Рабочая программа внеурочной деятельности «Каплиграфика»

0
0
Материал опубликован 14 December 2023

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Карапсельская средняя общеобразовательная школа №13»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Каплиграфика»

(культурно-творческое и эстетическое направление)

Возраст обучающихся: 7-9 лет

Срок реализации: 1 год




Автор – составитель

Данилочкина Н.В

учитель начальных классов













с. Карапсель

2020 г.






Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Каплиграфия» разработана на основе:

1. Федеральный закон от 29.12.2012г №273ФЗ(редот 13.07.2015г «Об образовании в Российской Федерации») (с изменением и дополнительно вступил в силу с 24.07 .2015г).

2. Примерной программы НОО по изобразительному искусству

Авторы: И.А Лыкова «Цветные ладошки»

Издательство: «Карапуз-Дидактика»

Год издания: 2016г.

3. Авторская рабочая программа «Изобразительное искусство».

Авторы: : Неменский Б.М. и др..

Издательство: Москва, «Просвещение».

Год издания: 2011.

4. Образовательная программа ООО МБОУ «Карапсельская СОШ №13», утверждённая директором пр. № 56 от 25 апреля 2016г.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской и примерной не предусмотрены.

Направленность курса внеурочной деятельности «Каплиграфия»

Цель: Развитие художественно-творческих способностей у детей средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

*развивать художественный вкус пространственное воображение .творчество и фантазию

*обучать приёмам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

*воспитывать аккуратность, трудолюбие


Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Каплиграфия»

Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.

Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты .

Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя - образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие - пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки.

Ребенок, рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он только постепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем, находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения.









Описание места курса внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 45 минут

Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности

«Каплиграфика» вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления. Изобразительное искусство  способствует духовно-нравственному развитию, патриотическому и эстетическому восприятию мира, воспитанию художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством, с прекрасным в жизни и в творчестве. Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка. Программа дополнительного образования построена так, чтобы дать детям ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления, фантазии. Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к рисованию.

Планируемые результаты

освоения курса  внеурочной деятельности «Каплиграфика»

Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

-Положительная мотивационная основа учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние внутренние мотивы:

- определять причины успеха и неудачи в деятельности;

- демонстрировать интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;

-Осознание личности как гражданина России, общества:

- демонстрировать ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

- проявлять интерес к развитию этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения

Метапредметные результаты:

Регулятивные

-Понимать поставленную задачу с помощью руководителя детского объединения .

-Принимать поставленную задачу с помощью руководителя детского объединения.

-Сохранять поставленную задачу с помощью . руководителя детского объединения

-Ставить цели, позволяющие решать поставленные задачи.

-Планировать свои действия, в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации.

-Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Познавательные

*Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков:

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- устанавливать аналогии.

*Владеть общим приемом решения поставленных задач:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения поставленных задач;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные

*Формулировать собственное мнение и позицию в устной форме:

- строить монологическое высказывание,

- владеть диалогической формой речи;

*Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов:

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

* Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Содержание курса внеурочной деятельности «Каплиграфика»,

с указанием количества часов и планируемых результатов.

I.Цветоведение.(8ч)

В разделе «Цветоведение» излагаются и обобщаются основы цветоведения и колористики. Рассматриваются закономерности восприятия цвета, способы и методы достижения цветовой гармонии и колористических палитр.

Все виды изобразительного и прикладного искусства широко используют возможности его воздействия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ученик научится:

различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с красками, использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

различать основные и смешанные цвета, демонстрировать элементарные правила их смешивания;

Ученик получит возможность научиться:

верно держать лист бумаги, карандаш;

правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;

смешивать разные краски для получения другого цвета

работать с акварелью,гуашью


II.Нетрадиционные техники рисования (18ч)

Мир полон чудес и превращений. Тиснение. Кляксография обычная. Кракле из яичной скорлупы.рисование клеем.. рисование по мокрому листу. Рисование тычком. У две стороны.Граттаж. Рисование ладошкой. Рисование пальчиками. Рисование на манкеКупаем картинку.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ученик научится

развивать фантазию, воображение;

рисовать рисунки в нетрадиционных техниках

пользоваться изобразительными материалами: воском, пластилином, гуашью, тушью, клеем; инструментами: ножницами, стеком, кистью, соломинкой, нитью, заострённой палочкой, пипеткой;

Ученик получит возможность научиться:

подбирать цвет красок, материалы (пластилин, природный материал) для воплощения замысла.

рисовать рисунки разными нетрадиционными техниками

III.Декоративно-прикладное искусство. (8ч)

Раздел «Декоративно-прикладное искусство» знакомит воспитанников с миром образов народного искусства и с многообразием различных культур.

