Статья «Изучение вышивки мордовского и марийского народов как средство формирования эстетического вкуса у одаренных школьников»
ИЗУЧЕНИЕ ВЫШИВКИ МОРДОВСКОГО И МАРИЙСКОГО НАРОДОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ОДАРЁННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности вышивки марийцев и мордвы как проявление национальной культуры и традиций, определяющих самобытность декоративно-прикладного искусства. Автором предложен вариант практического урока по формированию эстетического вкуса современных одарённых школьников в процессе освоения технологии народной вышивки мордовского и марийского народов.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, народная вышивка, марийская вышивка, мордовская вышивка, эстетический вкус школьника.
Формирование эстетического вкуса - одна из задач эстетического воспитания одарённых школьников в процессе художественного образования. Эстетический вкус определяют как способность чувствования, понимания и оценки эстетических явлений, это единство и взаимодействие чувств и разума, основывающихся на определенных представлениях об искусстве и окружающем мире, вытекающее из соответствующего общественно-эстетического идеала. Эстетический вкус - это неврожденное качество личности, и его нельзя приравнивать к психофизиологическим инстинктам или к реакциям, это социальное качество индивида, формирующееся, как и многие другие качества, в процессе воспитания и образования личности.
Вопросы культуры и связанные с этим проблемы эстетического воспитания являются приоритетными для сферы образования и развития одарённости. На сегодняшний день существует ряд концепций, определяющих содержание и пути эстетического развития школьников на основе национальной культуры и народного искусства России. Это одно из основных положений, которое отражает взаимодействие единства и многообразия. Единство рассматривается с позиций научной концепции о народном искусстве как особом пласте художественного творчества предполагает усвоение личностью духовных и материальных ценностей, созданных народом [3, с. 3].
Вопросам формирования эстетического вкуса на основе интеграции этнокультурного потенциала предметов гуманитарного цикла посвящено исследование С.А. Кикеевой; формирования эстетического вкуса на примере творчества К.Г. Паустовского - исследование Г.В. Раицкой; развития эстетического вкуса студенческой молодежи на материале музыкально-исполнительских коллективов художественной самодеятельности - исследование В.И. Дряпики. Проблема формирования эстетического вкуса у школьников средствами декоративно-прикладного искусства освещена в работах В.С. Кузина, Е.В. Шорохова, Н.Н.Ростовцева, Б.Т. Лихачева, Т.Я. Шпикаловой. Вопросы развития эстетического вкуса средствами народного костюма раскрыты в исследованиях Е.В.Плотниковой; вопрос формирования эстетического вкуса средствами орнамента у Т.А. Ягуповой.
Народная вышивка — один из старейших видов декоративно-прикладного искусства, но и в наши дни этот вид творчества является актуальным. У каждого народа декорирование одежды вышивкой, ее цветовое решение, технические детали исполнения имеют свое оригинальное решение, отражают вкусы и идеалы, сформированные веками. В этом состоит ценность народной культуры. Народная вышивка дает нам возможность узнать о традициях и обычаях определенного народа, о его религиозных представлениях, о социальном устройстве и быте. Работы народных мастеров являются способом сообщения между различными национальностями и даже поколениями, это своеобразная попытка предков донести до потомков свои жизненные и художественные ценности.
Актуальность изучения и развития народной вышивки состоит в том, что она неразрывно связана с модой. Вышивка придает индивидуальность одежде, украшает ее. Народная вышивка является образцом для создания современных произведений декоративно-прикладного искусства. Возможно создание новых образов, предметов декора на основе народной вышивки на уроках технологии, изобразительного искусства или мастер-классах.
Вовлечение учащегося в активную художественно-творческую деятельность благотворно влияет на его творческое развитие. Занятия вышивкой являются эффективным средством развития творчества школьников и способствуют повышению уровня его художественной культуры. Не стоит забывать, что декоративно-прикладное искусство позволяет сохранить традиции, передавать особенности ремесла от старшего поколения к младшему, создаёт эстетическую полноценную среду, терапевтически воздействует на эмоционально-психологическое благополучие учащихся, а так же определяет творческий потенциал личности [2, с. 72].
В данной статье для изучения вышивки выбраны народы мари и мордва, так как вышивка этих народов представляет широкий простор для современной интерпретации.
Как и любая вышивка, мордовская народная вышивка имеет свои отличительные черты в искусстве народов России. Данные особенности выражаются в определенном наборе орнаментальных мотивов, построении композиции и технике вышивания. В XVIII-XX вв. вышивкой занимались во всех мордовских селах. Из века в век ее орнаменты усложнялись, иногда приобретая заимствования у соседних народов. Для различных предметов одежды готовили холсты разной плотности и переплетения нитей [1, с.108].
