Картина В. В. Санакоева "Пётр I Великий" (попытка анализа)
В. В. Санакоев
Оглавление
1. Введение
2. Картина В. В. Санакоева «Пётр I Великий» (попытка анализа)
2.1. Очерк о Вадиме Санакоеве
2.2. Описание картины «Пётр I Великий»
2.3. Анализ картины «Пётр I Великий»
3. Заключение
4. Источники
5. Приложение
5.1 Приложение 1. Фотографии со встречи с потомками Витуса Беринга и Алексея Чирикова 15.09.2021
5.2 Приложение 2. В. В. Санакоев. Портреты исторических деятелей.
Введение
В 2022 году будет отмечаться юбилей со дня рождения Петра I – 350 лет (год рождения – 1672). Пётр I показывает нам хороший пример правителя, который умеет ставить грандиозные цели и достигать их, ведь в наше время есть немного людей, которые ставят глобальные цели, а если ставят, то их не достигают. В этом году можно отметить и юбилей со дня рождения Витуса Беринга – 340 лет (год рождения - 1681). Витус Беринг со своими помощниками совершил великие открытия.
Мне нравится живопись. В книге «Вадим Санакоев (живопись, публицистика, воспоминания)» я увидела картину «Пётр I Великий», на этой картине Пётр I и Витус Беринг объединены. Эта работа показалась мне интересной и, поскольку нигде не встречается рассказ об этой картине, то я решила рассказать о ней сама, провести исследование по ней и разобраться с тем, что этой картиной хотел показать Вадим Санакоев.
Цель – описать и проанализировать эту картину Вадима Санакоева.
Задачи:
1. Найти информацию, которая поможет разобраться в картине: интернет, книги;
2. Использовать материалы встречи с потомками В. Беринга, А. И. Чирикова (Беринг Марат Талгатович и Чириков Михаил Александрович), многолетней исследовательницей Камчатских экспедиций (Линд-Охотина Наталия) и автором этого проекта (Маматов Ильдар Юнусович); (См. Приложение 1)
2. Прочитать, проанализировать текст, отобрать нужную информацию;
3. Продумать собранный материал и оформить в одну работу;
4. Сделать выводы, подвести итоги.
Картина В. В. Санакоева «Пётр I Великий» (попытка анализа)
Очерк о В. В. Санакоеве
Вадим Владимирович Санакоев – талантливый, яркий художник. Родился в Южной Осетии в 1938 году, там же окончил Художественное училище. Служил на Северном флоте, поступил в Московский технологический институт, после его окончания преподавал в Московском художественном промышленном училище. Приехал на Камчатку в 1971 году. Первые три года являлся преподавателем музыкально-художественной школы в поселке Палана Корякского автономного округа, затем переехал в Петропавловск-Камчатский. Он сразу же влюбился в Северную Камчатку - Корякию, в аборигенов, в историю Камчатки и своё творчество посвятил этим темам. На картинах есть женщины и мужчины Севера, их праздники, быт, мысли и чувства. Много своих работ он посвятил ансамблю «Мэнго». Специальная серия его произведений написана о Караге. Его приглашали на Аляску, и темами его творчества стали аборигены Аляски. У Вадима Санакоева много портретов исторических российских деятелей, имена которых связаны с Камчаткой. Например: Витус Йонассен Беринг , Епископ Камчатский, Курильский и Алеутский Иннокентий , Василий Степанович Завойко , Иван Николаевич Изыльметьев , Александр и Дмитрий Максутовы , Георг Вильгельм Стеллер , Алексей Чириков . (См. Приложение 2). Также Вадим Санакоев написал книгу о жизни и творчестве знаменитого корякского художника Кирилла Килпалина.
В. В. Санакоев — член Союза художников России (1990), лауреат областной художественной премии имени К. В. Килпалина , имеет грамоты и дипломы окружного, областного и республиканского уровня. За исключительные заслуги художника в развитии культуры Камчатки, его первостепенную роль в создании уникальных полотен, портрет и биография Вадима Санакоева занесены в портретную галерею выдающихся личностей полуострова «Скрижали Камчатки» (1998 год). К сожалению, В. В. Санакоев не был отмечен государственными наградами, не имеет почетных званий, которые он, несомненно, заслужил.
Одной картиной В. Санакоева является картина «Петр I Великий». Многие художники для своих картин брали сюжеты из эпохи Петра Первого. Но картина В. Санакоева для нас особенная, поскольку она связана с историей Камчатки, с историей Дальнего Востока. А вот как – сейчас разберём.
