12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ачаповская Екатерина Аркадьевна267 Беларусь, Витебская область, г.Витебск |
Занятие-исследование «Так ли прост простой карандаш?»
План-конспект занятия – исследования «Так ли прост простой карандаш?»
Цель: сформировать у учащихся умения проводить эксперименты с реальными объектами, познакомить с понятием «мысленный эксперимент».
Задачи:
- учить детей выдвигать гипотезы, анализировать полученную информацию;
- развивать творческое мышление;
- формировать навыки проведения эксперимента;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: два стакана с водой, соль и сырое свежее яйцо; фломастер, шариковая ручка, простой карандаш, стакан с водой.
1. Организационный этап.
2. Актуализация полученных знаний.
Учитель демонстрирует находящиеся на столе предметы.
– У меня на столе два стакана с водой, соль и сырое свежее яйцо. Сейчас я добавлю в один из стаканов две столовые ложки соли. Как вы думаете, что произойдет, если опустить яйцо в чистую жидкость (опустится на дно) и в соленую (окажется на поверхности воды)? Как это проверить? (С помощью эксперимента.)
– Какие еще эксперименты мы проводили с вами? Может, вы экспериментировали дома с родителями? Ребята рассказывают о проведенных экспериментах.
3.Постановка учебной задачи.
– Сегодня мы продолжим с вами экспериментировать. Отгадайте, какой предмет мы сегодня будем изучать?
Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? ... (Карандаш.)
– Какими бывают карандаши? (Простые и цветные.) Как вы думаете, почему карандаш называют «простой» и так ли он прост? Простым карандаш назвали потому, что он имеет простую конструкцию и пишет самым обычным графитовым грифелем, без каких-либо добавок. Можно ли использовать различные средства рисования и письма (фломастер, шариковая ручка, простой карандаш) в воде, на морозе? Дети высказывают свои предположения. Как можно проверить ваши предположения? (С помощью эксперимента).
– С чего нужно начать? (Подготовить необходимое оборудование и составить план нашего исследования.) А поможет нам в этом «умная карта». Ребята рисуют на бумаге интеллект – карту:
- Какое оборудование необходимо:
- Как будем действовать;
- Как запишем результаты экспериментов?
Проговариваются все этапы исследования.
Физкультминутка
Цель: применение здоровьесберегающей технологии для избежания переутомления и перегрузок учащихся
4.Проведение экспериментов.
1.) Как поведут себя фломастер, шариковая ручка, простой карандаш, если их заморозить? Возьмем все эти предметы на прогулку. Через час, вернувшись в группу, проверим, какой из этих предметов сохранит способность писать. Результаты эксперимента занесем в таблицу.
Предметы | Результат |
фломастер | не пишет |
шариковая ручка | не пишет |
простой карандаш | пишет |
Вывод: при низких температурах простой карандаш оказался самым надежным инструментом для письма.
2.) Как поведут себя эти предметы в воде? Поместим фломастер, шариковую ручку и карандаш в емкость с водой и оставили их на сутки. Через сутки проверим, какой из этих предметов сохранит способность писать. Результаты эксперимента занесем в таблицу. Сутки пребывания в воде не изменили физических свойств графитового стержня.
Предметы | Результат |
фломастер | пишет размыто |
шариковая ручка | не пишет |
простой карандаш | пишет |
Вывод: под воздействием воды простой карандаш оказался самым надежным инструментом для письма.
Итак, что нам удалось установить? Вернемся к вопросу, с которого началось наше исследование. Могли мы узнать, так ли прост карандаш? При всей своей простоте карандаш совершенно незаменимая в жизни человека вещь. Он самый надежный, доступный и долговечный инструмент для рисования и письма на сегодняшний день. Карандаш является одним из гениальнейших изобретений человечества.
5."Мысленный эксперимент".
– Иногда у исследователей нет возможности провести настоящий эксперимент с предметами. Тогда они мысленно представляют каждый этап воображаемого исследования и могут предвидеть результат. Такой эксперимент называют мысленным. Я предлагаю вам тоже провести мысленный эксперимент. Представьте, что произойдет с фломастером, шариковой ручкой, простым карандашом, если оставить их в морозильнике на неделю? Ребята высказывают свои предположения.
6.Подведение итогов.
Для чего исследователи проводят эксперименты? Какие эксперименты бывают? Помните, что дети могут проводить эксперименты только под наблюдением взрослых.
7. Рефлексия.