«КАЛИНА КРАСНАЯ, КАЛИНА ВЫЗРЕЛА…». Идейно-художественное своеобразие художественного фильма В.М. Шукшина «Калина красная»

3
0
Материал опубликован 5 November 2020

Карпова София, студентка II курса ГОУ СПО ЛНР «Краснодонский промышленно-экономический колледж»

Руководитель: Кулакова Татьяна Юрьевна, преподаватель дисциплин «Русский язык и культура речи», «Литература»

​​​​​​​ «КАЛИНА КРАСНАЯ, КАЛИНА ВЫЗРЕЛА…»

(идейно-художественное своеобразие художественного фильма В.М. Шукшина «Калина красная»)

                                                                    Сейчас скажу красиво: хочешь быть мастером,                                                                    макай свое перо в правду. Ничем другим                                                                               больше не удивишь.  

В.М. Шукшин

Василий Шукшин пронес «правду» через всю свою жизнь и все свое творчество. Свою особенную, шукшинскую, душевно близкую многим правду. Этим «удивил» и современников, и нас, читателей ХХІ века.

«Я знаю, когда я пишу хорошо: когда пишу и как будто пером вытаскиваю из бумаги живые голоса людей», - говорил В.М. Шукшин. Исходя из этого высказывания, можно смело утверждать, что киноповесть «Калина красная» Шукшиным была написана «хорошо», так же «хорошо» им был поставлен и одноименный фильм.

Анализируя идейно-художественное своеобразие художественного произведения, собственные впечатления принято высказывать в конце работы. Я бы хотела с этих впечатлений начать. Во-первых, «Калину красную» я пересматривала дважды, потому что замысел автора, мотивы поступков героев, даже отдельные фразы в фильме мне открылись не сразу, для их осознания мне необходимо было погрузиться в реалии жизни начала 70-х годов ХХ века. Во-вторых, я была готова к любой развязке этого произведения, кроме смерти главного героя, ведь автор последовательно подводил нас к тому, что герой меняется, оттаивает, в конце концов, у него волосы «отрастают». И тут – выстрел среди абсолютной тишины в березовой роще. Для чего? В-третьих, только со второго раза я почувствовала: Шукшин, среди прочего, хотел показать, что у каждого человека в жизни есть выбор и за этот выбор нужно нести ответственность. Вору-рецидивисту Егору Прокудину его выбор, сделанный 20 лет назад, стоил жизни. А, может, жизнью он расплатился за свой новый выбор?

Художественный фильм «Калина красная» вышел на экраны в начале 70-х годов прошлого столетия и уверено занял первое место в советском прокате: в год выхода фильм посмотрело 62,5 млн. человек, а в целом – 140 млн. Что это, если не народная любовь?

Символичным является название фильма. Его Шукшину подсказала его жена – актриса Лидия Федосеева-Шукшина, которая часто пела супругу песню «Калина красная». Калина у славян – одно из почитаемых деревьев, это символ красоты, любви, девичьей скромности и семейного счастья. В фильме мы несколько раз сталкиваемся с красной калиной. Например, Егор предлагает Любе Байкаловой спеть песню «Калина красная» в минуту, когда женщину охватывает подсознательный страх за любимого, а Егор четко осознает, что воровское прошлое его не отпускает. Сцена, в которой мальчик бросает в воду ягоды калины, происходит сразу же после кульминационной сцены – визита Егора к матери и его крика души, когда приходит осознание того, что он готов «землю грызть», но близкие «будут в полном порядке». Причем этот эпизод в несколько секунд с ягодой калины, напоминающей каплю крови, снят на фоне музыки, сопровождающей самое сильное место в фильме, что говорит о его важности и значительной смысловой нагрузке.

Хотя в фильме, пожалуй, нет случайных или малозначительных сцен, эпизодов, деталей. В этом весь Шукшин.

«Калина красная» написана и снята в период так называемого «застоя»: в эти годы страна и ее граждане жили очень размеренно и стабильно. Но этой стабильности и размеренности так не хватает главным героям: они ищут себя, ищут свое место в жизни. «Не пытай меня… Сорок лет живу, а сказать нечего», - сокрушается Егор. «Ну что же я ждала-ждала своего счастья… Что же мне и порадоваться-то нельзя?» - в слезах восклицает Люба. И это несмотря на то, что оба героя давно уже определили свою судьбу: Егор выбрал уголовный путь с его воровскими законами («Никем больше не могу быть на этой земле только вором»), Люба – честный труд в деревне и ожидание своего простого женского счастья. Вот только в определенный момент они выходят за рамки привычного образа жизни. Люба становится «заочницей» и решается встретиться с «ворюгой несусветным», пригласив его в деревню, в дом, где живут ее родители, брат с семьей. Нужно понимать, что своим поступком она привлекла особое внимание односельчан и к себе, и ко всей своей семье, дав повод для сплетен и пересудов. Егор же, испытав после освобождения из тюрьмы в короткий промежуток времени немало душевных терзаний и потрясений (встреча на воровской «малине», знакомство с родней Любы, поиски «праздника» в городе, визит к матери), задается вопросом: «А зачем мы родились? Может, и не стоило?». Говоря современным языком, герои выходят из зоны комфорта ради нескольких мгновений счастья.

