Картотека подвижных игр, средняя группа.

0
0
Материал опубликован 5 December

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ


1. Найди свой цвет (ходьба, бег).

В начале года можно играть также, как и во второй младшей группе. Когда дети хорошо усвоят игру, воспитатель предлагает им во время «прогулки» остановиться, закрыть глаза. В это время воспитатель переставляет флажки. По слову «домой» дети открывают глаза, находят флажок и бегут к нему. Воспитатель отмечает, какая группа собралась быстрее.


2. Найди себе пару (ходьба, бег).

Для игры нужно приготовить флажки по количеству участников. Половина флажков одного цвета, остальные – другого цвета. Каждый ребенок получает один флажок. По сигналу воспитателя (например, удар в бубен) дети разбегаются по площадке. По другому сигналу (например, два удара в бубен или на слова «найди пару») дети, имеющие одинаковые флажки, становятся рядом.

В игре должно принимать участие нечетное число детей, чтобы один остался без пары. Обращаясь к нему, все играющие говорят:

Ваня, Ваня, не зевай,

Быстро пару выбирай.

Затем по удару в бубен дети опять разбегаются по площадке, и игра повторяется.

Методические указания: Во время бега дети должны держать свои флажки поднятыми вверх.


3. Цветные автомобили (ходьба, бег).

Дети размещаются по краю площадки. Они – автомобили. Каждому из играющих дается флажок какого-либо цвета (по желанию) или цветной круг, кольцо. Воспитатель стоит лицом к играющим в центре площадки. Он держит в руке три цветных флажка.

воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета. Все дети, имеющие флажки такого цвета, бегут по площадке (в любом направлении); на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются и направляются каждый в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.

Воспитатель может поднимать один, два или все три флажка вместе, тогда все автомобили выезжают из своих гаражей.

Если дети не видят, что флажок опущен, воспитатель дополняет зрительный сигнал словесным: «Автомобили (называет цвет) остановились».

Воспитатель может заменить цветовой сигнал словесным (например, «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращаются домой»).









4. Трамвай (ходьба, бег).

Дети стоят вдоль стороны площадки в колонне парами, держа друг друга за руку. Свободными руками они держаться за шнур, концы которого связаны (один ребенок держится правой, другой – левой рукой). Воспитатель находится в одном из углов площадки и держит в руке три цветных флажка – желтый, зеленый, красный. Воспитатель поднимает флажок зеленого цвета – дети бегут – трамвай двигается. Добежав до воспитателя, дети смотрят, не сменился ли цвет флажка если поднят зеленый флажок, движение трамвая продолжается; если появился желтый или красный флажок, дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый цвет.

Методические указания: если желающих играть много, можно устроить остановку, на которой сидят дети и ждут прибытия трамвая. Когда трамвай подъезжает к остановке, он замедляет ход и останавливается, одни пассажиры выходят из трамвая, а другие – входят. Воспитатель поднимает зеленый флажок: «Поехали».

Если детям более знаком автобус или троллейбус, можно трамвай заменить другим видом транспорта.









5. У медведя во бору…(ходьба, бег).

На одном конце площадки проводится черта. Это опушка леса. За чертой на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположном конце площадки обозначается линией дом детей.

Воспитатель назначает одного из играющих медведем. Остальные играющие – дети, они находятся дома.

Воспитатель говорит: «Идите гулять». Дети направляются к опушке леса, собирая грибы и ягоды, т.е. имитируя соответствующие движения (наклон и выпрямление корпуса), и одновременно произнося стихи:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

Когда играющие произносят слово «рычит», медведь с рычанием встает, а дети бегут домой. Медведь старается их поймать (коснуться). Пойманного медведь отводит к себе. Дети возобновляют сбор грибов и ягод.

После того, как медведь поймает двух-трех играющих, назначается или выбирается новый медведь, и игра повторяется.








6. Пробеги тихо (ходьба, бег).

Дети делятся на группы по 5-6 человек. Они стоят за чертой на одной стороне площадки. Выбирается водящий, он сидит посередине площадки и закрывает глаза. По сигналу воспитателя одна группа бежит мимо водящего на противоположный конец площадки до условленного места. Дети должны пробежать бесшумно. Если водящий услышит шум шагов, он говорит: «Стой», - и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, ведущий показывает туда, откуда слышится шум. Если он указал правильно, дети отходят на свои места и снова бегут. Так поочередно пробегают все группы.

