Сочинение «История превращения личности в пошлость»
«История превращения личности в пошлость»
Всем известно, что за деньги можно
купить туфли, но не счастье, еду, но не аппетит,
постель, но не сон, лекарство, но не здоровье,
слуг, но не друзей, развлечение, но не радость,
учителей, но не ум.
Сократ
Слово «пошлость» означало во времена Антона Павловича Чехова «примитивность», «повторяемость», «обыденность». С середины девятнадцатого века пошлость воспринималась как отсутствие у человека индивидуальности. Рассказ «Ионыч» - это история поглощения человека пошлостью. Главный герой Дмитрий Ионыч Старцев на протяжении повествования духовно истощался и превратился в бездушного и безнравственного человека. Из бабочки родилась мерзкая гусеница. Кокон, сплетенный пошлым обществом, разъел крылья, уничтожил красоту, лишил способности летать. Данная тема, по моему мнению, актуальна в современном мире. В детстве любой человек умеет мечтать и радоваться пустякам. А, взрослея, желания и стремления людей становятся однообразнее и скучнее, всех захлестывает равнодушнее. Икары вызывают, в лучшем случае, снисходительную улыбку. Почему такое возможно? Этот вопрос волновал Чехова в девятнадцатом веке, но еще актуальнее он в сегодняшние дни. Давайте попробуем ответить на вопрос с помощью таланта великого Чехова.
Писатель разделил короткий рассказ на пять глав, чтобы показать движение времени, но при этом постоянно возвращал читателя в дом Туркиных, чтобы показать атмосферу провинциального городка С. «Приятное семейство» Туркиных – самое «образованное и талантливое», умное и интересное в городе. Их дом располагался на главной улице, рядом с домом губернатора, и интеллигентный человек просто обязан был познакомиться с ним. В нем проходили благотворительные спектакли, радушно встречали гостей. Каждый из членов семьи обладал талантами. Но Чехов специально вводил в рассказе повторяющиеся описания, детали, сцены в семье Туркиных и в начале, и в середине, и в конце, чтобы показать, что город – это болото, где все неподвижно, обыденно, примитивно. Проходят годы, а в семействе те же шутки, те же чтения бездарных романов, написанных Верой Иосифовной, та же плохая игра на рояле их дочери. В конце рассказа автор говорил, что глава семейства даже «не постарел, нисколько не изменился и по-прежнему всё острит». И это перед читателями лучшее семейство в городе! Нет индивидуальности, всюду пошлость! Что может всколыхнуть это болото? Да ничего! Только дочь Туркиных, уехав в Москву, изменилась. Она поняла, как бесполезно и глупо проходили дни в городе, что ценны те люди, которые имеют «благородную цель в жизни», а для каждого большое счастье уметь «служить народу».
