Классный час «Права ребенка в новом веке» (4 класс)

1
0
Материал опубликован 17 January 2016

Классный час «ПРАВА РЕБЁНКАМ В НОВОМ ВЕКЕ».

Цели: познакомить учащихся с основными правами и свободами, научить применять их в жизни; формировать представление о правах и обязанностях школьника.

Ход классного часа.

Давным- давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы:

- Что люди могут делать и что не могут?

- Что они обязаны делать и что не обязаны?

- На что имеют права и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседе между собой, с помощью различных решений, путём переговоров. Очень долго решались эти вопросы, а когда их решили появились законы, которые помогали устранить кошмар и неразбериху.

- Что же это такое - законы по вашему мнению?

(ответы детей).

Так появилась на свет Всеобщая Декларация прав человека.

- Сегодня наш классный час мы посвятим теме «Права ребёнка». Это связано с важной датой. Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный День прав ребёнка, посвященный принятию очень важного документа - Конвенции о правах ребёнка.

-Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, старается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права?

Конечно, ваши родители, семья. Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию - ООН, которая главной своей задачей считает обеспечение прав человека во всем мире.

Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, вспыхивают теракты, совершаются преступления, аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности.

Вот почему 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребёнка. В ней говорится, что государства, подписавшие её, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.

- А как вы понимаете значение слова - права ?

В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них. (На доске вывешиваются плакаты с надписями прав ребёнка.)

Право на жизнь. Право на имя при рождении. Право на медицинскую помощь. Право на образование. Право на отдых и досуг. Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка). Право свободно выражать свои взгляды. Право на свободное перемещение. Право на заботу и воспитание родителями. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям). Право на защиту своих прав и законных интересов родителями. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

- Права взрослого человека и права ребёнка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у каждого человека есть свои и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость- сказка. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло. Мы сейчас из нашей викторины узнаем, какие герои сказок нарушают права других героев.

Викторина «ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ»

1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке».)

2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка», зайка из русской народной сказки «Ледяная избушка».)

3. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключение Буратино». Карабас Барабас)

4. Героиня каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница».)

5. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»).

6. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка.)

Вступление детей:

Открыты все пути у нас

без края, без преграды,

Но школьникам сейчас

Пока учиться надо.

 

Учёба – очень интересный труд,

Нам силу, радость

Знания несут.

 

Мы знаем, о законе мало,

Не больше всех иных,

Мы знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

 

Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить!

Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

 

Нужен ветер, нужно море,

Нужно море и леса,

Нужно счастье, нужно горе

И родные голоса.

Невозможно без природы,

Без синеющих небес.

 

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Всё почувствовать вокруг.

- В нашей Конституции записаны не только права, но и обязанности, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам.

- Подумайте, какие обязанности есть у каждого школьника?

(Обязанности: уважать старших и друг друга, , уважать взгляды, свободу и интересы других людей, культурно вести себя на уроках и на переменах, т.е. соблюдать правила поведения в школе, а так же и за её пределами, ходить опрятным, аккуратным, выполнять устав школы, выполнять все поручения, в том числе и домашнее задание без всяких отговорок, беречь школьное имущество и все принадлежности.)

- А сейчас проведём игру « Это разрешается – это запрещается».

1. Петь, рисовать и танцевать,

Уроки в школе посещать,

Свои таланты развивать –

Это …(разрешается)

2. Рисовать и петь, учиться.

Если заболел – лечиться.

Это … (разрешается)

3. С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить-

Это …(разрешается)

4. . Если человек поднял флаг,

Выражает своё мнение –

Это … (разрешается)

5. Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет надрывается.

Бить, наказывать ребёнка

Строго …(запрещается)

6. Трудится малой ребёнок,

Мало у него силёнок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа

Тоже … (запрещается)

7. Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить.

Другого за руку держать,

Не за цвет кожи уважать,

Под общим солнцем в мире жить,

Со всеми расами дружить-

Только … (разрешается).

Итог:

- С каким важным документом вы познакомились?

- Какой организацией он был принят?

- Когда отмечается «Всемирный День прав ребёнка»?

- Кто призван обеспечивать соблюдение прав ребёнка?

- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

Именно это право - право на образование - позволило вам познакомиться с правами ребёнка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права!

Права ребёнка надо знать,

Не только знать ,

Но соблюдать.

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

- Вот и подходит наш первый в этом учебном году классный час. Мы не только с вами пообщались, но и вспомнили разные права и обязанности школьников. Какие выводы вы сделали для себя обязательно. Вы живёте не одни, а среди других людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми. И позвольте вам дать несколько полезных советов:

* умейте выслушивать собеседника, не перебивая его;

* Умейте признавать свои ошибки;

* говорите только правду;

* радуйтесь своему успеху и успеху других;

* дал слово – держи его, дал обещание – выполни!

И помните самое главное правило: ХУДО ТОМУ, КТО ДОБРА НЕ ДЕЛАЕТ НИКОМУ!

Комментарии
Комментариев пока нет.