История простого карандаша
Исследовательская работа ученика 7 класса Джунгурова Нарана «История простого карандаша»
Наша учительница любит проводить уроки рисования, где мы рисуем простым карандашом. Я честно не очень любил такие уроки, так как приятней видеть яркие и цветные рисунки, а здесь тускло, мрачно и однообразно. Однажды я высказал это учительнице. И она обиделась за простой карандаш. Сказала мне, что рисунок начался с простого крандаша. У простого карандаша не простая жизнь, как она выразилась.
Меня это удивило и я решил узнать историю возникновения карандаша, его роль в жизни человека, когда я начинал искать материал в Сети Интернета, я вообще был поражен, что карандаш ,которым я пользуюсь прошел очень длинный и сложный путь. Сейчас мы его можем купить в любом киоске и не очень к нему бережно относимся и зря.
Вот как начиналась жизнь простого карандаша; оказывается художники еще в XIII веке использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, которую припаивали к ручке. Свое устройство они называли «серебряный карандаш». Но его след невозможно было стереть и поэтому надо было правильно рисовать. Со временем, нанесенные линии таким карандашом изменялись, становились не видными. Затем появились и другие карандаши, одним из них более популярными были свинцовые. В XIV веке появился «итальянский карандаш». Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца. Затем его стали изготавливать из порошка жжёной кости, скреплённого растительным клеем. Интересно, что современные художники и сейчас иногда применяют серебряные, свинцовые и итальянские карандаши, когда им нужно добиться определённого эффекта.
Известен также так называемый «итальянский карандаш», который появился в XIV веке. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца. Затем его стали изготавливать из порошка жжёной кости, скреплённого растительным клеем. Этот инструмент позволял создавать интенсивную и насыщенную линию. Интересно, что художники и сейчас иногда применяют серебряные, свинцовые и итальянские карандаши, когда им нужно добиться определённого эффекта.
Первые графитные карандаши известны с XVI века. Английские пастухи из местности Камберленд нашли в земле тёмную массу, которой они воспользовались, чтобы метить овец
А Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось в Нюрнберге. Возможно это легенда, но известо, что « в конце ХVIII века чешский фабрикант Гартмут, изготавливающий химические чашки - тигли, нечаянно уронил одну из них. Осколок чашки, падая, прочертил четкую линию на бумаге, потому что в глину добавляли немного порошка графита. После недолгих опытов Гартмут нашел их оптимальное соотношение, и вскоре его фабрика начала делать стержни для письма. Однако их было неудобно держать в руке: они легко ломались, да и пачкали пальцы, тогда французский ученый Конте изобрел для них деревянную "одежду", и вскоре по всей Европе заработали фабрики, одевая пишущие палочки в деревянные "рубашки".Этот принцип и остается на сегодня ключевым в производстве простого карандаша..
Франция также претендует на первенство в создании простого карандаша. В связи с такой конкуренцией английский парламент ввел строжайший запрет на вывоз драгоценного графита из Камберленда. «Нарушение этого постановления каралось очень строго, вплоть до смертной казни. Но, несмотря на это, графит продолжал попадать в Европу контрабандным путем, что привело к резкому увеличению его цены. По заданию французского конвента (законодательный орган, фактически наделённый неограниченными полномочиями) Контэ разработал рецептуру смешивания графита с глиной и производства из этих материалов высококачественных стержней. С помощью обработки высокими температурами была достигнута высокая прочность. Еще более важным был тот факт, что изменение пропорции смеси давало возможность делать стержни различной твердости.
Это и послужило основой современной классификации карандашей по твердости (Т, М, ТМ или в английском варианте: Н – твердый, В – мягкий, НВ – средней твердости). Цифры перед буквами обозначают дальнейшую степень мягкости или твердости. Последнее зависит от процентного содержания графита в смеси и влияет на цвет стержня (грифеля) – чем больше графита, тем темнее и мягче грифель карандаша.»
В России Михаил Ломоносов был первым, кто стал использовать простой карандаш и наладил его производство Именно он ввел в мировой обиход термин «гросс» — дюжина дюжин, что являлось нормой выработки для одного мастера и одного подмастерья. И сейчас во всем мире производители карандашей исчисляют свою продукцию в гроссах.
Появление карандаша по достоинству оценили современники. Надо сказать, это был настоящий прорыв. Карандаши позволяли делать записи и наброски в любом месте и положении, тогда как чернила и тушь требовали горизонтальной поверхности, а также немалой аккуратности. Именно с появлением грифеля в деревянной «рубахе» стало возможным моментально что-то зафиксировать, или как говорят «взять на карандаш».
За время истории существования карандаша постоянно совершенствовалась и его оболочка. Так, чтобы он не скатывался со стола, форму его сделали шестигранной. Потом в верхний конец поместили ластик. После изобретения пластмассы нашлась достойная замена древесине.
Вот так на свете появились карандаши.
Я познаю мир. История вещей. – М., «Издательство АСТ», 1998 г. –
512 с.
Я познаю мир. Культура – М., «Издательство АСТ», 1995 г. – 479 с.
Интернет - ресурсы
http://www.chitaikin.ru/grafit.htm
http://pilotman007.ru/bl-frp5_frixion_point
http://po4emu.ru/drugoe/history/index/raznoe/stat_raznoe/174.htm
http://evolutsia.com/content/view/4/3
http://www.erasersworld.com/vid.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Spacе
Соколова Елена Борисовна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Потамошнева Наталья Алексеевна