Занятие-исследование «Так ли прост простой карандаш?»
План-конспект занятия – исследования «Так ли прост простой карандаш?»
Цель: сформировать у учащихся умения проводить эксперименты с реальными объектами, познакомить с понятием «мысленный эксперимент».
Задачи:
- учить детей выдвигать гипотезы, анализировать полученную информацию;
- развивать творческое мышление;
- формировать навыки проведения эксперимента;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: два стакана с водой, соль и сырое свежее яйцо; фломастер, шариковая ручка, простой карандаш, стакан с водой.
1. Организационный этап.
2. Актуализация полученных знаний.
Учитель демонстрирует находящиеся на столе предметы.
– У меня на столе два стакана с водой, соль и сырое свежее яйцо. Сейчас я добавлю в один из стаканов две столовые ложки соли. Как вы думаете, что произойдет, если опустить яйцо в чистую жидкость (опустится на дно) и в соленую (окажется на поверхности воды)? Как это проверить? (С помощью эксперимента.)
– Какие еще эксперименты мы проводили с вами? Может, вы экспериментировали дома с родителями? Ребята рассказывают о проведенных экспериментах.
3.Постановка учебной задачи.
– Сегодня мы продолжим с вами экспериментировать. Отгадайте, какой предмет мы сегодня будем изучать?
Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? ... (Карандаш.)
– Какими бывают карандаши? (Простые и цветные.) Как вы думаете, почему карандаш называют «простой» и так ли он прост? Простым карандаш назвали потому, что он имеет простую конструкцию и пишет самым обычным графитовым грифелем, без каких-либо добавок. Можно ли использовать различные средства рисования и письма (фломастер, шариковая ручка, простой карандаш) в воде, на морозе? Дети высказывают свои предположения. Как можно проверить ваши предположения? (С помощью эксперимента).
– С чего нужно начать? (Подготовить необходимое оборудование и составить план нашего исследования.) А поможет нам в этом «умная карта». Ребята рисуют на бумаге интеллект – карту:
- Какое оборудование необходимо:
- Как будем действовать;
- Как запишем результаты экспериментов?
Проговариваются все этапы исследования.
Физкультминутка
Цель: применение здоровьесберегающей технологии для избежания переутомления и перегрузок учащихся
4.Проведение экспериментов.
1.) Как поведут себя фломастер, шариковая ручка, простой карандаш, если их заморозить? Возьмем все эти предметы на прогулку. Через час, вернувшись в группу, проверим, какой из этих предметов сохранит способность писать. Результаты эксперимента занесем в таблицу.
Предметы |
Результат |
фломастер |
не пишет |
шариковая ручка |
не пишет |
простой карандаш |
пишет |
Вывод: при низких температурах простой карандаш оказался самым надежным инструментом для письма.
2.) Как поведут себя эти предметы в воде? Поместим фломастер, шариковую ручку и карандаш в емкость с водой и оставили их на сутки. Через сутки проверим, какой из этих предметов сохранит способность писать. Результаты эксперимента занесем в таблицу. Сутки пребывания в воде не изменили физических свойств графитового стержня.
Предметы |
Результат |
фломастер |
пишет размыто |
шариковая ручка |
не пишет |
простой карандаш |
пишет |
Вывод: под воздействием воды простой карандаш оказался самым надежным инструментом для письма.
Итак, что нам удалось установить? Вернемся к вопросу, с которого началось наше исследование. Могли мы узнать, так ли прост карандаш? При всей своей простоте карандаш совершенно незаменимая в жизни человека вещь. Он самый надежный, доступный и долговечный инструмент для рисования и письма на сегодняшний день. Карандаш является одним из гениальнейших изобретений человечества.
5."Мысленный эксперимент".
– Иногда у исследователей нет возможности провести настоящий эксперимент с предметами. Тогда они мысленно представляют каждый этап воображаемого исследования и могут предвидеть результат. Такой эксперимент называют мысленным. Я предлагаю вам тоже провести мысленный эксперимент. Представьте, что произойдет с фломастером, шариковой ручкой, простым карандашом, если оставить их в морозильнике на неделю? Ребята высказывают свои предположения.
6.Подведение итогов.
Для чего исследователи проводят эксперименты? Какие эксперименты бывают? Помните, что дети могут проводить эксперименты только под наблюдением взрослых.
7. Рефлексия.
Горячева Наталья Валерьевна
Ачаповская Екатерина Аркадьевна