Методическая разработка практического занятия «Изучение высшей нервной деятельности» (По дисциплине: Анатомия и физиология человека)

1
0
Материал опубликован 23 October 2023

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кущёвский медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края










ИЗУЧЕНИЕ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Методическая разработка практического занятия







По дисциплине: Анатомия и физиология человека

Специальность: 31.02.01 - Лечебное дело

курс - I; семестр - II












ст-ца Кущёвская

2023 г.





Цели занятия



1. Обучающие: углубить и закрепить теоретические знания студентов по теме

После работы на занятии студент должен


знать:

- структуры, осуществляющие психическую деятельность;

- физиологические свойства коры;

- условный рефлекс, виды, торможение условного рефлекса;

- формирование динамического стереотипа;

- I и II сигнальные системы;

- типы высшей нервной деятельности;

- формы психической деятельности;

- физиологические основы памяти, речи, сознания;

- современные методы функциональной диагностики состояния высшей

нервной деятельности;

- значение для диагностики, организации лечебных и профилактических

мероприятий, при выполнении простых медицинских услуг;

- строение человеческого тела и функциональные системы человека, их

регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой


уметь:

- демонстрировать на слайдах , плакатах изучаемых структур с

применением латинской терминологии;

- применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека

при оказании медицинской помощи


Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать общими компетенциями,включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения
в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.


ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:


Проведение профилактических мероприятий.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.


Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.


Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.




1.1. Развивающие:

- развивать логическое мышление и умение применять знания в определенных

ситуациях;

- развивать интерес к будущей профессии;

- способствовать расширению кругозора, побуждая использовать муляжи,

планшеты, слайды


1.2. Воспитательные:

- формировать навыки самостоятельной работы в кабинете анатомии с

муляжами, планшетами, таблицами;

- прививать милосердие, любовь к выбранной профессии медицинских

работников;

- формировать у студентов умение общаться с пациентами при заболеваниях

нервной системы


1.3. Методическая цель:

- обосновать методически приёмы, формы и методы проведения занятия;

- оказать помощь преподавателю в повышении эффективности

учебно-воспитательного процесса


2. Формы и методы организации учебного процесса


2.1. Тип занятия –формирование знаний, умений, навыков

2.2. Вид занятия – практическое


1.2. Методы организации и осуществления учебно-познавательной

деятельности


Перцептивные методы:

- словесные - объяснения, беседы

- наглядные – демонстрация

- практические - устные и письменные упражнения


1.2.2. Методы, определяющие логику обучения

- дедуктивный

- аналитико-синтетический


1.2.3. Гностические методы:

- репродуктивный


2.2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной

деятельности студентов


2.2.1. Методы формирования интереса к учению:

- опора на ранее полученный жизненный опыт

- ситуация занимательности


Методы развития долга и ответственности в учении:

- метод упражнения и приучение к выяснению требований

- метод сознания благоприятного обучения

- метод убеждения студентов в общественной и личной значимости

учения


2.3. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной

деятельности

- устный

- письменные


3. Продолжительность занятия – 90 минут


4. Место проведения: лаборатория анатомии и физиологии





























Мотивация темы


В течение многих веков люди задумывались над удивительной приспособленностью поведения животных и условиям обитания. В 1863 году вышла книга И.М. Сеченова "Рефлексы головного мозга", объяснявшая эти явления. В этой работе впервые в истории естествознания поведение и "душевная" - психическая деятельность человека была объяснена рефлекторным принципом работы нервной системы. "Все без исключения психические акты… развиваются путем рефлекса", - писал И.М. Сеченов. Он утверждал, что рефлексы головного мозга включают три звена: первое - возбуждение вв мозге, на их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т.д.); третье - движения и действия человека, т.е. его поведение. Все эти звенья взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

Продолжателем передовых идей И.М. Сеченова, был - И.П. Павлов. Главной целью его работ, были - выяснение нервной регуляции работы органов, логическим завершением чего было, - изучение функций коры больших полушарий головного мозга. И.П. Павлов - основоположник общей теории высшей нервной деятельности. Под высшей нервной деятельностью И.П. Павлов (понимал)"деятельность, обеспечивающую нормальные сложные отношения целого организма к внешнему миру." Им были выделены и изучены составные части, или (компоненты) высшей нервной деятельности, на основе которых строится любое, даже самое сложное поведение человека. Такими компонентами И.П. Павлов считал наследственные - безусловные рефлексы, и приобретенные в процессе жизни - условные рефлексы. И.П. Павлов показал, что мозг работает по принципу временных связей. Он раскрыл постоянную смену процессов возбуждения и торможения в коре. Эти процессы создают слаженность, внутренний ритм жизни мозга. Жизнь мозга - это яркая мозаика сигналов.















