12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Карданова Любовь Владимировна316
«Учитель - это человек, который учится всю жизнь,только в этом случае он обретает право учить»- писал В.М. Лизинский.
Россия, Кабардино-Балкарская респ., г. Майский

10


Содержание


Введение…………………………………………………….….…..…….....……….........3

Основная часть………………………………………………………….…………..........4

1. Теоретический обзор темы..………………………………………….….………........4

1.1. История возникновения акварельных красок………...….………………………..4

1.2. Акварельные краски………………………………..………………………………...4

2. Практическая часть работы ……………………………………..….…………………5

2.1. Анкетирование учащихся 4 классов……………………….....…….……................5

2.2. Интервью с художником ……………….………………………………..….............5

2.3. Эксперимент №1 «Извлечение красящих веществ»……….....…….……...............6

2.4. Эксперимент №1 «Изготовление акварельных красок»..……………..…..............7

III. Заключение….................................................................................................................8

IV. Список литературы……….………. ………………………..………..………….............9

V. Приложение………………………………………………………………………………..10














Введение

Оглянемся вокруг. Кружева гор, веселую синеву небес, пелену туманов лучше всего передать акварелью. Акварельные краски отличаются прозрачностью, нежностью, сочностью. В настоящее время их делают в лабораториях и на заводах из химических элементов, и качество акварели зависит от производителя. А ведь творчество каждого ребенка начинается с акварельных красок и такие «химические» краски могут нанести вред здоровью.

Это натолкнуло меня на мысль создать безопасные акварельные краски в домашних условиях. Так и возникла тема моей исследовательской работы «Акварельные краски своими руками». Люди начинают понимать опасность использования химических веществ и все чаще обращаются к природе. Возвращение к природным истокам - в этом заключается актуальность моей работы.

Цель исследования: получение акварельных красок в домашних условиях.

Задачи исследования:

Проанализировать различные источники информации, узнать свойства и состав акварельной краски.

Изготовить акварельные краски в домашних условиях. Создать рекомендательный буклет. Провести для одноклассников мастер - класс.

Гипотеза: предположим, что в домашних условиях можно изготовить экологически чистые акварельные краски.

Объект исследования: красители и акварельные краски.

Предмет исследования: процесс изготовления акварельных красок.

Методы исследования: изучение литературы; интервьюирование; анкетирование учащихся; эксперимент; наблюдение; обобщение полученной информации.

Практическая значимость исследования: данные, полученные в ходе исследования, можно использовать на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства.


Основная часть

Теоретический обзор темы

История возникновения акварельных красок

Читая разные книги о красках, я поняла, что самой первой краской была глина. Она бывает разных цветов: желтая, белая, красная, голубая и зеленоватая. А черной краской служила обыкновенная сажа от костра. Оказывается, древние люди смешивали их с жиром животных и этим рисовали свои картины.

Акварель была известна еще в глубокой древности. Ее история начинается с Китая после изобретения бумаги во II веке нашей эры. Первоначально эта живопись преимущественно встречалась в альбомах «на память» и сувенирах, затем вошла в альбомы художников и появилась в картинных галереях и на художественных выставках. Акварель утвердилась сравнительно недавно - в конце XVII - начале XVIII в. Акварелью писали такие известные художники, как Петр Соколов, Карл Брюллов, Михаил Клодт, Илья Репин, Михаил Врубель, Валентин Серов и др. (Приложение 1).

1.2. Акварельные краски

Термин Акварель (франц. aquarelle, от лат. aqua - вода) имеет несколько значений: 1. Живопись акварельными красками. 2. Сами акварельные краски. 3. Работы, выполненные в данной технике акварельными красками.

В настоящее время приготовление краски происходит в основном искусственным путем в лабораториях и на фабриках. Акварельные краски состоят из пигментов (краситель), связующих веществ и наполнителя. Пигменты (красящие вещества) производятся искусственным путем. В состав связующих веществ входят: а) клеящие вещества (гуммиарабик, декстрин и др.); б) вещества, способствующие лучшему наложению акварельных красок на бумагу и долгому хранению (глицерин). В качестве наполнителя в краску добавляется карболовая кислота (фенол). Краски могут быть трех видов: твердые (плитки), полутвердые (паста) и полужидкие (тюбики).

Существует много рецептов для приготовления акварельных красок, но мы остановимся только на тех, которые доступны для изготовления дома из натуральных компонентов.

Практическая часть работы

Анкетирование учащихся 4 классов

Провела анкетирование среди учащихся 4 классов нашей школы. Цель: выявление знаний о красках и красителях. Опросила 48 ребят (Приложение 2). Предложила ответить на следующие вопросы:

Какие краски вы используете для творчества?

А. Акварельные. Б. Гуашь. В. Темпера. Г. Масляные.

98 % - используют акварельные краски и 2 % гуашь (Диаграмма 1).

Как вы думаете, вредны ли ваши краски для здоровья?

А. Да. Б. Нет. В. Не знаю (Диаграмма 2).

8% - да; 21% - нет; 71% - не знают.

3. Какие натуральные красители вы знаете? (свой ответ)

13% - луковая шелуха; 8% - свёкла; 79% - не знают (Диаграмма 3).

4. Для чего вы использовали натуральный краситель? (свой ответ)

10% - покраска яиц, кремов; 90% - не использовали (Диаграмма 4).

Вывод: Результаты анкетирования показали, что в творчестве почти все учащиеся используют акварель. Большинство не знают о существовании и применении в быту натуральных красителей.

Интервью с художником

В процессе исследования мне захотелось задать вопросы по данной теме местному художнику Владимиру Ивановичу Бурлакову. Его картины находятся в нашем городском музее. В интервью он рассказал много интересного о том, как в старину художники делали краски: смешивая различные фрукты, овощи, травы с медом, подбирая различные цвета.

Я спросила у Владимира Ивановича о том, пробовал ли он рисовать самодельными красками. Он ответил мне, что чем только не рисовал, и мелками, и угольком, и красками из овощей и фруктов, и, конечно же, профессиональными красками. Со мной он поделился своим рецептом изготовления акварельных красок (Приложение 3).

Эксперимент №1 «Извлечение красящих веществ»

Цель: Извлечение красящих веществ из природных материалов.

Для экспериментов я брала только те природные материалы, которые разрешено собирать, не взятые под охрану или в ущерб природе. Используя блендер, кофемолку измельчила природные материалы (Приложение 5). Получила красящие вещества для будущих красок. Подвергла их новому испытанию лимонной кислотой и пищевой содой в надежде получить новые цвета. Для получения разнообразной цветовой палитры в каждый краситель я добавляла по 3 капли лимонного сока и 50% раствора пищевой соды (Приложение 6). Часть образцов, имеющих малиново-фиолетовые оттенки, при этом изменили свой цвет. Другая часть, желто-зеленых оттенков, свой цвет не поменяла. Так мне удалось получить новые цвета - голубой и синий цвет.

Вывод:  Оказывается, из природных материалов можно получить палитру красящих веществ для изготовления акварельных красок. (Таблица №1). Выяснила, что рисунки, выполненные чистым красящим веществом, быстро теряют цвет и растекаются по бумаге (Приложение 7).

Таблица №1




Природный

материал


Цвет основной

Цвет при добавлении пищевой соды

Цвет при добавлении лимонной кислоты

1

Морковь - корнеплод

оранжевый

не изменился

не изменился

2

Свекла - корнеплод

бордовый

голубой

малиновый

3

Ежевика - ягода

фиолетовый

голубой

малиновый

4

Вишня - ягоды

малиновый

голубой

красный

5

Малина красная - ягоды

малиновый

голубой

розовый

6

Клубника - ягода

красный

голубой

розовый

7

Тутовник - ягода

красный

голубой

малиновый

8

Укроп - листья

зеленый

не изменился

не изменился

9

Голубая глина

серый

не изменился

не изменился

10

Сажа - порошок

черный

не изменился

не изменился

11

Глина

коричневый

не изменился

не изменился


Эксперимент № 2 «Изготовление акварельных красок»

Цель: Изготовление экологически чистых акварельных красок.

1. Готовлю связующее вещество, которое помешает растекаться красителю. В миску я высыпала 1 стакан соды и очень медленно влила ¾ стакана уксуса. Как только эта смесь перестала пузыриться, добавила: 4 столовых ложки сиропа; 1 стакан кукурузного крахмала. Связующее вещество готово (Приложение 8).

2. Для изготовления краски взяла 1 часть красящего вещества и 1 часть связующего вещества, тщательно смешала (Приложение 9). И так с каждым красителем. Разложила в емкости и дала им возможность застыть. Через два дня они подсохли и стали похожи на магазинные, только без тайных ингредиентов. Акварельные краски готовы.

Вывод: Получились готовые к применению безопасные краски (Приложение 12). Так же они очень хорошо проявили себя в работе, краски ложись ровным слоем, были достаточно яркими и быстро сохли. В зимний период времени в качестве красителя для получения экологически чистых красок можно применять замороженные соки или пищевые красители.






Заключение


В ходе исследования выяснила, краски везде вокруг нас! Стоит только приглядеться повнимательнее. Из природного материала можно сделать краски, но это очень хлопотно, можно получить совершенно не тот цвет, какой хотелось бы. А, следовательно, синтетические краски просто необходимы. Они необходимы ещё и для того, чтобы жила природная красота вокруг нас, чтобы не губить растения.

В ходе исследования была подтверждена гипотеза: что в домашних условиях можно изготовить экологически чистые акварельные краски. Натуральные, самодельные краски совершенно безопасны для здоровья, в отличие от синтетических красок.

Я довольна своими наблюдениями и проведёнными экспериментами, потому что поняла, в природе много тайн, которые она открывает только любознательным!

За время работы над темой исследования:

Узнала много нового о красках, создала рекомендательный буклет по изготовлению красок и составила палитру красящих веществ (Приложение 13);

Научилась наблюдать и замечать красоту окружающей нас природы;

Получила акварельные краски (Приложение 12)

Создала свою картинную галерею из рисунков, выполненных натуральными красками (Приложение 10);

Познакомилась с интересными и творческими людьми, живущими в нашем городе, научилась брать интервью;

Провела: 1. Классный час «Краски вокруг нас», на котором познакомила одноклассников с результатами исследования. 2. Мастер-класс по рисованию натуральными красками, из лучших работ организовала выставку (Приложение 11).

Я поняла, что эта тема неисчерпаема! У меня появилось желание и дальше изучать красящие свойства природных материалов, например, для окрашивания различных тканей и пряжи.

Список литературы


Большая энциклопедия (в 30 томах). Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд.3-е. «Аванта». 1997. т.1.Экслибрис- Я.я 1997г. 632 л.

Кирилл и Мефодий. Электронная энциклопедия. Статья «Акварель» из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона».

Ольгин О. Опыты без взрывов. Изд. второе, переработанное. – М.: Химия, 1986. – 192 с.

www.akvarel.ru

www.lformula.ru

www.peredvizhnik.ru

ru.wikipedia.org/wiki /акварель

















Пt1658483434aa.jpgt1658483434ab.gift1658483434ac.gif

Диаграммы 1-4.

риложение

t1658483434ad.jpgt1658483434ae.gift1658483434af.gif

Из истории.

2.Анкетирование.


t1658483434ag.jpg

3. Интервьюирование.

4.Измельчение природных материалов.

5.Получение красящих веществ.

6.Получение палитры.


t1658483434ah.jpgt1658483434ai.pngt1658483434aj.jpgt1658483434ak.jpgt1658483434al.jpg

t1658483434am.jpg

t1658483434an.jpg

8.Получение связующего вещества.

9.Получение акварельных красок.

7.Проверка красящих веществ.


t1658483434ao.jpgt1658483434ap.jpgt1658483434aq.jpgt1658483434ar.jpgt1658483434as.jpgt1658483434at.jpg

10.Выставка рисунков.

11.Мастер - класс.

12.Акварельные краски готовы!



Опубликовано


Комментарии (4)

Легоцкая Вера Сергеевна, 22.07.22 в 13:14 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, интересно!
Анна Крамарова, 22.07.22 в 18:18 1Ответить Пожаловаться
Интересная и трудоемкая работа, спасибо!
Галина Владимировна, 22.07.22 в 21:20 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную работу!
Афанасьева Анна Владимировна, 30.07.22 в 20:39 0Ответить Пожаловаться
Очень интересная работа! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.