12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана Серова21
Россия, Москва, Москва

УДК 373.064.2

Серова Светлана Николаевна,

доцент кафедры Педагогического образования,

АНО ВО «Российский новый университет», Москва

Svetlana N. Serova,
associate Professor of the Department of Pedagogical Education,
ANO VO "Russian New University", Moscow


boronina_74@mail.ru



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГА И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В условиях гуманизации образования актуализируется активный поиск путей повышения эффективности воспитания, оказания помощи подрастающему поколению в выборе жизненных ценностей, социально позитивной установки на основе гармонизации отношений педагога и обучающихся, взаимного доверия, поддержки и принятия ребенка. В статье отмечается, что особая роль в оптимизации доверительных отношений в диаде «учитель - ученик» принадлежит периоду обучения в начальной школе.


Ключевые слова: воспитание, доверительные отношения, младший школьник, педагог, начальная школа, жизненные ценности, гармонизация, позитивная установка, педагогические условия.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF A TRUSTING RELATIONSHIP BETWEEN A TEACHER AND YOUNGER SCHOOLCHILDREN


In the conditions of humanization of education, an active search for ways to increase the effectiveness of education, to help the younger generation in choosing life values, socially positive attitudes based on the harmonization of relations between the teacher and students, mutual trust, support and acceptance of the child is actualized. The article notes that a special role in optimizing trusting relationships in the teacher-student dyad belongs to the period of primary school education.


Keywords: upbringing, trusting relationships, junior high school student, teacher, primary school, life values, harmonization, positive attitude, pedagogical conditions.


Перед российским образованием стоит сегодня очень важная задача, помочь каждому человеку не только овладеть современными знаниями, но и сформировать потребность в постоянном развитии и готовность к непрерывному обучению на протяжении всей жизни, найти новые пути для саморазвития. В условиях оптимизации педагогического процесса, происходят изменения в содержании образования, разрабатываются новые педагогические технологии, осуществляется переход от традиционного к личностно-ориентированному и дифференцированному обучению, но при этом наблюдается рост числа детей, испытывающих трудности в обучении. Практика показывает, что чаще всего, это происходит из-за высокого уровня тревожности ребенка, заниженной самооценки, неудовлетворенности результатами в учебной деятельности. Этому также способствуют не выстроенные отношения между учителем и учениками, что чаще всего приводит к социальной дезадаптации последних. Современные учителя обратили внимание на данную проблемы, и все активней стали использовать ресурсы доверительных отношений между субъектами педагогического процесса.

Проблема построения доверительных отношений исследуется Н.А. Бердяевым, И.А. Ильиным, Н.К. Рерихом, В.С. Соловьевым, С.Л. Франком и др. В работах данных философов ценностный аспект доверия включается в этическое понимание веры, нравственного долга, «христианского откровения».

В зарубежных исследованиях К. Роджерса, Э. Эриксона и в работах отечественных ученых Е.П. Ильина, В.Н. Мясищева, Т.П. Скрипкиной отмечается, что доверительные отношения между людьми – это основной путь развития социальных норм сотрудничества. «Доверие выступает условием целостного взаимодействия с миром», и степень доверия детей к миру, к окружающим людям и к себе пропорциональна заботе, проявляемой педагогом к ребенку [7; 11].

В трудах Л.И. Божович, И.Ю. Кулагиной, Н.С. Лейтес, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона подчеркивается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования внутренней направленности, приобщения к общечеловеческим ценностям, оценки нравственных поступков людей, формирования доверительных отношений с педагогом [11]. Это возрастной период, по мнению ученых, очень важен в развитии младшего школьника, так как это период «впитывания», искренней заинтересованности и склонности к подражанию.

В исследованиях Е.В. Бондаревской, Б.Т. Лихачева, В.Я. Лыковой, В.Г. Маралова, В.В. Серикова, В.А. Ситарова, А.П. Сманцера, И.С. Якиманской подчеркивается важность личностно-ориентированного педагогического взаимодействия, построенного на принципах гуманизма, ненасилия, сотрудничества, доверия, терпимости, бережного отношения к ребенку [12].

