Методические указания и рекомендации на тему «Как проводить уроки технологии в условиях ФГОС» (5–9 классы)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 337
НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТЬ-ПЕТЕРБУРГА
ИМЕНИ ГЕРОЯ РФ Д.В. ДОЛОНСКОГО
192012 Санкт-Петербург, Обуховской обороны пр-кт,
д. 257, литер А ИНН 7811022819
Как проводить уроки технологии в условиях нового ФГОСа
Бойко Марина Геннадьевна
учитель технологии
г. Санкт-Петербург
Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования третьего поколения – новый шаг в образовании. Новое поколение ФГОС действует с 1 сентября 2022 года. В отличие от «старого» новый ФГОС максимально четко сформулировал требования ко всем предметам школьной программы, окончательным знаниям учеников, а также сделал упор на практическое применение этих навыков. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказалась от традиционного представления относительно способов и методов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Четких инструкций по поводу уроков технологии в обновленных ФГОС нет, однако прописаны навыки, которые должны освоить ученики на каждом этапе обучения:
- изучение современных высокотехнологичных систем
- способность ориентироваться в текущей повестке научной сферы.
Разработка ФГОС производилась с учетом научно-технологического развития России. Как и для всех других общеобразовательных программ, у технологии появилась модульность программы. ФГОС представили следующие модули:
Инвариантные модули
Модуль «Производство и технология»
Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»
Вариативные модули
Модуль «Робототехника»
Модуль «3D-моделирование, макетирование»
Модуль «Компьютерная графика. Черчение»
Модуль «Автоматизированные системы»
Модули «Животноводство» и «Растениеводство»
В условиях современной школы необходим поиск новых, более эффективных педагогических технологий, призванных решить проблему развития творческих способностей школьников в эпоху научно-технического прогресса. С задачами, поставленными новыми ФГОС, в полной мере справляется метод проектов. Формируя навыки саморазвития и самообразования, творческого мышления, гибкости интеллекта, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, креативному подходу к решению различных задач, необходимо выбирать новые методы работы с обучающимися.
Для воспитания современного человека в полной мере подходит метод проектов.
Основа предмета «Технология» — практическая деятельность учащихся, направленная на получение конкретного результата.
На уроках применяются различные способы получения продукта труда, требующие знания технологические, политехнические, эргономические, социально-экономические, а для усвоения столь широкого спектра знаний необходимо применение наиболее эффективных способов обучения, таких как развивающие, проблемное. Применение на уроках технологии метода проектов даёт большие возможности успешного усвоения материала.
Введение в педагогические технологии метода проектной. Такая деятельность учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Работа над проектов — это своего рода исследовательская деятельность.
Цель проектного обучения - создание психологических и педагогических условий обучения, при которых учащиеся:
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
-учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
-развивают у себя исследовательские умения;
-развивают системное мышление;
-проявляют индивидуальные творческие способности.
В результате выполнения проектов у школьников формируются следующие качества:
-трудолюбие;
-способность самостоятельно принимать решение;
-ответственность;
-коммуникабельность;
-изобретательность.
Использование метода проектов на уроках технологии
В примерные программы образовательной области «Технология» введен блок – модуль «Основы проектирования», предусматривающий организацию и руководство проектной деятельностью обучающихся (метод проектов). Проектная деятельность предлагает более гибкую структуру учебного процесса по всей проектно – технологической цепочке: от идеи до ее реализации (изготовления объекта труда - модели, изделия, продукта).
В результате проектной деятельности осваиваются не только конкретные трудовые действия, но и решаются разнообразные конструкторско – технологические и технические задачи, возникающие в ходе выполнения проектов, анализируются факторы, влияющие на конструкцию, форму, дизайн объектов труда (моделей, изделий). Действия обучающихся носят в основном преобразующий характер, способствуют развитию у них творческого потенциала.
Под проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа, выполненная учащимся под руководством учителя. Учитель в данной деятельности выступает в роли консультанта.
Проектная деятельность в сравнении с традиционными методами преподавания трудового обучения имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов:
Поисково – исследовательский (проектировочный).
Технологический (этап реализации проекта).
Заключительный (презентация и практическое использование изделия).
Для организации работы в рамках проектной деятельности на уроке следует предусматривать следующие этапы работы:
Поисково - исследовательский этап |
|
Поиск проблемы |
Учащиеся слушают учителя, анализируют услышанное. |
Осознание проблемной |
Учащиеся из предложенных учителем проблем выбирают одну, наиболее актуальную для них (или формулируют сами). Планируют цели проекта, определяют, каков будет продукт. |
Первое мини – исследование: выявление конкретной потребности. |
Исследуя информационные источники (банк данных и предложений. Книги, журналы, газеты, теле-радиоинформацию, рекламные буклеты, справочники и др.), школьники исследуют потребности в определенных изделиях или услугах, проводят мини – маркетинговое исследование, оценивают свои интеллектуальные и материальные возможности. |
Определение конкретной задачи и ее формулировка |
Учащиеся формулируют конкретную задачу исследования, уточняют тему проекта. |
Установление основных параметров и ограничений |
Учащиеся определяют основные параметры (размеры, мощность, функции и т.д.) и ограничения предполагаемого изделия, диктуемые обстоятельствами. |
Второе мини – исследование: выявление традиций, тенденций, истории. |
Учащиеся изучают, конспектируют, рисуют, чертят, генерируют идеи. |
Третье мини – исследование: построение «звездочки обдумывания» |
Учащиеся на листе бумаги составляют схематично перечень проблем для решения: материалы, инструменты, модель, размеры, форма, стиль, дизайн, технология изготовления, бюджет проекта |
Четвертое мини – исследование: выработка идей, вариантов, альтернатив |
Учащиеся работают над материалами проекта: записывают возникшие идеи в виде фраз, отдельных слов, картинок или эскизов. |
Пятое мини – исследование: анализ и синтез идей, выбор оптимального варианта |
Учащиеся выбирают из многих вариантов подходящее решение, разрабатывают рабочий эскиз модели с описанием. |
Выбор материала, построение «звездочки обдумывания» |
Учащиеся определяют и записывают несколько наименований материалов, выбирают наиболее подходящие из них. |
Выбор инструмента, оборудования |
Учащиеся определяют и записывают перечень необходимых инструментов и оборудования. |
Разработка технологического проекта |
Учащиеся выбирают и анализируют рациональную технологию, составляют технологические карты, чертежи, эскизы, конструируют и моделируют, определяют режимы работы и затраты времени, уточняют критерии контроля. |
Организация рабочего места |
Учащиеся подбирают и размещают на рабочем месте материалы, инструменты, приспособления, проверяют освещенность, проветриваемость в соответствии с санитарными нормами и правилами безопасности. |
Экономическое и экологическое обоснование |
Учащиеся проводят экспертизу изготовленного продукта, рассчитывают себестоимость продукта и соотносят ее с заложенным ранее бюджетом. |
Контроль качества |
Учащиеся проверяют результат работы на предмет соответствия требованиям к проекту. |
Технологический этап |
|
Выполнение технологических операций |
Учащиеся подбирают режим обработки: осуществляют контроль качества обработки деталей, самоконтроль своей деятельности; вносят изменения в технологический процесс; корректируют последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки; соблюдают технологическую и трудовую дисциплину; контролируют организацию рабочего места. |
Заключительный этап |
|
Коррекция |
Учащиеся сравнивают выполненный проект с задуманным, устраняют недочеты, приводят в соответствие с требованиями. |
Контроль, испытание |
Учащиеся осуществляют контроль и корректировку параметров изделия, проводят его испытание. |
Реклама |
Учащиеся готовят рекламу, товарный знак изделия, предлагают способы реализации изделий. |
Оформление |
Учащиеся оформляют проект в соответствии с установленными требованиями (паспорт проекта, презентация для защиты) |
Самооценка |
Учащиеся анализируют достоинства и недостатки проекта, оценивают результаты и перспективы производства. |
Защита проекта |
Учащиеся защищают проект (выступление на 3-5 минут) |
На начальном этапе многие школьники испытывают значительные затруднения при выполнении творческих проектов. Поэтому для освоения ими формы проекта на начальном этапе следует предлагать творческие задания или работы по образцу. Объекты проектирования должны быть посильны для учащихся соответствующих возрастных групп.
Количество участников при выполнении проекта в зависимости от его сложности может быть различным: от одного (индивидуальный проект) или нескольких учащихся одного класса до больших творческих коллективов, включающих учащихся разных классов и возрастов (юбилей школы, организация питания в походе и т.д.). При выполнении групповых и коллективных проектов учителю необходимо распределить обязанности между учащимися и определить ответственность каждого за выполнение проекта в целом. Общая оценка коллективного проекта осуществляется на основе вклада каждого из исполнителей.
