Как помочь ребёнку развить самомотивацию?
Психологи называют самомотивацию бесценным навыком. Самомотивация — это внутренний толчок к достижению целей, к выполнению задач без участия других. Когда человек делает что-то, потому что действительно этого хочет. Родители могут помочь детям развить данный навык.
Признаки немотивированного ребёнка
Определить отсутствие мотивации можно по следующим признакам:
- плохая успеваемость;
- придумывание предлогов, чтобы прогулять школу;
- трудности с выполнением домашнего задания;
- изменение в поведении или настроении, особенно в школе.
Аналогичное поведение может быть вызвано проблемами со сверстниками или учителями, эмоциональным выгоранием или СДВГ. Поэтому, прежде чем использовать приведенные ниже советы по обучению самомотивации, следует исключить другие проблемы.
7 СОВЕТОВ ПО РАЗВИТИЮ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ
1. Ставьте цели вместе с ребёнком
Важно прорабатывать не только краткосрочные, но и долгосрочные цели. Составьте вместе с ребёнком список всех его целей. Затем разбейте их на ежедневные, еженедельные, ежемесячные и годовые. Это могут быть домашние задания и другие образовательные цели, спортивные или социальные цели.
Далее обсудите каждую цель. Как её можно достичь? Какие шаги необходимо предпринять ребёнку? Какая помощь может понадобиться от взрослых? Крупные цели стоит разбить на этапы.
На первых порах проработка целей может показаться утомительным процессом. Ребёнку понадобится помощь взрослого. Вскоре он поймёт, как ставить цели, разбивать её на выполнимые шаги и достигать задуманного.
2. Поощряйте любопытство ребёнка
Многие цели, поставленные перед детьми, могут быть не очень привлекательными. Кто захочет готовиться к контрольным работам и делать регулярно уборку в своей комнате? Поэтому добавляйте в список и личные цели, соответствующие его интересам. Например, достижение следующего уровня в видеоигре или прочтение любимой серии книг. Практикуя самомотивацию при выполнении заданий, которые ему нравятся, он освоит навыки необходимые и для выполнения менее увлекательных заданий.
3. Используйте положительное подкрепление
Доброе слово мотивирует гораздо сильнее, чем критика. Особенно, когда дети пытаются достичь действительно сложной цели.
Хитрость заключается в том, чтобы положительное подкрепление приходило после того, как ребёнок сформулировал план и выполнил какую-то его часть. Важно признать всю его работу, а не только результат. При этом важно не переусердствовать с похвалой. В противном случае дети будут добиваться своих целей только для того, чтобы получать позитивное внимание родителей.
4. Предоставьте самостоятельность
С возрастом ребёнок понимает, что все его действия имеют последствия. Многие уже на своём опыте научились не прикасаться к горячей плите, быть осторожнее с ножом или иголкой. Свои последствия имеют и другие действия. Например, взаимодействие со сверстниками имеет социальные последствия, плохая учёба и игнорирование домашних заданий влечёт за собой академические последствия.
Последствия не так уж плохи – они просто результат выбора и определённых действий ребёнка. Когда это безопасно и уместно, необходимо позволять ребёнку испытать естественные последствия своих действий и извлечь из них уроки. Это не только повысит их мотивацию делать лучший выбор, но и поможет развить их чувство ответственности.
5. Поддерживайте интересы ребёнка
Когда ребёнок ставит перед собой цели заниматься любимым делом, проявите интерес. Возможно, увлечения ребёнка покажутся вам опасными (трюки на самокате) или бесполезными (курс по редактированию фото или плетение косичек). Не умаляйте его выбор. Чаще задавайте вопросы и обсуждайте увлечения, будьте в курсе его успехов и неудач. Даже если взрослый не разделяет увлечений ребёнка, он не должен этого показывать. Любая достигнутая цель доставляет больше удовольствия, когда рядом есть кто-то, кто поддержит и порадуется.
6. Укрепляйте уверенность в себе
Каждая цель, которую ребёнок отметит галочкой в своём списке как выполненную, повысит его самооценку. Для детей, которые испытывают трудности с уверенностью в себе, лучше всего начинать с небольших заданий. Каждая следующая маленькая победа поможет обрести уверенность, необходимую для решения более серьёзных задач.
Установка на рост даётся нелегко, особенно молодым перфекционистам. Но при небольшой дополнительной работе, разумной постановке целей и родительской поддержке ребёнок обретёт уверенность в своих силах.
7. Напоминайте, что неудача — это не такая уж большая проблема
Самомотивация — это новый навык. Это как научится читать или ездить на велосипеде: потребуется время и практика.
Важно набраться терпения и напоминать детям, что даже если они потерпят неудачу и упустят некоторые из своих целей, они всё равно получат определённый опыт. Важно не сдаваться, пробовать снова и снова, пока у них не получится.
Почему важно прививать установку на рост с детства?
Помогая ребёнку развить навыки самосовершенствования в самом раннем возрасте, родители оказывают непосредственное влияние на его успех в настоящем и будущем. Установка на рост помогает ребёнку осознать, что всё возможно при достаточной самоотдаче и упорной работе.
Какие ошибки допускают родители при обучении ребёнка самомотивации?
1. Нереалистичные ожидания
Не стоит надеяться, что ребёнок овладеет тем или иным навыком, знаниями за один день, за один урок, за одну попытку. Подумайте, как помочь ему добиться поставленной цели постепенно, шаг за шагом.
2. Акцент на прошлых результатах
Нельзя зацикливаться на прошлых неудачах. В то же время, сегодняшняя победа не означает, что дети будут добиваться успеха каждый день.
3. Критика и разочарование в качестве мотивации
Детям важно понимать, что они отлично справляются с работой, даже если у них не всегда всё получается. Чаще говорите, что вы гордитесь им за его старания, а не только за результат.
4. Отсутствие выбора
Предоставляйте ребёнку выбор и уважайте этот выбор всякий раз, когда это уместно и безопасно.
5. Полагаться на внешние мотиваторы
Избегайте использования призов и других поощрений в качестве мотивации. Да, это сработает в краткосрочной перспективе, но может превратиться в единственную причину, по которой ребёнок будет добиваться цели в будущем.