Как появляются снежинки (исследовательская работа)
КРАСНОЯРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ДЕТСКО-МОЛОДЕЖНАЯ
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 16»
Как появляются снежинки
(исследовательская работа)
Городская научно-практическая конференция
Выполнил:
уч-ся 4 класса МБОУ «СШ № 16»
г. Ачинска Красноярского края
Боровцова Дарья Алексеевна
Руководитель:
учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 16» Ефименко Нина Владимировна
АЧИНСК 2015
Оглавление
Введение ……………………………………… с. 4
I. Что мы знаем о снежинках ………………….с. 5
1.1. Мои наблюдения
1.2. Как образуются снежинки
II . Анкетирование ………………………………с. 8
III. Эксперимент………………………………... с. 9
IV. Заключение ……………………………….. ..с. 10
Литература ………………………………………с. 11
Приложение……………………………………..с. 12
Аннотация
Боровцова Дарья Алексеевна
г. Ачинск Красноярский край, МБОУ СШ №16, 4 класс
«Как появляются снежинки»
Руководитель: Ефименко Нина Владимировна, учитель начальных классов
Цель исследовательской работы: узнать, почему форма каждой снежники индивидуальна и неповторима. Методы проведенных исследований: анализ литературы, анкетирование, эксперимент. Основные результаты научного исследования: перечень условий, от которых зависит индивидуальная форма снежинки.
Введение
Зима – одно из красивейших времён года. Я очень люблю, когда много пушистого белого снега. А ещё мне нравится наблюдать за тем, как он идёт. Снег - это множество снежинок. Однажды снежинка опустилась на мою ладошку, но прежде, чем она успела растаять, мне удалось разглядеть её. Я с интересом стала наблюдать за остальными и с удивлением заметила, что среди них нет одинаковых по форме, размеру. Они все отличаются друг от друга! И еще я успела заметить, что у каждой по шесть лучиков. Вот это чудо! Мне захотелось узнать о нем больше. Тема моего исследования - «Как появляются снежинки».
Перед собой я поставила цель выяснить, почему форма каждой снежники индивидуальна и неповторима.
Начиная работать над темой, я поставила перед собой следующие задачи:
Собрать информацию о том, как появляются снежинки.
Выяснить условия, которые влияют на форму снежинок.
Описать процесс появления снежинок.
Гипотеза: возможно, в природе встречаются одинаковые снежинки.
Методы исследования
Я использовала следующие методы:
- Сбор и обработка информации
- Наблюдение
- Анкетирование
- Эксперимент
- Анализ полученных данных
План исследования
Собрать информацию.
Провести анкетирование
Провести эксперимент.
Сделать выводы.
I. Что мы знаем о снежинках
1.1. Мои наблюдения
У снежинки множество своих секретов. Если взять снег в кулачок, то они начинают таять от тепла ладошек и слипаются в снежок, а ударяясь о землю, рассыпаются на мелкие комочки. Из своих наблюдений за снежинками я сделала вывод: даже невооруженным взглядом рассматривая снежинки, можно заметить, что ни одна из них не повторяет другую. Не бывает пятиугольных или семиугольных снежинок, все они имеют строго шестиугольную форму.
2.2. Как образуются снежинки
В некоторых тёплых регионах планеты (например, в Африке) такое явление, как снег, отсутствует или бывает только один раз в несколько лет. Как же им не повезло…
В России снег устанавливается на большей части страны. И с приходом холодов мы с нетерпением ждем первого снега. Но кто же тот волшебник, который одаривает нас этой красотой?! А может все очень просто? И действительно. Никто не выдавливает снежинки из облаков, а там они и рождаются. Сначала образуется ядрышко-кристаллик из пара, на ней образуется пластинка шестиугольная, при полете на пластинке вырастают иголочки-лучики. Лучики в полете увеличиваются и превращаются в красивые звездочки – снежинки.
ядрышко
шестиугольная пластинка
вырастают иголочки – лучики
звездочка - снежинка
Снежинка шестиконечная, и это верно. И главное, что все концы снежинки одинаковой формы. Чудеса. Но оказывается, что чудес никаких и нет. Просто главный кристалл воды в плоскости имеет форму шестиугольника. На самых верхних точках этого правильного шестиугольного кристалла осаждаются новые и новые кристаллы, образуя шестиконечную снежинку.
