Занятие-исследование «Так ли прост простой карандаш?»

6
2
Материал опубликован 14 June 2019

План-конспект занятия – исследования «Так ли прост простой карандаш?»

   Цель: сформировать у учащихся умения проводить эксперименты с реальными объектами, познакомить с понятием «мысленный эксперимент».

        Задачи:

- учить детей выдвигать гипотезы, анализировать полученную информацию;

- развивать творческое мышление;

- формировать навыки проведения эксперимента;

- воспитывать бережное отношение к природе.

      Оборудование: два стакана с водой, соль и сырое свежее яйцо; фломастер, шариковая ручка, простой карандаш, стакан с водой.

      1. Организационный этап.

      2. Актуализация полученных знаний.

     Учитель демонстрирует находящиеся на столе предметы.

– У меня на столе два стакана с водой, соль и сырое свежее яйцо. Сейчас я добавлю в один из стаканов две столовые ложки соли. Как вы думаете, что произойдет, если опустить яйцо в чистую жидкость (опустится на дно) и в соленую (окажется на поверхности воды)? Как это проверить? (С помощью эксперимента.)

– Какие еще эксперименты мы проводили с вами? Может, вы экспериментировали дома с родителями? Ребята рассказывают о проведенных экспериментах.

     3.Постановка учебной задачи.

– Сегодня мы продолжим с вами экспериментировать. Отгадайте, какой предмет мы сегодня будем изучать?

Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? ... (Карандаш.)

– Какими бывают карандаши? (Простые и цветные.) Как вы думаете, почему карандаш называют «простой» и так ли он прост? Простым карандаш назвали потому, что он имеет простую конструкцию и пишет самым обычным графитовым грифелем, без каких-либо добавок. Можно ли использовать различные средства рисования и письма (фломастер, шариковая ручка, простой карандаш) в воде, на морозе? Дети высказывают свои предположения. Как можно проверить ваши предположения? (С помощью эксперимента).

– С чего нужно начать? (Подготовить необходимое оборудование и составить план нашего исследования.) А поможет нам в этом «умная карта». Ребята рисуют на бумаге интеллект – карту:

- Какое оборудование необходимо:

- Как будем действовать;

- Как запишем результаты экспериментов?

Проговариваются все этапы исследования.

    Физкультминутка

    Цель: применение здоровьесберегающей технологии для избежания переутомления и перегрузок учащихся

    4.Проведение экспериментов.

1.) Как поведут себя фломастер, шариковая ручка, простой карандаш, если их заморозить? Возьмем все эти предметы на прогулку. Через час, вернувшись в группу, проверим, какой из этих предметов сохранит способность писать. Результаты эксперимента занесем в таблицу.

 

Предметы

Результат

фломастер

не пишет

шариковая ручка

не пишет

простой карандаш

пишет

 

  Вывод: при низких температурах простой карандаш оказался самым надежным инструментом для письма.

2.) Как поведут себя эти предметы в воде? Поместим фломастер, шариковую ручку и карандаш в емкость с водой и оставили их на сутки. Через сутки проверим, какой из этих предметов сохранит способность писать. Результаты эксперимента занесем в таблицу. Сутки пребывания в воде не изменили физических свойств графитового стержня.

 

Предметы

Результат

фломастер

пишет размыто

шариковая ручка

не пишет

простой карандаш

пишет

 

     Вывод: под воздействием воды простой карандаш оказался самым надежным инструментом для письма.

Итак, что нам удалось установить? Вернемся к вопросу, с которого началось наше исследование. Могли мы узнать, так ли прост карандаш? При всей своей простоте карандаш совершенно незаменимая в жизни человека вещь. Он самый надежный, доступный и долговечный инструмент для рисования и письма на сегодняшний день. Карандаш является одним из гениальнейших изобретений человечества.

    5."Мысленный эксперимент".

– Иногда у исследователей нет возможности провести настоящий эксперимент с предметами. Тогда они мысленно представляют каждый этап воображаемого исследования и могут предвидеть результат. Такой эксперимент называют мысленным. Я предлагаю вам тоже провести мысленный эксперимент. Представьте, что произойдет с фломастером, шариковой ручкой, простым карандашом, если оставить их в морозильнике на неделю? Ребята высказывают свои предположения.

   6.Подведение итогов.

Для чего исследователи проводят эксперименты? Какие эксперименты бывают? Помните, что дети могут проводить эксперименты только под наблюдением взрослых.

  7. Рефлексия.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Замечательное занятие!!! Тоже можно немного доработать и будет настоящая проектная работа!

22 June 2019

Спасибо, Наталья Валерьевна! Такая работа есть. Возможно, позже загружу.

22 June 2019