Методическая разработка для начальных классов. Классный час на тему: «Ребёнок – герой!»
Осипова Дарья Дмитриевна,
учитель начальных классов.
Аннотация.
Методическая разработка посвящена работе по гражданско-патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста на примере проявлений человеческого, в частности, детского героизма в обычной жизни, формированию гуманного отношения к личности человека и развитию его высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности.
В программе обозначены цели и задачи, виды и формы деятельности, определены механизмы оценивания результатов, имеется план работы.
Введение.
Социальная значимость данной работы в воспитании, социально-педагогической поддержке становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного члена общества и компетентного гражданина России.
Новизна разработки состоит в тесном переплетении различных направлений гражданско-патриотического воспитания с реальными примерами героизма, как среди людей «опасных» профессий, так и среди детей – сверстников. В объединении различных видов деятельности, направленных на усвоение патриотических, гражданских, нравственных понятий и правовых норм поведения, у детей младшего школьного возраста.
Вопрос гражданско-патриотического воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
Данный классный час был разработан с целью формирования у детей четких представлений о человеческом героизме и подвиге в реальной жизни. Героизм представлен на примере поступков персонажей из детских сказок и рассказов, работая над которыми, дети учатся различать понятия «персонаж» и «герой». Так же приводятся примеры профессий, представителям которых, приходится совершать подвиги по долгу службы и зову совести. Во время беседы дети услышат рассказы о детях – героях времен ВОВ и современников.
В процессе подготовки и проведения данного мероприятия, хотелось донести до детей мысль, что подвиг и героизм это не сказочные и мифические понятия, а реальные поступки реальных людей. А так же, что подвиги могут совершать обычные люди и даже дети, которые не могут остаться равнодушными, когда кому-то нужна помощь.
Основная часть.
Тема: «Ребенок-герой!»
Цель: Рассказать учащимся о примерах проявления героизма среди детей.
Задачи:
Уточнить такие понятия как «герой», «подвиг», «храбрость»;
Показать примеры проявления храбрости среди сказочных героев;
Напомнить о «героических» профессиях (пожарные, военные, полицейские, спасатели);
Познакомить с историческими фактами детского героизма;
Привести примеры подвигов детей в наше время;
Этапы реализации:
Классный час предусматривает работу по следующим направлениям:
- гражданское образование;
- формирование духовно-нравственных ценностей;
- формирование ценностных личностных качеств;
- формирование здорового образа жизни;
- семья;
Ресурсное обеспечение: Компьютер, видеопроектор или интерактивная доска.
Ожидаемые результаты: Повышение уровня гражданского и патриотического сознания и самосознания обучающихся.
Механизм оценки результативности: Высокая активность детей во время классного часа.
Положительные отзывы учеников.
Отсутствие конфликтных ситуаций во время обсуждения темы.
Проявление чувств доброты, заботы, взаимовыручки в отношении с окружающими.
Содержание.
АКТУАЛЬЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Постановка темы при помощи ребуса-кроссворда.
Г |
Е |
Р |
О |
И |
о |
д |
а |
т |
н |
р |
и |
б |
в |
т |
д |
н |
о |
а |
е |
о |
с |
т |
г |
р |
с |
т |
а |
а |
е |
т |
в |
с |
||
ь |
о |
ДЕТИ - МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Беседа, уточняющая понятия «герой», «подвиг», «храбрость» (Приложение 1А, 5).
РАБОТА ПО ТЕМЕ.
Чтение фрагментов сказок, описывающих храбрые поступки героев с последующим обсуждением прочитанного (Приложение 1Б).
Обсуждаемые сказки: «Золотая антилопа», «Гуси-лебеди», «Снежная королева», «Щелкунчик». Показ фрагментов мультфильмов.
В процессе обсуждения необходимо поставить перед детьми вопрос: «Персонаж или Герой»? Дети должны суметь выделить среди всех персонажей героев, совершающих подвиг, рискуя собственной жизнью. Поэтому не все персонажи могут называться героями.
Показ представителей профессий, для которых подвиг – это ежедневная работа. Перед детьми возникает следующий вопрос: «Работа или Подвиг»?
Беседа, которая доводит до сознания детей, что есть профессии, в которые идут люди, готовые помогать другим. Не каждый человек этих профессий способен на подвиг, но в их работе часто есть риск для жизни, который подразумевает готовность проявить героизм.
ФИЗМИНУТКА.
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем.
А потом – наоборот:
Будет вправо поворот,
Раз – хлопок, два – хлопок,
Повернись ещё разок!
Раз, два, три, четыре,
Руки выше, плечи шире!
Опускаем руки вниз,
И за парты вновь садись.
ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ.
Рассказ о детях – героях ВОВ (Приложение 2).
(Надя Богданова, Вася Коробко, Зина Портнова, Марат Казей). В беседе надо обратить внимание детей на то, что часто, говоря о войне, люди вспоминают подвиги солдат-мужчин. Но защищать свою Родину хотели и дети, среди которых было много очень храбрых и смелых ребят, воевавших наравне со взрослыми. Порой они служили Родине ценою собственной жизни.
Рассказ о современных детях-героях (Саша Ершова, Дима Филюшин, Антон Чусов, Никита Субботин, Слава Вильданов) (Приложение 3).
Подвигу и героизму место не только в сказках и на войне, но и в обычной жизни. Люди порой оказываются в ситуациях, когда нет времени звать на помощь. В такие моменты тот, кто оказался рядом – единственный, кто может помочь попавшему в беду. Не каждый взрослый может совладать со своим страхом и проявить мужество в таких ситуациях. Послушайте примеры историй, в которых дети смогли спасти людей, оказавшихся в опасности. Эти истории произошли в наши дни.
РЕФЛЕКСИЯ.
Беседа о ежедневном труде, благих делах, проявлении смелости, усердия, как о «первых шагах» на пути к становлению личности, способной на героический поступок. Проводится аналогия с лесенкой, которая ступенька за ступенькой формирует в нас человека, способного на героический поступок.
ИТОГ.
В заключение занятия вспоминается ранее знакомый детям рассказ Е. Пермяка «Надежный человек» (Приложение 4).
4.Заключение.
Наряду с гражданско-патриотическим воспитанием, путем знакомства с человеческим героизмом в литературе, на войне и в жизни, целью данного занятия было донести до ребят мысль о том, что героям и подвигам место не только в сказках, но и в реальной жизни. Пожалуй, самым неожиданным для детей оказалось разделение сказочных персонажей на рядовых персонажей и героических. Так же интерес вызвал угол обзора профессий, в которых ежедневная рутинная работа тесно переплетена с отважными и смелыми поступками. Данный формат подачи информации и примеры из жизни нашли живой отклик в душах детей.
5.Список использованных источников.
http://tolkslovar.ru/g2031.html
http://tolkslovar.ru/p9482.html
http://tolkslovar.ru/h2066.html
http://www.skazki-online.ru/indiiskie_skazki/indliiskaia-skazka-zolotaia-antilopa.html
http://hvatalkin.ru/skazka/163
http://deti-online.com/skazki/skazki-andersena/snezhnaja-koroleva/
http://azku.ru/gofman-skazki/shhelkunchik-i-myshinyj-korol.html
http://teachpro.ru/EOR/School/OBJSupplies11/Html/der11163.htm
http://geroivremeni.ru/
http://www.planetaskazok.ru/permyak/nadezhnyjchelovekpermyakrsk
http://www.sovetmultfilm.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1А
Термины:
Герой - человек, совершающий подвиги, доблестный храбрец.
Подвиг — доблестное, важное по своему значению действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях.
Храбрость - и; ж. Мужество и решительность в поступках, умение преодолеть страх; смелость.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1Б
Краткое содержание сказок.
Золотая антилопа.
Крестьянский мальчик-сирота спасает от охотников волшебную антилопу, способную ударом копыта добывать золото. Когда жадный правитель-раджа и его слуги схватили мальчика, под угрозой смерти требуя рассказать, где прячется Золотая антилопа, она пришла на помощь другу, и зло было наказано.
Гуси-Лебеди.
Муж и жена уехали на ярмарку и оставили маленького сына дома. Старшая сестра, которой поручили следить за братом, «загулялась-заигралась» и бросила его одного. Малыша унесли гуси-лебеди. Девочка пустилась за ними в погоню и в конце концов нашла братца в избушке Бабы Яги.
Снежная королева.
В один из морозных зимних вечеров, когда сквозь расписанные причудливым узором окна уютных, теплых домов прокрадывается темнота, а во дворе тревожно завывает вьюга, Снежная королева умчала маленького Кая в свои ледяные владения и превратила его доброе отзывчивое сердце в осколок льдинки. Через множество испытаний пришлось пройти верной Герде, чтобы добраться до чертогов Снежной королевы и спасти мальчика, освободить его из ледового плена, где царят душевный холод и безразличие
Щелкунчик.