Дымковская игрушка. Гжель. Филимоновкая игрушка. Хохлома. Русская матрешка. Русский пряник. Игрушки – свистульки.





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ученик научится

рисовать разные в разной технике декоративно-прикладного искусства

различать техники декоративно-прикладного искусства;

рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;

рисовать рисунки разными нетрадиционными техниками

познакомиться с произведения выдающихся художников и народных мастеров и их техникой рисования

Ученик получит возможность научиться:

подбирать цвет красок, материалы (пластилин, природный материал) для воплощения замысла.

лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Филимоновской игрушки и т.д

СТРУКТУРА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАПЛИГРАФИКА» И КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

п\п

Содержание курса

Наименование темы

Общее количество часов

Из них

Теоретические часы

Практические часы

1.

I

Цветоведение

2

II

Нетрадиционные техники рисования

18ч

14ч

3

III

Декоративно-прикладное искусство

4

I-III

Выставка лучших работ





ИТОГО

34ч

25ч


Форма организации внеурочных занятий

Основной формой занятия является практические занятия, которое строятся через взаимодействия педагога с детьми на основе индивидуального подхода.

- теоретические занятия;

- практические занятия;

- комбинированное занятие;

-выставки;

-участие в конкурсах;

















Тематическое планирование

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

п/п

Название темы

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающегося.

Дата проведения


планируемая

фактическая


Цветоведение 8ч (теории 2ч,практики 6ч)

Цель:формирование культуры цветового восприятия.работы с цветом

Задачи:

-развивать творческие способности в области цвета

-применять умения и навыки на основе усвоения теории цвета

-воспитывать аккуратность и терпение.


1

Колористика и цвет

теория

Познакомиться с основами колористики. Повторить все цвета Познакомить с техникой безопасности работы с разными видами красок (акварельными,гуашивыми).

02.09



2

Природа цвета и света

практика

Рисовать пейзаж «Осенний лес». Смешивать разные цвета для получения нового цвета

09.09



3

Свет и тень, тон и тональные отношения в природе и изобразительном искусстве.

практика

Рисовать натюрморт и карандашной технике. Оттенить свет и тень на натюрморте.

16.09



4

Цвет и эмоции

практика

Понимать .что такое цвет, холодные и тёплые цвета, особенности холодного и теплого цвета. Уметь раскрашивать бабочку с помощью карандашей, смешивая основные цвета для получения промежуточного

23.09



5

Символика цвета.

практика

Рисовать на свободную тему. Смешивать краски на палитре, наносить краску широкой кистью для густого фона, прорисовывать мелкие детали

30.09



6

Три основные краски, строящие многоцветие мира

теория

Рисовать тремя основными красками. Знать какой цвет получится при смешивании двух красок.

07.10



7

Цветовые гармонии. Цветовой круг.

практика

Научиться рисовать цветовой круг.

Различать все оттенки красок в цветовом круге.

14.10



8

Цвет в живописи.

практика

Познакомиться с русскими живописцами. Рассматривать русских художников пейзажи.

21.10



Нетрадиционные техники рисования18ч (теории 4ч,практики14ч)

Цель: раскрытия творческих способностей через нетрадиционное рисование.

Задачи:

-познакомить детей с различными приёмами нетрадиционного рисования.

-применять полученные знания и умения в изобразительной деятельности

-воспитывать аккуратность,терпение


9

Изображение и реальность

теория

Познакомиться с нетрадиционными техниками рисования. Рассмотреть разные рисунки выполненные в разных техниках

28.10



10

Рисование с применением восковых карандашей и восковой свечи

практика

Раскрасить лист бумаги гуашевой краской. Натереть восковой свечой. Нарисовать пейзаж «Ночное небо»


11.11



11

Для художника любой материал может стать выразительным

теория

Наблюдать за цветом в картинах художников. Понимать с помощью каких художественных средств художник добивается того .чтобы стало понятно ,что и зачем он изображает. Делать выводы о том .что цвет даёт эмоциональную выразительность произведений

18.11



12

Рисование по мокрому листу с помощью капель

практика

Познакомиться с техникой рисования по мокрому листу. Намочить лист и изобразить птицу каплями акварельными красками .

25.11



13

Рисование пальцами и ладонями.

практика

Воспроизводить рисунок «Дед Мороз» при помощи пальцев и ладошек. Понять технику рисования пальцами и ладошками

02.12



14

Рисуем клеем

практика

Нарисовать простым карандашом новогодний узор .Обводить узор клеем ПВА .Дать высохнуть узору. Раскрасить гуашевыми красками

09.12



15

Томпонирование.

практика

Нарисовать рисунок не давая ему высохнуть окунуть в воду и дать высохнуть

16.12



16

Рисование брызгами (набрызг).

