Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 56»
Из огня, да в полымя
Выполнил Руководитель
Кручинский Илья Дьячкова Татьяна Валерьевна
2 «В» класс классный руководитель 2 «В»
МАОУ «Гимназия № 56»
Ижевск, 2021
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………..……...3
§ 1 Титаник – символ эпохи…………………………………………………………….…....5
§ 2 Причины гибели корабля-гиганта.……………………………………………………....8
§ 3 Практическая работа – подтверждение гипотезы на практике………...………….…14
Заключение………………………………………………………………………………….….17
Список источников и литературы……………………………………………………….…....18
Введение
Загадки истории никогда не оставляли равнодушными людей. Многие из них до сих пор не разгаданы, часть поддаются разгадке, другие так и остаются тайной.
Одна из таких тайн – Титаник. Вокруг него ходит много мифов и легенд. А загадок ещё больше.
Однажды на канале AdMe я случайно нашёл и посмотрел документальный фильм «Правда о «Титанике». Я впервые узнал о том, что существовал такой корабль, что он совершил единственный рейс, который закончился страшной трагедией. Меня заинтересовала история «Титаника», я прочитал несколько книг о нем, посмотрел целую серию документальных фильмов и художественный фильм «Титаник» Джеймса Камерона.
Титаник – корабль загадка, корабль мечты, бросивший вызов высшим силам. Он был чудом кораблестроения и самым большим кораблем начала ХХ века.
Строители и владельцы этого гиганта пассажирского флота самонадеянно заявляли: «Сам Господь Бог не сможет потопить этот корабль». Тем не менее, спущенный на воду корабль ушел в свое первое плавание и не вернулся. Это была одна из крупнейших катастроф, навсегда вошедшая в историю мореплавания. Катастрофа, породившая большое количество мифов и легенд, версий и историй, ставшая основой для многочисленных литературных и кинематографических работ. История гибели «Титаника» не разгадана до сих пор.
Целью работы является изучение причин гибели великого корабля – лайнера Титаник.
Задачи:
- изучить литературу по данной теме;
- проанализировать основные версии крушения корабля;
- провести эксперимент по выяснению одной из версий гибели корабля;
- познакомить ребят с результатами эксперимента.
Объект исследования – причины гибели Титаника во время первого рейса 14 апреля 1912 года.
Предмет исследования – условия снижение прочности металла – как одна из причин крушения Титаника.
Актуальность: Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Методы исследования:
- методы сбора и обобщения информации;
- методы сравнительного анализа информации;
- метод эксперимента и моделирования.
ГИПОТЕЗА. Я предполагаю, что длительное воздействие высокой температуры способствует изменению свойств металла, в частности снижается его прочность.
§ 1 Титаник – символ эпохи
В начале ХХ века компанией «Уайт Стар Лайн» были построены «три богатыря» – корабли «Олимпик» (1910 г.), «Титаник» (1912 г.) и «Британик» (1914 г.). Все они оставили заметный след в мировой истории начала ХХ века и в истории мореплавания.
Самая величественная и самая трагическая история выпала на долю «Титаника».
«Титаник» был спроектирован конструкторами Александром Карлайном и Томасом Эндрюсом. Корабль длиной 268 м, высотой 53 м и шириной 28 м (20-этажное здание), массой 46000 т был построен в Белфасте (Северная Ирландия). Его постройка обошлась в 7,5 миллионов долларов.
«Титаник» был настолько большим, что матросам понадобилось 2 недели (14 дней), чтобы запомнить его конструкцию.
«Титаник» был заложен 31 марта 1909 г. на верфях судостроительной компании «Харланд энд Вольф» в Белфасте, Северная Ирландия. Строительство продолжалось 26 месяцев. Корабль строили 3000 человек.
31 мая 1911 г «Титаник» был спущен на воду и прошёл ходовые испытания. Непотопляемость корабля обеспечивали 15 водонепроницаемых переборок в трюме, создающих 16 условно водонепроницаемых отсеков; пространство между дном и настилом второго дна было разделено поперечными и продольными перегородками на 46 водонепроницаемых отсеков.
10 апреля 1912 г. «Титаник» отправился в первый и единственный свой рейс. Огромный лайнер покидал порт под всеобщее ликование. «Титаник» должен был пройти по маршруту из Европы (Англии, г. Саутгемптон) в Америку (г. Нью Йорк) через Атлантический океан.
Покинув Саутгемптон, «Титаник» сделал остановки в Шербуре (Франция) и Квинстауне (Ирландия). Затем он взял курс на Нью-Йорк. Корабль затонул в 640 километрах от Ньюфаундленда (Канада).
В первое путешествие на «Титанике» отправились 2225 человек: 1317 пассажиров и 908 членов экипажа.