Поскольку каждая снежинка живет своей жизнью и внешние условия у них у всех хотя бы минимально, но отличаются, то все снежинки разные.
Снежинки бывают самой разнообразной формы: звездочки, пластинки, столбики, иглы, градинки, пушинки. Это зависит от температуры, в которой она образуется. Если снежинка формируется в высоком облаке, то она становится похожей на подвески люстры, если она формируется от минус 3 до 0 градусов, то образуются плоские шестиугольники; от -5 до -3 °С становятся как игольчатые кристаллы; от -8 до -5 °С тут уже образуются столбики-призмы; от -12 до -8°С вновь появляются плоские шестиугольники; от -16 до -12 °С возникают первые звездчатые снежинки. Пока снежинка падает, то может менять свою форму Если снежинка падает и в это время вращается, то её форма идеально симметрична, если же она падает боком или иначе, то форма будет несимметричной. Еще одна причина это наличие или отсутствие ветра. Если дует теплый ветерок снежинки подтаивают и сцепляются в хлопья при полете. В более теплую и безветренную погоду снежинки красивее и больше в размере, в морозную они все однообразные и неинтересные в виде пластинки, без лучиков.
Как мы уже знаем, снег – это замерзшая вода. Почему же тогда снег белый, он ведь должен быть бесцветным. Белый цвет оттого, что плоскости снежинки, являющиеся кристалликами льда, отражают свет, поэтому снег и кажется нам белым. Белый цвет происходит от заключённого в снежинке воздуха. Снежинки состоят на 95% из воздуха, поэтому снежинка имеет сравнительно медленную скорость падения (0,9 км/ч). Хоть мы и думаем, что снег чистый и белый, но на самом деле большинство снежинок формируются вокруг мелких пылинок, малейших частей грунта, поднятых ветром вверх. Одна снежинка может содержать до сотни отдельных снежных кристаллов.
II. Анкетирование
У ребят своего класса, я решила узнать, что они знают о снежинках. Для анкетирования я взяла следующие вопросы:
1. Наблюдал (а) ли ты когда-нибудь за снежинками?
2. Удалось ли тебе рассмотреть снежинку, прежде чем она растаяла?
3. Какие снежинки крупнее, в мороз или в более теплую погоду?
4. На что они похожи?
По результатам анкетирования сделала вывод, что все мои одноклассники наблюдали за снежинками, но не все знают, что снежинка имеет строго шестиконечную форму и почти все думают, что снежинки образуются из капелек воды.
Данные анкетирования приведены в Приложении №1.
III. Эксперимент
А ещё мне очень захотелось самой в домашних условиях сделать настоящую снежинку. Из специальных источников литературы я узнала, что для образования снежинок нужны влага и сильный мороз. Для этого я немного подержала над паром кусочек стекла и положила его в морозилку.
Но, открыв на следующий день холодильник, я очень расстроилась, снежинок у меня не получилось, стекло было покрыто равномерным слоем инея.
Из всего этого я сделала такой вывод: снежинку в домашних условиях вырастить нельзя, так как нет таких условий, при которых могут образоваться настоящие шестиугольные снежинки. Я теперь знаю, что снежинка нежное и капризное создание. Человек такую красоту создать не может.
IV. Заключение
В ходе своего исследования я узнала много интересного об этом красивом явлении. Я определила условия, которые влияют на размер и форму снежинок. Это влажность, давление и температура. Я провела опыт, которым доказала, что получить снежинку искусственным путем невозможно. Моя гипотеза не подтвердилась. Не бывает абсолютно одинаковых снежинок.
Своими знаниями я поделился с одноклассниками на уроках окружающего мира.
Итогом моей работы стала брошюра «Секреты маленькой снежинки».
Литература
Ефремова Т.Ф.. Толковый словарь русского языка. - Издательство "Азъ", 1992.
Плеханова Е.Н. «Интересное рядом». – «Мурзилка» №3, 2005
3. Стрекатова М.В «Снежное чудо» - «А почему?» Научно-популярный журнал №11, 2007
4. Интернет – сайты:
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://autonotes.info/vyhlopnye-gazy/
Приложение 1.
Диаграмма результатов анкетирования
Кияйкина Наталья Федоровна