Выигрывает та группа. которую не услышал водящий. При повторении игры водящий меняется.

Методические указания: эту игру лучше проводить в помещении, когда дети в тапочках или в другой легкой обуви, и им удобнее бежать на носочках. Кроме того, на участке бесшумно бежать трудно: шуршит песок, листья и пр.












7. Самолеты (ходьба, бег).

Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя: «К полету готовься!» - дети делают движения руками – заводят мотор. «Летите!» - говорит педагог. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную в разных направлениях по площадке.

По сигналу воспитателя: «На посадку!» - самолеты находят свои места и приземляются: строятся на колонны и опускаются на одно колено.

Методические указания: воспитатель отмечает, какая колонна построилась быстрее. Ведущими колонн надо назначать первое время более активных детей. Следует обращать внимание на легкость бега детей.
















8. Лошадки (ходьба, бег).

Дети становятся парами: один – лошадка, другой – возчик. Для игры даются вожжи или дети держаться за поясок.

♪❘♫♩♪❘♫♪ Поехали, поехали

♪❘♫♩♪❘♫♪ С орехами, с орехами

♩♫♩♪ К дедке по репку,

♪❘♩♩♩ По пареньку,

♪❘♩♩♩ По сладеньку,

♫❘♩♩♩ По горбатеньку.

С окончанием текста дети продолжают бежать в том же ритме под приговаривание воспитателя «гоп, гоп …» или прищелкивают языком до тех пор, пока воспитатель не скажет «Тпру-у…» При повторении игры дети меняются ролями. После того, как все освоятся с игрой, воспитатель предлагает во время бега высоко поднимать колени.

Методические указания: начинать следует игру с одной парой, постепенно увеличивая число участников до 3-4 пар.











9. Зайцы и волк (прыжки).

одного из играющих выбирают волком. Остальные дети изображают зайцев.

На одной стороне площадки зайцы устраивают себе домики (чертят кружочки). В начале игры зайцы стоят в своих домиках, волк – на другом конце площадки – в овраге.

Воспитатель говорит:

Зайки скачут, скок, скок, скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают –

Не идет ли волк.

зайцы выпрыгивают из домиков и разбегаются по площадке. Они то прыгают на двух ногах, то присаживаются, щиплют травку и оглядываются, не идет ли волк. Когда воспитатель произносит последнее слово, волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать (коснуться). Зайцы убегают каждый в свой домик. Пойманных зайцев волк отводит в овраг.

Как только волк уходит, воспитатель повторяет текст стихотворения, и игра возобновляется. После того, как поймано 2-3 зайца, выбирается другой волк.

Методические указания: надо следит за тем, чтобы дети не делали домики близко один от другого.






10. Воробышки и автомобиль (прыжки).

Границы площадки очерчиваются или отмечаются флажками. На одном конце площадки размещаются на стульях или скамейке воробышки. На другом конце обозначается место для автомобиля (гараж).

«Воробышки вылетают из гнезда», - говорит воспитатель, дети спрыгивают со скамеек (высота их – 10-15 см), начинают бегать в разных направлениях, подняв руки в стороны, прыгают на двух ногах.

Раздается гудок и появляется автомобиль (назначенный ребенок). Воробышки пугаются и улетают в гнезда (при этом каждый занимает свое место-гнездо). автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется с другим автомобилем.

Методические указания: детям, изображающим в игре автомобиль, можно дать руль. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не убегали за границы площадки. В игру можно ввести «клевание зернышек». Воспитатель говорит: «Птички захотели есть и стали клевать зерна». При этих словах дети присаживаются на корточки и стучат пальцами о пол.


11. Перепрыгнем через ручеек (прыжки).

На площадке рисуется ручеек, с одного конца узкий, а дальше все шире и шире (от 10 до 40 см).

Группе детей предлагается перепрыгивать через ручеек вначале там, где он узкий, затем там, где он пошире, и, наконец, в самом широком месте.



12. Огуречик, огуречик…(прыжки).

На одном конце площадки – воспитатель (ловишка), на другом – дети. Дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик:

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают на свои места, а воспитатель их догоняет.


13. Лиса в курятнике (прыжки).

На одной стороне площадки очерчивается курятник (размер его зависит от числа играющих). В курятнике на насесте (на скамейках) сидят куры. на противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор.

Один из играющих назначается лисой, остальные – куры. По сигналу воспитателя куры спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу воспитателя «Лиса!» - куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные куры снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется.

Игра кончается, когда лиса поймает 2-3 кур. Можно повторить с другой лисой.




14. Птички и кошка (прыжки).

Воспитатель чертит на участке большой круг. Дети встают по кругу с внешней стороны. Одного ребенка назначают кошкой, он становится в центре круга; остальные дети – птички.

Кошка засыпает (закрывает глаза), а птички впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна.

Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг. Пойманных птичек кошка отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их.

Игра повторяется с другой кошкой.




















15. Охотники и зайцы (метание).

На одной стороне площадки очерчивается место для охотника. на другой стороне обозначаются кружками места зайцев. В каждом кружке находится по 2-3 зайца.

Охотник обходит площадку, как бы разыскивая следы зайцев, а затем возвращается к себе.

Воспитатель говорит: «Выбежали на полянку зайцы», Зайцы выбегают из своих кружков и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову воспитателя «Охотник!» зайцы останавливаются, поворачиваются к охотнику спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот заяц, в которого охотник попал мячом считается подстреленным, и охотник уводит его к себе.

После трехкратного повторения игры производится подсчет подстреленных зайцев, выбирается другой охотник, и игра продолжается.


16. Накинь кольцо (метание).

Игра заключается в набрасывании колец на различные забавные фигурки, например, слона с поднятым хоботом, гуся с вытянутой шеей, зайчика с поднятой лапой и т.п.

На расстоянии 1,5-2 м от фигуры проводится черта – граница, с которой дети бросают кольцо. Воспитатель показывает, как надо встать, как держать кольцо в горизонтальном положении, как его бросать (от себя), чтобы оно оставалось в этом положении во время полета Методические указания: у детей это получается не сразу, поэтому предварительно нужно побросать кольцо вместе с ребенком, направляя движение его руки.

17. Мяч через веревку (сетку) (метание).

Между стойками натягивается веревка или сетка на уровне груди ребенка.

По обе стороны от веревки (сетки) на расстоянии 1 м от нее проводятся линии. Группы детей (по 4-6 человек с каждой стороны) становятся на линии друг против друга.

Один из детей, стоящий крайним, получает мяч. По сигналу воспитателя «Начинай!» - он бросает мяч через сетку ребенку, стоящему напротив. Тот, поймав мяч, перебрасывает его стоящему рядом и т.д. Когда мяч дойдет до последнего игрока, воспитатель отмечает, какие ошибки были у одной и другой группы играющих. При повторении игру начинает другая группа.


Вариант игры. Все дети одной из групп получают мячи и перебрасывают их стоящим напротив.














18. Кролики (лазанье).

На одной стороне площадки рисуются кружки – клетки кроликов. Перед ними ставятся стульчики, к которым вертикально привязывают обручи. На противоположной стороне ставится стул – дом сторожа, на котором сидит воспитатель. Между домом и клетками кроликов – луг. Дети маленькими группами, по 3-4 человека, становятся в кружки.

«Кролики сидят в клетках», - говорит воспитатель, дети присаживаются на корточки. Воспитатель, выполняющий роль сторожа, поочередно подходит к клеткам и выпускает кроликов со словами: «Погуляйте, поешьте травки». Кролики пролезают в обручи и начинают бегать и прыгать.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Бегите в клетки», Кролики бегут домой, и каждый возвращается в свою клетку, пролезая через обруч.

Кролики до тех пор находятся в клетке, пока сторож снова не выпустит их.












19. Котята и щенята (лазанье).

Игру можно проводит в комнате, где есть гимнастическая стенка, или на участке.

Играющих делят на две группы. Дети одной группы изображают котят, дети другой группы – щенят. Котята находятся около гимнастической стенки; щенята – на другой стороне площадки (в будках за скамейками, за лесенкой, поставленной на ребро).

Воспитатель предлагает котятам побегать легко, мягко. На слова воспитателя: «Щенята!» - вторая группа детей перелезает через скамейки. Они на четвереньках бегут за котятами и лают. Котята, мяукая, быстро влезают на гимнастическую стенку. Воспитатель в это время находится рядом.

Щенята возвращаются в свои домики. После двух-трех повторений дети меняются ролями, и игра продолжается.














20. Найди флажок (с разнообразными движениями).

Дети сидят вдоль стены комнаты или по одной стороне площадки. Воспитатель показывает детям флажок и говорит, что его он спрячет. Затем воспитатель предлагает детям встать и отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, воспитатель прячет флажок, а затем говорит: «Пора». Дети начинают искать спрятанный флажок. Кто первый его найдет, тот получает право прятать его при повторении игры.

Методические указания: флажок надо спрятать так, чтобы дети его сразу не нашли. Но если дети долго не могут найти флажок, воспитатель подходит к месту, где он спрятан, и предлагает детям поискать там. Когда флажок прячет ребенок, ему нужно помочь подыскать соответствующее место. Флажок можно заменить другим предметом.

21. Из-за леса, из-за гор… (с разнообразными движениями).

♫♫♫♩ Из-за леса, из-за гор Воспитатель, как бы натя-

♫♫♫♩ Едет дедушка Егор: гивая вожжи, шагает высо-

♩♫♩♪ Сам на лошадке, ко поднимая колени: «Так

♪❘♩♫♩♪Жена на коровке, шагает лошадка у дедуш-

♫♫♩♪ Дети на телятках, ки Егора». Дети идут за

♫♫♩♪ Внуки на козлятках педагогом свободной

группой.

Гоп, гоп, гоп, гоп…

По слову «Тпру-у» все останавливаются.


22. Подарки (с разнообразными движениями).

Взявшись за руки, дети образуют хоровод. Выбирается водящий, он становится в середину хоровода, остальные идут по кругу в правую сторону и говорят:

Принесли мы всем подарки,
Кто захочет, тот возьмет.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.

С окончанием слов дети останавливаются, а водящий называет, какой из перечисленных подарков он желает получить. Если он назовет коня, дети изображают, как скачет конь: бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая ноги, руки вытянуты вперед, корпус слегка отклонен назад; если куклу – пляшут на месте лицом к центру круга на любую плясовую мелодию; если волчок – кружатся на месте, потом присаживаются, слегка наклонившись набок, как волчок; если самолет – подражают полету и приземлению самолета: раздвинув руки в стороны, бегут плавно друг за другом по кругу, раздвинув руки в стороны. Когда стоящий в кругу скажет: «Стоп», замедляют ход и плавным движением приземляются на корточки.

Изображая ту или иную игрушку, дети говорят:

Скачет конь наш, чок, чок, чок,

Слышен топот быстрых ног.


Кукла, кукла, попляши,
Красной лентой помаши.


Вот как кружится волчок,

Пожужжал и на бок лег.


Самолет летит, летит,

Летчик смелый в нем сидит.

Стоящий в кругу ребенок выбирает какую-нибудь игрушку – одного из участников игры. Тот, кого выбрали, идет на середину круга, и игра начинается снова.


23. Где постучали? (с разнообразными движениями).

Дети садятся на стульчики, расставленные по кругу. Выбирается водящий. Он выходит на середину круга, ему завязывают глаза. Остальные дети должны сидеть абсолютно тихо. Воспитатель обходит бесшумно круг позади детей, останавливается возле кого-либо из сидящих и стучит палочкой о спинку стула, а затем прячет палочку за его спиной, чтобы ее не было видно. Потом она тихо отходит в сторону и говорит: «Пора». Стоящий в кругу должен отгадать, где постучали, подойти к тому, у кого спрятана палочка. Отгадав правильно, водящий садится на место того ребенка, у которого была палочка, а тот становится водящим.

Если же водящий ошибся, то игра повторяется с ним же. Надо попросить детей сидеть тише, чтобы не мешать ему слушать. Если он не отгадает во второй раз, выбирается другой водящий, а игра продолжается.

Методические указания: под косынку, которой завязывают глаза, надо каждый раз подкладывать кусочек белой бумаги или вместо повязки надевать водящему бумажный колпак.

24. Где купался, Иванушка… (с разнообразными движениями).

Дети садятся на скамейку. Выбирается водящий – Иванушка. Он отходит в сторону, остальные играющие складывают ладони чашечкой и кладут их на колени. У воспитателя в ладонях, сложенных вместе, небольшой камешек.

Водящий встает к игрокам спиной. Дети хором произносят слова:

-Где купался, Иванушка?

-Среди белого камушка.

Белый камень у меня, у меня,

Говорите на меня, на меня…(последние 2 строки повторяются 2 раза)

В это время воспитатель поочередно касается сложенными ладонями всех детей и одному из них незаметно опускает камешек. С окончанием текста все ладошки должны быть закрыты. Иванушка поворачивается к играющим и старается отгадать, у кого камешек.

Если отгадает, садится на место ребенка, у которого был камешек, а тот становится Иванушкой. Если не отгадает, - водит еще раз. Не отгадав на следующий раз, садится на конец скамейки, а Иванушка выбирается вновь.

Методические указания: когда дети хорошо усвоят игру, они ее организуют самостоятельно, выбирая ведущего и Иванушку с помощью считалки.




25. Сидит, сидит зайка …(с разнообразными движениями).

У стены на корточках сидит зайка. Охотники (10-12 человек) расположились группой у противоположной стены. Участвующие в игре дети говорят:

♫♫❘♩♩ Сидит, сидит зайка Зайка поворачивает голо-

ву из стороны в сторону

и замирает прислушива-

♫♫❘♩♩ Сидит зайка серый ясь.

♫❘♩♫❘♩ Под кустом, под кустом.

♫♫❘♩♩ Охотнички едут, Охотнички скачут гало-

пом по кругу и задержи-

♫♫❘♩♩ Едут, скачут в поле ваются на том месте, где

их застанет речь зайки.

♫♩♫❘♩ Во пустом, во пустом.

♫♫♫❘♫ «Вы, охотнички, Говорит один зайка,

скачите, стоя во весь рост и

♫♫♫❘♫ На мой хвостик слегка пружиня ноги в

поглядите: коленях. На последние

строки делает прыжок,

♫❘♩ Я не ваш, еще прыжок и еще пры-

♫❘♩ Я ушел!» жок, поворачиваясь

спиной к охотникам.

Затем зайка убегает. Охотники ловят его, окружая сцепленными руками.





26. Теремок (хороводная игра) (с разнообразными движениями).

Играющих может быть любое число, но не меньше 6 человек. дети договариваются, кто будет мышка, лягушка, заяц, лисичка, волк и медведь. Всех животных может быть по нескольку, только медведь – ловишка должен быть один (он выбирается с помощью считалки). Все играющие берутся за руки, идут по кругу и говорят или поют:


Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок,

Вот по полю, по полю мышка бежит,

У дверей остановилась и стучит.


Все дети-мышки вбегают в круг и говорят:


Кто, кто в теремочке живет,

Кто, кто в невысоком живет?


Никто не отвечает, они остаются в кругу. Остальные дети снова идут по кругу (теперь в другую сторону) и снова говорят те же слова, но вместо мышки называют лягушку.

Каждый раз названные дети вбегают в круг и спрашивают:


Кто, кто в теремочке живет,

Кто, кто в невысоком живет?


Им отвечают все, стоящие внутри круга:


Я – мышка-норушка..

Я – лягушка-квакушка… и т.д.

А ты кто?


Услышав соответствующий ответ, говорят: «Иди к нам жить».

Остается один медведь. Он ходит вокруг собравшихся вместе животных и на их вопрос: «А ты кто?» - говорит: «А я мишка – всех ловишка».

По окончании его слов все бегут в условное место, и медведь их ловит. Пойманным детям медведь сам говорит, кто из них кем будет при повторении игры; остальные роли распределяются по желанию.

Медведь выбирается тем же порядком, и игра продолжается.

Методические указания: участникам игры хорошо надеть соответствующие шапочки-маски.












27. Мозаики (на развитие мышц кисти рук и пальцев).

Плоскостные и объемные мозаики, помимо воспитания у детей чувства цвета, умения красиво сочетать цвета в узоре, строить узоры в определенном ритме, способствуют развитию мелких мышц руки, а также ловкости пальцев.


27. Лучинки (на развитие мышц кисти рук и пальцев).

Для игры дается набор лучинок (30-40 штук длиной 10-15 см, окрашенных в три-четыре цвета).

Группе детей (3-4 ребенка), сидящих за столом, воспитатель показывает, какие узоры можно выложить из лучинок. Дети берут из коробки лучинки и выкладывают узоры по образцу воспитателя. Затем воспитатель предлагает детям самим придумать, что можно выложить из лучинок; напоминает, какого цвета лучинки лучше использовать.

После того, как дети научатся выкладывать узоры, к имеющемуся набору добавляются лучинки разных размеров – от 5 до 15 см, по нескольку штук каждого. Воспитатель предлагает детям выкладывать и несложные сюжеты, например, дом с забором, дерево и т.д.



























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.