Исследовательская работа "Великая Отечественная война через истории детских судеб"

8
2
Материал опубликован 5 November 2020 в группе

19














Исследовательская работа

«Великая Отечественная война через истории детских судеб»




Автор: учащаяся 4 а класса городской гимназии № 1

Болдакова Елизавета Павловна

Руководитель: учитель начальных классов

Коновалова Татьяна Викторовна









г.Усть-Илимск, 2020 г.

Содержание

Введение 3

1. Теоретическая часть 5

1.1 Дети на фронте 5

1.2 Подростки на оккупированной фашистами территории 10

1.3 Трудодни в тылу 12

2. Практическая часть 15

2.1 Анкетирование школьников 15

2.2Школьное мероприятие «Дети войны» 15

Заключение 17

Список литературы 19

Приложения























Введение

Из книг, фильмов, рассказа прабабушки и школьных мероприятий я узнала, что Великая Отечественная война - это самое масштабное, кровопролитное, страшное, жестокое и опустошающее событие. На людей в один миг обрушились голод, лишения, болезни, непосильный труд, нечеловеческие испытания, которые наравне со взрослыми проходили и дети. Практически в каждом доме поселилась смерть.

Стоит только на миг представить, как в твой дом врывается враг и творит самоуправство, в душепоселяется леденящий ужас…

Я хочу, чтобы война навсегда осталась в прошлом!!!

Актуальность– все дальше в бездну времени отдаляется война. Уходятветераны и дети войны. Люди,которые сквозь себя пропустили всю боль того времени, их воспоминания,чувства и переживания.

Считаю важным сегодня, сохранить для будущих поколенийреалистичную картину военного времени, чтобы уже наши дети и внуки, осознавали весь ужас и трагичность событий войны. Ценили, что живут в мирное время.Знали, уважали и чтили память о тех, кто подарилтакую возможность. Понимали, какой ценой за неё заплачено. И прилагали максимум усилий, чтобы избежать повторения подобного кошмара. А при необходимости, могли сплотиться и постоять за Родину.

Объект исследования - дети военного времени.

Предмет исследования – жизнь и поступки детей во время войны на фронте, на оккупированных немцами территориях, в тылу.

Цельисследования–показать сверстникам на примере судеб детей военного временивсю трагичность и жестокость Великой Отечественной войны. Пробудить чувство сопереживания соотечественникам и укрепить духпатриотизма.

Задачи:

- изучить жизнь и поступки детей на фронте, на оккупированной территории;

- взять интервью у прабабушки о жизни в тылу;

- провести анкетирование учащихся;

- подготовить и провести школьное мероприятие «Дети войны».

Методы исследования:

1. теоретический: анализ литературных источников, архивных и видео материалов в сети интернет;

2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.
























1. Теоретическая часть

1.1 дети на фронте

Самой крайней точкой нашей западной границы в1941 году, была Паланга. Маленький литовский городок на Балтийском взморье. Здесь, в ночь на 22 июня первыми войну встретили 2000 литовских детей, находившихся в пионерском лагере.

Народный писатель Литвы, Миколас Слуцкис, был одним из тех немногих ребят, которым удалось выжить после этой бомбёжки. Было ему в ту пору 13 лет.[1]

М.Слуцкис потом напишет об этом рассказ и назовет его: «Живите!».

Внезапное нападение фашистов застало Советский Союз врасплох. Благодаря этому немцы стремительно продвигались вглубь, к сердцу нашей Родины, сметая все на своем пути. Все мужчины, с 18 лет были в срочном порядке призваны в ряды Советской армии. Но и дети, по разным причинам оказавшись на передовой, тоже сражались на фронте с фашистами, наравне со взрослыми.

Во время Великой Отечественной войны в рядах Красной армии служило более 3500 юных фронтовиков, чей возраст был меньше 16 лет.

Самым молодым из ребят-фронтовиков, был шестилетний Сережа Алешков, мальчик из Калужской области (Приложение 1, фото1).

Когда осенью 1942 года нацистские каратели казнили его маму и старшего брата, Серёжа убежал в лес. Там, голодного, замерзшего, его нашли разведчики 142-го гвардейского стрелкового полка, которым командовал майор Михаил Воробьёв. Вот так Серёжа Алешков и стал сыном полка, а Михаил Воробьев стал для Серёжи вторым отцом.

Свою первую благодарность от командования Сережа получил за то, что помог взять в плен двух гитлеровских солдат.

Участвуя в обороне Сталинграда вместе со своим подразделением, Сережа спас жизнь своему названному отцу и нескольким офицерам.

Когда в блиндаж, где они находились, попала немецкая бомба и разворотила его, всех засыпало бревнами и землей. Тяжелораненые офицеры могли бы там задохнуться и погибнуть, если бы к ним на помощь не пришёл Сережа.

Под разрывами снарядов он бросился искать подмогу, нашёл её, привёл к разрушенному блиндажу солдат-сапёров, и те спасли погребённых под завалами людей.

Узнав о юном герое, командующий 8-й гвардейской армией генерал Чуйков, наградил Серёжу Алешкова медалью «За боевые заслуги», и боевым оружием – трофейным пистолетом «Вальтер».[6]

Валя Котикродился в селе Хмелёвке Каменец-Подольской (сейчас Хмельницкой) области Украины(Приложение 1,фото2).

Позже семья переехала в городок Шепетовка, где Валя учился в школе, вступил в пионеры и завёл новых друзей. К началу войны Вале едва исполнилось 11 лет. Попытка эвакуироваться из города не увенчалась успехом. Немцы перерезали дорогу, пришлось возвращаться в город. Началась оккупация. На новые немецкие порядки пионер ответил своим сопротивлением: он собирал листовки, которые сбрасывали советские самолёты, расклеивал их по городу, рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев. Скоро его вычислили. К счастью, это были подпольщики, и уже вскоре Валя вместе со своим братом и друзьями начал помогать партизанам. Начинали пионеры с того, что в полях, где проходили бои, искали оставшееся оружие, собирали данные о дислокации вражеских войск, их численности, местонахождении складов. Однажды Валя через весь город на стареньком велосипеде перед носом у немцев перевёз ручной пулемёт. Он принимал участие и в минировании дорог.

К 1943 году Валя Котик стал настоящим партизаном. Наравне со всеми юный пионер участвовал в налётах на склады и на гарнизоны фашистов, брал «языков», участвовал в железнодорожных диверсиях. Именно он нашёл телефонный кабель, по которому осуществлялась связь со ставкой Гитлера в Варшаве. За время боёв он был дважды ранен. Осенью 1943 г. Валя был в боевом охранении, он вовремя заметил врага и застрелил немецкого офицера, подняв тревогу, спас своих товарищей.

В день своего рождения 11 февраля 1944 года мальчик узнал, что Красная Армия освободила его родной город Шепетовку. На радостях он упросил взять его освобождать соседний Изяслав. Освобождение города стало его последним боем. Он был смертельно ранен в живот. 17 февраля (почти через неделю после своего 14-летия) отважный герой скончался. При жизни Валя Котик был награждён орденами Ленина и Отечественной войны I степени, медалью «Партизану Отечественной войны» II степени, а посмертно был удостоен звания Герой Советского Союза. Похоронен юный герой в Шепетовке. [2]

В начале июня 1941 года 15-летняя Зина Портнова вместе с младшей сестрой Галей приехали из Ленинграда к своей бабушке на каникулы в деревню Зуи, что в Витебской области Белоруссии.(Приложение 2, фото1). Гитлеровцы по белорусской земле продвигались быстро, потому девчонки и оказались вскоре на оккупированной территории. Пионерка Зина не могла остаться в стороне от борьбы с врагом и уже в 1942 году стала бойцом подпольной организации «Юные мстители», действовавшей на ближайшей к деревне Зуи станции Оболь. Работа юных подпольщиков велась под руководством местной комсомолки Ефросиньи Зеньковой. Боевая работа ребят началась с расклейки листовок, подростки проводили диверсии, портили имущество врага. Прикрытием для всех своих действий «Юные мстители» выбрали, говоря на современном сленге, обычные «тусовки»: собравшись гурьбой, при виде немцев они веселились, пели песни, имитируя непринужденные посиделки. Со временем масштаб действий организации расширялся. У юных подпольщиков появилась связь с местным партизанским отрядом имени Ворошилова, откуда к ним поступали фронтовые сводки и взрывчатка. Сразу возрос масштаб диверсий. В Оболи они взорвали местную электростанцию, вывели из строя кирпичный и торфяной заводы, сожгли льнозавод с большими запасами льна и подорвали единственную водокачку. На поиски дерзких диверсантов фашисты бросили все силы.

Несмотря на грозящую опасность, Зина Портнова не ушла в лес к партизанам, а устроилась посудомойкой в столовую, где кормились немецкие офицеры, проходившие курсы переподготовки. Девушка чистила овощи, мыла полы, а за работу получала остатки еды, которую всегда приносила своей маленькой сестренке Галке. В августе 1943 года она узнала, что местных жителей собираются увезти на работу в Германию. Ночью Зина увела свою маленькую сестру в партизанский отряд, а сама вернулась на работу. Подполье давно запланировало провести диверсию в этой столовой, но случая подобраться к еде не было. Подпольщице все же удалось всыпать яд в сваренный к обеду суп. В итоге около ста офицеров погибло. Все это вызвало у немцев большую панику, они искали отравителя. Подозрения пали и на Зину Портнову. Наверное, только чудо спасло девушку, немцы заставили ее съесть злосчастный суп, и только увидев, что она спокойно ест его, поверили и отпустили. Домой она добралась чуть живой, но разными отварами бабушка ее выходила. Опасаясь преследований немцев, девушка перебралась в партизанский отряд.

В декабре 1943 года ей дали задание выйти на связь с оставшимися в живых подпольщиками и выявить предателя. Выполняя это задание, Портнова сама стала жертвой провокаторши, которая принародно завопила: «Смотрите, вон партизанка идет!». Схваченной Зине предложили сделку: она выдает партизан, ее отпускают на свободу. Допрашивавший девушку офицер положил на стол пистолет, пытаясь напугать ее, но она схватила оружие и застрелила следователя и еще двоих гитлеровцев. Но попытка убежать не удалась, девушка была ранена и вновь схвачена нацистами. Зина Портнова пережила страшные пытки. Когда ее выводили на расстрел 10 января 1944 года, она была полностью седой от перенесенных мучений. Героической подпольщице оставался один месяц до 18-летия… [3]

Леонид Голиков родился 17 июня 1926 года в деревне Лукино Новгородской области, в рабочей семье(Приложение 2, фото 2). Его школьная биография «поместилась» всего в семь классов, после чего ушел работать на фанерный завод №2 поселка Парфино.

Летом 1941 г. деревни были оккупированы фашистами. Мальчик воочию видел все ужасы немецкого господства и поэтому, когда в 1942  (уже после освобождения) стали формироваться партизанские отряды, парень не задумываясь, решил в них вступить.

Однако в этом стремлении ему отказали, ссылаясь на его молодой возраст - Лёне Голикову на тот момент было 15 лет. Неизвестно, как бы сложилась его биография дальше, неожиданная помощь пришла в лице школьного учителя мальчика, который на тот момент уже был в партизанах. Преподаватель Лёни сказал, что этот «ученик не подведет» и впоследствии оказался прав.

Так, в марте 1942 г. Л. Голиков стал разведчиком 67-го отряда Ленинградской партизанской бригады. Позднее там же вступил в комсомол. Всего на боевом счету его биографии насчитывается 27 боевых операций, во время которых юный партизан уничтожил 78 вражеских офицеров и солдат, а также 14 подрывов мостов и 9-ти автомобилей противника.

Самый значимый подвиг в его воинской биографии был совершен 13 августа 1942 года, недалеко от деревни Варницы, на шоссе Луга – Псков. Находясь в разведке с напарником Александром Петровым, Голиков подорвал легковой автомобиль врага. 

Как оказалось, в ней находился генерал-майор инженерных немецких войск Ричард Виртц, найденный при нем портфель с документами доставили в штаб. Среди них оказались схемы минных полей, важные инспекционные донесения Виртца вышестоящему начальству, детальные очертания нескольких образцов немецких мин и другие, очень нужные для партизанского движения документы.За совершенный подвиг Лёня Голиков был представлен к званию Герой Советского Союза и награждению медалью «Золотая звезда». Получить их он, к сожалению, не успел.

В декабре 1942  немцы начали крупномасштабную операцию, под преследование которой попал и отряд, в котором воевал герой. 24 января 1943, он и еще более 20 человек, измотанные погоней, вышли к деревне Острая Лука. Убедившись, что немцев в ней нет, остановились на ночлег в трех крайних домах. Гарнизон врага находился не так далеко, было решено не выставлять часовых, чтобы не привлекать ненужного внимания. Среди жителей деревни нашелся предатель, который донес старосте деревни, в каких именно домах скрываются партизаны.

Спустя некоторое время, Острую Луку окружили 150 карателей, в составе которых находились местные жители, сотрудничавшие с гитлеровцами, и литовские националисты.

Захваченные врасплох партизаны героически вступили в бой, вырваться живыми из окружения удалось лишь шестерым из них. Только 31 января, истощенные и обмороженные (плюс двое серьезно раненых), смогли достичь регулярных советских войск. Они и сообщили о погибших героях, в числе которых находился юный партизан Лёня Голиков. За проявленное мужество и совершенные неоднократно подвиги, 2 апреля 1944, он посмертно был удостоен Звания Героя Советского Союза.[4]

Первое время считалось, что у Лёни Голикова не сохранилось подлинной фотографии. Поэтому для образа героя (например, для портрета, созданного Виктором Фоминым в 1958 году), была использована его родная сестра — Лида. И хотя потом партизанское фото нашлось, именно образ сестры стал украшать его биографию и символизировать Лёню Голикова и его подвиги для миллионов советских пионеров.


1.2 Подростки на оккупированной фашистами территории

В то время как все мужское население сражалось на фронте,в городах и селах остались лишь старики, женщины и дети.

На оккупированных территориях немцы чинили самоуправство и беспредел. Забирали у местного населения продукты, зверско издевались, устанавливали свои порядки.Но и здесь им оказывали сопротивление люди, полные ненависти к фашистам и одержимые волей к победе.И дети тоже боролись, как могли.

Так, в Сталинградской области в хуторе Вербовский, 17 подростков в возрасте от 9 до 14 лет объединились в отряд и по-своему противостояли немцам.

Они развешивали антифашистские листовки, собирали и прятали в лесу оружие для партизанских солдат.

Согласно архивным документам, 4 ноября 1942 года, немцы, запуганные действиями неизвестных партизан в районехутора Вербовки, Ляпичево, Аверинского, заподозрили в этих действиях ребят, бывших школьников, и предприняли облаву на мальчиков хутора.

Они врывались в хаты, силой брали мальчиков и избивали их палками, нагайками, резиной и ногами. Затем выбрасывали детей на улицу и, издеваясь, требовали, чтобы каждый из детей оговаривал кого-либо из своих товарищей.

Избив детей до потери сознания, немцы бросили их в крытую холодную автомашину.

7 ноября 1942 года немецкий комендант согнал население на площади хутора Аверинского и через немца-переводчика объявил, что мальчиков расстреляют, и что в дальнейшем за неподчинение немцам виновные будут расстреливаться, а если у жителей хутора будет обнаружен кто-либо чужой, то хозяин будет выгнан из дома, а дом его сожжён.

В этот же день, десятерых мальчиков расстреляли.

Много времени пролетело с той поры. Волны Цимлянского моря перекатываются над лесом, в котором был склад босоногого гарнизона, так назвал отряд этих самоотверженных мальчишек писатель Виктор Дроботов, который написал о них повесть(Приложение 2, фото 3).

Много пролетело времени, но люди помнят маленьких героев. Выросли новые ребята, они поют новые песни, и каждый год приносят на братскую могилу юных бойцов полевые цветы. И клянутся быть верными своей Родине.[5]


1.3 Трудодни в тылу


Но даже там, где не было немцев, там тоже шла война.

Война за количество выпущенного оружия, одежды, за количество картофеля и пшеницы для фронта. Несмотря на голод, на суровые погодные условия, весь тыл трудился не покладая рук, чтобы обеспечить всем необходимым бойцов, во имя Победы.

И в этой войне, наравне со взрослыми принимали участие дети.

За годы Великой Отечественной войны жители Приангарья совершили в тылу настоящий трудовой подвиг. Оборонными предприятиями Иркутской области выпущено более 2 тысяч бомбардировщиков различных типов, 260 танков, 18,5 тысяч минометов, более 35 миллионов авиабомб, мин и артиллерийских снарядов. Полмиллиона раненых красноармейцев прошли лечение в госпиталях Иркутской области. Труженики полей вырастили 500 миллионов пудов зерна.

Моя прабабушка, Черемных Октябрина Никитична 1931 г.р., во время войны жила в Иркутской обл. в деревне Погодавева, Нижнеилимского района.Когда началась война, ей было 9 лет (Приложение 3 фото 1).

Она жила в большой семье. Мама, папа и вместе с ней 8 детей. Отец, Петухов Никита Федорович, до войны служил начальником милиции. В 1942 году ушел на фронт, возглавляя отряд односельчан. Старший брат прабабушки, Яков, тоже ушел на фронт в 1942 году, в возрасте 18 лет.

Ни отец, ни брат с войны не вернулись. Никакой информации о них не сохранилось.

Вспоминая о военном времени,прабабушка рассказывала: «Мы лето все работали, наравне со взрослыми, с 7 часов утра до 22 часов вечера.Пололи картофель, пшеницу. Тракторов не было, лошадь, если и была, то дряхлая. Землю не удобряли. Сорняк забивал пшеницу. Осенью копали картошку, собирали пшеничные колоски. Взять себе не имели права ни одного колоска. Картофель, зерна пшеницы, все отправляли на фронт».

Во всех уголках нашей страны, в городах и селах трудились люди, оставшиеся в тылу. Ребята из моего класса поделились историями своих родных, которые в военное время были детьми.

Когда началась война моей прабабушке, Белоусовой Софье Самуиловне было 9 лет(Приложение 3 фото2). Она училась во 2 классе в селе Николаевка Забайкальского края. Это далеко от линии фронта. Здесь не рвались снаряды, не было бомбежки. Но война оставила и здесь свой трагический след.

Все мужчины ушли на фронт, защищать Родину. В селе остались только женщины и дети. Мать Анна и ее четверо детей. Старшему сыну Михаилу было 13 лет. Он работал уже на тракторе, а три младших сестры (среди них моя прабабушка Софья) помогали взрослым на колхозных полях. Они сажали, копали картофель, занимались прополкой.

Даже дрова заготавливали сами. Рубили дерево, пилили его и вывозили на лошади.

Хлеб выдавали только зерном. Зерно мололи на мельнице и пекли лепешки. Зерна давали мало. Собранный урожай передавали Красной Армии.

Отец прабабушки так и не вернулся с фронта. Литвиненко Самуил Трофимович умер от ран в госпитале в мае 1943 года. До конца войны оставалось еще целых два года…

Вдова Анна в 30 лет одна воспитывала своих четверых детей. Эта тяжелая война коснулась семьи моей прабабушки. (Информацию предоставил Александр Иванов, учащийся 3 класса).

Мою прабабушку зовут Рогова Роза Васильевна. Ей было всего 14 лет, когда началась война. Она не стала дальше учиться в школе, а пошла в ремесленное училище и за 3 месяца выучилась на токаря. Она уехала в вагоне-теплушке на север Архангельской области работать в эвакуированном заводе.

Моя прабабушка вытачивала металлические детали на станках. Но станки не были предназначены для детей (ведь детям не было положено работать). А еще прабабушка была очень маленького роста, и ей приходилось стоять на ящиках из-под снарядов, чтобы доставать до станка.

Строить из дерева, кирпича или бетона было некогда, поэтому здание завода было сделано из брезента. Брезент защищал только от ветра и снега, но не от мороза. Было очень холодно. В цехе стояли маленькие печи буржуйки, и у каждого было 5 минут, чтобы погреться. Моя прабабушка подходила и держала руки над буржуйкой, потому что на руках были надеты рукавицы, которые были предназначены не для тепла, а для того чтобы защищать руки при работе с металлом. А еще жутко хотелось есть, ведь давали в день примерно 200 г хлеба.

Счастьем для детей тогда считалось найти случайно упавшую луковицу, ведь если положить её на буржуйку, она поджарится. Когда пожаришь лук, он теряет свою горькость и даже становится сладким.

Я считаю, что каждый прожитый день для детей тогда был подвигом. Но они не думали об этом. Они просто работали, хотели помочь своей стране победить врага.

Мы победили благодаря тому, что пока мужчины воевали, женщины, и дети работали на заводах!

И мы можем гордиться, что мы потомки тех великих людей!!!(Информацию предоставилаМария Огнева, учащаяся 3 класса).




2. Практическая часть

2.1 Анкетирование школьников

Информация, о «детях войны»которую я собраласовместно со своим братом-шестиклассником, очень нас впечатлила. Мы решили подготовить мероприятие о детях войны для своих одноклассников.

Предварительно мы провели опрос-анкетирование среди ребят, чтобы узнать, что им уже известно о сверстниках военного времени.

В опросе принимали участие 46 учащихся в возрасте от 9 до 13 лет.Опросный лист содержал шесть вопросов. (Приложение 4,рис.1)

По результатам анкетирования выяснилось, что:

ребята располагают очень ограниченными знаниями и представлениями о войне, о судьбах детей войны(Приложение 4,таблица 2, приложение 5, диаграмма 1);

у одноклассников есть интерес к этой теме (Приложение 6, таблица 1);

в основном, информациюпо исследуемой теме учащиеся черпают из школьных мероприятий(Приложение 5,таблица 1).

Благодаря анкетированию, мы выявили ребят, которые знают,как жили прабабушки и прадедушки, которые во время войны были детьми(Приложение 5, таблица 2). Их мы попросили выступить на мероприятии.

На вопрос № 6, ребята отвечали произвольно (Приложение 6, таблица 2).


2.2 Школьное мероприятие «Дети войны»

В основе мероприятия лежал документальный фильм киностудии министерства обороны СССР Дети и война. На войне маленьких не бывает (1986г.) В нем собраны факты о детях, которые вели борьбу с фашистами и представлены интервью с сослуживцами, оставшимися в живых,или родственниками этих ребят.

Еще один интересный видеоролик был о нашей прабабушке, Черемных Октябрине Никитичне. Ей сейчас 89 лет, живет она в г. Иркутске. Осуществляли видеосъемку и брали у нее интервью еще в 2019 году.

Некоторые ребята выступили с рассказами о своих прабабушках, которые трудились в тылу.

Очень важным гостем на нашем мероприятии была Белоусова Софья Самуиловна. Прабабушка одного из одноклассников. Ей 89 лет, как и моей прабабушке. Нам было очень интересно узнать о ее жизни во время Великой Отечественной войны, и приятно вручить букет цветов в знак благодарности за то, что она к нам пришла, и за проявленные мужество и стойкость во время войны. А в заключении, сделали общее фото (Приложение 6,фото 1).

В целом, мероприятие получилось впечатляющим, и по лицам ребят можно было это понять.

После мероприятия, мы вновь провели анкетирование (Приложение 7, рис.1).

Из ответов ребят стало понятно, что на мероприятии они почерпнули знания по исследуемой теме и теперь, как и мы уверены в том, что о Великой Отечественной войне нужно помнить и рассказывать будущим поколениям, для сохранения мира на земле(Приложение 7, таблица 1, диаграмма 1).



















Заключение

В ходе своего исследования я изучила судьбы детей военного времени в возрасте от 6 до 16 лет, которые сражались на фронте, противостояли немцам на оккупированной ими территории, самоотверженно трудились в тылу. Их истории просто потрясли меня. Невозможно безучастно относиться к тем испытаниям, через которые им пришлось пройти.

Большинство детей войны погибли от рук немцев, под бомбами, от болезней и голода, в немецких лагерях, а те, комупосчастливилось выжить, через всю жизнь пронесли горький привкус войны.

Благодаря своей работе я поняла, что фашисты были одинаково жестокии беспощадны в отношении,как взрослых, так и детей. Они преследовали цель уничтожить или поработить.

Никак нельзя допустить повторения такого жуткого испытания для человечества, как война!

Дети военного времени внесли свой достойный вклад в Победу, участвуя в боях, борясь с гитлеровскими оккупантами на территории своей малой родины, работая в тылу.

Я провела школьное мероприятие, на котором мне удалось дать почувствовать сверстникам всю трагичность и ужас Великой Отечественной войны. Донести до их понимания важность того, что нужно знать, помнить и чтить участников военных событий для того, чтобы уже от нас будущие поколения узнали о героизме нашего народа. Поскольку только тот, кто предвидит последствия, может предотвратить их. Простыми словами, о Великой Отечественной войне нужно помнить для того, чтобы избежать ее повторения.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены.

Практическая значимость моего исследования заключается в том, что собранные в работе материалы можно использовать на уроках истории, при подготовке внеклассных мероприятий.Так же истории прабабушек моих одноклассников могут стать архивными материалами для краеведческого музея нашего города.

В семейном архиве я сохраню видео интервью со своей прабабушкой для своих детей и внуков. И они узнают историю семьи не понаслышке, а прямо из первых уст.























Список литературы

https://youtu.be/D_YPdcA5djE - документальный фильм киностудии министерства обороны СССР Дети и война. На войне маленьких не бывает (1986г.)

https://histrf.ru/biblioteka/b/kratkii-kurs-istorii-pionier-ghieroi-valia-kotik-

Источник информации - портал История.РФ,

https://histrf.ru/biblioteka/b/smiertielnyi-sup-dlia-fashistov-malienkaia-voina-bolshogho-ghieroia-ziny-portnovoi-Источник информации - портал История.РФ,

https://ordenrf.ru/geroi-rossii/geroi-sssr/lenya-golikov.php -

В. Дроботов «Босоногий гарнизон»

https://myslo.ru/city/tula/tulyaki/soldatik-istoriya-tulyaka-samogo-malen-kogo-geroya-vojny- Источник информации портал MYSLO ТУЛА


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень полезная работа! Спасибо Вам!

5 November 2020

Спасибо большое за отзыв и внимание к работе!

5 November 2020