Великолепие и роскошь «Титаника» поражали воображение. Судно было оснащено по последнему слову техники, а для пассажиров были созданы все условия, отапливались даже каюты третьего класса.
К услугам пассажиров на корабле были готовы турецкие бани, бассейн, спортивный (тренажерный) зал, парикмахерская, лифты, библиотеки, рестораны и лазарет с операционным отделением.
Первые дни путешествия прошли для корабля успешно, ничего не предвещало беды, в океане был полный штиль.
§ 2 Причины гибели корабля-гиганта
Ночью 14 апреля 1912 г. море сохраняло спокойствие, но кое-где в районе плавания, виднелись айсберги.
Они не смущали капитана Эдварда Джона Смита…
В 23 часа 40 минут с наблюдательного поста на мачте неожиданно послышался крик: «Прямо по курсу АЙСБЕРГ!»…
«Титаник» столкнулся с айсбергом особого типа – «черным айсбергом» –огромной глыбой льда, отломившаяся от ледника. Особенность «черного айсберга» заключается в том, что на поверхности видна только темная подводная сторона.
15 апреля 1912 г. в 02 часа 20 минут «Титаник» затонул, спустя 2 часа 40 минут после столкновения с айсбергом. Сначала в воду погрузился нос «Титаника». Вода поступала через якорные шлюзы. Затем корпус корабля разламывается и «Титаник» окончательно погружается в пучину.
Непотопляемый Титаник не сумел противостоять водной стихии и ушел на дно. Множество факторов обернулось в тот день против Титаника. Это было роковое невезение, погубившее корабль-исполин и более 1500 человек.
Через два часа после трагедии судно «Карпатия» подошло к месту гибели «Титаника». Оно приняло на борт 700 человек, уцелевших после кораблекрушения.
Почему утонул «Титаник»? Существует большое количество различных версий гибели Титаника от реалистичных до сказочных и фантастических.
Рассмотрим некоторые версии подробнее:
1) подмена «Титаника» кораблем-близнецом «Олимпик» для получения страховки.
Если верить историческим документам, 20 сентября 1911 года он столкнулся с одним из крейсеров Британского флота. Оба корабля были серьезно повреждены, однако страховая компания не посчитала нанесенный «Олимпику» ущерб значительным. Владельцы корабля решили пойти на мошенничество и намеренно отправили его в район с большим количеством глыб льда, чтобы повреждения стали более серьезными. «Олимпик» двигался очень быстро и столкновение привело к смерти тысяч людей.
Корабль «Олимпик» действительно был очень похож на «Титаник»
Эта теория сначала казалась очень правдоподобной. Дело в том, что после обнаружения останков затонувшего корабля, на нем не было никаких упоминаний названия «Титаник». Однако, впоследствии на затонувшем корабле обнаружили строительный номер «Титаника» — 401. А у «Олимпика» был номер 400. Несмотря на то, что теория была разрушена, некоторые люди до сих пор продолжают в нее верить.
2) пожар на «Титанике», ослабивший прочность металлических конструкций.
Двадцатого сентября 1987 г. французское телевидение поведало миру сенсационную новость: причиной гибели «Титаника», оказывается, стал пожар, вспыхнувший во время постройки корабля в трюме злополучного лайнера, который не могли потушить в течение 3 недель. В результате металлические конструкции корабля были повреждены. На корпусе корабля появилось пятно – 9 метров.
Владельцы судна знали о пожаре, но скрыли сей факт от пассажиров. Для того чтобы пассажиры ничего не заподозрили, в порту Саутгемптона корабль развернули другим бортом. Команде также было приказано молчать о пожаре.
Как утверждает Шеннон Молони, в результате воздействия огня обшивка корабля нагрелась до температуры около 1000 градусов по Цельсию, что сделало сталь, потерявшую до 75 % прочности, крайне ломкой.
По словам журналиста, когда на пятый день путешествия «Титаник» столкнулся с айсбергом, обшивка не выдержала, в борту возникла огромная пробоина. По этой причине при ударе об айсберг в носовых отсеках судна образовалось сразу шесть пробоин суммарной длиной около 90 метров. Со столь серьезными повреждениями система непотопляемости корабля не справилась. Поэтому айсберг нельзя считать единственным виновником катастрофы, унесшей 15 апреля 1912 года жизни более 1500 человек.
3) низкокачественная сталь с большой примесью серы.
На заре XX века британские сталевары пользовались мартеновскими печами, выдавая продукцию с относительно высоким содержанием фосфора, кислорода и серы, которые делают сталь гораздо более хрупкой при низких температурах. Сталь начала ХХ в. серьезно отличается от современной стали. Используемой в кораблестроении.
По мнению профессора металлургии Фила Лайли (США) «Безусловно, качество стали могло стать одной из причин трагедии. совершенно точно, это была плохая сталь. Но, возможно, лучшая из доступных в то время».
