Итоговая контрольная работа по предмету «Окружающий мир» по разделу «По родным просторам» (4 класс)
Методическая разработка «Итоговая контрольная работа по предмету «Окружающий мир»
Составила: Денисова Анна Андреевна,
учитель начальных классов,
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Физико-математический лицей № 93» г. Уфы
Уфа, 2023
Содержание
1. Пояснительная записка С. 3
2. Контрольная работа:
2.1. Вариант -1 С. 4
2.2. Вариант -2 С. 6
3. Инструкция к заданиям. С.9
4. Ответы к контрольной работе:
4.1. Вариант -1 С.9
4.2. Вариант -2 С.12
5. Критерии оценивания С.14
1. Пояснительная записка
В методической разработке представлена итоговая контрольная работа по предмету «Окружающий мир» УМК Перспектива в 4 классе по учебнику Плешакова А.А., М.Ю. Новицкой «Окружающий мир», часть 1. Контрольная работа предназначена для проверки знаний и умений по разделу учебника «По родным просторам». Эту работу можно использовать в любом УМК после изучения темы «Природные зоны России».
Основная цель контроля – проверка знания по учебному материалу, умений учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы и жизненного опыта.
Контрольная работа представлена в двух вариантах. Работа состоит из трех блоков заданий. В первом блоке тестовые задания с выбором ответа. Во втором блоке задания открытого типа. Третий блок заданий - региональный компонент. Учитель выбирает комплектацию контрольной работы: в полном объеме или один- два блока.
Данная работа способствует качественной проверки усвоения материала. На выполнение работы отводится 40 минут.
2. Контрольная работа
2.1. Вариант -1
А1. Какие океаны омывают территорию Российской Федерации:
а) Тихий океан, Индийский океан, Южный океан;
б) Атлантический океан, Северный Ледовитый океан, Тихий океан;
в) Южный океан, Северный Ледовитый океан, Атлантический океан.
А2. Какие горы самые высокие на территории нашей страны:
а) Саяны;
б) Кавказские горы;
в) Уральские горы;
г) Алтайские горы.
А3. Какие горы являются границей между Европой и Азией?
а) Саяны;
б) Кавказские горы;
в) Уральские горы;
г) Алтайские горы.
А4. Подпиши, как называются части холма.
А5. Какая река является самой крупной в России?
а) Лена; б) Ока; в) Волга; г) Амур.
А6. Какое озеро самое большое на территории нашей страны?
а) Байкал;
б) Каспийское море;
в) Селигер;
г) Онежское озеро.
А7. Азовское море относится к бассейну:
а) Тихого океана;
б) Атлантического океана;
в) Северного Ледовитого океана.
В1. Соедини название природной зоны и природное явление, которое можно наблюдать в этой природной зоне.
арктическая пустыня пыльная буря
тундра
зона лесов полярное сияние
степь
пустыня вечная мерзлота
зона субтропиков
В2. Прочитай название животного. Во второй столбик таблицы впиши название природной зоны, в которой обитает это животное. В третий столбик таблицы впиши другое животное из этой же природной зоны.
Природные зоны:
1. Арктическая пустыня 2. Тундра 3. Зона лесов
4. Степь 5. Пустыня 6. Зона субтропиков
Название животного | Природная зона | Напиши второе животное, которое обитает в этой природной зоне |
морж | ||
богомол | ||
соболь | ||
дрофа | ||
тушканчик | ||
белая сова |
В3. Прочитай название растения. Во второй столбик таблицы впиши название природной зоны, в которой можно встретить это растение. В третий столбик таблицы впиши другое растение из этой же природной зоны.
Природные зоны:
1. Арктическая пустыня 2. Тундра 3. Зона лесов
4. Степь 5. Пустыня 6. Зона субтропиков
Растение | Природная зона | Напиши второе растение из этой природной зоне |
пихта | ||
ягель | ||
верблюжья колючка | ||
тюльпан | ||
персик | ||
полярный мак |
С1. Подумай и впиши в таблицу какие природные зоны, горы, реки и озера находятся на территории твоего родного края, какие природные ископаемые добывают в твоем крае (области, республики и т.п.).
природная зона | |
горы | |
реки | |
озера | |
природные ископаемые |
С2. Какие экологические проблемы есть в твоем крае? Как можно решить эти экологические проблемы?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2. Вариант -2
1. Подчеркни, какие океаны не омывают территорию Российской Федерации:
Атлантический океан, Северный Ледовитый океан, Тихий океан, Южный океан, Индийский океан.
