Рабочая программа внеурочной деятельности «Каплиграфика»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Карапсельская средняя общеобразовательная школа №13»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Каплиграфика»
(культурно-творческое и эстетическое направление)
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель
Данилочкина Н.В
учитель начальных классов
с. Карапсель
2020 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Каплиграфия» разработана на основе:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г №273ФЗ(редот 13.07.2015г «Об образовании в Российской Федерации») (с изменением и дополнительно вступил в силу с 24.07 .2015г).
2. Примерной программы НОО по изобразительному искусству
Авторы: И.А Лыкова «Цветные ладошки»
Издательство: «Карапуз-Дидактика»
Год издания: 2016г.
3. Авторская рабочая программа «Изобразительное искусство».
Авторы: : Неменский Б.М. и др..
Издательство: Москва, «Просвещение».
Год издания: 2011.
4. Образовательная программа ООО МБОУ «Карапсельская СОШ №13», утверждённая директором пр. № 56 от 25 апреля 2016г.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской и примерной не предусмотрены.
Направленность курса внеурочной деятельности «Каплиграфия»
Цель: Развитие художественно-творческих способностей у детей средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
*развивать художественный вкус пространственное воображение .творчество и фантазию
*обучать приёмам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
*воспитывать аккуратность, трудолюбие
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Каплиграфия»
Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.
Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты .
Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя - образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие - пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки.
Ребенок, рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он только постепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем, находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения.
Описание места курса внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 45 минут
Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности
«Каплиграфика» вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления. Изобразительное искусство способствует духовно-нравственному развитию, патриотическому и эстетическому восприятию мира, воспитанию художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством, с прекрасным в жизни и в творчестве. Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка. Программа дополнительного образования построена так, чтобы дать детям ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления, фантазии. Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к рисованию.
Планируемые результаты
освоения курса внеурочной деятельности «Каплиграфика»
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
-Положительная мотивационная основа учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние внутренние мотивы:
- определять причины успеха и неудачи в деятельности;
- демонстрировать интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
-Осознание личности как гражданина России, общества:
- демонстрировать ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- проявлять интерес к развитию этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения
Метапредметные результаты:
Регулятивные
-Понимать поставленную задачу с помощью руководителя детского объединения .
-Принимать поставленную задачу с помощью руководителя детского объединения.
-Сохранять поставленную задачу с помощью . руководителя детского объединения
-Ставить цели, позволяющие решать поставленные задачи.
-Планировать свои действия, в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации.
-Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Познавательные
*Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков:
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- устанавливать аналогии.
*Владеть общим приемом решения поставленных задач:
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения поставленных задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные
*Формулировать собственное мнение и позицию в устной форме:
- строить монологическое высказывание,
- владеть диалогической формой речи;
*Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов:
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
* Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Содержание курса внеурочной деятельности «Каплиграфика»,
с указанием количества часов и планируемых результатов.
I.Цветоведение.(8ч)
В разделе «Цветоведение» излагаются и обобщаются основы цветоведения и колористики. Рассматриваются закономерности восприятия цвета, способы и методы достижения цветовой гармонии и колористических палитр.
Все виды изобразительного и прикладного искусства широко используют возможности его воздействия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученик научится:
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с красками, использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
различать основные и смешанные цвета, демонстрировать элементарные правила их смешивания;
Ученик получит возможность научиться:
верно держать лист бумаги, карандаш;
правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;
смешивать разные краски для получения другого цвета
работать с акварелью,гуашью
II.Нетрадиционные техники рисования (18ч)
Мир полон чудес и превращений. Тиснение. Кляксография обычная. Кракле из яичной скорлупы.рисование клеем.. рисование по мокрому листу. Рисование тычком. У две стороны.Граттаж. Рисование ладошкой. Рисование пальчиками. Рисование на манкеКупаем картинку.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученик научится
развивать фантазию, воображение;
рисовать рисунки в нетрадиционных техниках
пользоваться изобразительными материалами: воском, пластилином, гуашью, тушью, клеем; инструментами: ножницами, стеком, кистью, соломинкой, нитью, заострённой палочкой, пипеткой;
Ученик получит возможность научиться:
подбирать цвет красок, материалы (пластилин, природный материал) для воплощения замысла.
рисовать рисунки разными нетрадиционными техниками
III.Декоративно-прикладное искусство. (8ч)
Раздел «Декоративно-прикладное искусство» знакомит воспитанников с миром образов народного искусства и с многообразием различных культур.
Дымковская игрушка. Гжель. Филимоновкая игрушка. Хохлома. Русская матрешка. Русский пряник. Игрушки – свистульки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученик научится
рисовать разные в разной технике декоративно-прикладного искусства
различать техники декоративно-прикладного искусства;
рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
рисовать рисунки разными нетрадиционными техниками
познакомиться с произведения выдающихся художников и народных мастеров и их техникой рисования
Ученик получит возможность научиться:
подбирать цвет красок, материалы (пластилин, природный материал) для воплощения замысла.
лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Филимоновской игрушки и т.д
СТРУКТУРА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАПЛИГРАФИКА» И КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
№ п\п | Содержание курса | Наименование темы | Общее количество часов | Из них | |
Теоретические часы | Практические часы | ||||
1. | I | Цветоведение | 8ч | 2ч | 6ч |
2 | II | Нетрадиционные техники рисования | 18ч | 4ч | 14ч |
3 | III | Декоративно-прикладное искусство | 7ч | 1ч | 6ч |
4 | I-III | Выставка лучших работ | | | 1ч |
| | ИТОГО | 34ч | 9ч | 25ч |
Форма организации внеурочных занятий
Основной формой занятия является практические занятия, которое строятся через взаимодействия педагога с детьми на основе индивидуального подхода.
- теоретические занятия;
- практические занятия;
- комбинированное занятие;
-выставки;
-участие в конкурсах;
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающегося.
| Дата проведения | | |||||
планируемая | фактическая | | ||||||||
Цветоведение 8ч (теории 2ч,практики 6ч) Цель:формирование культуры цветового восприятия.работы с цветом Задачи: -развивать творческие способности в области цвета -применять умения и навыки на основе усвоения теории цвета -воспитывать аккуратность и терпение. | | |||||||||
1 | Колористика и цвет | теория | Познакомиться с основами колористики. Повторить все цвета Познакомить с техникой безопасности работы с разными видами красок (акварельными,гуашивыми). | 02.09 | | | ||||
2 | Природа цвета и света | практика | Рисовать пейзаж «Осенний лес». Смешивать разные цвета для получения нового цвета | 09.09 | | | ||||
3 | Свет и тень, тон и тональные отношения в природе и изобразительном искусстве. | практика | Рисовать натюрморт и карандашной технике. Оттенить свет и тень на натюрморте. | 16.09 | | | ||||
4 | Цвет и эмоции | практика | Понимать .что такое цвет, холодные и тёплые цвета, особенности холодного и теплого цвета. Уметь раскрашивать бабочку с помощью карандашей, смешивая основные цвета для получения промежуточного | 23.09 | | | ||||
5 | Символика цвета. | практика | Рисовать на свободную тему. Смешивать краски на палитре, наносить краску широкой кистью для густого фона, прорисовывать мелкие детали | 30.09 | | | ||||
6 | Три основные краски, строящие многоцветие мира | теория | Рисовать тремя основными красками. Знать какой цвет получится при смешивании двух красок. | 07.10 | | | ||||
7 | Цветовые гармонии. Цветовой круг. | практика | Научиться рисовать цветовой круг. Различать все оттенки красок в цветовом круге. | 14.10 | | | ||||
8 | Цвет в живописи. | практика | Познакомиться с русскими живописцами. Рассматривать русских художников пейзажи. | 21.10 | | | ||||
Нетрадиционные техники рисования18ч (теории 4ч,практики14ч) Цель: раскрытия творческих способностей через нетрадиционное рисование. Задачи: -познакомить детей с различными приёмами нетрадиционного рисования. -применять полученные знания и умения в изобразительной деятельности -воспитывать аккуратность,терпение | | |||||||||
9 | Изображение и реальность | теория | Познакомиться с нетрадиционными техниками рисования. Рассмотреть разные рисунки выполненные в разных техниках | 28.10 | | | ||||
10 | Рисование с применением восковых карандашей и восковой свечи | практика | Раскрасить лист бумаги гуашевой краской. Натереть восковой свечой. Нарисовать пейзаж «Ночное небо» | 11.11 | | | ||||
11 | Для художника любой материал может стать выразительным | теория | Наблюдать за цветом в картинах художников. Понимать с помощью каких художественных средств художник добивается того .чтобы стало понятно ,что и зачем он изображает. Делать выводы о том .что цвет даёт эмоциональную выразительность произведений | 18.11 | | | ||||
12 | Рисование по мокрому листу с помощью капель | практика | Познакомиться с техникой рисования по мокрому листу. Намочить лист и изобразить птицу каплями акварельными красками . | 25.11 | | | ||||
13 | Рисование пальцами и ладонями. | практика | Воспроизводить рисунок «Дед Мороз» при помощи пальцев и ладошек. Понять технику рисования пальцами и ладошками | 02.12 | | | ||||
14 | Рисуем клеем | практика | Нарисовать простым карандашом новогодний узор .Обводить узор клеем ПВА .Дать высохнуть узору. Раскрасить гуашевыми красками | 09.12 | | | ||||
15 | Томпонирование. | практика | Нарисовать рисунок не давая ему высохнуть окунуть в воду и дать высохнуть | 16.12 | | | ||||
16 | Рисование брызгами (набрызг). | практика | Понять технику рисования брызгами. Навести акварельные краски в средней жидкости ,при помощи зубной щетки выполнить рисунок брызгами | 23.12 | | | ||||
17 | О чем и как рассказывает искусство. Художественно-выразительные средства | теория | Беседовать о художниках, рассматривать их репродукции. Узнать о Третьяковской галереи. Расширять знания о разных жанрах изобразительного искусства | 13.01 | | | ||||
18 | Кляксография. | практика | Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору —находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки | 20.01 | | | ||||
19 | Рисунок Штриховка. | практика | Узнать разные виды штриховки, с закономерностями цвета и тени(полутень, блики).Передавать объем с помощью штриховки | 27.01 | | | ||||
20 | Ниткография. | практика | Нарисовать сложный узор. При помощи разноцветных ниток натянуть данный узор. | 03.02 | | | ||||
21 | В мастерской художника. (Что такое коллаж, фраттаж,граттаж?) | теория | Совершить виртуальную экскурсию в мастерскую художника. Узнать различные техники: коллаж, фраттаж, граттаж | 10.02 | | | ||||
22 | Коллаж. | практика | Выполнить картину в технике коллаж «Подводный мир» | 24.02 | | | ||||
23 | Фраттаж | практика | Выполнить картину в технике фраттаж «Весенний лес» | 03.03 | | | ||||
24 | Граттаж | практика | Выполнить картину в технике граттаж «Удивительный космический мир» | 10.03 | | | ||||
25 | Монотипия | практика | Выполнить изображение «Бабочки» в стиле монопития. Понять технику монотипия и изобразить по собственному желанию разные изображения | 17.03 | | | ||||
26 | Гравюра | практика | Узнать, что такое гравюра. Выполнить гравюру по теме «Животные леса» | 31.03 | | | ||||
Декоративно-прикладное искусство 7ч(теории 3ч,практики 6ч) Цель: овладение различными приёмами рисования декоративно-прикладного искусства. Задачи: -расширить знания детей о декоративно-прикладном искусстве. -формировать художественный вкус детей. -воспитывать аккуратность, терпение. | | |||||||||
27 | Народные промыслы России. Городецкая роспись | теория | Познакомиться с народными промыслами. Совершить виртуальную экскурсию в известные центры народных художественных ремесел России. Выполнить элементы городецкой росписи. | 07.04 | | | ||||
28 | Гжель | практика | Выполнить роспись заготовленного предмета в стиле гжель. | 14.04 | | | ||||
29 | Филимоновская игрушка. | практика | Вылепить из пластилина филимоновскую игрушку раскрасить. Покрыть лаком | 21.04 | | | ||||
30 | Хохлома | практика | Нарисовать в простом карандаше поднос .раскрасить в стиле «Хохлома» | 28.04 | | | ||||
31 | Русская матрешка | практика | Нарисовать образ русской матрёшки. Раскрасить и выполнить разные узоры | 05.05 | | | ||||
32 | Русский пряник. | практика | Узнать новые сведения о русском прянике. Нарисовать пряник и раскрасить акварельными красками | 12.05 | | | ||||
33 | Игрушки - свистульки | практика | Сделать из полимерной глины игрушки –свистульки. Украсить разным орнаментом .Покрыть лаком | 19.05 | | | ||||
Выставка 1ч | | | | 26..05 | ||||||
34 | Выставка рисунков | практика | Выбрать и представить на выставку самые лучшие работы. Формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству | 26.05 | | |
Список литературы
1.«Цветные ладошки», И.А.Лыкова, «Карапуз-Дидактика»,2006г.
2. И учеба, и игра изобразительное искусство. М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина. Ярославль. 1987 г.
3. Школьникам о живописи. Р. М. Чумичева, М., 1992 г.
4. Обучение детей технике рисования. Т. С. Комарова, М., 1976 г.
5. Русское народное творчество . А.П. Усова, М.,1961 г.
6. Изобразительная деятельность в начальной школе. И.А. Легкова. М. 2007
7. Мотивы народных орнаментов в аппликациях. З.А. Богатеева 1992 г
8. Школьникам о художниках детской книги. Сост. Т. Н. Доронова, М., 1991 г.
9. Поэтический образ природы в детском рисунке. Л.В. Компанцева, М., 1985 г.
10. Занятия по изобразительной деятельности . Т.С. Комарова, 1991 г.
11. Занятия по изобразительной деятельности . Г. С. Швайко, 2002 г.
12. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. К. К. Утробина, М., 2000 г.
13. Знакомство детей школьного возраста с русским народным декоративно-
прикладным искусством. О.А. Скоролупова. М. 2003 г.
14. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование,
конспекты, методические рекомендации, И.А. Лыкова, М, 2007
15. Энциклопедия рисования , В. Запаренко, СПб, 2000
16. Яркие ладошки. Рисунки - аппликации. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. Н.В.
Дубровская, 2004
17 Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 1, Пищикова Н.Г., М, 2006
18. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2, Пищикова Н.Г., М, 2008
19. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3, Пищикова Н.Г., М, 2008
20. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. М, 2008
21. Рисование с детьми 3-4 лет, Д.Н.Колдина, М, 2008
22. Семицветик. Игры на восприятие цвета. В.П. Матвеев, 1999