12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Безденежных Марина Викторовна217
Работаю в самой большой школе района, в ней учатся более 1000 обучающихся.Педагогический стаж 30 лет. 5 лет проработала завучем по УВР в начальных классах. Работала по УМК "Начальная школа 21 века, "Школа России". Администратор "Дневник.ру" в школе
Россия, Архангельская обл., п. Коноша
2

Использование регионального содержания на уроках изобразительного искусства в 5-8 классах при переходе на стандарты второго поколения. Из опыта работы.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И еще - с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят своей дом, свою землю, свое - пусть и непонятное тебе - родное слово. Дмитрий Лихачев.

Основываясь на приобретенных учащимися в начальной школе знаниях,   учитель изобразительного искусства должен расширять и углублять их представления о  природных условиях и богатствах родного края, о национальных обычаях  и традициях  своей малой Родины. Многие из этих обычаев уходят корнями в далекое прошлое, но они являются частью человеческой культуры, их возрождение может по – новому окрасить   взаимоотношения людей.                                     

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ориентирует современное образование на дальнейшую модернизацию и усиление развивающего потенциала, способствующего воспитанию человека-гражданина, его самоценности. Этим положением определяется назначение регионального компонента ФГОС общего образования Архангельской области. (2)

Уроки изобразительного искусства по данным программам связанные с применением краеведческого материала призваны решать следующие задачи:

  1. Повышение уровня знаний о родном крае – знакомство с его историей, традициями, культурой;
  2. Воспитание патриотизма;
  3. Формирование чувства ответственности за сохранение природы и традиций родного края;
  4. Развитие творческого потенциала учащихся и их познавательной активности;
  5. Формирование эмоционального опыта детей.

Краеведческие материалы, использующиеся на уроках изоискусства, можно разделить на несколько групп:

  1. Картины местных художников, архитекторов, поэтов и т.д., а также сведения об их творчестве;
  2. Предметы быта, созданные мастерами местных народных промыслов и информация об этих промыслах;
  3. Информация о природе родного нашего края (описания животных и растений, статьи, фотографии и т.д.);
  4. Исторические сведения о регионе;
  5. Материалы об истории, традициях, особенностях быта жителей региона и т.д.

Всё это способствует всестороннему развитию школьников, развивает их познавательные способности и интерес к изучению родного края, формирует устойчивые качества личности, развивает разум и чувства. И наша задача – задача учителей  изобразительного искусства, при ознакомлении учащихся с  историей и культурой родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического развития своего края

Очень внимательно всегда дети слушают о народных промыслах России. Но гордостью и любовью переполняет их души, когда видят промыслы местных мастеров (например, Каргопольскую глиняную игрушку, северный русский народный костюм, архитектурные памятники деревянного зодчества, разнообразные северные  росписи).  

В программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»  уже начиная с первых тем уделяется внимание краеведческому подходу. Рассмотрев тему «Искусство в твоем доме» можно увидеть, что на уроках по данной теме возможно использование в беседе сведений об особенностях  различных народных промыслов  Архангельской области,  их значение в жизни, способах их изготовления и материалах.

Автором предложена большая тема под названием «Искусство на улицах твоего города». Уроки по данной теме предполагают рассказ о памятниках архитектуры родного края, города, их истории, демонстрации фотографий старых и современных памятников архитектуры, рассказ об истории парков и скверов родного края, их значении.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. (20)

Краеведческий материал можно использовать не только на уроках декоративно – прикладного искусства, но и при изучении пейзажа, натюрморта, портрета, исторического и бытового жанров. Так, при изучении темы «Натюрморт», можно использовать атрибуты быта крестьянина нашей местности, так как, анализируя каждый предмет, дети рассматривают не только форму и цвет, но и знакомятся с его предназначением, его историей. Процесс написания пейзажа родных земель приносит учащимся радость, душевное равновесие. Дети рисуют свободно, не боясь красок и размера листа, выражая в рисунке свои впечатления, свой внутренний мир. (9)

При знакомстве с творчеством русских, советских и современных художников, особое внимание нужно уделять работам своих земляков.  Дети узнают не только о месте рождения художника, но и его юности, необычных случаях, способствующих написанию картин.

Уроки изобразительного искусства – одна из форм познания ребёнком окружающего мира природы. Дети должны рисовать то, что видят вокруг себя и то, что чувствуют. Это изображение явлений природы и своих чувств помогает глубже проникнуть в тайны природы родного края, увидеть её красоту, осмыслить взаимосвязь и взаимозависимость окружающей действительности.

Ребята с интересом принимают  активное  участие  в инсценированных праздничных народных гуляньях, где встречаются с художественным, музыкальным фольклором  и с устным народным творчеством родного края. В нашей щколе  в течение нескольких лет работают творческие группы «Золотые страницы литературы», «Мир народной культуры», куда входят  учащиеся 5-7 классов, учителя русского языка и литературы, учитель музыки, изобразительного искусства, классные руководители.  Как приятно   результаты своего труда при оформлении и декорировании постановок или праздников, например, «Праздник русского валенка»,  «Деревенские посиделки», «Светлый праздник Пасхи».

Процесс восприятия содержания произведений регионального изобразительного искусства будет более эффективным, если и он будет осуществляться на основе интеграции с другими ценностями региона: фольклором, музыкой, поэзией, танцами. Это поможет формированию у детей целостного эстетического представления о культуре своей области.  В работе помогает районный краеведческий музей, районная библиотека, школьный музей, клуб традиционной культуры «Радушенька», где собран огромнейший материал по культурному наследию  Коношского района.

Работая по авторской программе Б. М. Неменского, руководствуясь методическими рекомендациями АО ИППК  РО о преподавании курса Изобразительного искусства и музыки в старших классах,  Материалами Концепции регионального  компонента ФГОС общего образования Архангельской области, я  внесла в свою рабочую программу по предмету цикл уроков регионального содержания,  где тема каждого года  программы  Б. Неменского  совпадает  или приближена с  уроками РК.

                                      Учебно-тематический план                              Таблица 1.

5 класс

1. Северный русский дом      1 час  Презентация «Деревни Коношского района»

2. Северный русский костюм 1 час Экскурсия в школьный музей, экспозиция «Северный русский народный костюм» 

3. Каргопольская игрушка     1 час Заочная экскурсия на родину У. Бабкиной 

4. Изделия северных мастеров (берестяной промысел, плетение из ивы, ткачество половиков)                        1 час Экскурсия  и знакомство с работами мастеров клуба традиционной культуры «Радушенька» (Булдаков Н. С.)

6 класс  

1. Северные художники         1 час    Презентация «Творчество северных художников»

2. Архангельские козули        1 час    Презентация  «Изготовление Архангельских козуль». Роспись по замыслу.

3. Мозаика М. В. Ломоносова 1 час   Презентация  «М. В. Ломоносов – основатель мозаичного искусства»

4. Пейзаж. Картины родной природы 1 час Рисование по теме: «Вид из моего окна»

7 класс

1. Узоры Северной Двины Мезенская, Ракульская росписи  1 час Презентация учащихся, сбор материалов. Роспись предмета по замыслу 

2. Узоры Северной Двины Борецкая, Пучужская росписи 1 час

3. Северная иконопись 1 час Презентация, беседа.

8 класс

1. Заочная экскурсия  в Музей деревянного зодчества Малые Корелы 1 час Презентация, видеоролик

2. Храмы  Коношского района на карте области 1 час Исследовательская деятельность учащихся

3. Современное строительство и архитектура района. Ландшафтный дизайн поселка 1 час  Экскурсия по поселку, презентации учащихся, сбор фотографий по теме.

    

Содержание регионального компонента  направлено на решение многих задач в обучении  школьников, однако приоритетным  считаю главное: пробуждать любовь к малой родине, так воздействовать на чувства ребенка, чтобы любовь к родному краю крепла, чтобы формировалась личность ученика - умелого хранителя традиций родного края.

Список литературы

  1. Концепция ФГОС общего образования: проект\Рос.акад.образования; под ред. Кондакова А. М. , Кузнецова А. А. –М: Просвещение, 2008
  2. Концепция регионального компонента ФГОС общего   образования Архангельской области, Департамент образования Архангельской области, областной экспертный совет, ноябрь 2009
  3. Архангельские козули (история, рецепты, рисунки) / В. Колтовая, А. Шалев. - Архангельск: Издательский центр АК «Сталкер», 1990
  4. Программа регионального компонента начального общего образования Архангельской области Ногина Р.М., Костина Л.Н.,2006
  5. Бабушкины уроки. Народное искусство Русского Севера. Занятие с младшими школьниками / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М., 2001.
  6. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество / Под ред. Т.Я. Шпикаловой и др. – М., 2000.
  7. Дайн Г.Л., Шпикалова Т.Я. Русская народная игрушка: Альбом с методическими рекомендациями. – М., 1988.
  8. Древнерусское искусство. Художественные памятники Русского Севера / отв. ред. Г. В. Попов. - М. : Наука, 1989. - : ил.
  9. Жегалова С.К. Русская народная живопись. – М., 1984.
  10. Иконы Русского Севера: Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье : ст. и материалы / ред.-сост. Э. С. Смирнова. - М. : Северный паломник, 2005.: цв. ил.
  11. Искусство-детям. Каргопольская игрушка.-М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  12. Искусство-детям. Узоры Северной двины.-М.: Мозаика-Синтез, 2009
  13. Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины. – М., 1987.
  14. Кольцова, Т. М. Северные иконописцы: опыт библиогр. слов. / Т. М. Кольцова. - Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1998. - : цв. ил.
  15. Лихачев Д.С. Вступительная статья //Гемп К.П. Сказ о Беломорье. – Архангельск, 1983.
  16. Памятники архитектурного Севера: Сборник /Сост. А.А. Куратов; вступ. ст. М.И. Меньшикова. – Архангельск, 1991
  17. Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера : мат. конф. 13-17 июня 1995 г. / сост. Т. М. Кольцова. - Архангельск : ВХНРЦ, 1995. : цв. ил.
  18. Северные письма. Собрание Архангельского областного музея изобразительных искусств : каталог / сост. О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова. - Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1999.  
  19. Сказки бабушки Ульяны. Записаны Г.П. Дурасовым. – Архангельск, 1980.
  20. Шпикалова Т.Я., Алексеева Т.В., др. Изобразительное искусство. Основы   народного и декоративно-прикладного искусства: Альбом с методическими рекомендациями. – М., 1996 – 1998
  21. Интернет-ресурсы
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.