одно из регулярных упражнений, применяемое  мною на уроках – это «Какая  картинка?»

       Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря у ребенка по разным темам.
Материалы: предметные картинки по разным темам.
Ход игры: 
Перед началом игры выбрать тему, затем раздать ребенку по одной предметной картинке. 
Посмотри, какие у тебя красивые картинки. Они все разные. Давай поиграем в интересную игру. Я буду называть слово, а вы слушайте внимательно. Покажи Цветочек. Следующее слово – птичка.

В этой игре можно менять темы, используя различные слова и обозначающие их картинки в соответствии с приведенным выше словарем. Картинки должны быть конкретные, легко узнаваемые, изображать знакомые ребенку предметы. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок (например, раздавать по две картинки).

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с умственно отсталыми детьми, имеющими речевые нарушения аурикулярный массаж, самомассаж рук, методика синквейн, работа с наглядным материалом,может способствовать преодолению моторной неловкости, даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Галина Меркулова, 01.12.19 в 22:50 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Лилия, за материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.