Киберпространство для детей и родителей: «да» взаимопониманию или «нет» доверительным отношениям
Киберпространство для детей и родителей: «да» взаимопониманию или «нет» доверительным отношениям? Кузнецова О. А., социальный педагог МБОУ Калачеевская СОШ №1
Интернет становится важной и неотъемлемой частью любого человека. С каждым годом нарастает время пребывания детей и их родителей в киберпространстве. Виртуального общения становится больше реального, новости извлекаются из лент в социальных сетях, онлайн-игры заменяют подвижные игры на свежем воздухе, «домашку» списывают не из тетради соседа по парте, а из ГДЗ. Интернет становится важной и неотъемлемой частью любого человека. С каждым годом нарастает время пребывания детей и их родителей в киберпространстве. Виртуального общения становится больше реального, новости извлекаются из лент в социальных сетях, онлайн-игры заменяют подвижные игры на свежем воздухе, «домашку» списывают не из тетради соседа по парте, а из ГДЗ. Даже ругаются люди в чатах и мессенджерах!
Всемирная сеть становится местом и пространством для взаимодействия детей и их родителей (законных представителей). Всемирная сеть становится местом и пространством для взаимодействия детей и их родителей (законных представителей). Что объединяет представителей разных поколений в сети Интернет? И что нарушает доверительные отношения между детьми и их родителями?
По данным проведенного в нашей школе исследования, подавляющая часть подростков (98%) каждый день или практически каждый день выходить в Интернет. По данным проведенного в нашей школе исследования, подавляющая часть подростков (98%) каждый день или практически каждый день выходить в Интернет. Для выхода в просторы Интернета подростки пользуются преимущественно смартфонами (45% мальчиков и около 58 % девочек). Это позволяет быстро персонализироваться в сети Интернет.
Около трети опрошенных мальчиков и девочек обеспечены собственными компьютерами или ноутбуками, у 12% мальчиков и 15% девочек есть доступ к домашнему компьютеру или ноутбуку. Около 12% девочек 16-17 лет пользуются общественным компьютером (диаграмма 1). Около трети опрошенных мальчиков и девочек обеспечены собственными компьютерами или ноутбуками, у 12% мальчиков и 15% девочек есть доступ к домашнему компьютеру или ноутбуку. Около 12% девочек 16-17 лет пользуются общественным компьютером (диаграмма 1). Диаграмма 1. Какими устройствами ты пользуешься для выхода в Интернет?
По данным анкетирования, в основном подростки научились пользоваться Интернетом самостоятельно, о чем утверждает 45% мальчиков и 38% девочек, почти 13% в этом помогли братья и сестры (диаграмма 2). Как видно, дети не осознают роль родителей в освоении ими киберпространства. По данным анкетирования, в основном подростки научились пользоваться Интернетом самостоятельно, о чем утверждает 45% мальчиков и 38% девочек, почти 13% в этом помогли братья и сестры (диаграмма 2). Как видно, дети не осознают роль родителей в освоении ими киберпространства. Диаграмма 2. Как ты научился пользоваться Интернетом?
К сожалению, киберпространство не столь безобидно, его могут использовать с целью пропаганды суицида и насилия, ПАВ для дальнейшего распространения среди несовершеннолетних, мошеннических действий и т.д. К сожалению, киберпространство не столь безобидно, его могут использовать с целью пропаганды суицида и насилия, ПАВ для дальнейшего распространения среди несовершеннолетних, мошеннических действий и т.д. В ходе анкетирование было выявлено, что подростки часто сталкиваются в цифровом пространстве с различными негативными явлениями. Это и информация, фото или видео с насилием, жестокостью и убийствами (с ней сталкивались 14% мальчиков и 16% девочек), пропаганда наркотиков, алкоголя, табакокурения (16% мальчиков и 11% девочек), сексуальные изображения (12,6% мальчиков и 6,3% девочек), оскорбления, унижения, преследование, обиды (15,6% мальчиков и 20% девочек). Против 6% респондентов была использована персональная информация, которая была размещена о них же в социальных сетях. Не утешительно, но факт: около 14% опрошенных сталкивались с пропагандой самоубийства в Интернете (диаграмма 3).
Диаграмма 3. С чем из перечисленного ты сталкивался(лась) в Интернете за последний год? Диаграмма 3. С чем из перечисленного ты сталкивался(лась) в Интернете за последний год?
К сожалению, треть подростков не осведомлены, чем занимаются их родители в сети Интернет. Родители не хотят этого, скрывают свои увлечения от детей или между разными поколениями нет доверительных отношений?... К сожалению, треть подростков не осведомлены, чем занимаются их родители в сети Интернет. Родители не хотят этого, скрывают свои увлечения от детей или между разными поколениями нет доверительных отношений?... При этом и сами родители не всегда осведомлены деятельностью детей в Интернете. 11% респондентов утверждают, что родители совсем не курсе того, чем занимается их ребенок в Интернете, и 20% родителей владеют такой информацией в малой степени; около 30% родителей информированы частично и 26% - в большой степени (диаграмма 4).
Диаграмма 4. Как ты думаешь, в какой степени твои родители в курсе того, что ты делаешь в интернете? Диаграмма 4. Как ты думаешь, в какой степени твои родители в курсе того, что ты делаешь в интернете?