Описание картины
Вначале посмотрим на картину. Это современная картина. Она написана не очень давно, в 1995 году. Принадлежит к историческому жанру, посвящена событиям XVIII века. Формат у этой картины круглый, с квадратной рамкой. Такие картины называют тондо. Я думаю, что художник решил сделать её круглой, потому что хотел сделать подобие глобуса, ведь там есть карта Дальнего Востока и части Северной Америки.
На картине видны мазки, и судя по ним, использовались не сильно густые, но и не сильно жидкие краски. Картина по гамме цветов - холодная, Она достаточно тёмная, тёмные тени придают выразительность этой картине, ярких пятен особо нет, преобладает синий цвет, ведь художник хотел сконцентрировать наше внимание на смысле картины. Почти вся картина выполнена в чёрном цвете, но также присутствует синий и голубой цвет. В основном чёрный цвет присутствует в нижней части картины. Переходя наверх, можно увидеть, что картина становится светлее и ярче. Важную роль в картине играет свет. В верхней части картины, посередине, есть небольшое пятно света. Свет на этой картине даёт какую-то умиротворённость, передавая это ощущение спокойствия и нам.
Особенность картины в её лаконичности. Картина не особо детализированная. Когда мы смотрим на картину, первым в глаза бросается Пётр I, который занимает на ней главное место, почти половину картины. Он стоит хотя и сбоку, но занимает передний план. Его Вадим Санакоев написал в парадном виде, чётко и правдоподобно. За Пётром I – Россия, он закрывает её европейскую часть. Кроме портрета Петра I на картине, в глубине есть другие детали: надпись «Берингов пролив», карта северо-восточной части России, Северный Ледовитый океан, Тихий океан, дальневосточные моря, часть Северной Америки. По сравнению с Петром северо-восточная часть мира кажется маленькой. Все элементы на картине сочетаются между собой, нет элементов, которые бы сильно выделялись. Есть граница между элементами, но в некоторых местах она нечёткая, и из-за этого создаётся такое ощущение, что северо-восточная часть уходит далеко на задний план. Этому способствует и переход света.
Картина кажется объёмной за счет Петра, который в первую очередь бросается в глаза, и контрастной надписи «Берингов пролив» на заднем фоне, которая хорошо его выделяет. Самого Витуса Беринга на картине нет, надпись «Берингов пролив» заставляет о нём вспомнить и о том, что он сделал.
Все эти элементы усиливают впечатление от этой картины.
Эта картина сильно отличается от других портретов исторических деятелей, написанных В. Санакоевым: другие картины у него – это обычные портреты, а это не просто портрет, а выразительная картина.
На мой взгляд, эта картина занимает важное место в творчестве В. Санакоева. Я думаю, причина написания состоит в желании запечатлеть значимость Петра в истории Дальнего Востока и Камчатки.
Анализ картины
Картина мне очень понравилась, её достаточно интересно разглядывать. Смотря на неё, тебе хочется разобраться, что на ней изображено. На этой картине нет сюжетности. Картина больше носит символический характер. Художник выбрал угол зрения, вровень с изображёнными объектами. Зритель вовлекается во взаимодействие с изображенным на картине, пытаясь разобраться, что здесь изображено. Мне кажется, что художник больше стремился не изобразить, а выразить. Что же он хотел выразить? Давайте разберёмся в двух ключевых элементах картины. Это Пётр I и надпись «Берингов пролив».
Пётр I Великий (1682 – 1725 гг.)
Историческая справка
Пётр I – последний российский царь с 1682 года, первый российский император с 1721 года. В истории России он занимает особое место. Именно Пётр окончательно преобразовал Московское царство в Российскую империю. Русь при нём стала Россией: многонациональной державой с выходами к Азовскому, Балтийскому морям.
В годы царствования Пётр I провел крупные реформы, направленные на преодоление отсталости России от передовых стран Запада. Преобразования коснулись всех сфер общественной жизни. Из своих ровесников Пётр I сформировал «потешные полки» – будущую императорскую гвардию, а потом и регулярную армию. Он создал русский флот, заменил подворное обложение крестьян подушным, издал указ о посессионных крестьянах, которых разрешалось приобретать владельцам мануфактур, позволил приписывать государственных и ясачных крестьян к казённым и частным заводам, построил новую столицу - Санкт-Петербург, Ладожский канал, создал новый орган управления – коллегии, уравнял поместья и вотчины, разделил страну на губернии, основал много новых предприятий – мануфактур и много школ. Табель о рангах (1722 год) позволил незнатным и небогатым людям занимать высокие государственные посты. В войне с Турцией он завоевал Азов, а Северная война со Швецией обеспечила выход России к Балтийскому морю. Он завёз в Россию коньки, тюльпаны, картофель. При нём появились первый курорт, первый музей, первая печатная газета, праздник - Новый год. Он изменил шрифт, одежду россиян, ввёл Ассамблеи. И ещё многое другое связано с Петром I.
При нём Камчатка вошла в состав России. В 1697 году Владимир Атласов поставил крест на реке Кануч, это и означало присоединение Камчатки к России. Пётр I заинтересовался Дальним Востоком и это привело к появлению у него новых планов. Гигантских. Он знал, что на Камчатке много пушнины и много «рыбьего зуба» (моржовых клыков), и это даст ему деньги для осуществления реформ, восстановления страны после Северной войны и строительства Санкт-Петербурга. Но это было ещё не всё. Он хотел пробраться в Америку и открыть новый путь до Индии с остановкой в гавани на Камчатке. Для этого нужно было узнать, есть ли пролив между Азией и Америкой. Необходимо было заводить в северной части Тихого океана морские суда, способные к дальним плаваниям.
Я нашла карты конца XVII и начала XVIII века. На первой карте голландского картографа Николауса Вишера я вижу, что многие места не исследованы: Северо-Восточная часть Америки и Северо-Восток России. Очертания многих материков не совпадают с современной картой.
Вторая карта была издана в Гражданской типографии В. О. Киприянова в 1713 году. На этой карте видно, что Северо-Восточная часть России более исследована, но Северо-Восточная часть Америки по прежнему осталась белым пятном.
Поэтому в 1724 году Петр I отдал указ о подготовке экспедиции на Тихий океан. Для её руководства нужен был опытный моряк, каким и оказался Витус Беринг. В начале 1725 года Петр I составил инструкцию Берингу.
Текст инструкции Петра I
1. «Надлежит на Камчатке или в другом таком месте заслать один или два бота с палубами.
2. На оных ботах [плыть] возле земли, которая идет на норд и по чаянию (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля часть Америки.
3. И для того искать, где оная сошлась с Америкою; и чтоб доехать до какого города европских владений, или, ежели увидять, какой корабль европский, проведать от него, как оный куст (берег) называют, и взять на письме и самим побывать на берегу
и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды» .
Камчатские экспедиции Витуса Беринга
Первая Камчатская экспедиция (1725 – 1730 гг.)
В экспедицию, кроме Беринга, были назначены морские офицеры Алексей Чириков, Мартын Шпанберг, геодезисты, штурманы, корабельных дел мастера. Всего в путешествие отправилось 34 человека.
Петербург покинули в феврале 1725 года. Путь лежал через Вологду, Иркутск. Якутск. Много недель и месяцев длился этот трудный поход. Лишь в конце 1726 года экспедиция достигла берегов Охотского моря, и изучили их.
Оттуда на построенном судне дошли до Большерецка, столь же тяжело добрались по суше до Нижне-Камчатска. В 1728 году на построенном в Нижне-Камчатске боте «Святой архангел Гавриил» Беринг прошёл от восточного побережья Камчатки до пролива, некогда открытого С. Дежнёвым. Непогода воспрепятствовала продолжению плавания, и мореплавателям пришлось возвратиться.
1 марта 1730 года Беринг, лейтенант Шпанберг и Чириков возвратились в Петербург. В «Санкт-Петербургских ведомостях» была опубликована корреспонденция о завершении Первой камчатской экспедиции Витуса Беринга.
Первая камчатская экспедиция внесла важнейший вклад в развитие географических представлений о северо-восточном побережье Азии, от Камчатки до северных берегов Чукотки.
Итоги: экспедиция впервые произвела инструментальную съёмку западного побережья моря, которому впоследствии будет присвоено его имя, на протяжении более чем 3500 км. Была составлена карта Северо-Восточной части.
Но сенату не понравилась эта экспедиция, они считали, что она была неполной, так как Беринг дошёл до пролива между Азией и Америкой, но не прошёл дальше, тем самым его не изучив до конца. Поэтому понадобилась вторая Камчатская экспедиция.
Вторая Камчатская экспедиция (1733—1743 гг.)
Главенствующее место в программе экспедиции, начальником которой был назначен Беринг, отводилось исследованию всего севера России от Печоры до Чукотки и составление его географического, геологического, ботанического, зоологического и этнографического описания. Кроме того, планировались морские походы к берегам Японии и Северной Америки. Особое значение придавалось исследованию Северного морского прохода из Архангельска в Тихий океан. Экспедицию отряда, которым руководил Витус Беринг, нередко называют непосредственно «Второй камчатской экспедицией». Перед этим отрядом ставилась задача отыскания пути в Северную Америку, островов в северной части Тихого океана.
В начале 1733 года из Петербурга выехали основные отряды экспедиции. В 1740 году было закончено строительство пакетботов «Святой апостол Пётр» и «Святой апостол Павел», на которых Витус Беринг и Алексей Чириков предприняли переход в Авачинскую гавань, на берегу которой заложили Петропавловскую гавань или Петропавловский порт. В 1741 году пакетботы «Святой апостол Пётр» и «Святой апостол Павел» направились к берегам Северной Америки. В самом начале плавания корабли потеряли друг друга и плавали раздельно. Но и Беринг и Чириков нашли американский берег и побывали на нём. На обратном пути Витус Беринг умер на одном острове в системе Командорских островов. Его спутники выстроили из обломков своего пакетбота новое судно и сумели доплыть до Камчатки. Позже на Камчатку вернулся и Алексей Чириков.
Так закончилась Вторая камчатская экспедиция, деятельность которой увенчалась великими открытиями и выдающимися научными достижениями.
Итоги: В результате деятельности Второй Камчатской экспедиции впервые была произведена опись отдельных участков побережья Северного Ледовитого океана, Камчатки, открыты и нанесены на карту Южные Курильские и частично Алеутские острова, доказано отсутствие наличия каких-либо земель между Камчаткой и Северной Америкой и подтверждено существование пролива между Азией и Америкой. Основана Петропавловская гавань. Был собран серьезный научный материал по этнографии, геологии, серьезно уточнены географические карты.
Вывод.
Все эти события стоят за картиной В. В. Санакоева «Пётр Первый Великий», картина напоминает нам о них и показывает нам величие Петра. Я думаю, что если бы Пётр I не решил в то время исследовать Дальний Восток и отправить на Камчатку экспедицию, то это сделали бы ещё не скоро, ведь по Северному морскому пути удалось пройти только в первой половине XX века. Не случайно Пётр I показан на картине очень большим и в парадном одеянии. Мне кажется, автор так донёс свой замысел до зрителя. При этом нам напомнили и о заслугах В. Беринга.
На мой взгляд, эта картина закончена, нет ощущения, что на ней присутствует что-то лишнее или чего-то не хватает. Было очень интересно разбираться, что именно здесь выражено. Так картина стала мне понятна. У этой картины большой смысл. Это произведение оказало на меня очень хорошее впечатление.
Я думаю, что эта картина достаточно значимая для нас, мы должны помнить об этих экспедициях, да и таких картин больше ни у кого нет.
Заключение
Я нашла информацию, которая помогла разобраться в картине В. В. Санакоева «Пётр I Великий»: биографию Вадима Санакоева, Петра I, Витуса Беринга, описание двух камчатских экспедиций, карты. Прочитала, проанализировала текст, отобрала нужную информацию. Описание и анализ картины сделала сама. Составила работу по собранному материалу и подвела итоги. Всей полноты решения задач нет, но я постаралась узнать и написать как можно больше. Цель, насколько смогла, я достигла.
Картина описана, составлен материал о событиях, изображённых на ней. На мой взгляд, получилась хорошая работа, которую могут прочесть разные люди, чтобы разобраться, что это за картина, что за художник, что на ней изображено и как это связано с Камчаткой.
Я постаралась сделать работу интересной, информативной, полезной для людей. Насколько это получилось – судите сами.
По картине я составила синквейн, который обобщает моё исследование по ней.
Синквейн
1. Картина В. В. Санакоева «Пётр I Великий»
2. Раскрывает, заинтересовывает, восхищает.
3. Историческая, значимая.
4. На картине В. В. Санакоев показывает связь Петра I с Камчаткой и со всем Дальним Востоком и его вклад в историю Дальнего Востока.
5. Гимн Петру I
Источники
1. Биография Петра I Алексеевича Романова
3. Валерий Кравченко «Вадим Санакоев. Живопись, публицистика, воспоминания» Петропавловск-Камчатский, «Камчатпресс», 2013.
4. Великая Северная экспедиция
5. «Заветные миры Вадима Санакоева» (Фоторепортаж)
7. Камчатские экспедиции Витуса Беринга
10. Пётр I
11.Презентация альбома «Вадим Санакоев»
12. Санакоев Вадим Владимирович (биография)
13. В. Д. Сергеев. Страницы истории Камчатки. Петропавловск-Камчатский. «Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение», 1992 год.
15. Старая карта мира конца XVII века
16.Ушёл из жизни один из самых интересных художников Камчатки Вадим Санакоев
Приложение
Приложение 1. Фотографии со встречи с потомками Витуса Беринга и Алексея Чирикова 15.09.2021.
Приложение 2. В. В. Санакоев. Портреты исторических деятелей
Домашева Татьяна Васильевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Волкова Надежда Павловна
Огаркова Елена Александровна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Воропаева Лилия Алексеевна