12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Прохорова Татьяна Васильевна124
Я работаю учителем начальных классов 44 года, имею высшую квалификационную категорию, звание Почетный работник РФ
Россия, Саратовская обл., с. Стригай

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Стригай Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»








Классный час на тему:

«Как слово наше отзовется»


t1659939441aa.jpg




Автор работы:

МБОУ «СОШ с. Стригай

Базарно- Карабулакского района

Саратовской области»

Прохорова Татьяна Васильевна





2022 год




Форма проведения: нравственная беседа с элементами интерактивной игры и тренинга.


Цель: Показать детям значение слова в общении, в отношениях людей: довести до их сознания мысль, что слово способно принести радость, но может и обидеть другого человека.


Задачи:

развивать готовность к положительной коммуникации, повышать уровень культуры общения со сверстниками;

способствовать формированию негативного отношения к грубым словам, нарушающим нормы культуры речи;

способствовать осознанию ответственности за произносимые слова;

развивать кругозор учащихся, активные познавательные процессы.


Ожидаемые результаты.

Учащиеся:

понимают важность смысла произносимых слов в ходе общения с окружающими;

проявляют готовность к положительной коммуникации;

проявляют негативное отношение к грубым словам, нарушающим нормы культуры речи;

обладают навыками активного слушания;

умеют высказывать оценочные суждения, собственную точку зрения и аргументировать ее.



Оборудование:

мультимедийная презентация

карточки для мини-практикума

притча (видеоролик)

воздушные шары для рефлекции

разноцветные (темных цветов) фломастеры или маркеры для рисования смайлов











Ход занятия


Введение в тему классного часа.


Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Надеюсь, что наше занятие будет вам интересно и полезно . Для начала давайте вспомним такую русскую пословицу: «Доброе слово лечит…» Закончите её, пожалуйста. Правильно: «..., а злое - калечит». (Слайд 1)

Но чаще всего бывает, что нам трудно раскрыть рот, чтобы сказать добрые, ласковые слова, которые так необходимы нашим близким и друзьям.

А кому принадлежат следующие слова: «Речь – это божественный дар»? Эта мысль была высказана знаменитым французским писателем А. де Сент-Экзюпери.

Задумайтесь, пожалуйста, что легче и чаще мы произносим, какие это слова? Грубые или ласковые? Да, чаще всего, к сожалению, мы ворчим, ругаемся, кричим, грубим…

- Ребята, на следующем слайде вы видите набор слов, из которого вам необходимо составить хорошо известную вам пословицу (Слайд 2)

«Слово не воробей, вылетит - не поймаешь»

А как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ответы детей

(смысл этой пословицы состоит в том, что слова, которые мы говорим, имеют большое значение. Бывает, человек что-то скажет невпопад, рад бы вернуть свои слова назад, да сделать это уже невозможно. Сколько бы он ни извинялся, а сказанные слова уже прозвучали. Поэтому очень важно хорошо подумать, прежде, чем сказать/ смысл в том, что всегда нужно думать, прежде чем что-то сказать/ Словом можно обидеть, испортить отношения, доставить кому- то переживания. Но вернуть обратно все как было после сказанного, уже невозможно и т.п.)

Учитель: Действительно, вы все правы. Порой сказанное слово уже не вернуть, поэтому прежде чем сказать что-то, необходимо подумать, ведь словом можно человека поддержать, расположить к себе и обидеть, оттолкнуть. Мы ответственны за те слова, которые говорим окружающим нас людям: учителям, сверстникам, знакомым, родным и близким.

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем классном часе?

Да, именно этому будет посвящен наш классный час, а тема его звучит так - «Как слово наше отзовется!» (Слайд 3)

Сегодня мы с вами узнаем, в чем сила слов, которые мы говорим, и попробуем научиться говорить нужные слова. А как вы считаете, важно это для нас с вами. Почему?

Раскрытие темы классного часа

Слово, ребята, это не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии. Древнегреческий философ Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

Скажите, какие, на ваш взгляд, бывают слова?

А как вы думаете, какой силой обладает слово?

Действительно,

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить. Слайд 4

Как вы понимаете фразу «слово может убить»,«слово может спасти»?

Приведите примеры, когда слово убивает/спасает.

Наука предупреждает «Не убивайте бранным словом»!

Наука установила что грубые, бранные слова несут для человека разрушения его мозга и в будущем этого человека ждут плохие последствия.

Есть слова мудрые. Они помогают понять самое важное. Их всегда записывают, они сохраняются в книгах.

Когда мы с вами общаемся очень важно обращать внимание на мимику, жесты, интонацию говорящего. Именно это придает словам дополнительную силу.

Давайте посмотрим, как это бывает. Кто самый смелый?

Упражнение с карточками

(на карточке 1написана фраза «Какой ты умный», ее нужно произнести: дружелюбно, с завистью, с восхищением, с удивлением, со злостью или иронично; на карточке № 2 написана фраза «Ах, Егор», ее нужно произнести: с упреком, с радостью, с удивлением, гневно/ недовольно).

Молодцы, хорошо справились с заданием! Какой вывод можно сделать из увиденного и услышанного, ребята?

Ответы детей: интонация придает силу словам и играет большую роль в том, какой смысл они содержат.

Сейчас я предлагаю вам просмотреть одну поучительную притчу и ответить на вопрос: А в чем главный смысл этой притчи?

Демонстрация притчи на видео, опрос учащихся.

https://www.youtube.com/watch ?v=C3SG4xfbRkI

  Притча о гвоздях
   Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
   В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
   Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
   Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
   — Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он у него никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Так в чем главный смысл этой притчи? Ответы детей

Учитель: Главный смысл в том, что обидные, злые, необдуманные слова, даже если мы потом захотим извиниться за сказанное, могут оставить след в душе человека, принести ему вред. Поэтому важно нести ответственность за слова, которые мы говорим.

-Как мы выяснили, слово – самое сильное оружие человека. А еще может быть и так: Какое слово ты скажешь, такое в ответ и услышишь.

Почему необходимо задумываться над тем, что говоришь?

Ответы учащихся:

-Слово обладает силой.

- Произноси слово с осторожностью, чтобы не обидеть. Не употребляй бранные слова, не осуждай, а прощай недостатки людей.

- Приготовься ответить за каждое свое слово.

- Думай, с какой целью произносишь те или иные слова

- Ребята, как вы думаете, какие слова легче говорить: хорошие или плохие?

- А какие слова приятнее слышать?

- Конечно, хорошие слова приятно слышать и говорить, ведь делая приятное другому, мы делаем приятно и себе.

Игра «Эстафета добрых слов»

Учитель: Здоровье наше зависит и от того, как и что мы говорим.

Большой знаток слова, автор знаменитого словаря Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека — это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Еще в древности люди заметили, что слово благое, молитва обладает целительной силой. Молитвой, словом исцеляли многие болезни. И в наше время к людям, пережившим трагедию, в первые же минуты приходят на помощь психологи, которые словом лечат душевные раны. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: «добро», «вера», «надежда», «любовь», «счастье», «красота». Слайд 5

Давайте проверим это утверждение. Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека — это тоже очень хорошее и доброе слово (дети выполняют задание)

Учитель. Мне кажется, у нас стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!


Информационный блок «Заразные слова»

Учитель. Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова... Вернемся к началу нашей беседы. Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом - необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Я говорила о редком психическом заболевании, симптомы которого сейчас встречаются у многих здоровых людей. Эта болезнь называется «копролалия». Название происходит от греческого «копрос» — грязь и «лалиа» — речь. Слайд 6

Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани без всякого повода. И вот такое влечение мы наблюдем в последние годы у многих наших соотечественников. Наши ребята подготовили небольшой информационный блок о сквернословии, приглашаю их к доске.

Ведущий 1. Скверные слова присутствуют в лексике большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено или запрещено. Современные ученые, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например, опыты на растениях: на одни растения направляли слова добрые, ласковые, молитвы, классическую музыку; на другие — матерщину. В результате несчастные «обруганные» растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай. Подобные опыты ученые проводили и с водой. Вода, «заряженная» молитвой, становилась целебной, святой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой. Ученые утверждают, что мат опасен и для человека. Он влияет на наследственность, ведет к гормональным нарушениям, расстройствам психики. Они сравнивают мат с мечом без рукоятки: другого поразишь, но и сам руки обрежешь. Слово — это связь между телом и духом. На эту связь указывает и русская пословица: «Гнилые слова — от гнилого сердца». Гнилые слова заглушают доброе начало, огрубляют сердце, делают человека жестоким, самолюбивым, гордым, способствуют быстрому развитию дурных наклонностей.

Ведущий 2. Все признают, что нецензурная брань в современной России приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются З стадии:

первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово — за компанию, для разрядки или ради напускной удали;

третья стадия человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже — он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

У тех, кто сквернословит, есть два пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включать программу самоуничтожения; второй – духовного роста, совершенствования, путь красоты. Для этого не надо употреблять слова ненормативной лексики, не заменять ругательства начальными буквами, не надо заменять сквернословие культурными ругательствами, они не чище обычных. Исправить всё общество мы не в состоянии, но пресечь сквернословие в школе, в семье, в кампании на улице можно.

Рефлексия

Учитель. Сейчас в России много трудностей и проблем. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но все-таки живем мы хуже других стран. Стремительно растет наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведет к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди — это здоровый народ, процветающая страна.

Как хочется верить в то, что все вместе мы сумеем воплотить в жизнь мудрость татарского поэта 16 века Махмуда Хаджи-Оглы: Слайд 7

«Язык людской!

Будь в силе и в красе,

Будь прав и прям–

Исправимся мы все!»

Будем надеяться, что на смену времени слов недужных и грязных грядёт время высокоценных, одухотворённых слов любви, красоты, истины.

А сейчас ваши впечатления от нашего занятия я прошу вас изобразить в виде смайлика на воздушном шарике (Слайд 7)

Спасибо, всего вам доброго!























Опубликовано


Комментарии (1)

Соколова Елена Борисовна, 08.08.22 в 13:18 0Ответить Пожаловаться
Ссылка на видео нерабочая. В разработке говорится о презентации, пожалуйста, дополните ей материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.