практика

Понять технику рисования брызгами. Навести акварельные краски в средней жидкости ,при помощи зубной щетки выполнить рисунок брызгами

23.12



17

О чем и как рассказывает искусство.

Художественно-выразительные средства

теория

Беседовать о художниках, рассматривать их репродукции. Узнать о Третьяковской галереи. Расширять знания о разных жанрах изобразительного искусства

13.01



18

Кляксография.

практика

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору —находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки

20.01



19

Рисунок Штриховка.



практика

Узнать разные виды штриховки, с закономерностями цвета и тени(полутень, блики).Передавать объем с помощью штриховки

27.01



20

Ниткография.

практика

Нарисовать сложный узор. При помощи разноцветных ниток натянуть данный узор.

03.02



21

В мастерской художника. (Что такое коллаж, фраттаж,граттаж?)

теория

Совершить виртуальную экскурсию в мастерскую художника. Узнать различные техники: коллаж, фраттаж, граттаж

10.02



22

Коллаж.

практика

Выполнить картину в технике коллаж «Подводный мир»

24.02



23

Фраттаж

практика

Выполнить картину в технике фраттаж «Весенний лес»

03.03



24

Граттаж

практика

Выполнить картину в технике граттаж

«Удивительный космический мир»

10.03



25

Монотипия

практика

Выполнить изображение «Бабочки» в стиле монопития. Понять технику монотипия и изобразить по собственному желанию разные изображения

17.03



26

Гравюра

практика

Узнать, что такое гравюра. Выполнить гравюру по теме «Животные леса»

31.03



Декоративно-прикладное искусство 7ч(теории 3ч,практики 6ч)

Цель: овладение различными приёмами рисования декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

-расширить знания детей о декоративно-прикладном искусстве.

-формировать художественный вкус детей.

-воспитывать аккуратность, терпение.


27

Народные промыслы России. Городецкая роспись

теория

Познакомиться с народными промыслами. Совершить виртуальную экскурсию в известные центры народных художественных ремесел России. Выполнить элементы городецкой росписи.

07.04



28

Гжель

практика

Выполнить роспись заготовленного предмета в стиле гжель.

14.04



29

Филимоновская игрушка.

практика

Вылепить из пластилина филимоновскую игрушку раскрасить. Покрыть лаком

21.04



30

Хохлома

практика

Нарисовать в простом карандаше поднос .раскрасить в стиле «Хохлома»

28.04



31

Русская матрешка

практика

Нарисовать образ русской матрёшки. Раскрасить и выполнить разные узоры

05.05



32

Русский пряник.

практика

Узнать новые сведения о русском прянике. Нарисовать пряник и раскрасить акварельными красками

12.05



33

Игрушки - свистульки

практика

Сделать из полимерной глины игрушки –свистульки. Украсить разным орнаментом .Покрыть лаком

19.05



Выставка 1ч




26..05

34

Выставка рисунков

практика

Выбрать и представить на выставку самые лучшие работы. Формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству

26.05





Список литературы

1.«Цветные ладошки», И.А.Лыкова, «Карапуз-Дидактика»,2006г.

2. И учеба, и игра изобразительное искусство. М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина. Ярославль. 1987 г.

3. Школьникам о живописи. Р. М. Чумичева, М., 1992 г.

4. Обучение детей технике рисования. Т. С. Комарова, М., 1976 г.

5. Русское народное творчество . А.П. Усова, М.,1961 г.

6. Изобразительная деятельность в начальной школе. И.А. Легкова. М. 2007

7. Мотивы народных орнаментов в аппликациях. З.А. Богатеева 1992 г

8. Школьникам о художниках детской книги. Сост. Т. Н. Доронова, М., 1991 г.

9. Поэтический образ природы в детском рисунке. Л.В. Компанцева, М., 1985 г.

10. Занятия по изобразительной деятельности . Т.С. Комарова, 1991 г.

11. Занятия по изобразительной деятельности . Г. С. Швайко, 2002 г.

12. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. К. К. Утробина, М., 2000 г.

13. Знакомство детей школьного возраста с русским народным декоративно-

прикладным искусством. О.А. Скоролупова. М. 2003 г.

14. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование,

конспекты, методические рекомендации, И.А. Лыкова, М, 2007

15. Энциклопедия рисования , В. Запаренко, СПб, 2000

16. Яркие ладошки. Рисунки - аппликации. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. Н.В.

Дубровская, 2004

17 Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 1, Пищикова Н.Г., М, 2006

18. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2, Пищикова Н.Г., М, 2008

19. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3, Пищикова Н.Г., М, 2008

20. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. М, 2008

21. Рисование с детьми 3-4 лет, Д.Н.Колдина, М, 2008

22. Семицветик. Игры на восприятие цвета. В.П. Матвеев, 1999


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации