Исследовательская работа на тему «История моего села»

3
0
Материал опубликован 26 December 2023

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: «ИСТОРИЯ МОЕГО СЕЛА»

 



2020-2023 год

Введение

У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться. Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом, …

Наше село – это небольшой, уютный уголок, где есть немало удивительного и прекрасного. Здесь течет спокойная и беззаботная жизнь, полная трудов, тревог, но вместе с тем яркая, наполненная бескорыстным, теплым, искренним отношением к делу, к людям.

Каждый человек должен не только изучать историю своего родного края, его традиции, достопримечательности, памятники, лучших людей, но и обязан сохранять историю, духовные ценности родного региона.

Для каждого гражданина страны понятие Отечество тесно связано с родной природой. Леса, березовая роща, ручейки и реки, поля, тропинки и дороги – все эти знакомые с детства картины создают единый образ Родины. Охранять природу – значит беречь свою Отчизну. Одна из самых важных задач сегодняшнего дня – воспитание у подрастающего поколения гражданской ответственности за судьбу родной культуры, сохранение истории. Поэтому в настоящее время важно отметить повышение интереса к изучению истории, культуры, обычаев и традиций своей малой родины.

Село Шиковка– это частица Ульяновской области, которая издавна считалась очень богатой землей, матушкой-кормилицей. Как не воспеть этот уникальный в историческом и культурном отношении край! Это малая Родина каждого, кто здесь родился и вырос.

Актуальность выбранной темы. Одной из важнейших задач современной государственной политике Российской Федерации является воспитание гражданина России. В содержание воспитания гражданина и патриота включены такие составляющие как любовь к родным местам, знания об истории малой родины. Чем полнее, глубже будут знания подрастающего поколения о родном крае, тем более действенными они будут в воспитании уважения и любви к родной земле.

Целью нашего исследования является

-изучение истории малой Родины через исследование истории села, в котором мы живём,с интересными историями, людьми.

Для реализации поставленной перед нами цели в ходе выполнения исследовательской работы решались следующие задачи:

расширить знания о родном селе и его истории;

сформировать среди одноклассников познавательный интерес к истории родного села;

выпустить буклет о селе Шиковка.



Выяснить, как отразилась война на судьбах жителей села Шиковка.

Изучение истории и культуры родного края – объект изучения данной работы.

Предмет: изучение истории возникновения и развития нашего села

Для реализации поставленных задач были использованы различные 

методы исследования:

-Беседа с долгожителями села.

-Экскурсия в школьный музей.

- Анализ имеющийся по данной теме литературы, работа с источниками и

архивными документами, сбор и анализ воспоминаний старожилов.

Гипотеза:

Предполагаем:

проявится интерес к изучению истории села;

обогатятся знания не только у меня, но и у моих сверстников о родном селе и его людях;

изменится моё отношение к прошлому малой Родины

Практическая значимость. Собранные материалы можно использовать на уроках окружающего мира, краеведения, на внеклассных занятиях.





Основная часть

Общие географические сведения о селе Шиковка.

У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться. Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом, …

Ребята 3 класса под руководством учителя и при непосредственном участии родителей, получили возможность рассказать о своей малой Родине, поделиться интересными историями.

Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект - это попытка объединить единой целью не только основных участников общеобразовательного процесса учителей - учеников, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения - родителей.

В результате выполнения проекта учащиеся создадут: презентацию «Моё родное милое село»,фотографии «Сёла Шиковка, Новая Андреевка, Благодатка,Гремучий», напишут сочинения «Моя малая родина»,

Данный проект ориентирован на выполнение ФГОС НОО, а именно, направлен на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации внеурочной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие.

Ребёнок, который будет знать историю своего села, памятников культуры, архитектуры, никогда не совершит акта вандализма. Он просто будет знать им цену.

Он прислушается к своим родным, близким, которые объясняют ему что такое Любовь к Родине, Отчизна, родной дом, Семья.


Планируемые результаты:

- участники проекта усвоят базовые ценности и принципы культуры в селе

- в процессе работы с целевой аудиторией предполагается привлечь местных жителей к активному участию в мероприятиях духовно-нравственного, культурно-досугового, здоровьесберегающего характера

- будут максимально реализованы творческие и коммуникативные способности участников проекта

- произойдёт мобилизация творческих способностей людей в области социального сотрудничества

- повысится уровень умений в области позитивного бесконфликтного общения

- будет оказано содействие уменьшению уровня негативных явлений на селе.