В орнаменте мордовской вышивки нашли разнообразное применение сетчатые узоры и сложные розетки, разработанные на основе многочисленных вариантов ромбов. Основными орнаментальными мотивами бордюров являются ромбы с продленными, удлиненными и загнутыми гранями, ромбы с тремя и большим количеством отростков на каждом ребре, часто используются более сложные мотивы из 2-4 ромбов (или их частей). Вариативность орнаментальных мотивов достигается за счет различных расстояний между ромбами, усложнения соединяющих их перемычек. В ромбовидных бордюрах активное участие в образовании новых элементов принимает фон. Орнаментальные мотивы бордюров нередко усложняются введением дополнительных элементов и перемычек, а также исключением отдельных элементов. В качестве самостоятельных элементов и мотивов в орнаменте мордовская вышивка широко использует негативные узоры [5, с.39].
В работе с вышивкой использовали многочисленные варианты, выбор которых зависел от особенностей узора или места вышивки на одежде. В основном использовался способ вышивания двусторонними глухими швами по счёту нитей полотна. Однотонные орнаментальные бордюры исполняли в технике набора или росписи, которая позволяла создать плоский контурный узор. Цветная вышивка сочетала в себе комплекс разнообразных приёмов шитья, включая счётную гладь по косой и кирпичиком, косую стёжку, звёздочку, фонарик, копеечку, рубчик, шов-полукрест. Некоторые из швов позже стали называть эрзянской звёздочкой, мордовским крестом. Широкое разнообразие швов обогащало фактуру вышивки. Узоры ковровой плотной вышивки выявлялись цветом и рельефом стежков. Для вышивания применялись шерстяные, реже - шёлковые и бумажные нитки преимущественно красно-кирпичного, чёрного или тёмно-синего цветов. Вышивка выполнялась без предварительного нанесения рисунка, по счёту ниток. Для вышивания использовался специальный крючок - кечказ. Эрзянки вышивали на лицевой стороне холста, а мокшанки в основном - с обратной стороны. Для эрзянской вышивки характерна большая декоративность и рельефность. Большие массивы вышивки выполнялись сплошным заполнением площади крупными орнаментальными фигурами. Колорит её довольно спокоен. Два основных цвета дополняются только двумя дополнительными: зелёным и жёлтым. Мокшанская вышивка ажурнее, сплошное заполнение площадей встречается реже. Колорит её более разнообразен. Наиболее характерным элементом орнамента является ромб с продлёнными сторонами. Довольно распространён у мордвы и мотив восьмиугольной звезды. Большая часть узоров располагается по косой сетке, но использовались также бордюры и розетки [5, с. 41].
За многие века вышивка приобрела особое место в жизни марийского народа. Вышивание было одним из развитых домашних ремесел марийцев, так как одежда связана с бытом народа, с его обычаями и традициями, вышивка, украшавшая ее, в какой-то мере отражает и этническую историю марийского народа. Именно поэтому вышивка не потеряла интерес для народа и сегодня. В каждом районе жители сохранили выполненные в прошлом и давно вышедшие из употребления вышитые предметы одежды. Одни хранят их как память о своих предках, другие используют их на национальных праздниках, при выступлениях профессиональных коллективов и фольклорно-этнографических ансамблей, на концертах и в современном дизайне одежды и предметов декора.
Отличительной чертой марийской вышивки является применение разнообразных видов техники исполнения узора. Вышивку выполняли на белом полотне тонко спряденными шерстяными нитками домашнего крашения или покупными хлопчатобумажными и шелковыми нитями. Узор выполняли без вспомогательных средств, по отсчету нитей основы ткани. Если вышивка была двухсторонней, то ее выполняли всегда с изнанки полотна, шов велся обычно слева направо [4, с.184].
Типичным для марийской вышивки является и колорит. В основном используются четыре цвета: красный (в различной тональности и насыщенности), зеленый, синий и черный. Доминирующим был красный - цвет огня или солнца, дающих жизнь всему живому на земле; дополнительные – зеленый, синий, желтый, оранжевый – вводились небольшими линиями и пятнами в основной фон вышивки, оживляя ее и придавая ей цветовое разнообразие. Характерная особенность марийской вышивки – четкое выделение узора при помощи окантовки контурной линией. В марийской вышивке не используются рисунки с округлыми очертаниями, все элементы орнамента вышиваются прямолинейно и геометризированно. Ромбы, квадрат, треугольники выполняются контурной вышивкой с заполнением косой стежкой или счетной гладью, существуют многочисленные варианты исполнения данной техники. Плотная вышивка дополняется мелкими ажурными узорами из зубцов, усиков, крючков и ответвлений, исполняемые росписью. Народные мастера использовали орнаменты, отличающиеся широким разнообразием отдельных узоров, в которых переплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными мотивами. Творчески продуманное соединение отдельных элементов складывалось из чередований отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали. По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого изделия, орнамент бывает: ленточным, сетчатым, центрическим или розеточным [6, с. 54].
Технические приемы исполнения (косая стежка, счетная гладь, набор, косая глади др.) определили стиль марийской вышивки так же, как и расположение самого орнаментального мотива и узора в марийской вышивке. Символ или орнаментальный знак (тамга), является специфической особенностью марийской вышивки. Каждой этнической группе соответствует своя орнаментация одежды, несмотря на то, что определенные схемы, представляющие локальные разновидности декора одежды, имеют общие признаки композиционных приемов, цветовой гаммы и техники исполнения. Орнаментальные композиции нашли конкретное выражение в зависимости от назначения и типа одежды, на которую их наносили. Орнаментация костюма подчинялась рамкам традиционных норм и стиля, но это не означало, что одежда была стереотипной и безликой даже внутри какой-то локальной группы. Ни одна вышивка, ни на одном элементе одежды у марийцев не повторялась, буквально каждая вышивальщица вносила в орнамент свои мотивы, свои представления о красоте, но она импровизировала в пределах определённых традиций [4, с.185].
Практические занятия по изобразительному искусству и технологии – один из путей к приобщению школьников к самостоятельному творческому поиску, а также формирования последовательного развития воображения и художественного вкуса учащихся. Возможны проведения занятий в следующих формах: лекционные занятия с целью развития познавательного интереса к истории данных народов, к появлению вышивания как вида декоративно-прикладного искусства; практические занятия, направленные на овладение приёмами народной вышивки; проекты, способствующие развитию творческого потенциала и творческой самостоятельности учащихся. На основе вышесказанного предлагаем следующий вариант практического урока.
Цель урока заключается в развитии эстетического вкуса учащихся на основе изучения вышивки марийского и мордовского народов.
В начале урока учитель знакомит учащихся с народной марийской и мордовской вышивкой. Учитель знакомит учеников с особенностями вышивки марийского и мордовского народов, показывает примеры вышивки в виде фотографий или реальных костюмов/тканей с образцами вышивки, рассказывает о быте, обычаях, верованиях, социальном устройстве данных народов. Можно дать заранее ученикам самостоятельно подготовить данный фрагмент урока в виде небольшого доклада, сообщения, презентации. Ученикам предлагается выполнить практическое задание - на основе данных примеров орнаментов марийской и мордовской народной вышивки придумать современный народный орнамент. Примеры народных орнаментов:
Рис.1 Мордовская вышивка
Рис.2 Марийская вышивка
При работе ученики могут использовать различные материалы: цветные карандаши, гуашь или акварель, пастельные мелки. Учитель во время выполнения практического задания помогает ученикам, советует, помогает выбрать материалы. В конце урока учитель подводит итоги, спрашивая у учеников, что нового они узнали, чему научились, что было для них интересным. Далее учащиеся представляют эскизы своих орнаментов учителю. Учитель оценивает работы учащихся, дает советы по доработке если необходимо. Возможно продолжение данной практической работы на следующем занятии. Практическая часть следующего занятия может включать доработку эскизов или/и вышивку современных орнаментов, придуманных учащимися.
Таким образом, изучение народной вышивки во всем ее многообразии служит отражением национального характера и является средством в формировании эстетического вкуса и понятий о прекрасном. Народная вышивка как одна из составляющих декоративно-прикладного искусства сохранила в себе культуру и традиции мордовского и марийского народов. С ее помощью учащиеся способны изучать художественные ценности народа и создавать уникальные произведения. В настоящее время в народной вышивке соединяются традиционные и современные творческие начала, что представляет широкий простор для развития и формирования эстетического вкуса у школьников.
ЛИТЕРАТУРА:
Балашов В.А., Мартьянов В.Н. Мордва // Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки / отв. ред. Р. Г. Кузеев. - М.: Наука, 1985. - 466 с.
Егошина С.Н. Развитие художественного творчества детей средствами вышивки // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. г.Москва. - М.: Буки-Веди, 2015. - С.70-79.
Кикеева С.А. Формирование эстетического вкуса у учащихся начальных классов этнокультурно ориентированной школы, 2005. - 169 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-esteticheskogo-vkusa-u-uchashchikhsya-nachalnykh-klassov-etnokulturno-orientiro (дата обращения 15.08.2019)
Майкова Л.Е. Основы художественных промыслов народа мари. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2009. - 374 с.
Мартьянов В.Н. Мордовская народная вышивка. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 1991. - 189 с.
Степанова И.А. Маритяр: Встречи с марийской вышивкой. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2005. - 241 с.