Внезапно появляются мыши под предводительством Мышиного короля. Отважный Щелкунчик ведет солдатиков в бой. Щелкунчик и Мышиный король встречаются в смертельной схватке. Мари видит, что армия мышей превосходит армию солдатиков.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рассказы о детях-героях.
Надя Богданова.
Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.
В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.
Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...
Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.
Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...
Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.
Вася Коробко.
Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко.
Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася.
Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его.
Окраина села. Под мостом - Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского БТРа. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери.
Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.
Зина Портнова.
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.
Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...
Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
Марат Казей.
...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...
Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Современные дети-герои.
Слава Вильданов спас тонущего малыша.
Награждён медалью
"За спасение погибавших".
В ноябре 2005 года Слава Вильданов, тогда ученик 5-го класса, живущий в поселке Рагнукса, спас тонущего в реке четырехлетнего Диму Томашевича. Играя на берегу, малыш поскользнулся и упал в холодную воду. Товарищ Димы успел добежать до ближайшего из дворов и рассказать обо всем Славе. За это время тонущий мальчик почти ушел на дно, и на воде была видна только его куртка. Но Слава вошел в воду и вытащил пострадавшего на берег.
8-летняя Саша Ершова, рискуя собственной жизнью, спасла незнакомую ей 3-летнюю девочку во время обрушения "Трансвааль-парка". Целый час, стоя в ледяной воде, Саша держала на руках малышку, не умевшую плавать. Награждена медалью "За спасение погибавших".
12-летний Дима Филюшин трижды бросался в горящий дом и спас троих соседских детей.
13-летний Антон Чусов спас 2-х тонувших девочек. Авторы фильма сняли момент награждения Антона медалью "За спасение утопающих".
Но есть и другие примеры настоящего мужества, которого взрослые совсем не ждут от детей.
8-летний Никита Субботин, страдающий церебральным параличом, сумел занять второе место на районных соревнованиях по бегу. Кто знает, через что прошел этот мальчик, ради победы? Специальные учебные заведения помогают многим детям-инвалидам. Но герой нашего репортажа - Никита Субботин - ходит в самую обычную школу. Он рисует, плавает, прыгает с трамплина, занимается рукопашным боем.
В этом нет ничего необычного, если не знать страшного диагноза. У Никиты - детский церебральный паралич. И каждый день его десятилетней жизни - это - без преувеличения - героическая борьба за право быть таким, как все. Репортаж Галины Филоненко.
С каждым днем в руках все больше силы, а на стене все меньше газетных страниц. Бой с самим собой - он трудный самый. Никита точно так же, как и другие дети, учился стоять, сидеть, ходить, бегать. Только для него каждое движение, как еще одно выигранное сражение в битве с болезнью.
Ольга Субботина, мама Никиты: "Если говорить о том, как он родился... Весил он килограмм, родился недоношенный, в 26 недель. Сначала он просто выживал, потому что умирал два раза в реанимации, но это уже в прошлом".
Пройти по качающемуся трамплину, когда и на твердой поверхности земля все время уходит из-под ног! Эти кадры из личного архива Субботиных. Первая высота четырехлетнего Никиты. Когда больной ДЦП мальчик оставил инвалидную коляску в раздевалке и, дрожа от страха, ступил на метровый трамплин - сердобольные зрители сказали маме: "Что ж вы так мучаете ребенка!"
Когда Никита смело прыгнул в воду с семиметрового трамплина, этой высоте зрители аплодировали.
Ольга Субботина, мама Никиты: "А потом все коляски выбросили, как полгода прыжками отзанимались. Начали ходить в детский сад и пешком пошли. Решили действовать радикально: если не выбросим коляски, так и будет на них ездить".
Никита борется за свое "Я" - с усердием выписывает загогулинки и закорючки. Родители не раздумывали - в семь лет сын пошел в обычную школу.
Надежда Суркова, учитель начальных классов: "Не строим уроки специально под него, он должен приспосабливаться ко всему. Не все у него получается, можно сказать, не многое получается, но руки у него не опускаются".
Его день расписан по минуте: зарядка, школа, логопед, рисование, массаж, тренировка.
Ольга Субботина, мама Никиты: "Главное, первый шок пережить, потом уже деваться некуда. Каждый божий день делает, что должен делать, и, слава Богу, ему господь силы дает и настроение этим заниматься".
В рукопашном бою главный бой - с ногами. Они до сих пор Никиту не очень хорошо слушаются.
Михаил Троянов, тренер, мастер спорта по самбо: "Практически два часа в движении. Не каждый здоровый ребенок выдержит это. Ребенок привык бороться, биться, быть борцом в этой жизни".