Литература для преподавателя


Основная:

Смольянникова Н.В.., Анатомия и физиология, М., «ГЭОТАР-Медиа»,

2020 г.


Дополнительная:

Липченко В.Я. Атлас нормальной анатомии человека М., «Медицина»,

2020 г.

Сапин М.Р., Анатомия человека, М., Медицина., 1993 г.


Литература для студентов


Основная:

Смольянникова Н.В.., Анатомия и физиология, М., «ГЭОТАР-Медиа»,

2020 г.


Дополнительная:

Липченко В.Я. Атлас нормальной анатомии человека М., «Медицина»,

2020 г.
























Карта внутридисциплинарных связей


Тема

по программе

Вопросы

изученные


Связь изученного

и изучаемого



1. Основы гистологии:

Эпителиальная, мышечная, соединительная, нервные ткани


Изучение соединительной нервной ткани

Строение нейрона



2. Кости и топография черепа. Виды соединения костей черепа


Изучение строения

костей черепа.

Изучение соединения

костей черепа

Топография стволовой части головного мозга



3. Артерии большого круга кровообращения

Изучение артерий большого круга кровообращения, артерии головы,

верхних конечностей


Кровоснабжение головного мозга


4. Железы внутренней секреции


Изучение желёз

внутренней секреции

Топография гипофиза, эпифиза






















Карта междисциплинарных связей


Предмет

Тема

Обеспечивающие


Основы латинского языка с медицинской терминологией

Клиническая терминология

Обеспечиваемые


ПМ.02 Лечебная деятельность

Лечение пациентов терапевтического профиля

Лечение пациентов гериатрического профиля.

Лечебные мероприятия при ВИЧ инфекциях.

Оказание неотложной помощи при гипертоническом кризе


ПМ.02 Лечебная деятельность

Лечение пациентов хирургического профиля


Принципы лечения заболевания головы и шеи

ПМ.02 Оказание акушерско-гинекологической помощи

Акушерские операции.

Помощь при осложнениях послеоперационного периода


ПМ.02 Лечебная деятельность

Лечение пациентов детского возраста


Диагностика дифтерии, коклюша, полиомиелита, менингококковой инфекции


ПМ.02 Лечебная деятельность

Лечение пациентов неврологического профиля

Лечение психических заболеваний.

Лечение заболеваний нервной системы

ПМ.03 Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе


Неотложная помощь при терминальных состояниях


Карта наглядных пособий


Вид


Название



Ноутбук

Презентация:

«Изучение строения и физиологии конечного мозга»



Муляжи

Скелет черепа (кости)

Головной мозг


Хронокарта практического занятия


п\п

Наименование

Время

в минутах

1.

Организационная часть

Мотивация темы. Цели занятия.


2

2.

Определение исходного уровня знаний

Экспресс – опрос (тест – контроль)


9

3.

Вводный инструктаж

1


4.

Самостоятельная работа студентов

63


5.

Итоговый контроль

Решение ситуационных задач


12

6.

Подведение итогов занятия

2


7.

Задание на дом

1


8.

Итого:

90




























Методы отработки основных пунктов плана практического занятия


п/п

Содержание для преподавателя

Действия

студентов

Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Преподаватель проверяет готовность аудитории к работе, отмечает отсутствующих на занятии




Дежурные

сообщают сведения об отсутствующих, раздают методические указания студентам




С целью настроить студентов на рабочий ритм, воспитания пунктуальности

2.

Мотивация и цели занятия

Преподаватель сообщает тему занятия, подчеркивает актуальность и значимость изучаемой темы. Формирует учебные цели и задачи занятия



Студенты внимательно слушают



С целью повышенного интереса изученной темы.

Направить учебно-познавательную деятельность студентов на выполнение

поставленных целей


3.

Определение исходного уровня знаний

Экспресс-опрос

(тест – контроль)

Преподаватель четко задает вопрос, фиксирует ответы студентов



Студенты внимательно слушают вопросы, дают лаконичные ответы, исправляют ошибки отвечающего





Определить степень подготовки студентов к занятию. Выявить слабо подготовленных студентов

4.

Преподаватель проводит вводный инструктаж, Объясняет ход самостоятельной работы


Студенты

внимательно слушают

Для обеспечения целенаправленной работы студентов


5.

Самостоятельная работа

Преподаватель предлагает ознакомиться с методическими указаниями.

В ходе выполнения самостоятельной работы преподаватель следит за проведением и проводит контроль




Студенты внимательно слушают, формируют подгруппы и работают по методическим указаниям, уясняют порядок отработки заданий. Лидеры контролируют ответы студентов, исправляют ошибки



С целью настроя на выполнение задания. Активизации познава-тельной деятельности студентов, углубление и закрепление знаний. Отработка практических навыков и умений. Формирование личной ответственности за качество выполняемой работы


6.

Итоговый контроль знаний

Преподаватель предлагает решить ситуационные задачи. Регламентирует время работы



Студенты внимательно слушают и выполняют задания по инструкции. Проверка взаимоконтроль




С целью закрепления знаний, умений анализировать полученные знание


7.

Подведение итогов

Преподаватель стимулируя оценки на всех этапах занятия, учитывая содержание ответов, замечания, дополнения, подводит итоги занятия



Студенты внимательно слушают подведение итогов


Оценка знаний побуждает студентов развивать творческую инициативу, более тщательно готовиться к занятию


8.

Задание на дом

Преподаватель называет тему следующего занятия, акцентирует внимание на главные вопросы темы. Называет рекомендуемую литературу с указанием страниц



Студенты записывают источник информации с указанием страниц



С целью исполни-тельного и добро-совестного отношения к своим обязанностям









Определение исходного уровня знаний

Тест контроль


1. Зона кожной чувствительности локализована

а) в передний центральной извилине

б) в затылочной доле

в) в задней центральной извилине

г) в височной доле

2. Зрительная зона локализована

а) в передней центральной извилине

б) в затылочной зоне

в) в задней центральной извилине

г) в теменной доле

3. Отделами центральной нервной системы являются

а) черепные нервы

б) симпатические стволы

в) спинномозговые ганглии

г) продолговатый мозг

4. Функциональное значение гипоталамуса

а) регуляция сложных автоматизированных двигательных актов

б) вегетативный подкорковый центр

в) ориентировочный зрительный рефлекс

г) ориентировочный слуховой рефлекс

5. Двигательная зона локализована в извилине коры конечного мозга

а) верхней височной

б) задней центральной

в) передней центральной

г) нижней лобной

6. К структурам конечного мозга относятся

а) четверохолмие

б) мозжечок

в) таламус

г) базальные ядра

7. К оболочкам головного мозга относятся

а) субдуральная

б) субарохноидальная

в) эпидуральная

г) мягкая

8. В конечном отделе головного мозга находятся

а) боковые желудочки

б) третий желудочек

в) сальвиев водопровод

г) четвёртый желудочек

9. Функциональное назначение базальных ядер головного мозга

а) регуляция сложных автоматизированных двигательных актов

б) вегетативный подкорковый центр

в) ориентировочный зрительный рефлекс

г) ориентировочный слуховой рефлекс

10. Слуховая зона локализована в извилине коры конечного мозга

а) верхней височной

б) задней центральной

в) передней центральной

г) нижней лобной

11. Предцентральная извилина локализуется

а) в лобной доле

б) в височной доле

в) в затылочной доле

г) в теменной доле

12. Постцентральная извилина локализуется

а) в затылочной доле

б) в височной доле

в) в лобной доле

г) в теменной доле

13. Камиссуральные волокна конечного мозга соединяют

а) части одного полушария

б) части двух полушарий

в) конечный мозг со спинным мозгом

г) ганглии между собой

14. Проекционные волокна конечного мозга соединяют

а) части одного полушария

б) части двух полушарий

в) конечный мозг со спинным мозгом

г) ганглии между собой

15. Ассоциотивные волокна конечного мозга соединяют

а) части одного полушария

б) части двух полушарий

в) конечный мозг со спинным мозгом

г) ганглии между собой

16. Дыхательный центр локализуется

а) в промежуточном мозге

б) в среднем мозге

в) в продолговатом мозге

г) в заднем мозге

17. Сосудодвигательный центр локализуется

а) в промежуточном мозге

б) в среднем мозге

в) в продолговатом мозге

г) в заднем мозге


18. К структурам промежуточного мозга относят

а) четверохолмие

б) мост

в) гипоталамус

г) пирамиды

19. К структурам продолговатого мозга относятся

а) четверохолмие

б) мост

в) гипоталамус

г) пирамиды

20. К структурам заднего мозга относятся

а) четверохолмие

б) мост

в) гипоталамус

г) пирамиды




Эталоны ответов к тестам итогового контроля


Тема: «Изучение высшей нервной деятельности»


эталон ответов

1-в 11-а

2-б 12-г

3-г 13-б

4-б 14-в

5-в 15-а

6-г 16-в

7-г 17-в

8-а 18-в

9-а 19-г

10-а 20-б



Существенных операций - 20

Критерии оценки


Ошибки

0 - 2

3 - 4

5 - 6

7 и более

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»



















Самостоятельная работа студентов


Задание № 1

Используя муляжи, планшеты изучить конечный мозг:

- латинское название;

- внешнее строение;

- топография;

- белое вещество


Задание № 2

Используя муляжи, планшеты изучить конечный мозг:

- базальные ядра их значение;

- проекционные зоны коры головного мозга;

- лимбическая система, структуры, расположение, функции;

- желудочки конечного мозга


Задание № 3

- решить ситуационные задачи























Ситуационные задачи

Тема: «Изучение строения и физиологии конечного мозга»


Задача № 1

У собаки два месяца тому назад удален мозжечок. Какие симптомы нарушения двигательной функции вы можете обнаружить у этого животного? Дайте им характеристику.


Задача № 2

Могут ли вызывать слепоту повреждения зрительных центров (верхних бугров четверохолмия среднего мозга)?


Задача № 3

Почему продолговатый мозг, несмотря на малые размеры (длина его составляет в среднем 25-30 мм, масса около 7 гр.) является жизненно важным отделом ЦНС и при его частичном или полном повреждении (разрушении) наступает гибель организма от остановки дыхания и кровообращения?


Задача № 4

Продолговатый мозг является жизненно важным отделом ЦНС потому, что в его сером веществе расположены ядра центров, регулирующих деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем и других вегетативных функций организма. Именно наличие здесь сердечно-сосудистого и дыхательного центров объясняет тот факт, что нормальное функционирование этого отдела ЦНС является жизненно необходимым. В то время как повреждение других отделов ЦНС может протекать бессимптомно (вследствие больших компенсаторных возможностей мозга), малейшее повреждение (травма, сдавление опухолью, отек, кровоизлияние) этой области, как правило, немедленно приводит к тяжелым нарушениям.













Эталон ответов на ситуационные задачи

Тема: «Изучение строения и физиологии конечного мозга»


Задача № 1

После удаления мозжечка наблюдается атония, астения, атаксия, астазия.

Атония – исчезновение или ослабление мышечного тонуса.

Астения – снижение силы мышечных сокращений.

Астазия – потеря способностей к слитным тетаническим сокращениям.

Атаксия – недостаточная координированность и контролируемость движений.


Задача № 2

Нет, не могут, так как зрительные бугры четверохолмия - это только центры ориентировочных рефлексов.


Задача № 3

Продолговатый мозг является жизненно важным отделом ЦНС потому, что в его сером веществе расположены ядра центров, регулирующих деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем и других вегетативных функций организма. Именно наличие здесь сердечно-сосудистого и дыхательного центров объясняет тот факт, что нормальное функционирование этого отдела ЦНС является жизненно необходимым. В то время как повреждение других отделов ЦНС может протекать бессимптомно (вследствие больших компенсаторных возможностей мозга), малейшее повреждение (травма, сдавление опухолью, отек, кровоизлияние) этой области, как правило, немедленно приводит к тяжелым нарушениям.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации