Внеклассное мероприятие «Иван Андреевич Крылов»
ПрезентацияPPTX / 9.78 Мб
/data/files/k1703691341.pptx (Презентация)
Внеклассное мероприятие
Тема: Иван Андреевич Крылов
Цель: обобщить знания детей о баснях Крылова, расширить знания о писателе; развивать устную речь учащихся, фантазию, творческое воображение, навык выразительного чтения и чтения по ролям; воспитывать нравственные качества, навык коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей деятельности, интерес к литературе; выяснить актуальны ли басни Крылова и чему они учат.
Задачи: совершенствовать умения работать с книгой, самостоятельно добывать знания; развивать познавательный интерес, культуру устной и письменной речи, развивать навыки выразительного чтения; развивать творческие способности учащихся, развивать уверенность в своих силах, настойчивость; способствовать развитию чувства взаимопомощи, товарищеских отношений.
Тип: урок обобщения и систематизации знании
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор и экран, лист самоконтроля, кроссворд, костюмы и реквизит на инсценировку, мультфильм.
Предполагаемые результаты обучения:
Личностные УУД: интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте.
Познавательные УУД: обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.
Регулятивные УУД: менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.
Коммуникативные УУД: участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы.
Ход урока
Орг. момент
Прозвенел звонок весёлый
Мы начать урок готовы
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
Актуализация знаний
Сегодня на уроке мы с вами подведем итоги о творчестве И. А. Крылова. Итак, кто такой И. А. Крылов?
В городе Санкт-Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник.
Перед нами пожилой человек держит раскрытую книгу. Он сидит и, будто читает книгу вслух. На пьедестале вокруг старца с мудрыми глазами разместились барельефы с изображениями животных. Какая удивительная композиция.
- Чей образ увековечил скульптор? (И.А.Крылова)
А.С.Пушкин называл И.А. Крылова «истинно народным поэтом».
- Как вы думаете, почему? (за образами животных скрываются образы простых людей).
Первым баснописцем на Руси был Антиох Кантемир. Писали басни так же Ломоносов, Пушкин, Л. Толстой, Сергей Владимирович Михалков. Но самыми известными стали басни И.А. Крылова.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Сообщение темы урока и постановка цели
На нескольких уроках мы с вами знакомились с творчеством великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Мы узнали, что такое басня и, прочитав несколько басен, познакомились с их героями. Сегодня, заканчивая изучение этого раздела, нам надо ответить только на два последние вопроса: «Живут ли басни Крылова в наши дни? Могут ли они сегодня кого-либо научить правильным поступкам и поведению?»
Таким образом тема нашего урока «Жизнь сюжетов старых басен во времени».
У вас на партах лежит лист самооценки. Этот лист нужно подписать, а затем самостоятельно выставлять себе оценки после завершения каждого этапа. В конце урока вы мне его сдадите.
Основная часть
Шаг 1. Биография. (Условия, в которых рождались басни)
Иван Андреевич Крылов прожил нелегкую жизнь. С детства он видел трудности жизни простых людей. Ему не пришлось учиться, и только благодаря своему огромному стремлению к образованию и трудолюбию он стал высокообразованным человеком.
- Давайте вспомним, что мы знаем о жизни И.А. Крылова? (Ответы детей)
- Все верно. Итак….
(Лист самооценки: шаг 1.)
Шаг 2. Жанр басни.
Итак, И.А.Крылов писал басни. А что такое басня? Почему даже сегодня, в 21 веке, нам хочется вновь и вновь их перечитывать?
Чтобы ответить на этот вопрос, уберём лишние элементы из схемы на доске (работа).
Вывод: Басня – это занимательное короткое стихотворение или рассказ, часто построенное в виде диалога. Герои басни – животные, реже люди. Цель басни: помочь человеку исправить свои недостатки, посмеявшись над ними. Для этого в басне есть мораль, поучение.
- Почему же мы их любим читать и сегодня?
1. Они короткие, легко читаются и слушаются, они занимательные.
2. Указывая человеку, на недостатки, басни не обижают, а вызывают улыбку.
(Лист самооценки: шаг 2.)
Шаг 3. Герои басен.
- Кто является героями басен Крылова? (в основном, животные).
В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.
Представьте, что некоторые из них написали объявление, догадайтесь, кому из героев басен они могут принадлежать.
1. Ищу учебник по правильному использованию очков. Пишите крупнее, я плохо вижу. (Мартышка).
2. Молодая симпатичная особа, которая хорошо поёт, срочно снимет тёплую квартиру до весны. (Стрекоза).
3. Срочно ищу мастера, который откроет захлопнувшуюся клетку. Попрошу не смеяться. (Чиж).
4. Потеряла сыр, пока пела. Нашедшего, просьба вернуть на ель. (Ворона).
5. Куплю зеркало, которое не искажает изображение красивого лица. (Обезьяна).