И это счастье, как оказалось, простое, понятное и доступное: труд на земле, задача «выйти в стахановцы», человек, которого любишь безоглядно, невзирая на его прошлое, березовая роща, баня, корова, маленькие семейные праздники, такие, например, как встреча за ужином после рабочего дня…

У случайного собеседника-водителя Прокудин интересуется, умеет ли тот радоваться. Получив отрицательный ответ, восклицает: «Тухлое твое дело, сынок». Главный герой искал радости и праздника. Кинокритик Игорь Манцов писал о той роли, которая отводится празднику в «Калине красной»: «Главное отличие города от деревни в том, что городской «праздник» - это дело рук и вопрос фантазии самого человека, а в деревне праздники целиком и полностью зависят от природных циклов. Они связаны с аграрной магией, с сезонными работами и их окончанием. В сознании природного деревенского человека произвольно назначать «праздники» - преступление. «Праздник» в терминологии Прокудина - синоним свободы». Я бы добавила, до определенного момента в его жизни.

«Видишь ли, малыш, если бы я жил три жизни, я бы одну просидел в тюрьме, другую отдал тебе, а третью – прожил бы сам, как хочу. Но так, как она у меня всего одна, то сейчас я, конечно, рад», - говорит Егор в начале фильма случайному собеседнику. И в тот момент, когда главный герой наконец понимает, как он хочет прожить свою единственную жизнь, звучит выстрел в березовой роще.

Для любого крестьянина владение несколькими профессиями - норма, а Шукшин в этом смысле был настоящим крестьянином. Вот и в «Калине красной» Василий Макарович выступает в роли писателя, режиссера, актера. Его произведение несет не только глубокий идейный смысл, но и отличается художественным разнообразием. Важную роль и в киноповести, и соответственно в фильме играют поэзия и песни. Стихи Есенина, романс начала ХХ века «Ах зачем эта ночь», «Вечерний звон» Алябьева, аккорды блатной песни «Постой, паровоз» и, конечно же, «Калина красная» - выбор этих произведений не случаен, каждое несет в себе определенную смысловую нагрузку. Трудно переоценить тонкий юмор, присказки-прибаутки в речи героев («сидим, как два волоска на лысине»), использование диалектных слов создают ауру самобытности и неповторимости «Калины красной».

Как уже отмечалось, Шукшин гениален в деталях. Зритель, конечно же, обращает внимание, например, на одежду героев. Есть одна интересная деталь в образе Любы – украшение с репродукцией картины Крамского «Незнакомка», на котором режиссер несколько раз акцентирует внимание. Такая же репродукция висит и в комнате героини. Наверное, мастер выбрал именно «Незнакомку» потому, что Люба и для зрителя, и для Прокудина, и для близких, и для себя самой действительно предстает как незнакомка, которая пытается разобраться в своих чувствах, которыми она живет. «Вот что я и правда, как сдурела: вот болит и болит душа… То ли я его люблю, то ли мне его жалко…».

Мы знакомимся с Егором Прокудиным-заключенным, одетым в тюремную робу. За ворота тюрьмы герой выходит «в сапогах, в рубахе-косоворотке, в фуфайке и каком-то форменном картузе - не то сельский шофер, не то слесарь-сантехник, с легким намеком на участие в художественной самодеятельности» (такое описание мы видим в киноповести, герой Шукшина в фильме выглядит несколько иначе). Совсем по-другому выглядит Егор, приехавший в город искать праздник: несуразные, вызывающие пиджак и галстук, замшевые ботинки, на которые позже обращает внимание девушка-следователь, выдают в нем человека, отставшего от жизни на пять лет. А вот Егор-тракторист в фуфайке смотрит на мир уже совсем другим взглядом: более мягким, чем в начале фильма, наполненным жизненной мудростью. Искренне Егор возмущен, когда Люба предлагает ему одежду своего бывшего мужа, считая, что надев чужое белье, он ассоциируется с «подзаборником».

Каждая деталь у Шукшина несет свою смысловую нагрузку, заставляет зрителя думать, анализировать, видеть подтекст, который вкладывает автор в слова, манеру поведения, одежду, речь своих героев.

Считаю ли я Шукшина значительным явлением отечественной культуры второй половины ХХ века? Пересмотрев фильм «Калина красная» дважды, обсудив его со своими родителями, прочитав рассказы Шукшина, могу с уверенностью сказать: «Да, я так считаю». Шукшин самобытен, он не похож ни на какого другого режиссера, актера и писателя, он заставляет не только своих современников, но и представителей моего поколения смеяться, плакать, восторгаться, разочаровываться, сопереживать и сочувствовать. Мастер не оставляет равнодушным никого, кто имел счастье соприкоснуться с его творчеством.









.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.