Классный час о толерантности «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой»
Классный руководитель:
Осипова Д.Д.
Цели: 1. Знакомство с понятием слов «толерантность», «простить», «прощение».
2. Помочь ребятам осознать важность, пользу прощения и то, к чему приводит неумение прощать.
3. Воспитание дружелюбия, умения прощать, быть терпимыми к недостаткам товарищей, радоваться успехам других людей.
Оборудование: сказка из сборника А.Андрианова «Философия для детей» (в сказках и рассказах), рассказ-притча «Учитель и картошка». Мультфильм «Крошка Енот».
Ход урока:
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть.
2. Актуализация знаний.
Сегодня мы побеседуем на одну очень важную тему.
Скажите, у вас есть близкие люди, родные, друзья? Что важно в отношении с дорогими вам людьми? А какие правила надо соблюдать при общении с другими людьми?
Ребята, я прочту вам сказку, а потом вы мне скажете, тему нашего урока.
3. Знакомство со сказкой.
Болезнь непрощения
В далекой жаркой Африке в прохладной воде тихого озера жил Бегемот. В одно прекрасное утро он заболел невиданной и заразной болезнью, которой на целый день заразились и заболели все жители озера. А как это все произошло, вы сейчас узнаете.
В то самое утро очень-очень рано Бегемота разбудил чей-то крик. А потому с утра у него было плохое, можно сказать, прескверное настроение. Он немного повалялся на дне озера, а потом всплыл наверх и подался к берегу, чтобы найти себе пищу. В тот самый момент, когда его спина показалась из воды, на него приземлились маленькие птички. Такое часто случалось и раньше, и Бегемот всегда прощал разгуливающих по его спине птиц. Ведь на спине у Бегемота любили жить разные червячки, жучки и комары, от этого его спина сильно чесалась, а птицы, склевывая насекомых прямо со спины, очень ему помогали.
Но в этот раз одна из птичек клюнула Бегемота чуть сильнее, а Бегемот вдруг взял, да и не простил ей этого. Он неожиданно рассердился и стал прогонять со своей спины всех птиц. Поворачиваясь, он нечаянно наступил на хвост Крокодилу, лежащему на берегу. Крокодил тоже сильно рассердился и почему-то тоже не захотел простить Бегемота. Но Бегемот был большой и сильный, а потому Крокодил решил от злости укусить кого-нибудь поменьше себя и погнался он тогда за зубастой Щукой. Еле уплыла Щука от Крокодила, но при этом и она успела заразиться от него непрощением. Вместо того чтобы простить и успокоиться, она решила сделать что-нибудь плохое маленьким лягушкам. Щука стала за ними гоняться, а лягушки еле-еле успели доплыть до берега и выпрыгнуть из воды. Рассердились лягушки на злую Щуку, тоже не захотели ее прощать и стали гоняться за комарами.
Растревожили лягушки всех комаров, мирно сидящих в траве. Целое облако комаров взлетело над берегом озера. Увидели комары, что на спине у Бегемота нет ни одной птицы, и дружно сели к нему на спину. Вскоре над озером раздался рев. Это ревел Бегемот, потому что на его спине комары устроили себе настоящий пир. Зачесалась у Бегемота спина, начал он опять крутиться и снова наступил на Крокодила. А Крокодил опять рассердился и погнался за Щукой. И так целый день все гонялись друг за другом.
Только к вечеру, когда все озеро ужасно переполошилось и наполнилось ревом и криками, решил Бегемот простить птичек и опять пустил их к себе на спину. Птички прогнали комаров, и Бегемот, наконец-таки успокоился. Следом за Бегемотом успокоился и Крокодил. Он простил Бегемота, потому что тот перестал наступать на его хвост. Щука простила Крокодила и перестала злиться на лягушек, а лягушки перестали обижаться на Щуку и больше не трогали комаров. Так к заходу солнца над озером вновь воцарилось спокойствие и тишина, а его обитатели погрузились в мирный сон.
В далекой Африке до сих пор вспоминают ту странную болезнь. Долго спорили между собой звери и птицы, что же за болезнь была у жителей озера и почему они целый день так ревели и гонялись друг за другом. И после долгих споров с помощью мудрого льва звери придумали этой болезни название – болезнь непрощения.