Одноклассники Никиту уважают, если не за силу духа, то за силу физическую. Подтянутся 20 раз другим мальчишкам пока не с руки.
За ручку родители его не водят. Домой из школы идет с друзьями. Как обычно 10-минутный путь растягивается вдвое - завязывается серьезная снежная битва. Никите никто не делает поблажек, и это его главный успех, уверена мама: быть таким же мальчишкой, как и все.
13-летняя Тоня Королькова стала единственной девочкой в своем селе, кто решился подать в суд на директора местного сельхоза. Ей и другим ребятам, работавшим пастухами все летние каникулы, ничего не заплатили. Тоня выиграла дело, но теперь ее ненавидит все село…
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рассказ Е. Пермяка «Надежный человек».
На первой парте в первом классе сидел сын отважного лётчика-испытателя Андрюша Рудаков. Андрюша был крепким и смелым мальчиком. Он всегда защищал тех, кто послабее, и за это все в классе любили его.
Рядом с Андрюшей сидела маленькая, худенькая девочка Ася. То, что она была маленькаяя слабенькая, ещё можно было простить, но то, что Ася была труслива, — с этим Андрюша никак не мог примириться. Она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей. Даже муравьи и те её страшили.
Очень неприятно было Андрюше сидеть на одной парте с такой трусихой, и он всячески старался избавиться от Аси. А её не пересаживали.
Однажды Андрюша принёс в стеклянной банке большого паука. Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.
С этого и началось... Два дня Ася сидела одна, и учительница Анна Сергеевна будто бы не замечала этого, а на третий день она попросила Андрюшу остаться после уроков. Андрюша сразу догадался, в чём дело, и, когда все ушли из класса, он, чувствуя себя виноватым, смущённо сказал учительнице:
— Я ведь не зря принёс паука. Я хотел приучить Асю ничего не бояться. А она опять испугалась.
— Что ж, верю тебе, — сказала Анна Сергеевна, — Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам, а я тебя позвала, чтобы рассказать одну маленькую историю.
Она усадила Андрюшу на его место за партой, а сама села рядом — на Асино.
— Много лет назад в этом же классе сидели мальчик и девочка. Сидели так же, как сейчас сидим мы. Мальчика звали Вовой, а девочку — Аней. Аня росла болезненным ребёнком, а Вова рос сильным и здоровым мальчуганом. Аня хворала, и Вове приходилось помогать ей учить уроки. Однажды Аня поранила гвоздём ногу. Да так поранила, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок. А шла уже вторая четверть. И как-то Вова пришёл к Ане и сказал: «Аня, я тебя буду возить в школу на саночках». Аня обрадовалась, но запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Это будет очень смешно. Над нами будет хохотать вся школа...» Но настойчивый Вова сказал: «Ну и пусть хохочут!» С этого дня Вова ежедневно привозил и отвозил на саночках Аню. Сначала ребята смеялись над ним, а потом сами стали помогать. К весне Аня поправилась и перешла вместе со всеми ребятами в следующий класс. На этом я могу закончить рассказ, если тебе не захочется узнать, кем стали Вова и Аня.
— А кем? — нетерпеливо спросил Андрюша.
— Вова стал прекрасным лётчиком-испытателем. Это твой отец, Владимир Петрович Рудаков. А девочка Аня теперь твоя учительница Анна Сергеевна.
Андрюша опустил глаза. Он живо представил саночки, девочку Аню, которая теперь стала его учительницей, и мальчика Вову, своего отца, на которого ему так хотелось походить.
Наутро Андрюша стоял у крыльца дома, где жила Ася. Ася, как всегда, появилась со своей бабушкой. Она боялась ходить в школу одна.
— Доброе утро, — сказал Андрюша Асиной бабушке. Потом поздоровался с Асей. — Если хочешь, пойдём в школу вместе.
Девочка испуганно посмотрела на Андрюшу. Это он нарочно говорит так приветливо, от него можно ожидать всего. Но бабушка заглянула в глаза мальчику и сказала:
— С ним тебе, Асенька, будет сподручнее, чем со мной. Он и от собак отобьётся, и мальчишкам в обиду не даст.
— Да, — тихо, но очень твёрдо сказал Андрюша.
И они пошли вместе. Они шли мимо незнакомых собак и шипящих гусей. Они не уступали дорогу бодливому козлу-задире. И Асе не было страшно.
Рядом с ним она чувствовала себя сильной и смелой. Это был надёжный человек — её товарищ по парте, ученик первого класса Андрей Рудаков.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5