На примере земского доктора Чехов показал, что причиной пошлости являются душевная слабость, нежелание сопротивляться злу, меркантильные интересы. В начале рассказа Старцев Дмитрий Ионыч – молодой врач, с чуткой и отзывчивой душой. Он замечал, что игра на рояле Екатерины Ивановны словно «с высокой горы сыплются камни, сыплются и всё сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться». Он считал, что каждый человек должен желать стремиться к какой-то цели, поэтому не понимал, почему Вера Иосифовна не печатает свои произведения. С одной стороны, в начале своей практики Дмитрий Ионыч хотел лечить больных, восхищался своей профессией, был легок в мыслях. Но с другой стороны он решительно не отвергал размеренную жизнь семейства Туркиных: ему в их доме «было приятно, удобно, и в голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, — не хотелось вставать». Лень…
Через год у Старцева появилась пара лошадей, кучер в бархатной жилетке, но в нем еще кипело желание жить. Он не хотел мириться с вечным покоем, который ощутил, очутившись на кладбище в ожидании свидания. Его захватило новое чувство – любовь к Екатерине Ивановне. Он был взволнован, восхищен ею, готов совершать безрассудные поступки, «хочет, … ждет любви». Но такие вспышки в скучной и однообразной жизни случались у Старцева все реже. Он хотел жениться на Котике, был готов «бросить земскую службу и жить в городе», потому что вместе с женой «дадут приданое», и он смог бы «завести обстановку», хотя видел, что его избранница «избалована, капризна». Но получил решительный отказ, потому что Екатерина не хотела продолжать невыносимую, «пустую, бесполезную жизнь» в городе С. Но Старцев уже не понимал ее, не чувствовал, потому что пошлость города уже начала затягивать его в свои сети. Он не поддержал высокого стремления Екатерины Ивановны, ему лишь было стыдно за оскорбленное самолюбие, за «глупенький конец» его мечтам, жаль время и свои силы, надежды на карьерный рост, благодаря связям Туркиных, чьим образом жизни он уже заразился. Доктор перестал видеть простых людей, чувствовать их горести и заботы, а готов на них срывать зло за свои невзгоды («кажется, взял бы … изо всей силы хватил бы зонтиком по широкой спине Пантелеймона). Лень, эгоизм…
Дальше Антон Павлович Чехов показал еще большее духовное истощение Старцева. Доктор видел, что «обыватели не делали ничего, решительно ничего, и не интересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чем говорить с ними», их рассуждения о политике или науке были тупыми и злыми. Все это раздражало и волновало, но он также как и все просто перестал что-либо делать. Он отказался от духовного развития, перестав посещать театр и концерты. Его интересы свелись к игре в карты, пересчитыванию денег, «добытых практикой», и молчаливому поглощению пищи. Читатель видел, что лечение больных не доставляло Старцеву удовольствия. Он «бывал в разных домах и встречал много людей», но они «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом раздражали его». Единственным смыслом стали цветные бумажки, которые были «понапиханы во все карманы». Даже встреча с Екатериной Ивановной после долгой разлуки не возродила его душу. Увидев ее через четыре года, Старцев понял, что она ему еще нравится и «огонек все разгорался в душе», он признался ей, что жизнь его «проходит тускло, без впечатлений, без мыслей...». Но Екатерина выросла духовно, она начала ценить те качества, которые она помнила в докторе: «благородная цель в жизни», «помогать страдальцам, служить народу», возвышенные и идеальные стремления. Услышав ее признания, по моему мнению, Старцев испугался, он увидел пропасть между ними, его охватил ужас, что с ней он потеряет все: «бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием…». И «… огонек в душе погас». Он сбежал из дома Туркиных не из-за их примитивности, а из-за своего страха потерять выращенные в душе примитивность и однообразие. Дальше Чехов писал: «Старцев еще больше пополнел, ожирел, … Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, … то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог». Имя кучера писатель выбрал не случайно. Целитель Пантелеймон – покровитель врачей-бессеребреников. А у Чехова доктор похож на «языческого бога», кучером у которого служит Пантелеймон, то есть, нет в земском докторе добродетелей, которые были у великого святого. Старцев уже стал не просто доктором… Он – Ионыч, человек равнодушный, немилосердный, жадный.
Завершая рассказ, Чехов говорил: «Вот и всё, что можно сказать про него». Действительно, уже нечего говорить об опошлившемся человеке. Из Ионыча испарилось все живое, что когда-то было в нем. Вместо поиска смысла и счастья в жизни, он ищет очередной дом для покупки. И если Туркины остались на том же уровне пошлости, то Старцев опустился еще ниже, на уровень человека «тупого и злого», которого сам когда-то презирал. Из мелких, ежедневных привычных мелочей рождается пошлость, которая ломает жизни людей и затягивает в свое болото. Старцеву было дано прожить полезную жизнь, но его одолела жадность, «горло заплыло жиром», его жизнь стала одинокой и безрадостной. На примере жизни Ионыча Чехов призывал бороться с превращением в ионычей, сопротивляться пошлости, лени и эгоизму.