Методические рекомендации «Как развивать умение студентов слушать преподавателя внимательно»
КАК РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ СТУДЕНТОВ СЛУШАТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВНИМАТЕЛЬНО
Пояснительная записка к ресурсу | ||
1 | Автор | Калягина Ирина Владимировна. |
2 | Должность | Преподаватель. |
3 | Категория | Высшая педагогическая. |
4 | Образовательное учреждение | Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» http://www.tcmc.spb.ru/ |
5 | Название ресурса | Как развивать умение студентов слушать преподавателя внимательно. |
6 | Вид ресурса | Методические рекомендации. |
7 | Дисциплина | Любая. |
8 | Курс, специальность СПО | 1-4 курсы, подойдет для всех специальностей. |
9 | Описание ресурса | Методические рекомендации содержат информацию о способах развития у студентов умения слушать внимательно. |
Источники информации | ||
1 | Иллюстрации | |
2 | https://cyberleninka.ru/article/n/umenie-slushat-kak-pokazatel-sotsialnoy-zrelosti-studenta-vuza |
КАК РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ СТУДЕНТОВ СЛУШАТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВНИМАТЕЛЬНО
1. Один раз.
Преподавателю желательно говорить один раз, так как постоянные повторы одной и той же информации приводят к расслабленности студентов - они привыкают, что преподаватель всё повторит, поэтому слушать в первый раз необязательно.
2. Медленно и чётко.
Если нужно подчеркнуть важность информации, преподавателю эффективнее говорить не громче, а медленнее и чётче. Чтобы студент успевал визуализировать речь, целесообразно
использовать короткие и простые предложения.
3. Понимание услышанного.
Продуктивный способ - давайте задания на понимание услышанного. Преподаватель может использовать обучающие аудиозаписи или сам рассказать что-нибудь студентам. А затем дать задание на проверку понимания информации. Изначально эта рекомендация предназначалась преподавателям иностранных языков, однако, она может быть использована для любых дисциплин.
4. Правила групповой работы.
Преподавателю очень важно установить правила групповой работы. Во время активного обсуждения студентам сложно слушать, они перебивают друг друга и хотят высказаться.
В такой ситуации преподаватель устанавливает правила, которые помогают студентам концентрироваться на том, что говорят другие:
1) когда студенты общаются в парах или группах, одновременно говорить может только один студент;
2) когда кто-то один говорит, остальные полностью концентрируются на его словах и стараются не обдумывать свой ответ в это время;
3) каждый следующий студент должен связать свою речь или ответ с ответом предыдущего, например, согласиться, опровергнуть, дополнить и др.
5. Вдумчивость.
Для преподавателя важно развивать у студентов вдумчивое слушание. Например, во время выступления одногруппника с докладом эффективно дать задание записать два-три вопроса по тому материалу, который звучит. При этом преподаватель следит, чтобы речь выступающего была чёткой и не слишком быстрой. Такое задание активизирует прослушивание и максимально концентрирует студентов.
6. Конспекты на слух.
Целесообразно развивать у студентов умение писать конспекты на слух с объяснением, что специально будут паузы после важных мыслей, которые стоит записать. Кроме того, целесообразно обратить внимание студентов на ключевые слова: этапы, признаки, виды, причины, последствия, результаты и т.п. Услышав их, студент должен понимать, что сейчас прозвучит важный список из нескольких пунктов, которые требуется записать. Помимо этого, обычно нужно записывать определения терминов, даты, формулы, имена, географические названия и др.