Проект может быть рассчитан на изучение одной темы, нескольких тем или целого тематического блока. Сроки выполнения проектов в большей степени зависят от содержания, целей и задач проекта и могут меняться от 3 – 4 недель до года. При длительном выполнении проекта необходимо наметить определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе.
Для выполнения проектов учащимся необходима определенная теоретическая подготовка в области конструирования, решения творческих изобретательских задач. Для этого учителем может быть использована часть времени, отводимого программой для выполнения проектов; другая часть этого времени используется для практической работы над проектом (на выполнение проектов программой «Технология» выделяется около 25% учебного времени; для проектов повышенной сложности учебное время дополняется за счет внеучебного). Соотношение этих двух частей определяется учителем самостоятельно.
Практическая работа над проектом (изготовление изделия) может осуществляться по различным разделам курса «Технология» («Обработка материалов», «Художественная обработка материалов», и др.), а также на кружковых и факультативных занятиях и самостоятельно в домашних условиях. Тем самым закладываются возможности общения и родителей. В повседневных совместных делах появятся взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые и восстановятся утраченные духовные ценности
Как оценивать проектную деятельность?
Учителю следует оценивать работу ученика поэтапно, т. е. При завершении работы над каждым этапом проекта. Контроль дисциплинирует учащихся, дает понять, если что-то «пошло не так». Окончательная, итоговая оценка должна ставится с учетом текущих оценок, уровня защиты проекта, качества готового проекта (его описательной части – пояснительной записки, и изделия). С этой целью можно использовать контрольный лист проекта (оценочный лист), в котором за выполненную часть ставится оценка.
Критерии оценки творческого проекта.
Оценка пояснительной записки проекта (до 20 баллов) |
||
|
Рекомендованные шкалы |
Баллы учащегося |
Общее оформление |
2 |
|
Актуальность. Обоснование проблемы и формулировка темы проекта |
1 |
|
Сбор информации по теме проекта. Анализ прототипов. |
2 |
|
Анализ возможных идей. Выбор оптимальных идей |
1 |
|
Выбор технологии изготовления изделия |
4 |
|
Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления |
2 |
|
Разработка конструкторской документации, качество графики |
4 |
|
Описание изготовления изделия |
1 |
|
Эстетическая оценка выбранного варианта |
1 |
|
Экономическая и экологическая оценка готового изделия |
1 |
|
Реклама изделия |
1 |
|
Оценка изделия (до 50 баллов) |
||
Оригинальность конструкции |
10 |
|
Качество изделия |
20 |
|
Соответствие изделия проекту |
10 |
|
Практическая значимость |
10 |
|
Оценка защиты проекта (до 30 баллов) |
||
Формулировка проблемы и темы проекта |
6 |
|
Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи |
4 |
|
Описание технологии изготовления изделия |
8 |
|
Четкость и ясность изложения |
2 |
|
Глубина знаний и эрудиций |
4 |
|
Время изложения |
2 |
|
Самооценка |
2 |
|
Ответы на вопросы |
4 |
|
ИТОГО (до 100 баллов) |
Заключение.
Внедрение метода проектов в учебный процесс по технологии позволило:
повысить познавательную активность учащихся;
поднять имидж не только учащихся (изготовление проектного изделия самостоятельно - от идеи до ее воплощения в реальность), но и учителя (обучение школьников по самой передовой технологии);
включить в процесс обучения учащихся их родных и близких
(обсуждение проекта в домашней обстановке, помощь родителей в
поиске материалов и инструментов и т.д.);
усилить полезность обучения (товар или услуга, создается для дома, школы, предприятия или реализации);
активно формировать у учащихся лучшие гражданские качества
(трудолюбие, целеустремленность, ответственность, экономичность,
предприимчивость, стремление к созиданию и т.д.).
Проектная деятельность обладает потенциальными возможностями в подготовке школьников к профессиональному самоопределению. В процессе проектирования школьники изучают предмет, средства и условия труда таких профессий, как дизайнер, кондитер, столяр, плотник, токарь, сантехник, станочник, и многих других профессий. Использование метода проектов развивает профессиональную мотивацию, формирует познавательные и креативные способности школьников.
9