Презентация «Карельская изба»
"Карельская изба"PPTX / 17.19 Мб
/data/files/r1703008082.pptx ("Карельская изба")Слайд 1 Название презентации
Слайд 2 Слово «изба» в древности звучало как «истьба», «истопка» то есть жилище, которое
отапливается изнутри и служило укрытием от холода. В устройстве избы соблюдался порядок, найденный трудами многих поколений. Всё не случайно. Всё со смыслом.
Слайд 3 Шесть у вас, шесть у нас, шесть у всей деревни.
/окна/
Слайд 4 Наши избы – из круглого бревна рублены, резными балками украшены, росписью да «розетками» обозначены. Одно слово – Карелия!
Изба не при дороге стоит – у озера или реки, амбарами, банями, такими же избами окружена – входи в любую, а в нашей гостю рады будут больше – ведь в здешних краях говорят - жданный гость - радость, а нежданный – праздник.
Слайд 5 Крыльцо ищи – не найдешь, оно внутрь дома упрятано; ни дождь, ни лед лестницу не губят. Как наверх поднимешься – увидишь три двери: одна – в хлев, другая – в клеть, кладовую или «бокку пертти» – боковую холодную комнату, в третья дверь – в избу.
Входи, да порог высокий переступай. На порог ступать – беду себе накликать. Его девки подолом не метут, на пороге сидеть негоже, через порог не здороваются, порог невеста моет до блеска –порог удерживает за дверью порчу, сглаз и нечисть.
Пусть тебе не покажется низкой притолока – небольшая дверь много тепла из избы не выпустит…
Слайд 6 В «красный или «большой» угол последний сжатый сноп ставят, огарок свечи рождественской, тут в шкатулке- коробейке дорогие семейные вещицы лежат, тут у нас мужское хозяйское место.
Место около двери – для лихих да чужих.
Дорогому гостю – почетное место.
В русской избе в «красный» бы угол провели, в карельской – в большой угол посадят.
Здесь у нас самовар – солнце в доме – угол занимает, над ним – икона, а над иконой полотенце, прабабушкой вышитое – по белому холсту красной нитью - кресты, ромбы да звёзды восьмиконечные.
Слайд 7 Четыре ноги, четыре глаза, две головы, нет носа, нет рта, нет хвоста.
/скамья/
Слайд 8 Сиди, гость, да по сторонам смотри. У нас тут многое, как у русских соседей.
Да вот ещё стол у нас в избе по-карельски стоит – в простенке.
Иногда мы его по русскому обычаю к «красному» углу сдвигаем. Стол в доме в чести. За столом либо важные дела вершат, либо едят; за ним не ругаются, кулаком по столешнице не бьют, локти не ставят. Столешница наша без углов – карел исстари углов не любит.
Скатерть на стол по большим праздникам кладут. А соль на столе всегда - к соли все
домашние в избу возвращаются, только на свадьбе её чепцом закрывают – чтобы на соль никто ничего наговорить или нашептать не смог.
Слайд 9 Дно печи делали из редкого камня: мокрый он мягкий, в жару плавится, швы в кладке закрывает.
Дно печи называют «под», устье – печной рот, колпак – у трубы, лоб и печная спина. Камелек , жараток или загнеток – на краю устья устроены. Здесь огонь почти всегда горит – чтобы под таганком или на крюке в котелке разогреть по -скорому щи или… Печь мы у русских научились делать, а раньше в каждой избе открытый очаг каменный у входа был. Дым в дверь уходил, да в «окно» с задвижкой в крыше.После, как печи стали ставить, всё равно дымила наша печь-топилась по чёрному. Вместо трубы долблёную колоду пристраивали. Печь делали из самодельных глиняных кирпичей. Получалась она глинобитная, с покатыми стенками, неровными углами.
Ставили её на деревянное опечье.
Слайд 10 Внутри — сени. Снаружи — горница.
/скамья/
Слайд 11 Мужик, хозяин всем и за столом заправляет – Хлеб он режет, первым ложку в миску запускает. Как воду из щей выхлебаешь, старший по миске ложкой стукнет – можно и мяса кусок тащить. Liemi - суп, rokka – похлебка , тюря - из воды, соли, хлеба и подсолнечного масла на
обеденный стол всегда подаются. - Рыба в любом виде – тоже обычная еда, а овощи,
молочное или мясное не каждый день на столе.
Что пить будешь гость? Чай? Чай у нас из трав – зверобоя, малины, брусники, гриба чаги.
- А может квасу желаешь? А еда у нас проста, как и жизнь. Щи да каша, мясо да рыба, а пироги
– только по воскресеньям. В обычный день хозяйка ложки раздаёт, миски в центр стола ставит.
У нас говорят: «Лучший кусок – лошади да мужику».
Сушёная, вяленая репа, залитая водой в бочке, горячими камнями прижатая, бабушкой вороченная– вот тебе и репный квас. А коли гость чаю напился, чашку на блюдце вверх донышком ставить надобно, «passibo » говорить.
Слайд 12 На осине сижу, сквозь клёну гляжу, березу трясу…
/прялка/
Чем больше я верчусь, тем больше я толстею…
/прялка/
Слайд 13 Садись, гость, на скамейку, станем новостями делиться, для нас, карел, живая речь – что
птичья песня… Пока разговор ведется , меж пальцев льняная нить - вьется .
Карельская пряха – коренуха за свой век не одну хозяйку сменяет. - Лопасть у нее узкая,
как весло, узор на ней скромный, по-карельски сдержанный. Долгий путь льняная нить проделала, и еще впереди немалый предстоит. Лен – долгунец из земли бабы дергали , в воде
вымачивали, на стлищах расстилали. На броснухе бросали, трепалом трепали, мялкой мяли, щеткой чесали, мягкую кудель на прялицу привязывали, нить пряли, сучили, сновали, на
ткацком станке из неё полотно ткали. Недаром веретено и прялка для девочек –
первый и главный подарок, первая и главная работа до замужества.
Слайд 14 Изба держит балки, балки – кривулю,кривуля алмазные сани, алмазные сани – весь народ. /Люлька/
Слайд 15 Вроде как теплый комочек, золотой посошок Матти из люльки голосок подает ?
Так и есть. К люльке не подходи, на Матти не гляди, мы от чужого человека сглаза
опасаемся. Для того и лапоть рядом повесили. Tutti - рожок успокоит ребенка, материнский сарафан сон навеет, пока мама далеко .
Отцовский подарок – хвостик заячий развеселит нашего Матти. Пока руки заняты работой, привяжу нить к ноге, покачаю люльку, спою колыбельную…
Слайд 16 Красненький котик. По грядочке ходит, Крошечки ронет…
/лучина - светец/
Слайд 17 Надо бы пяло в руки взять, досюльный , бабушкин шов-стежок дальше вести, да
свету мало в избе. Березовая лучина (pare) на печи высушена, в светец просится. Где-то в зимовьях, в промысловых избушках наши охотники-рыбаки присальниках и жировиках снасти чинят, вяжут одной спицей носки, рукавицы.У нас дед свечи из овечьего жира катать мастер, затеплим и мы свечку. А вот и из печки дымком потянуло. В hiilo - загнетке - золовка огонь развела,на huahly – крюк - котелок подвешивает, будет похлебку варить, мужчин дожидаться,
появится в хозяйстве свежее sulgu - крыло для мазанья пирогов. От хозяина должно пахнуть ветром, а от хозяйки – дымом.
Слайд 18 Что-то из-под пола холодом подуло - зато в подполье тепло потечёт сквозь щели плах – половиц, для того в сильные морозы матушка даже домотканые половики – дорожки в угол сдвигает. Ящик у печи – не сундук, карелы его kozino называют, русские «каржина» зовут. Крышку поднимаешь – а там вход в подполье, к семейным припасам.
Слайд 19 Не бык, а бодает. Не ест, а еду хватает, что схватит – отдает, а сам в угол идет…
/Ухват/
Слайд 20 Ухват беременная баба по деревне носит – оберегает себя от худых слов, злых глаз.
Ложки и мутовки тоже не только в миски годятся – ложку сватам протягивают, если согласны дочь дома выдавать, а мутовку, как отказ дают.
Сито из конского волоса и муку просеет, и воду прольёт на девичью голову во время поднятия лемпи – привлекательности у девушки. А в квашню не заглядывай – в нашей квашне паук паутину развесил – закончилась мука в амбаре, не из чего тесто на пироги заводить. Даже перетёртая сосновая заболонь не помогла дотянуть до нового урожая.
Одна надежда на Мийхкали и Анти, на их заработки в извозе. Ведь даже миски-горшки глиняные, что на полках- надлавочницах расставлены за денюжки у каргополов да шелтозер куплены, вот и бережём от неловкой руки, загодя берестяной лентой обматываем. Там и бутылки – «четверти» стоят, и самовары праздничные.
По медной посуде, да покупным шалям судят о достатке дома. - Наша изба – и не бедна, и не богата, мы и тому рады.
Клюквой-простоквашей медь начистим... Торопится золовка , гремит чугунами – ухватами, боится не успеть к приходу мужчин.
Дед ругается, когда у печи шум стоит. В старом доме и кочерга уважения требует – она ведь и скот на первый выпас отправляет, и девушкам на святках гадать помогает, а связанная вместе с ухватом после ухода сватов из из избы обещает удачную совместную жизнь молодой семьи.
Слайд 21 Та одежа , которую мы каждый день носим – из льна, конопли и шерсти
девичьими да бабьими руками изготовлена – рубахи да юбки, порты, да опять рубахи. - Сарафаны и платья цветастые нас русские гости по праздникам носить приучили, а парней
– жилеты по городской моде. А только работать и удобнее и ловчее
в карельской юбке, в домашней рубашке. Юбки, рубахи в золе постираем – и опять
все как новое. Голова у женщин повойником, сорокой или чепцом покрыта; мужики в войлочных
шляпах, с косынками или шарфами на шее… А обувь на всю семью дед у нас мастерит – кожаные коты и сапоги по колодкам или берестяные лапти без счёту.
Слайд 22 Хозяйка с деревянным подойником в тёплый хлев к корове собиралась.
Золовка из стола - подкурятника из-под куры-несушки яйца достаёт, потянуло из печного загнетка похлёбкой. Останутся в сенях ушаты для воды да карельское коромысло.
По темным сеням привычному человеку идти не боязно – нога каждую половицу помнит, да и редкому гостю страшиться нечего – топор обухом к ходящим, острием к стене повернут; острая коса-горбуша надёжно на деревянный крюк повешена, да и её вместе с граблями - пора на сарай в дальний угол выносить до следующего лета.
Слайд 23 Спасибо за внимание