12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Федорова Лидия Макаровна25

ТЕМА: Как зимой помочь птицам?

ЦЕЛЬ: раскрыть необходимость оказания помощи зимующим птицам.

ЗАДАЧИ урока, направленные на формирование универсальных учебных знаний:
Личностные УУД: формирование интереса к изучению родной природы; понимать важность заботы о зимующих птицах; повышение уровня мотивации учебной деятельности.
Предметные результаты: различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях; правильно подбирать корм для птиц; уметь изготовить простейшую кормушку; знать правила подкормки птиц.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию из жизненного опыта и новых знаний; наблюдать и делать выводы; знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик); приводить свои примеры из жизненных ситуаций; выполнять свою небольшую часть совместной работы на уроке, которая в дальнейшем будет использована в коллективном продукте.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока; проговаривать в логической последовательности свои действия; учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

Тип урока: открытие новых знаний на основе жизненного опыта.

Форма организации учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук; мультимедийная установка; презентация «Покормите птиц зимой»; тетрадь на печатной основе; иллюстрации о птицах, о зиме; карточки для парной работы, коробочки, нитки, ножницы, корм для птиц.


I. Организационный момент( приветствие гостей)

(здороваются, читают стих)

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали

Хорошо ли мы умеем

На уроке отвечать.

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного

-Подарите свои улыбки,

А теперь тихонько сели,

На меня все посмотрели.

- Начинаем наш урок

- Дорогие ребята, сегодня мы снова отправляемся в путь за новыми знаниями в окружающем нас мире!

-Ваше желание познавать новое, хорошее настроение, уважение друг к другу помогут вам стать мудрее. Желаю вам удачи!

II. Мотивация учебной деятельности

Ребята, посмотрите, какие картинки принес Муравьишка. Прочитайте названия под картинками. А как их назвать, одним словом? Значит, о ком мы будем сегодня говорить? ( о птицах). Теперь уточним, о каких птицах. Какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы. О каких птицах мы будем говорить? (Зимующих). Вам их жалко? Каких птиц вы видели зимой в нашем селе? А вы могли бы им помочь?

- Кто догадался, какова тема урока? Начните с слова как… (Как зимой помочь птицам) (СЛАЙД 1). СЛАЙД 2. На экране представлены задачи урока, то чему мы сегодня научимся. «различать птиц, зимующих в наших краях; поливать цветы; научимся делать кормушку, читать книги; подбирать корм для птиц». Выберите из них подходящие задачи: (различать птиц, зимующих в наших краях; научимся делать кормушку; подбирать корм для птиц)

III. Актуализация знаний Какую пользу приносят птицы? ( истребляют огромное количество насекомых, дарят нам радость чарующим пением) Что необходимо для жизни птиц? (тепло, вода, пища) В какое время года птицам особенно тяжело? (зимой) Почему? (Трудно зимой, т.к. не хватает пищи и тепла, вода замерзает, насекомые в зимней спячке, ягоды под снегом). Какой вывод можем сделать?

- Давайте сверим свои выводы с выводами Мудрой Черепашки Слайд 3.

ВЫВОД: Птицам холодно и голодно зимой

IV. Изучение нового материала

Учитель предлагает рассмотреть картинку с изображением птиц. Обратить внимание на внешний вид каждой птицы. Слайд 4.

- Ребята, посмотрите птиц на экране. Прочитайте их названия. Найдите отличительные признаки (особенности) каждой птицы.

( Свиристель – птица с хохолком.

Снегирь – птица с красной грудкой. Ее так и называют- красногрудая птица.

Воробей – маленькая серенькая птичка.

Синица -имеет желтую грудку.

Поползень – птица –акробат, лазает по деревьям.

Сорока- легко определяется по характерной черно-белой окраске и длинному хвосту.

Ворона- отличается от других крупных врановых серой окраской.

- Ребята, что есть у каждой птицы? (отличительные признаки (особенности)

сверим свои выводы с выводами Мудрой Черепашки Слайд 5


ВЫВОД. У всех птиц есть свои отличительные признаки.