4) ошибка капитана, превысившего скорость – более 20 узлов.
В 1840 г. компанией «Кунард» был придуман приз для судов, установивших рекорд скорости: корабль, пересекающий Атлантический океан быстрее всех, получал в награду «Голубую ленту Атлантики».
На момент выхода «Титаника» из Саутгемптона «Голубой лентой» владела «Мавритания» – судно, принадлежавшее главному конкуренту «Уайт Стар». Завоевание «Голубой ленты» «Титаником» стало бы триумфом этой корпорации, позволяющим поправить ее пошатнувшееся положение.
Капитан Смит вел свой корабль прямо в скопище айсбергов – ему просто нужно было срезать путь и во что бы то ни стало добыть «Голубую ленту». Именно поэтому «Титаник» шел на всех парах и не снизил скорости даже после того, как получил с других судов несколько радиограмм-предупреждений о ледовой опасности. Пусть беспокоятся другие корабли – а «Титанику» страшиться нечего.
5) отсутствие биноклей у впередсмотрящего.
Дэвид Блэр был одним из моряков, которые должны были отправиться в первый рейс «Титаника», но почти в последний момент по непонятным причинам он был исключен из списка экипажа.
9 апреля 1912 года Дэвид покинул лайнер и случайно прихватил с собой ключ от шкафчика, в котором были бинокли. Долгое время Блэр хранил ключ у себя, а затем отдал его своей дочери, которая в 1980 году отнесла ключ Британскому и Международному обществу моряков. Позже этот предмет был выставлен на аукционе.
Впередсмотрящий Фред Флит, который в ту роковую ночь дежурил на вышке и первым сообщил о приближении айсберга, позже заявил следствию, что наличие у него бинокля могло бы предотвратить трагедию. По иронии судьбы, спустя 100 лет на могиле Фреда был обнаружен бинокль и записка со следующим содержанием:
«Дорогой Фред! Прости, что принес тебе бинокль на 100 лет позже, чем нужно, но ведь лучше поздно, чем никогда! Ты говорил, что если бы у тебя был бинокль, у тебя было бы больше времени, чтобы спасти «Титаник» от айсберга. Ну держи. С любовью, Фрэнсис».
К сожалению, следователям так и не удалось узнать, кто такой(ая) Фрэнсис. Стоит также отметить, что в 1965 году Фредерик Флит повесился. Многие сходятся во мнении, что причиной стало чувство вины за крушение «Титаника».
6) отсутствие необходимого количества шлюпок для эвакуации (вместо 60 шлюпок было только 20).
Чтобы вместить всех пассажиров на борту, Титанику необходимо было иметь около 60 спасательных шлюпок, но главный конструктор, Александр Карлайл, планировал оснастить корабль всего 48 лодками, но в итоге, это число было уменьшено до 20 шлюпок. Сделали это исключительно по эстетическим соображениям. Из-за 48 шлюпок палуба корабля выглядела слишком загроможденной. Удивительно, что такое крайне недостаточное количество спасательных шлюпок было признано законным, ведь на таком количестве лодок могла разместиться только 1/3 пассажиров корабля, но согласно законам того времени, количество лодок зависело не от количества пассажиров.
Капитан Э. Смит отменил тренировки по эвакуации пассажиров с «Титаника». Возможно, из-за этого, экипажу потребовалось полчаса, вместо стандартных 10 минут, чтобы спустить спасательные шлюпки. Некоторые люди обвиняют капитана Смита в том, что первая партия спасательных шлюпок была спущена наполовину пустыми. В лодках, рассчитанных на 65 человек, по факту находилось всего 27 пассажиров. Почему так получилось? Дело в том, что сначала, люди не хотели покидать корабль не понимая, что находятся в серьезной опасности.
7) отсутствие красных сигнальных ракет, означающих призывы о помощи. На «Титанике» были ракеты только белого цвета, поэтому судно, которое было недалеко от «Титаника» в момент его гибели, не восприняло всерьез запускаемые ракеты белого цвета. Посчитало, что на «Титанике» дают салют и не пришло ему на помощь.
8) попадание торпеды.
Еще одна теория гласит, что «Титаник» получил повреждения не из-за столкновения с айсбергом. Некоторые люди считают, что корпус корабля был поврежден торпедой, пущенной немецкой подводной лодкой. И этот выстрел якобы тоже был согласован с владельцами «Титаника». Считается, что нанесенный ущерб должен был решить некоторые проблемы со страховыми компаниями.
Есть мнение, что командиром подводной лодки был родственник одного из владельцев «Титаника». И именно поэтому он согласился провернуть аферу, которая явно могла привести к гибели людей. Однако, в эту теорию верит очень мало людей. А все потому, что никаких торпед поблизости останков корабля не было найдено. Да и удар торпеды вряд ли остался бы незамеченным как пассажирами, так и экипажем корабля.
9) проклятие фараонов.
О дним из пассажиров печально известного корабля был историк лорд Кэнтервиль. Есть информация, что он перевозил на «Титанике» мумию жительницы Древнего Египта. Так как она представляла большую историческую ценность, ящик с ней был помещен не в трюм, а возле капитанского мостика. Некоторые люди считают, что дух этой мумии овладел разумом капитана Эдварда Джона Смита. Несмотря на предупреждения о глыбах льда, он не сбавил скорость, что и стало причиной катастрофы. Десятки лет назад в эту теорию верили многие люди, потому что проклятия фараонов казались им реальными.
§ 3 Практическая работа – подтверждение гипотезы на практике
В ходе выполнения исследовательской работы были изучены различные источники, повествующие историю создания, единственного рейса и гибели «Титаника». Были выделены наиболее правдоподобные версии гибели корабля. Одна из версий была принята как гипотеза научного исследования – «Титаник» утонул, потому что столкновение с айсбергом пришлось на ослабленную после пожара часть корпуса корабля.
ГИПОТЕЗА. Я предполагаю, что длительное воздействие высокой температуры способствует снижению прочности металла.
Для подтверждения гипотезы были задействованы методы эксперимента и моделирования, направленные на демонстрацию условий снижения прочности металла под воздействием высоких температур (нагрев).
Инструментарий эксперимента:
1) металлические строительные пластины – 2 шт.
2) струбцина – 1 шт.
3) гантели весом 1 кг – 4 шт.
4) гантели весом 2 кг – 4 шт.
5) крюк металлический – 1 шт.
6) газовая плита.
В ходе эксперимента мы попробовали установить, как изменяются свойства металла под воздействием высоких температур. Нас интересовали в первую очередь такие свойства как жесткость металла на изгиб (подвешивание груза – какой вес выдержит строительная металлическая пластина) и прочность металла.
Прочные и надёжные в обычной жизни, под действием высокой температуры (больше 400ОС) металлы мгновенно теряют свою прочность и упругость. Для этого достаточно даже непродолжительного по времени нагрева (5–25 минут).
В домашних условиях проверить прочность металла можно разными способами. Например, на испытуемый образец металла с фиксированной высоты сбрасывают крепкий стальной шарик и определяют размер вмятины. Либо используют специальные приборы для определения прочности металла. Мы решили использовать другой способ. Если гипотеза верна, то металл после нагрева будет менее упругим и прочным. Следовательно, металлическая пластина после нагрева должна выдержать меньший груз без деформации, чем пластина, которую не нагревали.
Х од эксперимента
Этап 1 – установка струбцины на стол и подготовка гантелей в качестве груза;
Этап 2 – проверка прочности металлической строительной пластины на изгиб под действием груза (гантели). Пластина была закреплена на струбцине и с помощью металлического крючка на нее были подвешены гантели. При весе в 10 и более килограмм пластина сохранила свои свойства, не деформировалась;
Этап 3 – нагрев второй металлической строительной пластины. В ходе эксперимента был осуществлен нагрев одной из пластин, ее охлаждение, после чего проведена проверка ее прочности;
Э тап 4 – проверка прочности второй металлической строительной пластины на изгиб под действием груза (гантели) после нагрева. Пластина после нагрева также была закреплена на струбцине и с помощью металлического крючка на нее были подвешены гантели. При весе в 10 килограмм пластина согнулась (деформировалась);
Этап 5 – вывод по эксперименту. Таким образом, путём эксперимента, моя гипотеза подтвердилась. Под воздействием высокой температуры произошло снижение прочности металла.
Значит, версия о снижении прочности металла корпуса корабля после пожаре в строительном доке, имеет место быть.
Заключение
В ходе выполнения исследовательской работы были изучены различные источники, повествующие историю создания, единственного рейса и гибели «Титаника». Были выделены наиболее правдоподобные версии гибели корабля. Одна из версий была принята как гипотеза научного исследования – длительное воздействие высокой температуры способствуют снижению прочности металла, т.е. «Титаник» утонул, потому что столкновение с айсбергом пришлось на ослабленную после пожара часть корпуса корабля.
Для ее подтверждения был проведен эксперимент, по результатам которого гипотеза получила свое подтверждение.
Список литературы
1) Книга про Титаник для детей. URL: https://famleisure.ru/2018/07/05/titanik-mnogo-knig/.
2) Салли Оджерс. Титаник. – М.: ООО «Издательская Группа Аттикус», 2009. URL: http://images.google.com/images.
3) Титаник. – М.: Изд-во МАХАОН, 2014. – 32 с.
4) Широков А. Н. «Титаник». Рождение и гибель. – СПб: Изд-во «Вече», 2019. – 320 с.