Основным критерием оценивания работы над проектом будет:

- Изменение негативных мнений о возможности солидарности всех возрастных слоёв населения

- количество принявших участие в проведении мероприятий сельского значения

Примерные планируемые формы реализации основного этапа проекта:

- дети с удовольствием реализуют свои творческие, организаторские способности, заполняя досуговое время полезной деятельностью

- организовать мероприятие, посвященноё дню открытия клуба после реставрации

- реализация творческих способностей, удовлетворение от своей творческой деятельности

- организовать мероприятия духовно-нравственной, культурно-досуговой, здоровьесберегающей деятельности

- подготовка и участие в праздничных программах, конкурсах, соревнованиях, театральных постановках, концертах по плану, составленному совместно с сформированной командой по реализации проекта

- желание участвовать и участие во всех мероприятиях

- проявление творческих способностей и повышение их уровня

- привлечение к участию население села Шиковка

- сплочение возрастных слоев населения

- оказание помощи нуждающимся слоям населения (пожилые люди)

- помощь и забота нуждающимся в ней людям: уборка территорий от снега, перенос дров и другой посильный труд

- внимание к социально слабозащищенному слою населения

- воспитание небезразличного отношения к пожилым людям

- организация работы по благоустройству села

- участие в субботниках совместно со взрослыми

- уход за памятником воинам ВОВ

- желание трудиться

- воспитание патриотизма, уважения к истории села


Сохранение и расширение достижений данного проекта предполагается осуществлять за счет:

- обмена опытом с соседней культурной организацией Шаховским СДК при личном общении на круглых столах, других мероприятиях поселкового уровня

- размещении информации на сайте МБОУ «Шиковская СШ»

Срок реализации проекта: постоянный






Село Шиковка - Шаховского сельского муниципального поселения Павловского района, Ульяновской области расположено на реке Избалык в 20 км к юго-востоку от районного центра. Село расположено на границе леса и степи вдали от больших городов и центральных дорог.

Наше село возникло во второй половине17 века, основателем принято считать крестьянина Степана Шикова, которому помещик Шаховской дал вольную и выделил ему участок земли на территории нынешнего села. В дальнейшем сюда стали выселять и других крестьян из Шаховского и Покурлея. Сначала возникали отдельные хутора, которые потом слились. Местные помещичьи крестьяне вели традиционное хозяйство, занимались преимущественно земледелием, разводили домашний скот и птицу, занимались рыбным промыслом в Астрахани, до которой добирались пешком, и бурлаками на Волге. При этом до крестьянской реформы они несли барщину или платили оброк натурой или деньгами. В селе имелось три крестьянских общества. Первое - барина Баратынского имело Казанскую церковь, церковную школу и 183 двора местного населения; второе - барина Баратынского имело 162 двора; третье - барина Обухова имело 148 дворов. В их владении было 455 лошадей, 271 корова, 714 овец и свиней, 145 плугов, 7 жнеек, 3 веялки, 3 сеялки, одна молотилка. На одно хозяйство приходилось по 3,3-3.7 десятины.

После отмены крепостного права в 1861 году в центре села был поставлен памятник Александру II. Во время революции в феврале 1917 года памятник был снесён.

В селе в дальнейшем было несколько помещиков. Четверо братьев Едуновых имели много леса, земли, причём посевные земли они активно расширяли за счёт вырубки лесов. На месте сегодняшнего села Красная поляна была расположена их усадьба, в которой они жили целое лето, а в Шиковке они имели каждый по огромному дому. После революции дом одного из помещиков стал школой, потом это здание сломали для постройки новой школы. Два дома Едуновых сгорели, четвёртый был сломан на постройку колхозных помещений. После революции один из них эмигрировал в Америку. За селом сохранился сад, который и сейчас называют Едуновым.

Помещик А.Ф. Бауман владел 500 десятинами земли. В 1910-1914 годах он был председателем Хвалынской земской управы и в эти годы решил построить в селе двухэтажную школу из красного кирпича, её начали строить пленные немцы и австрийцы, но успели соорудить только первый этаж, помешала начавшаяся революция. Потом построенный этаж растащили по кирпичам и продали их, а дом Баумана перенесли для волосного управления. Ковалевы луга и земля около посёлка Гремучий принадлежали помещику Еврелнову. Сам он жил в Москве, за всеми делами здесь присматривал управляющий . Один из них И.В. Паленди (эстонец или латыш) хотел принять русское подданство и решил создать для «народа» в апреле 1896 года ссудно-сберегательное товарищество с ломбардными операциями. Он уговорил богачей Шиковки и Шаховского внести паи по 50 рублей, на эти деньги стали принимать у бедняков деньги и вещи. Весной они могли закладывать зимнюю одежду, а зимой – летнюю. Общество просуществовало до 1919 года. Имелось в селе и владение помещика Майорова, земля, на которой работали крестьяне Шиковки и амбары для хлеба располагались вблизи села около моста, поэтому до сих пор мост этот называют