Как известно, общие дела, как и общие проблемы, объединяют людей, даже представителей разных поколений. В трудную ситуацию хочется услышать слова поддержки, напутствия, совет и ощутить реальную помощь. 52% мальчиков и 16% девочек в ходе анкетирования утверждают, что родители не знают о проблемах, с которыми сталкивался их ребенок в Интернете. Что же делали родители в случае осведомленности о проблеме? В таком случае 9,4% родителей ставили на компьютер фильтры или программу родительского контроля, 16% - помогали решить проблему и 12,5% - объясняли, как поступить (диаграмма 5). Как известно, общие дела, как и общие проблемы, объединяют людей, даже представителей разных поколений. В трудную ситуацию хочется услышать слова поддержки, напутствия, совет и ощутить реальную помощь. 52% мальчиков и 16% девочек в ходе анкетирования утверждают, что родители не знают о проблемах, с которыми сталкивался их ребенок в Интернете. Что же делали родители в случае осведомленности о проблеме? В таком случае 9,4% родителей ставили на компьютер фильтры или программу родительского контроля, 16% - помогали решить проблему и 12,5% - объясняли, как поступить (диаграмма 5).
Диаграмма 5. Знали ли твои родители, что ты сталкивался с этими проблемами, и если да, что они делали в этой ситуации? Диаграмма 5. Знали ли твои родители, что ты сталкивался с этими проблемами, и если да, что они делали в этой ситуации?
Родительский контроль поведения подростков в сети Интернет можно разделить на две направляющих: ограничение и контроль, совет и совместное обучение. 44% подростков были ограничены родителями во времени пребывания в Интернете; 19% подросткам запрещали пользоваться Интернетом, почти за 10% подростков родители следили, как сайты посещает их ребенок. Около 6% подростков утверждают, что родители устанавливали программу для ограничения Интернета (диаграмма 6). Родительский контроль поведения подростков в сети Интернет можно разделить на две направляющих: ограничение и контроль, совет и совместное обучение. 44% подростков были ограничены родителями во времени пребывания в Интернете; 19% подросткам запрещали пользоваться Интернетом, почти за 10% подростков родители следили, как сайты посещает их ребенок. Около 6% подростков утверждают, что родители устанавливали программу для ограничения Интернета (диаграмма 6).
Диаграмма 6. Что из перечисленного когда-либо делали твои родители? Диаграмма 6. Что из перечисленного когда-либо делали твои родители?
Многие подростки констатируют, что родители добавляли своего ребенка в «друзья» в социальных сетях (19% мальчиков и 25% девочек). Родители говорили с 17% мальчиков и 22% девочек о том, что дети делают в Интернете. По ответам респондентов, лишь треть родителей вместе с ребенком что-то делали в Интернете. А учили ребенка, как себя вести в глобальной сети и того меньше – почти 27% (диаграмма 7). Многие подростки констатируют, что родители добавляли своего ребенка в «друзья» в социальных сетях (19% мальчиков и 25% девочек). Родители говорили с 17% мальчиков и 22% девочек о том, что дети делают в Интернете. По ответам респондентов, лишь треть родителей вместе с ребенком что-то делали в Интернете. А учили ребенка, как себя вести в глобальной сети и того меньше – почти 27% (диаграмма 7).
Диаграмма 7. Что из перечисленного когда-либо делали твои родители? (продолжение). Диаграмма 7. Что из перечисленного когда-либо делали твои родители? (продолжение).
Что бы хотели дети изменить в поведении родителей? 16% мальчиков и 11% девочек хотели бы, что родители вообще не вмешивались в их виртуальную жизнь, около 3% респондентов- чтобы проявляли меньше интереса. 4,7% мальчиков и 11% девочек хотели, чтобы родители помогали ребенку, когда у него возникают трудности в Интернете. 47,% мальчиков хотелось, чтобы родители проявляли больше интереса к тому, что ребенок делает в Интернете, а 3.2% девочек – чтобы родители учили более эффективно пользоваться Интернетом (диаграмма 8). Что бы хотели дети изменить в поведении родителей? 16% мальчиков и 11% девочек хотели бы, что родители вообще не вмешивались в их виртуальную жизнь, около 3% респондентов- чтобы проявляли меньше интереса. 4,7% мальчиков и 11% девочек хотели, чтобы родители помогали ребенку, когда у него возникают трудности в Интернете. 47,% мальчиков хотелось, чтобы родители проявляли больше интереса к тому, что ребенок делает в Интернете, а 3.2% девочек – чтобы родители учили более эффективно пользоваться Интернетом (диаграмма 8).
Диаграмма 8. Хотела(л) бы ты, чтобы твои родители как-то изменили своё поведение в отношении того, как ты пользуешься Интернетом? Хотел(а) бы, чтобы они … Диаграмма 8. Хотела(л) бы ты, чтобы твои родители как-то изменили своё поведение в отношении того, как ты пользуешься Интернетом? Хотел(а) бы, чтобы они …
Иными словами, киберпространство как основная составляющая (достаточно важная) часть современной жизни создает новую платформу для взаимодействия представителей разных поколений, налаживания конструктивных взаимоотношений между детьми и их родителями. Иными словами, киберпространство как основная составляющая (достаточно важная) часть современной жизни создает новую платформу для взаимодействия представителей разных поколений, налаживания конструктивных взаимоотношений между детьми и их родителями. Однако можно с уверенностью утверждать, что пользуются возможностями цифровой среды далеко немногие.