2. Какие горы в старину называли Каменный пояс России?
а) Саяны;
б) Кавказские горы;
в) Уральские горы;
г) Алтайские горы.
3. Как называется самая большая гора на территории нашей страны:
а) Белуха; б) Эльбрус; в) Народная;
4. Какая река является главной на Дальнем Востоке?
а) Лена б) Ока; в) Волга; г) Амур.
5. Подпиши части реки.
6. Какое озеро самое глубокое в мире?
а) Байкал;
б) Каспийское море;
в) Селигер;
г) Онежское озеро.
7. Белое море относится к бассейну:
а) Тихого океана;
б) Атлантического океана;
в) Северного Ледовитого океана.
В1. Соедини название природной зоны и природное явление, которое можно наблюдать в этой природной зоне.
арктическая пустыня барханы
тундра
зона лесов полярная ночь
степь
пустыня вечная мерзлота
зона субтропиков
В2. Прочитай название животного. Во второй столбик таблицы впиши название природной зоны, в которой обитает это животное. В третий столбик таблицы впиши другое животное из этой же природной зоны.
Природные зоны:
1. Арктическая пустыня 2. Тундра 3. Зона лесов
4. Степь 5. Пустыня 6. Зона субтропиков
Название животного | Природная зона | Напиши второе животное, которое обитает в этой природной зоне |
цикада | ||
белая куропатка | ||
сайгак | ||
тюлень | ||
суслик | ||
рысь | ||
В3. Прочитай название растения. Во второй столбик таблицы впиши название природной зоны, в которой можно встретить это растение. В третий столбик таблицы впиши другое растение из этой же природной зоны.
Природные зоны:
1. Арктическая пустыня 2. Тундра 3. Зона лесов
4. Степь 5. Пустыня 6. Зона субтропиков
Растение | Природная зона | Напиши второе растение из этой природной зоне |
ковыль | ||
карликовая ива | ||
магнолия | ||
кедровая сосна | ||
лишайник | ||
джузгун |
С1. Подумай и впиши в таблицу какие природные зоны, горы, реки и озера находятся на территории твоего родного края; какие природные ископаемые добывают в твоем крае (области, республики и т.п.).
природная зона | |
горы | |
реки | |
озера | |
природные ископаемые |
С2. Какие экологические проблемы есть в твоем крае? Как можно решить эти экологические проблемы?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Инструкция к заданиям.
Задания (А1- А7) тестового формата с выбором ответа.
В задание В1 дети соединяют линией название природной зоны и природное явление, которое можно наблюдать в этой природной зоне.
В задание В2 дети заполняют таблицу. Сначала дети знакомятся с первым стобиком таблицы, читают название животного. Во второй столбик таблицы вписывают название природной зоны, в которой обитает это животное. В третий столбик таблицы вписывают другое животное из этой же природной зоны.
Задание В3 аналогично заданию В2, только дети вписывают растения из природных зон.
Задание С1 и С2 на региональный компонент.
4. Ответы к контрольной работе.
4.1. Вариант - 1
А1. Какие океаны омывают территорию Российской Федерации:
а) Тихий океан, Индийский океан, Южный океан;
б) Атлантический океан, Северный Ледовитый океан, Тихий океан;
в) Южный океан, Северный Ледовитый океан, Атлантический океан.
А2. Какие горы самые высокие на территории нашей страны:
а) Саяны;
б) Кавказские горы;
в) Уральские горы;
г) Алтайские горы.
А3. Какие горы являются границей между Европой и Азией?
а) Саяны;
б) Кавказские горы;
в) Уральские горы;
г) Алтайские горы.
А4. Подпиши, как называются части холма.
вершина
склон
подошва
А5. Какая река является самой крупной в России?
а) Лена; б) Ока; в) Волга; г) Амур.
А6. Какое озеро самое большое на территории нашей страны?
а) Байкал;
б) Каспийское море;
в) Селигер;
г) Онежское озеро.
А7. Азовское море относится к бассейну:
а) Тихого океана;
б) Атлантического океана;
в) Северного Ледовитого океана.
В1. Соедини название природной зоны и природное явление, которое можно наблюдать в этой природной зоне.