В1897 году сгорела сельская Казанская деревянная церковь, на постройку новой церкви было собрано около 14 тысяч рублей. Но, по разговорам, эти деньги проиграл муж княгини С.А. Оболенской. Однако в 1902 году новая деревянная однопрестольная Казанская церковь была построена, к ней были приписаны жители деревни Старый Мостяк.

После поражения революции 1905-1907 годов в результате аграрной реформы Столыпина в селе появились кулаки. Одним из них в Шиковке был Ф.В. Салмин. Он возил на лошадях за Волгу уголь и другие товары, привозил оттуда шкуры, которые сдавал в Павловке, на том и разбогател. Купил землю и стал эксплуатировать наёмных крестьян. У него кроме лошадей было даже два верблюда. Таким же путём разбогател и крестьянин Я.И. Балакин. К 1911 году в селе работали Казанская церковь, церковно-приходская школа, открытая в 1883 году. В селе проживало 609 староверов Спасова согласия и 7 человек поморцев. Шиковка входила в Покурлеевскую волость Хвалынского уезда Саратовской губернии.

Советская власть в Шиковке была провозглашена в феврале 1918 года, первым председателем совета стал Маздаков, в него также входил П.И. Шляхтин. В декабре того же года местный крестьянин И.П. Шаров был избран делегатом на губернский съезд Советов.

В Гражданской войне против белогвардейцев участвовали В.П. Маржавин, А.А. Шляхтин, А.И. Ласаев, Степан Орлов (он воевал в Чапаевской дивизии), И.А. Корочкин и другие. Первыми коммунистами села в 1920 году были Степан Барсуков, А.А Шляхтин. Первыми комсомольцами – А.М. Голованов, Сергей Найдёнов. Первым завклубом был А.И.Шляхтин.

В ходе коллективизации в селе были организованы товарищества по совместной обработке земли, но октябре 1929 года в Шиковку в качестве организатора колхоза прибыл 25 тысячник Сергей Туркин и к февралю 1930 года был организован колхоз «Красный луч». Председателем стал Туркин. Его жена была организатором колхоза в Андреевке.

С 1957 года – колхоз «Заря коммунизма», затем колхоз «Путь Ильича», в настоящее время –колхоз «Искра».

К весеннему севу были обобщены рабочие лошади, упряжь, телеги, быки, хозяйственный инвентарь. Все это было собрано и распределено по четырём бригадам. Для лошадей были построены конюшни. Вся посевная площадь колхоза «Красный луч» составляла 3 тысячи га. В 1931 году для расширения общественного стада сдали своих коров все коммунисты. Первый трактор в колхозе был получен в 1930 году. Первой трактористкой была Е.А. Маржавина. Первый грузовой автомобиль был получен в 1934 году, шофёром был В.И. Масленников.

Всё дальше и дальше в историю уходят от нас героические и грозные годы Великой Отечественной войны. Но чем дальше уходят от нас те незабываемые годы, чем больше зарастают раны войны, тем всё величественнее представляется титанический подвиг, совершённый советским народом. Вот уже более 70 лет плывёт тишина над нашими селами и городами. Наши учителя тоже прошли всю войну. Это бывший директор нашей школы Ласаев Фёдор Степанович, Панакшин Николай Васильевич, Абляев Александр Александрович, водитель школы Бондин Борис Васильевич. Их фотографии бережно хранятся в школьном музее.

С началом Великой Отечественной войны 288 жителей нашего села ушли на фронт, 117 человек из них домой не вернулись. В селе были такие семьи, где с фронта не вернулись по 2-3 человека.Вся тяжесть сельского труда легла на оставшихся дома женщин, стариков и подростков. В колхозе было только четыре колесных и два гусеничных трактора.

После революции 1917 года церковно-приходская школа была преобразована в начальную, одной из первых учителей была Л.П. Балакина. В 1939 году она была преобразована в семилетнюю, её первым директором был С.И. Андронов. К 1965 году в селе построили новое здание уже для средней школы.