V. Физкультминутка

Прилетели птицы, ножками потопали, крыльями похлопали, покружились, наклонились, зерна поклевали и тихонько сели на свои места.

-Ребята, вспомните, кто из пернатых друзей прилетает в основном на нашу кормушку? Каких ещё птиц вы встречаете на своих кормушках около дома?

VI. Продолжение изучения нового материала

-Сейчас к нам прилетят птички, будьте внимательны и послушайте, что они вам расскажут о себе.

Слайд 6. Воробей -эта маленькая серенькая птичка с круглой головой, короткой шеей, овальным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. Воробей - самая распространенная птица. За лето трижды выводит потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 птенцов. Выкармливают воробьят только насекомыми. Огромную пользу приносят воробьи, очищая сады и огороды от насекомых.

Но любит воробей и семечки, и зерно, и семечки. Целые стаи собираются там, где много зерна. - «Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя гостей. Отсюда и название – воробей.

-Что запомнили о воробье?

- Послушайте пение воробья. ( пение воробья в формате mp3).

Слайд 7. Снегиря так называют за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной летит на север. Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. Снегирь -родня воробью.

Зимой снегири часто появляется в селах и городах. Он кормится семенами клена, подсолнечника, трав. Особенно любит рябину. Зимой снегири на ветках деревьев очень напоминают красные фонарики.

- Какого цвета у снегиря грудка?

-Вы знаете, как поет снегирь? Песенка у снегирей простая, негромкая, голос мягкий, протяжный. Послушайте, как поёт снегирь ( пение снегиря в формате mp3).

Слайд 6. Синица. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. С раннего утра до сумерек синицы выискивают насекомых, гусениц и коконы бабочек, аккуратно выбирают яйца тлей, очищают наши леса от значительного количества вредителей.

Летом питается жучками, червячками, а зимой ест все: и зернышки, и крошки белого хлеба, и вареные овощи. Но больше всего свежее несоленое сало.

-Какого цвета у синички брюшко? (желтое) Спинка?( спина жёлто-зелёная)

Послушайте, как поет синичка ( пение синицы в формате mp3).

- Ребята, а кто- нибудь знает, как звучит слово снегирь на чувашском языке? В переводе на чувашском языке снегирь звучит так, послушайте - уйăп. Повторите.А воробей- çерçи. Синица- кăсăя? ( уйăп, çерçи, кăсăя- слова крупным шрифтом на доске)

VII. Закрепление изученного

1). Работа в парах

- Ребята, предлагаю поработать в парах. У вас на парте лежит лист. Переверните его.

Задание: соединить линиями рисунки птиц с их названиями. Проверьте Слайд 9. Оцените свою работу в парах. Если у вас все верно, нет ни одной ошибки- внизу в правом углу листа нарисуйте улыбающийся смайлик, если 1 или 2 ошибки- серьезный смайлик, если 3 или больше ошибок - нарисуйте грустного смайлика

2). Практическая работа

- Что же мы можем сделать, чтобы помочь птицам пережить голод и холод?

(Сделать кормушки и подкармливать птиц).

--Какие кормушки вы видели? Какие птицы туда прилетали? Из чего можно сделать кормушку? Слайд 10-12. Рассмотрите кормушки на рисунке. Объясните, какие из них самые удобные для птиц? (Ответы детей).

- Сейчас мы научимся мастерить кормушки и подкармливать птиц». Повторим правила работы с ножницами. Слайд 13

Правила безопасной работы с ножницами

Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

Работай ножницами только на своем рабочем месте.

Следи за движением лезвий во время работы.

Ножницы клади кольцами к себе.

Подавай ножницы кольцами вперед.

Не оставляй ножницы открытыми.

Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

Используй ножницы по назначению

Ученики изготавливают кормушки под руководством учителя по схеме-инструкции. Слайд 14

-Мы кормушку смастерили

И столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед

Будет вам зимой обед.

У. Как вы считаете, что ещё необходимо сделать, помимо кормушки, чтобы помочь птицам перезимовать? (Приготовить корм и не забывать класть его в кормушку).

VIII. Физкультминуткa . Игра «Угощение для птиц»

- Сейчас мы с вами немножко поиграем, для этого вам нужно из предложенных продуктов питания выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для здоровья птиц. Если птицам для пищи подходит продукт, то вы хлопаете в ладоши, если – птицы этим не питаются, вы топаете ногами.

- Белый хлеб, картофель, конфета, семечки, семена арбуза, апельсин, рябина, чеснок, пшено, сало. Слайд 15

(На экране - изображения продуктов. Дети выполняют движения руками и ногами.)

Работа в группах

-Ребята, предлагаю поработать в группах. Вспомним правила работы в группе. Слайд 16

Правила работы в группе

Работаем вместе и дружно.

Не ссоримся, выслушиваем каждого.

Работает каждый.

Говорим только по делу.

Не мешаем другим группам. Объединяйтесь в группы.

-Корм я уже приготовила, вам нужно только правильно подобрать

1-я группа, вам нужно подобрать корм для синицы, 2-я группа –для снегиря, 3-я группа , вам нужно подобрать корм для воробья. Каждая группа рассказывает, какой корм они подобрали. Проверка Слайд 17-19

- Ребята, любой ли корм можно давать птицам? Сверим свои выводы с выводами Мудрой Черепашки

Слайд 20. Вывод: Пернатым любой корм давать нельзя. Надо уметь подбирать корм для птиц. (Синицы любят и зернышки, и крошки белого хлеба, и вареные овощи. Но больше всего свежее несоленое сало.

Снегири кормится семенами клена, подсолнечника, трав. Особенно любит рябину. Воробьи любят и семечки, и зерно, и крошки белого хлеба. )

-Оцените свою работу в группе. Если у вас все верно, нет ни одной ошибки- поднимите улыбающийся смайлик, если 1 или 2 ошибки- серьезного смайлика, если 3 или больше ошибок – поднимите грустного смайлика.

Слайд 21.

- Ребята, вернемся к учебным задачам на уроке. Вы научились различать птиц и подбирать корм? Узнайте птиц на картинке. Слайд 22.

(дети называют птиц и их отличительные признаки). А какой корм можно подобрать птицам? Что вы дома расскажите?

- Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашей местности. Вы теперь знаете, как помочь птицам, после уроков мы повесим кормушки на территории школы, чтобы и другие ребята не забывали помогать птицам зимой.

IX. Рефлексия. Проверка способности самооценки, как личностный результат(Пантомима.)

Если вам понравился урок, и вы всё поняли, узнали новое, то поднимите руки.

-Если у вас остались вопросы, вы не совсем разобрались в новой теме, то опустите голову вниз.

-Если вам урок не понравился, вам безразлично, то закройте лицо руками.

- Итогом нашего разговора будет стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой».


Список литературы

1. Интернет ресурсы

2. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс / А.А.Плешаков.- М.: ВАКО, 2017

3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1– 4 классы.– Москва «Просвещение» 2017 год

5. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь №1 для 1 класса начальной школы / А.А.Плешаков. –М.: Просвещение, 2023

6. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 1класса начальной школы. 1часть / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2020


«Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.





Тексты для изучения в группах



Воробей -эта маленькая серенькая птичка с круглой головой, короткой шеей, овальным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. Воробей - самая распространенная птица. За лето трижды выводит потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 птенцов. Выкармливают воробьят только насекомыми. Огромную пользу приносят воробьи, очищая сады и огороды от насекомых.

Но любит воробей и семечки, и зерно, и ягоды. Целые стаи собираются там, где много зерна. - «Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя гостей. Отсюда и название – воробей.





Снегиря так называют за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной летит на север. Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. Снегирь -родня воробью.

Зимой снегири часто появляется в селах и городах. Он кормится семенами клена, сирени, трав. Особенно любит рябину и дичку. Зимой снегири на ветках деревьев очень напоминают красные фонарики.




Слайд. Синица. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. С раннего утра до сумерек синицы выискивают насекомых, гусениц и коконы бабочек, аккуратно выбирают яйца тлей, очищают наши леса от значительного количества вредителей.

Летом питается жучками, червячками, а зимой ест все: и зернышки, и крошки белого хлеба, и вареные овощи. Но больше всего свежее несоленое сало.












Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.