арктическая пустыня ___________________ полярное сияние
тундра _______________________полярное сияние, вечная мерзлота
зона лесов
степь _________ пыльная буря
пустыня
зона субтропиков
В2. Прочитай название животного. Во второй столбик таблицы впиши название природной зоны, в которой обитает это животное. В третий столбик таблицы впиши другое животное из этой же природной зоны.
Название животного | Природная зона | Напиши второе животное, которое обитает в этой природной зоне |
морж | арктическая пустыня | кайра |
богомол | зона субтропиков | дельфин |
соболь | зона лесов | рысь |
дрофа | степь | суслик |
тушканчик | пустыня | верблюд |
белая сова | тундра | северный олень |
В3. Прочитай название растения. Во второй столбик таблицы впиши название природной зоны, в которой можно встретить это растение. В третий столбик таблицы впиши другое растение из этой же природной зоны.
Растение | Природная зона | Напиши второе растение из этой природной зоне |
пихта | зона лесов | липа |
ягель | тундра | карликовая береза |
верблюжья колючка | пустыня | джузгун |
тюльпан | степь | ковыль |
персик | зона субтропиков | магнолия |
полярный мак | арктическая пустыня | лишайник |
С1. Подумай и впиши в таблицу, какие горы, реки и озера находятся на территории твоего родного края, какие природные ископаемые добывают в твоем крае (области, республики и т.п.).
природная зона | |
горы | |
реки | |
озера | |
природные ископаемые |
С2. Какие экологические проблемы есть в твоем крае? Как можно решить эти экологические проблемы?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.2. Вариант - 2
1. Подчеркни, какие океаны не омывают территорию Российской Федерации:
Атлантический океан, Северный Ледовитый океан, Тихий океан, Южный океан, Индийский океан.
2. Какие горы в старину называли Каменный пояс России?
а) Саяны;
б) Кавказские горы;
в) Уральские горы;
г) Алтайские горы.
3. Как называется самая большая гора на территории нашей страны:
а) Белуха; б) Эльбрус; в) Народная;
4. Какая река является главной на Дальнем Востоке?
а) Лена б) Ока; в) Волга; г) Амур.
5. Подпиши части реки.
1 ИСТОК
2 РУСЛО
3 ПРАВЫЙ ПРИТОК
4 ЛЕВЫЙ ПРИТОК
5 УСТЬЕ
6. Какое озеро самое глубокое в мире?
а) Байкал;
б) Каспийское море;
в) Селигер;
г) Онежское озеро.
7. Белое море относится к бассейну:
а) Тихого океана;
б) Атлантического океана;
в) Северного Ледовитого океана.
В1. Соедини название природной зоны и природное явление, которое можно наблюдать в этой природной зоне.
арктическая пустыня _________________полярная ночь
тундра___________________________полярная ночь, вечная мерзлота
зона лесов
степь
пустыня_______________________________барханы
зона субтропиков
В2. Прочитай название животного. Во второй столбик таблицы впиши название природной зоны, в которой обитает это животное. В третий столбик таблицы впиши другое животное из этой же природной зоны.
Название животного | Природная зона | Напиши второе животное, которое обитает в этой природной зоне |
цикада | зона субтропиков | медуза |
белая куропатка | тундра | леминг |
сайгак | пустыня | корсак |
тюлень | арктическая пустыня | белый медведь |
суслик | степь | степная гадюка |
рысь | зона лесов | соболь |
В3. Прочитай название растения. Во второй столбик таблицы впиши название природной зоны, в которой можно встретить это растение. В третий столбик таблицы впиши другое растение из этой же природной зоны.
Растение | Природная зона | Напиши второе растение из этой природной зоне |
ковыль | степь | ирис |
карликовая ива | тундра | карликовая береза |
магнолия | зона субтропиков | кипарис |
кедровая сосна | зона лесов | осина |
лишайник | арктическая пустыня | полярный мак |
джузгун | пустыня | колосняк |
С1. Подумай и впиши в таблицу, какие горы, реки и озера находятся на территории твоего родного края; какие природные ископаемые добывают в твоем крае (области, республики и т.п.).
природная зона | |
горы | |
реки | |
озера | |
природные ископаемые |
С2. Какие экологические проблемы есть в твоем крае? Как можно решить эти экологические проблемы?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Критерии оценивания
Оценки:
«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» – верно выполнено 3/4 заданий.
«3» – верно выполнено 1/2 заданий.
«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.