В работах мастеров педагогики Ш.А. Амонашвили, Я. Корчака В.А. Сластенина, Л.С. Подымовой просматривается стремление к гармонизации отношений «учитель-ученик» на основе доверительного диалога, взаимопонимания [9].

В современной науке педагогическая сущность доверия и доверительных отношений еще до конца не раскрыты. Возможно, это связано с трудностями, вызванными отсутствием критериев для оценки степени доверия и доверительных отношений, сложностью и многофакторностью процесса их становления [5].

Под доверительными отношениями младших школьников к учителю начальных классов понимают субъективно переживаемые избирательные связи младшего школьника с учителем, обеспечивающие принятие значимой для ребенка информации, способствующие повышению доверия к себе и преодолению барьеров психологической защиты личности, основанные на проявлении доверия как позитивного отношения к происходящему, себе и другим людям. Критериями для оценки уровней проявления доверительных отношений младших школьников выступают: наличие осознанных представлений о доверительных отношениях; степень проявления гуманных чувств, ориентация на приоритет доброжелательных отношений; реализация доверительных отношений во взаимодействии с педагогом; степень развития рефлексии [8].

Формирование доверительных отношений к учителю начальных классов базируется на трех основных принципах: открытости, сотрудничества и ценностного отношения.

Принцип открытости, впервые сформулированный К. Роджерсом, предполагает позитивную открытость педагога по отношению к детям и самому себе, а также детей по отношению к педагогу [4]. В основе позитивной открытости к другим людям, особенно к детям, лежит любовь. Любовь к детям - это не просто положительное эмоциональное отношение к ним, считает В.А. Ситаров, но и специфическая деятельность по усилению личностного начала в каждом ребенке [6, с. 100]. Любовь к детям позволяет педагогу увидеть положительное в ребенке и посредством доверительных отношений с ним усилить личностные проявления, развить способность к самоопределению и саморазвитию. Результатом действенной любви педагога является «… эмоционально насыщенное положительное переживание совместных позитивных изменений, происходящих в личности воспитателя и в личности ребенка, как особой ценности, преобразующей индивидуальный смысл для каждой взаимодействующей стороны» [6, с. 101]. Открытость педагога по отношению к детям и самому себе базируется на способности педагога к децентрации, реализации рефлексивного способа взаимодействия с младшими школьниками, развитости у него перцептивных и эмпатийных качеств [10]. Открытость детей по отношению к педагогу предполагает отсутствие у них страхов и механизмов психологической защиты в совместной деятельности, наличие возможности обратиться за помощью и получить ее, желание вступать в доверительное взаимодействие с педагогом [3].

Необходимо отметить, что присутствие тесных межличностных отношений выступает одной из идей педагогического стимулирования и выработки внутренней мотивации школьников в педагогике сотрудничества. Открытость в отношениях между субъектами педагогического процесса является необходимым условием реализации принципа сотрудничества [10]. Основой для построения таких отношений становится диалог. Общение через диалог подразумевает совместный поиск общих позиций, взаимную дополняемость позиций участников общения, соотнесение которых и является целью диалога. Отсутствие диалога может стать основной причиной расхождения в отношениях педагога и обучающегося, стать причиной неуверенности, снижения активности, сотрудничества и самостоятельности мышления.

В основе принципа ценностного отношения лежит принятие педагогом доверия ребенка как высшей ценности педагогического взаимодействия с младшими школьниками. Под ценностями в педагогике понимают идеалы, обращенные в нравственные ориентиры воспитания и обучения (истина, добро, личность, свобода, любовь, творчество, доверие и т.п.). Ценности как предпочтения (или отвержения) идеалов обусловлены проявлением чувств и принимаются сознанием. Они являются жизненными и профессиональными ориентирами педагога и во многом определяют способы его поведения [3, с. 34; 4]. Таким образом, ценностное отношение к ребенку, к его личностному и познавательному росту обеспечивает педагогическую поддержку и помощь каждому воспитаннику в его творческом росте и саморазвитии, формировании доверительных отношений к учителю начальных классов [12].

В завершении отметим, что понимание педагогом необходимости формирования доверительных отношений младших школьников сможет в большей степени повлиять на результаты педагогической деятельности, снизить уровень тревожности ребенка, смягчить проявление кризиса самооценки, тем самым облегчить переход к новым общественным отношениям, которыми характеризуется окончание младшего школьного возраста.

Литература

1. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. – Ростов н/Д: Учитель, 1999.

2. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса / В.А. Караковский. – М.: Новая школа, 1993.

3. Куницына В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001.

4. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Р. Роджерс; пер. с англ.; общ. ред. Е.И. Исениной. – М.: Прогресс, Универс. – 1994. – 317 с.

5. Симонова Т.Р. Формирование доверительных отношений педагога и младших школьников в учреждении дополнительного образования: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01; Смол. гос. ун-т.- Смоленск, 2012.

6. Ситаров В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе / В.А. Ситаров, В.Г. Маралов. – М.: Академия, 2000.

7. Скрипкина Т.Л. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ). Ростов н/Д, 1997. С. 66 - 84.

8. Скрябина Л.C. Проблема доверительных взаимоотношений в системе «учитель - ученик» в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения // Проблемы научного обеспечения модернизации российского образования: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2002. - С. 191- 192.
9. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. – М.: Магистр, 1997.

10. Тарантей Л.М. Педагогика доверия: теоретико-методический аспект : монография / Л. М. Тарантей. – Гродно : ГрГУ, 2014.

11. Эриксон Э., Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 106 -116.

12. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 1996.

Literature

1. Bondarevskaya E.V. Pedagogy: personality in humanistic theories and systems of education: studies. manual / E.V. Bondarevskaya, S.V. Kulnevich. - Rostov n/A: Teacher, 1999.

2. Karakovsky V.A. To become a man. Universal values are the basis of a holistic educational process / V.A. Karakovsky. - M.: New School, 1993.

3. Kunitsyna V.N. Interpersonal communication: textbook for universities / V.N. Kunitsyna, N.V. Kazarinova, V.M. Pogolsha. - St. Petersburg: Peter, 2001.

4. Rogers K.R. A look at psychotherapy. The formation of a man / K.R. Rogers; trans. from English; general ed. by E.I. Isenina. - M.: Progress, University - 1994– - 317 p.

5. Simonova T.R. Formation of trusting relations between a teacher and younger schoolchildren in an institution of additional education: dissertation... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01; Small State University.- Smolensk, 2012.

6. Sitarov V.A. Pedagogy and psychology of nonviolence in the educational process / V.A. Sitarov, V.G. Maralov. - M.: Academy, 2000.

7. Skripkina T.L. Psychology of trust (theoretical and empirical analysis). Rostov n/A, 1997. pp. 66-84.

8. Scriabina L.C. The problem of trusting relationships in the "teacher - student" system in the process of teaching and educating the younger generation // Problems of scientific support for the modernization of Russian education: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference - Tula: Publishing House of the Tula State Pedagogical University. L.N. Tolstoy University, 2002. - pp. 191- 192.

9. Slastenin V.A. Pedagogy: innovative activity / V.A. Slastenin, L.S. Podymova. - M.: Master, 1997.

10. Tarantey L.M. Pedagogy of trust: theoretical and methodological aspect : monograph / L. M. Tarantey. - Grodno : GrSU, 2014.

11. Erikson E, Identity: youth and crisis. M., 1996. pp. 106 -116.

12. Yakimanskaya I.S. Personality-oriented education in a modern school / I.S. Yakimanskaya. - M.: September, 1996.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.