Наиболее успешными для местного колхоза «Искра» были годы 8-9 пятилеток, он имел большой парк автомашин, тракторов, зерноуборочных и силосных комбайнов, 1300 поголовья крупного скота. 526 свиней, 816 голов птицы. Были полностью механизированы трудоёмкие работы – автопоение, механические подача кормов и доение коров, очистка навоза. Одним из лучших руководителей хозяйства был В.А. Алексеев.

К 1996 году в селе находился центр СПК «Искра», работали школа, Дом культуры, библиотека, детский сад, медпункт, отделение связи.

Ныне в селе – средняя школа, дом культуры и библиотека, фельдшерско-акушерский пункт и почтовое отделение связи, три частные торговые точки, действует газоснабжение.

В 1862 году в селе было 259 дворов и 1766 жителей, к концу XIX века – 464 двора и 2543 жителя, в 1911 - 493 двора и 2906 жителей, в 1996 проживало 804, в 2013 - 601 человек, преимущественно русские. В селе распространены фамилии Балдуевы, Бондины, Крестинины, Масленниковы, Шляхтины, Умновы.

Но не только Великая отечественная война отразилась на истории нашего села. Среди наших земляков есть также воины-афганцы и участники чеченских событий. В Афганистане прошли службу Рубцов Николай, Панакшин Владимир, Таланов Сергей, Иконников Николай.

Несли нелёгкую службу в Чечне Пузанов Сергей, Иконников Николай, Едунов Виталий.

Теперь когда идет СВО на Украине наши шиковские ребята защищают родину. Это Умнов Сергей, Кузьмин Александр, Кузьмин Геннадий, Вавилин Дмитрий, Лебедев Юрий, Мордовин Владимир

Наше село богато не только историей, природой, но и людьми. Нам есть кем гордиться. Балдуев Николай Иванович – почётный гражданин Ульяновской области, бывший первый секретарь Павловского райкома партии.Это наши выпускники-офицеры, которые дошли до звания полковника: Котков Сергей Николаевич, Котков Анатолий Николаевич, Рыськов Юрий Николаевич. Кулаков Василий Викторович служил в Москве в звании полковника.

Ласаев Фёдор Степанович- бывший директор школы, который внёс неоценимый вклад в обучение подрастающего поколения.

Котков Фёдор Иванович – кандидат медицинских наук.

Пузанова Лидия Николаевна – кандидат медицинских наук, преподаватель Тюменского медицинского университета.

Главными достопримечательностями села являются школа и памятник погибшим воинам.

В центре села установлен памятник - обелиск воинам-землякам, погибшим в Великой Отечественной войне. Автором и исполнителем памятника был павловский художник и скульптор В.Н.Зинин. Памятник был открыт в 1971 году и представляет собой 15 метровый обелиск с мемориальными досками, на которых перечислены имена погибших, эдесь же многоплановая композиция из рельефов изображающих боевые эпизоды войны, изображения на гранях обелиска ярко передают всю тяжесть боевой обстановки и героизм нашего народа.

70-80 годы наше село было в числе лучших по производству зерна, мяса, молока. В 90 годы, когда все перешли на экономическую систему переустройства хозяйства, пришла разруха и на наш родной колхоз, как и во многие хозяйства страны. Сколько жизненных сил затрачено нашими земляками за трудовые годы.

Но в последние годы наши поля стали вновь пахать и сеять зерновыми культурами КФХ « Пимченков А.В» Молодой предприимчивый парень Александр Валерьевич не побоялся, взял 1,5 тысячи шиковских земель. Сеет зерновые культуры, урожайность составляет 25 центнеров с гектара. Подсолнечник дает 16 центнеров с гектара. Для нашей местности это очень хорошие урожаи. Благодаря таким предпринимателям село живёт, появились рабочие места.

Мы не теряем оптимизма и надеемся, что наше село будет развиваться. Молодые люди, получившие образование будут возвращаться на свою малую родину.

Наша Шиковка- это наша маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина.






Исследовательская работа нацелена на развитие любви к истории родного села, уважения к ее прошлому. Нам хотелось возродить память о прошлом, о славных страницах истории. В ходе проекта мы научились анализировать, делать выводы. Знания, которые приобрели помогут нам в дальнейшем на уроках истории и обществознания, когда мы будем изучать тему «Моя малая Родина». Результаты нашего исследования можно использовать для проведения классных часов «Мое село».





Список литературы

Литературно исторический альманах. Павловка-родина моя 2005г.

Земляки. Альманах

Воспоминания жителей села.

Материалы школьного музея.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации