История планеты
Цель: познакомить с историей возникновения Земли, уточнить и систематизировать знания детей о смене дня и ночи; упражнять детей в правильном произношении, как знакомых, так и новых слов, продолжать работу над лексическим значением слов, развивать монологическую речь
Звучит космическая музыка.
Прослушайте музыкальную композицию и представьте, в какое далекое путешествие приглашает нас эта музыка.
Воспитатель: Ночью на небе можно увидеть много звёзд. Они нам кажутся маленькими, потому что находятся очень далеко. Космонавты видели нашу землю издалека, и она им показалась голубой звездой. Наша земля круглая и вращается около своей оси и Солнца. Поэтому бывают день и ночь, четыре времени года.
Мы все – жители планеты Земля. Планета Земля – это огромный шар, который летает в космосе вокруг солнца и одновременно крутится вокруг себя
- А теперь я немного расскажу вам историю нашей планеты Земля:
«Земля наша образовалась много миллионов лет назад. Вначале это была огненная смесь кипящих каменных пород и вредных газом. Но прошли миллионы лет, и Земля остыла; поверхность её покрылась коркой. Раскаленную Землю покрывали плотные облака пара и газа. Когда температур понизилась, начались дожди. Сотни лет шли дожди, и образовались моря. В течение первого миллиарда лет на Земле жизни не было. В это бурное время появлялись и исчезали горы. Море то покрывало сушу, то отступало. Климат на Земле становился все теплее, и тогда стали появляться живые организмы.
Земля – это огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве. Земля имеет около 40.000 км по экватору. Понадобится целый месяц, чтобы объехать ее кругом со скоростью 55 км/ч. Самая высокая температура в пустыне Сахара +57 градусов. При такой жаре можно поджарить яичницу прямо на песке. Самая низкая температура – 88 градусов в Антарктиде».
Наша планета самая красивая, она похожа на прекрасный голубой драгоценный камень.
Вопрос. Почему земля из космоса видна в голубом цвете? (потому что на земле есть моря и океаны)
Посмотрите на глобус. Это макет нашей земли. Какими красками раскрашен глобус?
(Дети отвечают)
- А теперь проведем опыт. В качестве Солнца возьмем настольную лампу, а в качестве Земли – глобус. Вот таким образом Земля облетела вокруг Солнца один полный круг – проходит год. А теперь, смотрите, повернулась вокруг своей оси наша Земля один полный круг – прошли сутки, т. е. день и ночь.
Разноцветная наша планета Земля. Вначале на ней не было людей. В морях жили рыбы и морские животные, а на суше - динозавры и мамонты. И только через миллионы лет появился человек. Как это произошло, никто точно не знает. Но одни учёные думают, что человек произошёл от обезьяны, другие считают, что человека сотворил Бог.
Когда вы вырастете и станете взрослыми, может быть, ответите на этот вопрос. На земле живёт много людей?. Все они разные и в то же время похожи друг на друга. Скажите, чем отличается человек от животного?
(Дети отвечают)
Правильно, у всех людей похожее строение тела, человек, ходит на двух ногах может говорить. Но люди отличаются друг от друга. Мы никогда не перепутаем ни с кем своих родителей, бабушку, дедушку. Чем ещё люди отличаются друг от друга?
(Дети отвечают)
Есть люди с чёрной кожей, они живут в Африке. Кто из вас покажет на карте и глобусе Африку? Расскажи, что ты знаешь об этом материке?
Ребёнок. В Африке всегда очень тепло, греет жаркое солнце, никогда не бывает зимы. На этом материке много разных стран. В каждой стране есть свой главный город, а также много других городов и сёл. В каждой стране люди говорят на своём языке. У каждого народа свои песни, танцы, праздники и традиции, любимые блюда.
Воспитатель: Кто из ребят расскажет, какие животные живут только в Африке?
(Дети отвечают)
А есть ещё люди с жёлтой кожей. Кто скажет, где они живут?
Дети. В Китае, Японии, Корее.
Воспитатель. Люди отличаются цветом волос, разрезом глаз. Все люди умеют говорить, но у каждого из нас свой голос. По голосу мы легко узнаем своих близких - маму, сестру, брата, друзей. Сейчас мы проверим, можете ли вы узнать своих друзей по голосу.
Все дети встают в круг. Проводится игра “Узнай по голосу”
Молодцы, хорошо узнаете по голосу своих друзей.
Воспитатель. Наш общий дом (показывает глобус) - это планета Земля. Земля – это общий, чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и люди разного цвета кожи жили на цветущей, чистой планете.
Для этого надо беречь нашу Землю и в этом взрослым помогают юные экологи.
(дети читают стихи о планете Земля)
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко).
Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается.
Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Живое – неживое».
Я буду называть предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, то дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.
Воспитатель:
Есть в природе равновесие,
Нарушать его нельзя.
В жизни это очень важно
Для тебя и для меня.
Что бы было равновесие
Надо с вами, нам, друзья
Не выбрасывать отходы
И не загрязнять моря.
Меньше ездить на машинах
И пускать из фабрик дым,
Чтоб не летали в атмосфере
И не делали там дыр.
Меньше фантиков, бумажек
Ты на улицу бросай!
Тренируй в себе, ты, ловкость:
Точно в урну попадай.
А когда захочешь кинуть
Ты бумажку не в корзину,
Ты подумай о природе-
Нам ещё здесь жить как вроде!
Воспитатель:
Итог: На планете живёт много людей разных рас и национальностей. Они все разные. Но у всех есть общий дом - наша Земля, наша планета. Мы должны беречь её, охранять от войн и бед, украшать, трудиться.
И мы вместе сделаем наш общий дом красивым, чтобы в нём жилось спокойно и счастливо.