4. Беседа по сказке.
– Что случилось в сказке и почему?
– Кому навредили обитатели озера тем, что расхотели друг друга прощать? (Только самим себе).
– Для кого полезно умение прощать и почему? (Обиженному, прощением он побеждает обиду и свое плохое настроение).
- Так о чем мы сегодня говорим?
- Умение прощать, быть терпимым к другим людям… это все обьединяет такое понятие как толерантность.
5. Практико-ориентированное задание.
- Не один человек не может прожить жизнь без ссор и обид. Поэтому важно научиться чему-то очень важному, что позволит нам не остаться в одиночестве. Чему же? (Уметь прощать и просить прощение.)
- Сейчас мы рассмотрим несколько ситуаций, которые происходили или могут произойти в жизни. Мы разделимся на три группы и каждая группа получит свое задание:
1 ситуация. Ты принес в школу любимую книгу, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят у тебя его выхватил и не отдает.Как бы ты разрешил конфликт?
2 ситуация. Оля построила замок из конструктора, и все им любовались. Только один Саша сказал, что он может сделать лучше, а когда Оля не поверила, разозлился и сломал весь замок. Как поступить?
3 ситуация. Дети гурьбой выходят из актового зала, толкаются. Ты упал. Кто-то крикнул: «Медведь косолапый!» Другие молча обошли… Как бы ты поступил?
- Скажите, была ли у вас ссора или обида на человека, которая сохранилась до сих пор?
- По этому поводу мне хочется вам рассказать притчу «Учитель и картошка».
Учитель и картошка
Однажды учитель сказал своим ученикам принести чистый полиэтиленовый пакет и мешок картошки в школу.
Когда они всё это принесли, каждый из учеников набрал несколько картофелин - по 1 клубню за каждого человека, на которого они держали обиду за что-то. После этого они написали на каждом клубне имена людей, которых они отказывались прощать, и дату, и положили картофелины в пластиковый пакет. Некоторые из этих пакетов оказались достаточно тяжёлыми.
Затем им было сказано носить эти мешки с собой везде, куда бы они ни шли, в течение нескольких недель, ставя этот мешок рядом с кроватью ночью, а также рядом на сиденье в машине, и рядом с рабочим столом во время занятий.
Проблемы и трудности, связанные с ношением этого мешка с собой повсюду, вскоре стали очевидны, как стало очевидным и то, какой груз они носили с собой на духовном уровне, и как на самом деле им приходилось всё время уделять этому внимание, чтобы не забыть об этом и не упускать из виду даже в неподходящих для этого местах.
Разумеется, со временем картошка начала портиться и превращаться в отвратительно пахнущую слизь. В свою очередь это привело к тому, что с самими этими людьми было неприятно находиться рядом.
Не понадобилось много времени, как ребята поняли, что избавиться от этой картошки было намного важнее, чем таскать её за собой повсюду.
Это превосходная притч очень ярко показывает нам, какую цену мы платим за то, чтобы сохранять нашу боль и тяжёлые негативные переживания!
Часто нам кажется, что прощение это подарок для другого человека.
На самом же деле прощение нужно больше кому? – Нам!
- Вам нравится, когда вас прощают и не наказывают? Значит, и вы тоже должны прощать других. Вспомните! Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Мы все очень разные, но это не должно нас разобщать, а наоборот заинтересовывать и объединять. Ведь всегда интересно узнавать что-то новое, знакомиться с интересными людьми, видеть новые места.
6. Рефлексия.
-Вам понравился наш сегодняшний разговор?
Выскажите свое мнение, используя фразы:
-Привлекло меня тем,……..
-Показалось интересным,……..
-Заставило задуматься……….
-Навело меня на мысли……..
- Спасибо! А какой самый известный мультфильм рассказывает нам о том, как наше отношение к другим бумерангом возвращается к нам? – Верно, «Крошка Енот». Посмотрим этот мультфильм.
7. Выводы.
Какой же главный вывод мы должны сделать после сегодняшней беседы?
- Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Спасибо вам за беседу!
Пашкова Галина Васильевна