6. Накануне громко лаяла, сорвала голос. Срочно куплю капли для горла. (Моська).
- Итак, если герои басен – животные, подумайте можно ли назвать И.А.Крылова писателем-анималистом и поставить его творчество в 1 ряд с творчеством В.Бианки, Е.Чарушина, М.Пришвина? (нет)
- Почему? (писатели-анималисты рассказывали подлинные истории из жизни животных, Крылов через животных описывает поступки людей).
- Как называется такой приём в литературе? (аллегория).
- Что такое аллегория? (иносказание).
Вывод: Во все времена, люди читая басни Крылова, узнавали в героях себя. Поэтому всегда были близки каждому человеку, и во времена Ивана Андреевича, и сейчас.
(Лист самооценки: шаг 3.)
Шаг 4. Сюжеты басен.
- Каких людей высмеивают басни Крылова? (хитрых, лживых, жадных, глупых).
Автор описывает такую ситуацию, в которой недостаток человека в образе какого-либо животного, проявляется особенно ярко. Давайте, посмотрим, как ему это удается.
Инсценировка «Мартышка и Очки»
- Прочтите мораль этой басни.
- Какой человек высмеивается в басне? (невежда)
- Какого человека мы называем невеждой? (необразованного) (слово НЕВЕЖДА надо отличать от НЕВЕЖИ – грубого человека)
- Встречаются ли невежды в наше время?
Чтение по ролям басни «Зеркало и Обезьяна»
- Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или в других? (в других; во-первых, мы их видим со стороны, а себя нет; во-вторых, сам себе человек всегда кажется хорошим).
- Чем похожи обезьяны из двух увиденных басен? (они обе стараются кого-то обвинить, но только не в себе находят причину).
- Можно ли сейчас встретить таких людей?
Просмотр басни «Ворона и Лисица»
- Почему в морали к этой басне Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (чаще всего человек понимает, что ему врут; приятно, когда о тебе говорят правдиво).
- Какие качества Лисы высмеивает басня? (льстивость, лицемерие).
- Какие качества Вороны? (глупость, доверчивость).
- Можно ли наблюдать лесть и лицемерие в нашей жизни?
Вывод: Сюжеты басен Крылова удивительно жизненны. Во все времена можно встретить людей глупых, невоспитанных, лживых, самолюбивых. А значит и басни И.А. Крылова им могут помочь стать лучше.
(Лист самооценки: шаг 4.)
5. Шаг 5. Афоризмы.
Многие выражения из басен стали крылатыми словами. Люди часто употребляют их в своей речи. Такие крылатые выражения называют афоризмами.
Угадайте, из какой басни крылатые выражения.
1. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя, кума, обратиться? (Зеркало и обезьяна).
2. Ты все пела? Это дело! Так поди же попляши? (Стрекоза и Муравей).
3. Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он кукушку? (Кукушка и Петух).
4. Вперед чужой беде не смейся, голубок? (Чиж и Голубь).
5. Ай, Моська, знать она сильна, коль лает на Слона? (Слон и Моська).
6. А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь? (Квартет).
В своей речи люди используют целые выражения из басен, помнят их наизусть.
(Лист самооценки: шаг 5.)
Самостоятельная работа
Предлагаю разгадать вам небольшой кроссворд.
6. Обобщение знаний.
- Какой же вывод можно сделать?
Вернемся к началу нашего урока. «Живут ли басни Крылова в наши дни? Могут ли они сегодня кого-либо научить правильным поступкам и поведению?».
- Да. Басни И.А.Крылова живут и в наше время. Они интересны, поучительны и любимы народом.
В подтверждение наших слов, послушайте историю, которая произошла в школе, в таком же классе, как у нас (текст).
К новогоднему празднику ребята решили нарисовать стенгазету. Они обсудили тему, идею газету, приготовили краски, цветную бумагу. Однако, когда все собрались, Лена захотела нарисовать большую ёлку, а Игорь предложил нарисовать Деда Мороза и Снегурочку. Пока ребята думали, Володя нарисовал карнавальные маски. Кате не понравились маски, но своих идей у неё не было. Разразился горячий спор.
На шум в класс пришла учительница. Она увидела разгорячённые лица ребят, разлитые краски. И только лист бумаги, приготовленный для газеты, остался пустым.
- Могла ли такая история случиться в нашем классе?
- Почему не получилась газета?
- Героев какой басни Крылова напоминают нам дети? (Лебедь, Щука и Рак).
- Вспомним мораль этой басни.
Кто виноват из них, кто прав, судить не нам. Да только воз и ныне там.
- Иван Андреевич отчасти сам хорошо читал свои басни, смешно изображал и подражал голосом и жестами тем, кого представлял. О своих произведениях он говорил так: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».
Его басни действительно очень точно подмечают недостатки людей и высмеивают их.
- Должны ли мы обижаться за это на них?
- Конечно, нет. Мы, наоборот, должны быть благодарны. Ведь эти басни делают нас лучше.